Программа по дополнительному музыкально-эстетическому обучению "Вдохновение". Автор Макеева И.Н.
рабочая программа на тему
Программа студии "Вдохновение" интегрирует триспособа музыкального освоение действительности: вокально-хоровую работу, музыку и движение, сольное пение. Она напрямую связана с базисным учебным планом и ориентирована на совершенствование музыкального обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dop.muz_._obr.vdohnovenie.makeeva.i.n.doc | 80 КБ |
formy_provedeniya_kontrolya_2_k._vhodnaya.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа музыкальной творческой студии «Вдохновение» МБОУ СШ №66 на первый год обучения для учащихся 10-12 лет образовательной области «Музыкальное искусство» вызвана к жизни необходимостью увеличения количества часов на развитие музыкально-эстетического восприятия и творческих способностей школьников непосредственно в процессе практической деятельности.
Данная программа имеет следующие классификационные характеристики:
- по содержанию деятельности – музыкально-эстетическая;
- по степени развития – познавательная;
- по степени профессионализма – специализированная;
- по уровню самостоятельности обучения-творчески ориентированная;
- по формам и методам деятельности – учебная;
- по срокам реализации – долгосрочная;
- по объему изменений – адаптированная, авторская;
- по степени сложности – комплексная;
- по масштабу действий педагога и учащихся – учрежденческая.
Представляемая программа базируется на материалах, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации в образовательной области «Музыкально-эстетическое воспитание» для средней школы, учебное образовательно–игровое пособие по творчеству для учащихся «Азбука музыкально-творческого самообразования» Е.И.Юдиной.
Образовательно-игровой материал расположен в системе, складывающейся из 5 смыслообразующих блоков:
- Творческая деятельность (речевая, пластическая, театральная, музыкальная).
- Творческое самообучение танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, дирижированию.
- Импровизации (вокальная, инструментальная, пластическая).
- Усвоение общих художественных закономерностей через адекватную, творческую деятельность.
- Усвоение понятия музыкального искусства через адекватную творческую деятельность.
Приобщение ребенка к искусству осуществлять только через игру. Игра -
побудитель детского творчества. Первый учебный образовательно-игровой курс музыкальной творческой студии «Вдохновение» предусматривает разнообразные способы организации учебной деятельности детей: это самостоятельная домашняя работа по предмету, выполнение определенных творческих заданий по указанию учителя. Программа курса выстроена по дидактическому правилу « От простого к сложному».
Основными задачами программы являются:
- формирование у учащихся художественно-творческой активности;
- овладение языком музыкального искусства посредством формирования заданий, умений и навыков;
- раскрыть таланты, вовлечь учащихся в художественно-творческую, эвристическую, продуктивно-эстетическую деятельность.
Программа ориентирована на социально-нравственные аспекты, как при восприятии явлений искусства, так и в собственных оригинальных опытах.
Программа перекликается с очень важной в настоящее время темой – региональный компонент. В своих стихах и песнях дети рассказывают о своей любви к родному городу, природе, о замечательных людях нашего края.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены: беседы «Музыка и мы», встречи с интересными людьми города (поэты, авторы и исполнители), концертная деятельность учащихся.
В основу программы положены:
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать искусство;
- тематический принцип планирования учебного материала, что учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- система межпредметных связей, что позволяет прочувствовать практическую направленность занятий музыкальным искусством, их связью с жизнью;
- соблюдение преемственности в занятиях от младшего возраста к среднему и старшему;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности и т.д.
Для реализации данной программы созданы материально-технические условия в СШ № 66, на базе которой проводятся занятия: кабинет № 11, оснащенный ТСО, ИКТ, музыкальные инструменты.
Программа адаптирована к базисному плану по музыкальному искусству, учитывает уровень знаний учащихся, предусматривает связь с базовыми предметами, текущий и итоговый контроль в виде конкурсов, концертов учащихся.
Программный материал создает условия для творческого развития личности учащихся, из способностей и талантов.
Рекомендуемый возраст учащихся-10-12 лет на первый год обучения, 11-13 лет на второй год обучения и 12-14 лет на третий год обучения. Таким образом, программа рассчитана на три года обучения.
Программа учитывает возрастные особенности детей и рассчитана как на средний уровень развитости школьников, так и на особо одаренных ребят, учитывает интересы и склонности обучающихся.
В программе выделено три способа музыкального освоения действительности: вокально-хоровая работа, музыка и движение, сольное пение.
Данная программа реализуется на занятиях группы из 18 человек 10 часов в неделю.
В программе возможна входная и итоговая диагностика умений, навыков и развития способностей.
Ф.И. | Показатель в баллах | На начало учебного года | На конец года |
В процессе освоения данной программы учащиеся должны научиться сольфеджировать.
Данная программа представляет серию оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность в спектре композиторской, хореографической, вокальной, инструментально-исполнительской, режиссерской, актерской. Раскрывается синтез речи, движения и музыки. От ощущения выразительности речи ее интонации, темпа, ритма с одной стороны, и пластики, эмоциональной окрашенности движения с другой – ребенок поднимается до осознания звуковысотности, сочинения простых ритмов, мелодий, танцевальных пластических композиций.
Освоению музыкально-эстетических явлений помогает специально разработанная двигательно-изобразительная наглядность, сопряженная с моторикой ребенка. Такой вид наглядности включает в себя, во-первых, соотношение качества звучания с графической моделью (штрихи, крещендо, диминуэндо, звуковысотность, правильное распределение дыхания в певческой фразе, основы дирижерского жеста, понятие сильной и слабой доли). Во-вторых, связь характера музыки с характером танцевального движения, помощь при пропевании высокого, среднего и низкого звуков различной позицией руки, графическая и нотная запись.
Программа музыкальной творческой студии «Вдохновение» предусматривает интеграцию разных видов искусств, межпредметные связи, стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – все это включается в поток детского творчества.
Тематический план.
Раздел | Наименование темы | Всего | Комбинированные | Сводные | Групповые | Индивидуальные | Резервное время | Генеральная репетиция | Концерт |
1. | Введение | 2 | |||||||
2. | « В гостях у Семинотика» (сольф.) | 118 | 10 | 54 | 32 | 10 | 10 | 10 | |
3. | Пластика. | 75 | 75 | ||||||
4. | «Я -творец!» (Музыцирование и аранжировка). | 45 | 20 | 25 | |||||
5. | «Я – солист!» | 120 | 10 | 74 | 10 | 10 | 10 | ||
ИТОГО: | 360 | 20 | 129 | 52 | 99 | 20 | 20 | 20 |
Учебно-тематический план работы студии «Вдохновение».
№ занятия | Тема занятия | Сводные | Группо- вые | Инди- вид. | Кон- церт | Всего |
1 | Введение | 2 | 2 | |||
2 | Проверка певческого голоса | 3 | 3 | |||
3-5 | «Семь чудес радуги» вок.хор.работа | 6 | 6 | 12 | ||
6-7 | Понятие о ритме стихов, речи, музыки. Координация движения с ритмом. | 4 | 4 | |||
8-12 | Штрихи: легато,нон-легато, стаккато. Вок.хор. работа. | 6 | 6 | |||
13-16 | Нотная и графическая запись. Сольфеджио. Ролевая игра «По следам Семинотика». | 6 | 6 | |||
17-20 | Динамика: крещендо, диминуэндо, форте, пиано. Вок.хор. работа | 4 | 4 | |||
21-25 | Координация движений в связи с ритмом, штрихами, высотностью. Пластические и танцевальные импровизации. | 12 | 12 | |||
26-27 | «Семинотик заболел». Ладовое чувство. Минор. | 5 | 5 | 4 | 14 | |
28-29 | «Семинотик веселится». Мажор. Вок.хор.работа | |||||
30-31 | Темп. Вок.хор.работа. Дикция. | 11 | ||||
32-34 | «Я люблю петь чисто». Вок.хор.работа «Я-солист!» Вок.работа Резервное время Доля времени и длительности в песне. Ролевая игра «Семинотик угощает яблоком». Такт. Двухдольный размер. Дирижирование и сольфеджирование. Вок.хор.работа «Я люблю петь чисто». Вок.хор.работа «Я - творец!» Детское творчество: вокальное, инструментальное, пластическое, поэтическое. Генеральные репетиции. Концертные выступления | 9 25 25 25 20 | 46 | 96 20 | 9 96 20 25 25 25 46 20 20 | |
Итого за год | 149 | 52 | 99 | 20 | 360 |
Резервное время:
20 часов
Генеральные репетиции:
20 часов
Содержательная часть программы.
Пение – основной вид музыкальной деятельности учащихся.
Задачи музыкального развития учащихся:
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- формировать музыкально-эстетический вкус учащихся;
- понимание роли музыкального искусства в жизни человека;
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование музыкальной творческой активности:
- через активное пение закреплять у учащихся интерес к музыке, развивать музыкальные способности;
- в процессе пения обучать музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке;
- познание жанровой основы песни;
- развитие творческой инициативы учащихся в самостоятельных поисках певческой интонации и пластической импровизации.
Формирование музыкальных знаний. Умений и навыков. Учащиеся должны:
- петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне до – до , до - ми , брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню:
- правильно передавать мелодию. Петь меццо форте и пиано, овладеть техникой крещендо и диминуэндо, петь в разных темпах самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента и без музыкального сопровождения;
- отличать на слух правильное и неправильное исполнение товарищей.
Развитие музыкального слуха и голоса:
- совершенствовать умение чисто интонировать постепенное и скачкообразное движение (вверх и вниз);
- умение показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков;
- расширение певческого диапазона;
- способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот;
- прочное усвоение разнообразных и интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы;
- умение петь легато, нон-легато, стаккато;
- совершенствовать кантеленность вокального исполнения;
- развитие у учащихся музыкальной памяти;
Усвоение певческих навыков:
- учащиеся должны следить за чистотой интонации;
- петь легко, без форсирования звука, с четкой дикцией;
- правильно формировать при пении гласные;
- пропевать окончание фраз;
- вырабатывать привычку слушать ( и слышать) себя и товарищей;
- выученные песни петь хором, небольшим ансамблем, по одному;
- умение петь под фонограмму;
- развивать творческую активность в процессе коллективных занятий, инициативу, самостоятельность в поисках нужной певческой интонации;
- совершенствовать внутренний слух, ладотональное чувство, умение применить свой первый опыт определения жанра музыкального произведения при собственном «сочинительстве»;
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию концертных программ;
- умение держаться на сцене, передача музыкального образа и характера песни.
В разделе «В гостях у Семинотика» учащиеся знакомятся с музыкальной грамотой: нотная и графическая запись, сольфеджио, развитие голосового аппарата и т.д. Освоение материала идет через игру. Есть веселый человечек Семинотик, который создает интересную ситуацию для учащихся (это «следы» Семинотика на доске в виде нотной записи, загадки и т.д.) Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ученик старается точно передать мелодию и текст, и главное, то настроение, которое несет в себе данная песня или музыкальное упражнение. А если что-то не получилось, , то Семинотик все поймет, и все простит, поможет учащимся приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения. Занятия комбинированные, сводные.
В разделе «Пластика» учащиеся развивают координацию движений в связи с ритмом, штрихами, звуковысотностью. Пластические и танцевальные импровизации формируют осанку, умение держаться и двигаться на сцене. Занятия свободные.
Раздел «Я - творец!» предусмотрен для особо одаренных учащихся, пробующих сочинять стихи, музыку, аранжирующих музыкальный материал на синтезаторе, исполняющих свои авторские песни и т.д. Занятия индивидуальные или групповые.
Раздел «Я – солист!» - индивидуальная работа над развитием певческих данных, над сценическим, индивидуальным имиджем юного солиста. В этом разделе раскрывается синтез речи, движения и музыки. Вырабатывается умение петь под фонограмму с микрофоном. Подбор танцевальных, пластических движений под музыкальный материал и т.д.
Программа предусматривает подготовку ребят в создании, оформлении и проведении концертных программ как формы итогового творческого отчета за время работы в студии по разделам курса.
Резервное время, предусмотренное программой курса. Дает возможность вводить по ходу обучения дополнительные творческие занятия, исходя из личных увлечений и желаний школьников.
Предварительный просмотр:
Формы проведения контроля.
Аналитико-диагностический блок дополнительной образовательной программы включает в себя:
- диагностику обученности (сформированность знаний, умений, навыков по профилю программы);
- диагностику обучаемости (креативный потенциал ребенка);
- текущую диагностику;
- специальную диагностику (социально-психолого-педагогическую).
Диагностика обученности (сформированности знаний, умений, навыков по профилю данной программы) проводится три раза в год:
1 – входная диагностика (сентябрь-октябрь);
2 – промежуточная диагностика (декабрь-январь);
3 – итоговая диагностика (апрель-май).
Критерии оценивания развития способностей обучающихся:
1-й год обучения.
1. Уровень развития эмоционально-эстетического восприятия прекрасного.
2. Начальный уровень знаний музыкально-эстетического искусства.
3. Практические умения и навыки вокального музыкального искусства.
2-й год обучения.
1. Устойчивое эмоционально-эстетическое восприятие прекрасного, художественно-творческая активность.
2. Уровень овладения языком музыкального искусства, нравственно-оценочного отношения к действительности.
3. Практические умения и навыки в музыкально-эстетическом искусстве и продуктивно-творческой деятельности.
3-й год обучения.
1. Осознанное устойчивое эмоционально-эстетическое восприятие прекрасного.
2. Освоение уровня знаний музыкального искусства в соответствии с программой третьего года обучения.
3. Практические умения и навыки в их творческом применении в области музыкально-эстетического искусства и концертной деятельности.
Результаты диагностики записываются в таблицу и оцениваются по 3-бальной системе:
3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень.
№ | Критерии Ф.И. | Эмоционально-эстетическое восприятие прекрасного | Знание музыкально-эстетического искусства и муз. языка | Практические умения и навыки в музыкально- эстетич. и продуктивно-творческой деятельности | Ито-го (сум-ма бал-лов) | ||||||
Вход-ная | Проме-жут. | Итого-вая | Вход-ная | Проме-жут. | Итого-вая | Вход-ная | Проме-жут. | Итого-вая | |||
В соответствии с критериями можно выделить три уровня овладения программными знаниями, умениями и навыками:
1 уровень – высокий 8-9 баллов
2 уровень – средний 5-7 баллов
3 уровень – низкий 1-4 балла.
Ожидаемые результаты.
К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками, предусмотренными программой. Представить своё вокальное творчество в конце учебного года на суд зрителей и жюри, защитить диплом.
Обучающиеся должны проявить:
- знания корней музыкального искусства;
- знания музыкального языка, интонации, темпа, ритма, осознания звуковысотности, сочинения простых ритмов, мелодий, стихов, пластических композиций, правильное распределение дыхания в певческой фразе, основы дирижерского жеста, понятие сильной и слабой доли, графическая нотная запись, сольфеджирование;
- выражать свое личное понимание музыкально-эстетического искусства;
- интерес к содержательному смыслу художественно-творческой, эвристической, продуктивно-эстетической деятельности;
- быть ориентированными на социально-нравственные аспекты, как при восприятии явлений музыкального искусства, так и в собственных оригинальных опытах;
- понимание связи музыкального искусства с жизнью и преобразующей силы воздействия музыки на окружающий мир;
- художественный вкус, фантазию при разработке различных музыкальных проектов и концертных программ;
- художественно-творческая активность, интеграция разных видов искусств (стихотворчество, художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа);
- понимание социокультурной роли каждого человека в жизни общества.
1) Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся.
Цель проведения диагностики: выяснить уровень знаний и умений детей в процессе обучения.
Различают три вида диагностики:
- Входящая;
- Текущая;
- Итоговая .
Формы проведения диагностики образовательного процесса:
- Беседа;
- Тестирование;
- Опрос (индивидуальный);
- Практическая вокально-хоровая работа (групповая);
- Творческое задание;
- Творческий отчет;
- Защита диплома (школьного образца);
- Звание Лауреата (района, города, области);
Выбраны критерии для определения уровня и качества обучения: знания, умения, навыки.
Выделяются 3 уровня качества знаний, умений, навыков: низкий, средний, высокий.
2) Входная диагностика
1-й год обучения.
Цель: определить уровень и качество исходных знаний, умений и навыков обучающихся.
Формы проведения входной диагностики:
- Собеседование;
- Прослушивание (проверка музыкального слуха, чувства ритма, певческого диапазона);
- Внешний вид;
- Психологические особенности.
Промежуточная диагностика.
Цель: проверка полноты и системности полученных новых знаний и качества сформированных умений и навыков.
Форма: практическая вокально-хоровая работа. По итогам изучения обучающиеся выполняют музыкальные вокальные упражнения, графическая нотная запись. При оценке теоретических знаний детей, учитываются творческие способности, развитие голосового аппарата и увеличение певческого диапазона.
Итоговая диагностика.
Цель: выяснить уровень знаний, умений, навыков детей в процессе обучения.
Формы проведения итоговой диагностики: разработка, реализация собственного творческого проекта и его результативность.
Критерии оценивания:
Низкий уровень:
- узкий певческий диапазон (до-ля),(до-си);
- неустойчивая интонация;
- допускает ошибки в нотной записи;
- проблемы дикционные;
- неумение правильно распределять дыхание в музыкальной фразе
- слабо развита координация голоса, слуха и ритмических движений;
- не занимается дома дополнительно;
- не выполняет домашних творческих заданий.
Средний уровень:
- с предложенными заданиями справляется, но допускает небольшие неточности;
- певческий диапазон (до-до, до-ми);
- сложности наблюдаются в пении без сопровождения музыкального инструмента;
- не в совершенстве владеет кантеленностью вокального исполнения;
- дикционные неточности;
- творческая активность в процессе коллективных занятий, выученные песни, пение хором, небольшим ансамблем, но не одному.
Высокий уровень:
- легко ориентируется в изученном материале;
- высказывает и обосновывает свою точку зрения, логически и последовательно мыслит;
- умение петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне до-ми, до-фа;
- чистая интонация, с четкой дикцией;
- умение петь одному под фонограмму;
- умение держаться на сцене (обаятельный сценический имидж);
- кантеленность вокального исполнения;
- осуществляет интеграцию нескольких творческих деятельностей: сочиняет стихи, музыку, аранжирует музыкальный материал на синтезаторе, исполняет свои авторские песни или стихи;
- сочетает вокальную и художественную творческую деятельность, (опираясь на социально-значимые события или свои музыкальные впечатления рисует картины);
- может повести концертную программу, быть надежным помощником своему руководителю;
- помогает младшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления
Сделать летний отдых более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...
Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля
В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....
Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе с уг...
Методическая разработка "Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству"
Методическая разработка посвещена развитию музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству. Данная разработка будет полезна преподавателям хоровых дисц...
Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Унисон"
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к м...
Опыт реализации образовательных программ музыкально-эстетической направленности в практике педагога дополнительного образования
В статье обосновывается роль дополнительного музыкального образования в процессе формирования личности обучающихся, указаны задачи общеразвивающих программ дополнительного обра...