Программа надпредметного курса "Мир деятельности"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Программа надпредметного курса "Мир деятельности" для 5-6 классов. Срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_mir_deyatelnosti_5-6_kl._minushkina_t.v.docx | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия г. Болхова»
Рассмотрена на «Утверждаю»
Заседании МО учителей Директор
филологического цикла МБОУ «Гимназия г. Болхова»
протокол № ___ ________________ Баева О. В
от ________________ Приказ № _____ от _________________
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
Педагогическим советом гимназии
протокол № ___ от ______________.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
надпредметного курса
«Мир деятельности»
(5-6 класс)
Составитель: Минушкина Т.В.,
учитель русского языка и литературы
2015 г.
Пояснительная записка
В современном обществе перед каждым педагогом и перед школой в целом стоит проблема формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условия безопасности, успешной самореализации и самовыражения каждого ученика.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, а с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня появились новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия г. Болхова».
- Устав МБОУ «Гимназия г. Болхова».
Цель программы:
формирование умения учиться на основе освоения универсальных учебных действий; теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Курс, основанный на технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, помогает ученикам:
- учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания и умения;
- не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;
- развивать навыки слаженной работы в группах; развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;
- учиться более увлеченно и результативно.
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Технология проведения уроков реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации и включает в себя следующие шаги.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.
С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
3) фиксирование учащимися своих индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) уточнить, какую конкретную задачу решали, то есть место затруднения;
2) выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – назвать те знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.
8. Включение в систему знаний.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Задачи надпредметного курса:
- Расширить представления учащихся об универсальных учебных действиях;
- Познакомить с основными правилами работы с информацией;
- Познакомить с разными типами работы с текстом, игровыми технологиями;
- Научить работать в парах и группах, взаимодействовать с разных позиций (автор, понимающий, критик);
- Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
- Научить публично представлять результаты работы;
- Формировать универсальные учебные действия.
Общая характеристика кружка
Факультатив «Мир деятельности» носит практическую направленность, предполагает освоение учащимися основ формирования универсальных учебных действий, способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.
Содержание курса составляют сведения о различных видах работы с текстом, игровых технологиях, работе с разными источниками информации, что позволяет учащимся уже на начальном этапе овладевать необходимыми навыками по формированию универсальных учебных действий. В содержание программы внеурочной деятельности включены основные моменты учебной деятельности детей (целеполагание, анализ затруднений, работа с информацией, рефлексия). Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Основными методами обучения являются: словесно-иллюстративные методы, практические, наблюдение, сравнение, анализ и др.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные занятия, диалог, дискуссия, выступление, презентация и т.д.
Место данного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 2 года обучения (первый год - 34 часа, 1 час в неделю; второй год – 17 часов, 0,5 часа в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности»
Основные требования к метапредметным результатам учащихся:
Знать основную цель и результат учебной деятельности.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать правила поведения «автора», «понимающего» и «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.
Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.
Уметь строить диалог со сверстниками.
Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.
Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
Тематическое планирование надпредметного курса
«Мир деятельности»
Первый год(5 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Учиться… А что это значит? | 1 | 1 | |
2 | Личностные качества ученика | 1 | 1 | |
3 | Затруднение – мой помощник в учении. | 1 | 1 | |
4 | Ставлю цель. | 1 | 1 | |
5 | Работаем вместе. | 10 | 3 | 7 |
6 | Информация. | 6 | 2 | 4 |
7 | Работа с текстом. | 6 | 2 | 4 |
8 | Игровые технологии. | 6 | 2 | 4 |
9 | Рефлексия | 1 | 1 | |
10 | Итоговое обобщение | 1 | 1 | |
Итого: | 34ч. |
Второй год(6 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Ценности нашей жизни. Творчество и созидание | 1 | 1 | |
2 | Диагностика | 0,5 | 0,5 | |
3 | Работаем вместе: организатор | 1 | 1 | |
4 | Работаем вместе: арбитр | 1 | 1 | |
5 | Учимся дружно. Команда (командная работа) | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Учимся дружно. Как не вступать в конфликт | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Исследование как метод познания | 2 | 1 | 1 |
8 | Проекты и их реализация в учебной деятельности | 2 | 1 | 1 |
9 | Работа с текстом | 3 | 1 | 2 |
10 | Информация. Представление информации | 2 | 1 | 1 |
11 | Аналогия | 1 | 1 | |
12 | Диагностика | 0,5 | ||
13 | Итоговое обобщение | 1 | 1 | |
Итого: | 17ч. |
Содержание программы надпредметного курса «Мир деятельности»
Первый год (5 класс)
Тема 1. Учиться… А что это значит?
Знание, как общемировая ценность. Учитель и ученик. Мотивация в учебной деятельности. Самомотивация как значимая составляющая успеха учебной деятельности.
Тема 2. Личностные качества ученика.
Активность в учебной деятельности. Терпение в учебной деятельности. Честность в учебной деятельности. Доброжелательность. Вера в себя. Целеустремленность. Самокритичность. Ответственность. Уважение и терпимость к другим. Сотрудничество.
Тема 3. Затруднение – мой помощник в учении.
Что такое затруднение? Причина затруднения. Типы фиксации индивидуального затруднения. Как найти выход?
Тема 4. Ставлю цель.
Представление о цели в учебной деятельности. Алгоритм постановки цели. Не бывает цели без решения конкретных задач.
Тема 5. Работаем вместе.
Работа в парах (Чтение. Суммирование прочитанного в парах). Работа в группах (Кластер, карта ума, сводная таблица, «Зигзаг», «Идеал», «Фишбон»). Слушаю и слышу. Я – автор, я – понимающий, я – критик. Что такое диалог? Что такое дискуссия. Как не вступать в конфликт.
Тема 6. Информация.
Что такое информация. Поиск информации. Представление информации. Компьютерная обработка информации. Этические нормы работы с информацией.
Тема 7. Работа с текстом.
Кластер. «Бортовой журнал». Двучастный дневник. «Кольца Вена». «Мышление под прямым углом». «Фишбон», «Ключевые слова». «Плюс – Минус – Интересно». Разметка текста «INSERT».
Тема 8. Игровые технологии.
Можно ли учиться и играть? Игра "Часики". Игра «Барометр». Игра «Крестики – нолики».
Тема 9. Рефлексия.
«Экран рефлексии». «Шесть шляп мышления». «Шесть фигур мышления». «Гайд-парк». «Кольца Вена». «Плюс-минус-интересно». «Знаю – Хочу узнать – Узнал».
Тема 10. Итоговое обобщение.
Второй год (6 класс)
Тема 1. Ценности нашей жизни. Творчество и созидание
Ценностные ориентиры ученика. Ориентация на позитивное мышление. Творчество и созидание.
Тема 2. Диагностика
Диагностика сформированных умений.
Тема 3. Работаем вместе: организатор.
Структура коммуникации: организатор.
Тема 4. Работаем вместе: арбитр.
Новая роль в структуре коммуникации: арбитр.
Тема 5. Учимся дружно. Команда (командная работа)
Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Команда.
Тема 6. Учимся дружно. Как не вступать в конфликт.
Как правильно вести дискуссию. Как выйти из конфликтной ситуации.
Тема 7. Исследование как метод познания
Что такое исследование. Как правильно вести исследование.
Тема 8. Проекты и их реализация в учебной деятельности.
Что такое проект. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Тема 9. Работа с текстом
Работа с текстами. Конспектирование. Форматирование текста.
Тема 10. Информация. Представление информации.
Поиск и представление информации. Модели-помощники. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы. Презентации.
Тема 11. Аналогия.
Что такое аналогия. Аналогия в учебной деятельности.
Тема 12. Диагностика.
Диагностика сформированных умений.
Тема 13. Итоговое обобщение.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.
3. Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Издательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 94.
4. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...». Всю нормативную базу можно скачать на сайтеwww.sch2000.ru.
5. Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб.: «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования». – М. С. 50–51.
6. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006.
7. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
8. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
9. Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). – М.: «Агро-Вестник», АМБ-агро, 2000.
10. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.
11. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
12. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения “Школа 2000...” / Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
13. Гусева Е.А. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб.: «Школа 2000…». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Приложение к выпуску № 5. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность
Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...