Программа по вокалу
календарно-тематическое планирование на тему
Программа разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "Хоровое пение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokala_.docx | 83.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ХОРОВАЯ ШКОЛА «АПРЕЛЬ»
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ИОНОВИЧА МИХАЙЛУСОВА
города Димитровграда Ульяновской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01.ВОКАЛ
Рассмотрена и одобрена Разработана Соловьёвой
на заседании педсовета Еленой Константиновной
ДМХШ «Апрель» преподавателем
им. В.И. Михайлусова дополнительного образования
Протокол № 13 Высшей квалификационной
от 30.05.13г. категории
Секретарь __________ год разработки – 2013г.
Стаж работы – 25 лет.
г. Димитровград
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Требования по годам (этапам) обучения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной и методической литературы.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Вокал» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Вокал – одна из важнейших дисциплин в хоровой школе, способствующая сохранению здорового голосового аппарата учащихся и развитию вокального слуха, музыкально-эстетического вкуса.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытиё, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Предмет «Вокал» в музыкально-хоровой школе «Апрель» введен в 1993 году. К этому времени состав Концертного хора школы, который достиг значительных творческих успехов и зарекомендовал себя как один из лучших музыкальных коллективов Ульяновской области, многократно увеличился. Большего внимания стало требовать индивидуальное вокальное развитие учащихся школы, так как во многом от певческих навыков, приобретенных на индивидуальных уроках, зависит уровень профессионального звучания хора. Постепенно в школе начал формироваться круг педагогов-единомышленников, поставивших перед собой цель развития у учащихся единой вокальной манеры пения, выработки единых принципов вокальной техники - одного из главных условий достижения хорового ансамбля.
2. Срок реализации учебного предмета «Вокал»
Срок реализации учебного предмета «Вокал» для детей, поступивших в школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). Срок освоения учебного предмета «Вокал» может быть увеличен на один год при 9-летнем сроке реализации образовательной программы «Хоровое пение».
3. Объем учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Вокал»:
Срок обучения/класс | 8 лет | 9 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 526 | 66 |
592 | ||
Количество часов на аудиторные занятия: | ||
Обязательная часть | ---- | ----- |
Вариативная часть | 263 | 33 |
Всего | 296 | |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 263 | 33 |
296 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
По учебному плану школы урок вокала проводится один раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
- создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения;
- приобщение учащихся к традиционной вокально-хоровой культуре;
- формирование навыков академического пения;
- пробуждение и развитие творческих и индивидуальных вокальных способностей ребенка;
- развитие художественного исполнительского вкуса;
- выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
- дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения, для участия в творческой работе хоровых коллективов школы;
- развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма учащихся;
- сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);
- повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус;
- воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса;
- создать условия приобретения учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- сформировать у наиболее одаренных выпускников мотивацию к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- требования по годам (этапам) обучения;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Основная форма обучения – учебное занятие. Дополнительными формами занятий являются:
- прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений детских хоровых коллективов и профессиональных певцов;
- посещение концертных залов, музеев, театров с последующим обсуждением с учащимися;
- творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими хоровыми коллективами;
- концертные выступления и гастрольные поездки;
На занятиях по вокалу используются следующие методы обучения:
- наглядно-слуховой;
- наглядно-зрительный;
- репродуктивный;
- «концентрический» (по методике М.И. Глинки);
- фонетический.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Вокал».
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета: класс для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, зеркало.
Технические средства: наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Вокал», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8(9) лет
Максимальное количество часов занятий в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общее максимальное количество часов по годам | 64 | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 526 | 66 | |||||||
592 | |||||||||
Общее количество часов на аудиторные занятия (вариативная часть) | 263 | 33 | |||||||
296 | |||||||||
Количество часов на самостоятельную работу в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов на самостоятельную работу | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу) | 263 | 33 | |||||||
296 |
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
2. Требования по годам (этапам) обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: тематические концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
За учебный год по предмету вокал должна быть пройдена вся хоровая программа(10-15 произведений), 2-4 вокализа, 2-4 вокальных произведения.
Основные принципы подбора репертуара:
1. Художественная ценность произведения;
2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей;
3. Решение учебных задач;
4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров);
5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно-эмоционального смысла;
6. Доступность:
- по содержанию;
- по голосовым возможностям;
- по техническим навыкам.
7. Разнообразие:
- по стилю;
- по содержанию;
- темпу, нюансировке;
- по сложности.
Первый класс
В первом классе учащиеся осваивают следующие вокальные навыки:
- соблюдать правильную вокальную постановку (осанку) при пении стоя и сидя;
- чисто интонировать в пределах доступного диапазона;
- уметь правильно артикулировать все гласные, петь на «зевке» с высоким мягким нёбом;
- работать над освобождением нижней челюсти, активизацией губ;
- владеть первичными навыками дыхания (вдох, задержка дыхания, распределение выдоха в соответствии с характером упражнения или произведения);
- петь интервалы в пределах октавы (вверх и вниз);
- петь упражнения и произведения с использованием половинных, четверных, восьмых длительностей как отдельно, так и в различных (доступных) сочетаниях в среднем темпе;
- иметь первичные навыки пения;
- начинать работу над дикцией;
- петь, используя динамику p, mf, f (сила звука индивидуальна), начинать работу над контрастной динамикой;
- петь короткие упражнения с распевом одной гласной;
- уметь звукоподражать различным эмоциональным состояниями (в виде игры);
- знать и различать звук открытый и прикрытый;
- знать правила гигиены голоса;
- петь a capella и с сопровождением.
В репертуар включаются произведения русских, советских, зарубежных композиторов, народные попевки и песни.
Примерный репертуарный план на полугодие:
Абт «Вокализ» №1;
Ваккаи «Гамма»;
Кюи «Мыльне пузыри»;
Зарицкая «Музыкант».
Абт «Вокализ» №1;
Шарф «Вокализ» №1;
Калинников «Мишка»;
Певзнер «Оранжевая песенка».
Рекомендуемые произведения для разучивания
Автор | Произведение |
В.Калинников | «Мишка» |
А.Аренский | «Мотылёк» |
Ц.Кюи | «Мыльные пузыри» |
Ц.Кюи | «Котик и козлик» |
Р.Н.П. | «Во поле берёза стояла» |
Р.Шуман | «Песенка маленького солдатика» |
Франц. Н.п. | «Пастушка» |
А.Лядов | «Петушок» |
Фин. н.п. | «Мальчик-замарашка» |
В.Калинников | «Тень-тень» |
А.Лядов | «Окликание дождя» |
А.Лядов | «Заинька» |
Рус.н.п. | «На зелёном лугу» |
Ц.Кюи | «Времена года» |
В.Калинников | «Журавель» |
В.Калинников | «Киска» |
Нем. нар. п. | «Гусята» |
Нем. нар. п. | «Времена года» |
Рус.н.п. | «Не летай соловей» |
Й.Брамс | «Петрушка» |
Р.Паулс | «Колыбельная» |
Л.Бетховен | «Малиновка» |
Й.Брамс | «Колыбельная» |
В.Моцарт | «Колыбельная» |
И.С.Бах | «За рекою старый дом» |
Гретри | «Спор» |
Ческ.н.п. | «Печь упала» |
О.Хромушин | Песенка девочки из мФ «Девочка и лев» |
Второй класс
Продолжается работа над умениями и навыками, полученными в 1 классе. Совершенствуются полученные навыки:
- петь на «зевке»;
- сознательно артикулировать гласные в различных сочетаниях;
- работать над освобождением нижней челюсти (без гримасничанья);
-работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
- расширять диапазон только на дыхательной опоре;
- шлифовать пение поступенного ряда со скачками в разной динамике, регистрах, с разными штрихами.
Ввести в работу:
- твёрдую и мягкую атаку (понимать и уметь пользоваться);
- понятия о грудном, головном резонаторах, переходных нотах;
- знания (элементарные) о строении голосового аппарата;
- умение оценивать свой и чужой голос (давать краткие характеристики)
- пение в более подвижном темпе, сохраняя правильную вокальную технику;
-упражнения на развитие силы голоса (не допуская форсирования);
-умение оценивать эмоциональную окраску голоса (любовь, нежность,гнев, радость, печаль и т.д.), и переносить её на собственное пение;
- изучение и развитие филировки звука.
В репертуар включаются произведения русских, советских, зарубежных композиторов, народные песни.
Примерный репертуарный план на полугодие
Абт «Вокализ» №4;
Шерф «Вокализ» №3;
Казенин «Песня солнечных зайчиков»;
Кюи «Котик и козлик».
Абт «Вокализ» №2;
Ваккаи «Терции»;
Шуман «Небывалая страна»;
Матвеев «Как лечили бегемота».
Рекомендуемые произведения для разучивания
Автор | Произведение |
Р.Шуман | «Пёстрый мотылёк» |
Ц.Кюи | «Под липами» |
Ц.Кюи | «Котик и козлик» |
Р.н.п. в обр. Попова | «У меня ль во садочке» |
А.Гречанинов | «Про телёночка» |
П.Чайковский | «Детская песенка» |
Р.н.п. в обр. Римского-Корсакова | «Во поле берёза стояла» |
Э.Григ | «Лесная песнь» |
Э.Григ | «Заход солнца» |
Й.Гайдн | «Мы дружим с музыкой» |
Л.Бетховен | «Волшебный цветок» |
Р.Шуман | «Небывалая страна» |
Бел.н.п. | «Сел комарик на дубочек» |
Груз.н.п. | «Светлячок» |
Бельг.н.п. | «Карлуша» |
Словац.н.п. | «Спи, моя милая» |
Л.Бетховен | «Сурок» |
Й.Брамс | «Соловей» |
Й.Брамс | «Божья коровка» |
А.Спадавеккиа | «Добрый жук» |
Г.Лобачёва | «Курочка-рябушечка» |
Н.Римский-Корсаков | «Здравствуй, гостья зима» |
Й.Брамс | «Песочный человечек» |
Ц.Кюи | «Цирк кота Морданки» |
Р.Шуман | «Весенняя весть» |
А.Гурилёв | «Песнь моряка» |
Третий класс
Продолжается работа над умениями и навыками, полученными в 2 классе. Совершенствуются полученные навыки:
-умение пользоваться твёрдой и мягкой атакой звука;
- подвижность голоса (включая пение целыми, и шестнадцатыми длительностями в доступном темпе), глиссандо;
- расширение динамической градации от pp до f;
- активное использование крещендо и диминуэндо на одном звуке и во фразе;
- владение резонаторами (грудным, смешанным, головным);
- использование эмоциональной окраски голоса;
- филировка звука, оформление фразы;
- артикуляция и дикция;
Понимать:
-что означает близкая и далёкая позиция звука;
- качество звука (округлый, плоский);
- углубленное знание строения голосового аппарата;
- сознательно резонировать (подключая грудной резонатор);
В репертуар включаются произведения русских, зарубежных композиторов, современных авторов, народные песни в обработке композиторов.
Примерный репертуарный план на полугодие
Абт «Вокализ» №9;
Ваккаи «Квинты»;
Кюи «Белка»;
Металлиди «Снег».
Зейдлер «Вокализ» №2;
Ваккаи «Кварты»;
Григ «Заход солнца»;
Казенин «Песня о сказке».
Рекомендуемые произведения для разучивания
Автор | Произведение |
Ц.Кюи | «Белка» |
Э.Григ | «Лесная песнь» |
В.Моцарт | «Детские игры» |
Р.н.п. в обр. Римского-Корсакова | «Ходила младёшенька» |
Н.Титов | «Птичка» |
Ц.Кюи | «Осень» |
М.Мусоргский | «Вечерняя песня» |
Ц.Кюи | «Под липами» |
П.Чайковский | «Старинная французская песенка» |
Р.н.п. | «Я на камушке сижу» |
В.Моцарт | «Жил-был на свете мальчик» |
Й.Брамс | «Наседка» |
В.Моцарт | «Тоска по весне» |
А.Гурилёв | «Не слышно на палубе песен» |
Дат.н.п. в обр. Сибирского | «Жаворонок» |
Ц.Кюи | «Майский день» |
Ц.Кюи | «Зима» |
П.Чайковский | «Весна» |
П.Чайковский | «Осень» |
Амер.н.п. | «Родные просторы» |
Р.Шуман | «Весенний привет» |
Г.Струве | «Музыка» |
З.Левина | «Тик-так» |
А.Потоловский | «Берёзы» |
Четвертый класс
Продолжается работа над умениями и навыками, полученными в 3 классе. Совершенствуются полученные навыки:
- сглаживание регистров по всему диапазону, выявляя переходные звуки и включая упражнения, помогающие их овладению;
- владение резонаторами (особое внимание уделяется среднему регистру);
- подвижность голоса (больше уделять внимания длинным и коротким звукам в продолжительных фразах);
-работа над фразировкой (агогика, движение, распределение дыхания в более длинных фразах, штрихи, разнообразный динамический рисунок);
- совершенствование понимания поэтического текста;
-сознательное развитие комплекса вокально-физиологических ощущений, направленных на создание конкретного образа музыкального произведения;
- дальнейшее развитие мелодического и гармонического слуха (слышание себя внутри 3-х, 4-х голосового аккорда);
Диапазоны:
Сопрано I - си малой (до I окт.) - си b (до 3 окт.)
Сопрано II - си b малой окт. - ля b 2 окт.
Альт I - соль (ля b) малой окт. - фа # (соль) 2 окт.
Альт II - фа (фа #) малой окт. - ми (фа) 2 окт.
В репертуар включаются произведения русских, зарубежных композиторов-классиков, современных авторов, народные песни, ансамбли для 2-х и 3-х голосного исполнения.
Примерный репертуарный план на полугодие
Лютген «Вокализ» №4;
Ваккаи «Квинты»;
Россини «Песня Золушки»;
Бехтерева «Детства сказочный мир».
Зейдлер «Вокализ» №13;
Ваккаи «Сексты»;
Перселл «Певчий дрозд»;
Крылатов «Ты – человек».
Рекомендуемые произведения для разучивания
Автор | Произведение |
Р.Шуман | «Подснежник» |
В.Моцарт | «Приход весны» |
Й.Брамс | «Орешина» |
Э.Григ | «Заход солнца» |
Ц.Кюи | «Сквозь волнистые туманы» |
Нем.н.п. | «Трудно сказать» |
Ф.Шуберт | «Полевая розочка» |
П.Булахов | «Серенада» |
А.Аренский | «Спи, дитя моё, усни» |
П.Булахов | «Колокольчики мои» |
В.Моцарт | «Мой друг-известный всем стрелок» |
Р.н.п. | «Речка» |
В.Веселов | «Берёзы» |
А.Аренский | «Спи, дитя» |
Ж.Векерлен | «Менуэт Экзоде» |
А.Даргомыжский | «Старина» |
Ф.Шопен | «Желание» |
И.Дунаевский | «Песенка про капитана» |
А.Тома | «Вечерняя песня» |
М.Балакирев | «Не пенится море» |
Ц.Кюи | «Майский день» |
М.Регер | «Колыбельная» |
А.Алябьев | «Колыбельная» |
Ф.Шуберт | «Швейцарская песня» |
А.Алябьев | «Два ворона» |
Ит.н.п. | «Счастливая» |
Р.Шуман | «Скажи,мотылёк» |
Р.Н.П. | «Среди долины ровныя» |
А.Яковлев | «Зимний вечер» |
Пятый класс
Продолжается работа над умениями и навыками, полученными в 4 классе. Совершенствуются полученные навыки:
- сглаживание регистров по всему диапазону, выявляя переходные звуки и включая упражнения, помогающие их овладению;
- владение резонаторами (особое внимание уделяется среднему регистру);
- подвижность голоса (больше уделять внимания длинным и коротким звукам в продолжительных фразах);
-работа над фразировкой (агогика, движение, распределение дыхания в более длинных фразах, штрихи, разнообразный динамический рисунок);
- совершенствование понимания поэтического текста;
-умение справляться с исполнительскими задачами, включая смысловое и музыкальное интонирование, эмоциональность исполнения произведений;
- дальнейшее развитие мелодического и гармонического слуха (интонирование хроматической гаммы, слышание себя внутри 3-х, 4-х голосового аккорда);
- владение усложненными вариантами ритмических рисунков (дуоли, полиритмия);
- знакомство с вокальными школами (мастерами вокального искусства, используя ТСО).
Диапазоны:
Сопрано I - си малой (до I окт.) - си b (до 3 окт.)
Сопрано II - си b малой окт. - ля b 2 окт.
Альт I - соль (ля b) малой окт. - фа # (соль) 2 окт.
Альт II - фа (фа #) малой окт. - ми (фа) 2 окт.
В репертуар включаются произведения русских, зарубежных композиторов-классиков, современных авторов, народные песни, ансамбли для 2-х и 3-х голосного исполнения.
Примерный репертуарный план на полугодие
Конконе «Вокализ» №16;
Ваккаи «Септимы»;
Листов «Я помню вальса звук прелестный»;
Птичкин «Заветная высь».
Ваккаи «Введение в рулады»;
Лютен «Вокализ» №3;
И.Бах «Свершилось все, о, миг святой!»;
Тухманов «Себя забудь».
Рекомендуемые произведения для разучивания
Автор | Произведение |
Р.н.п. в обр. Зорина | «Над полями» |
А.Гурилёв | «Сарафанчик» |
А.Гречанинов | «Колыбельная» |
М.Глинка | «Ты соловушка, умолкни» |
В.Моцарт | «Маленькая пряха» |
В.Моцарт | «Песня о мальчике» |
Р.Шуман | «Воскресный день» |
Ф.Шуберт | «Альпийский охотник» |
И.Плотцев | «Над полями да над чистыми» |
И.С.Бах | «Зима» |
Й.Гайдн | «Тихо дверцу в сад открой» |
П.Чайковский | «Колыбельная песнь в бурю» |
Н.Титов | «Что в имени тебе моём?» |
Ц.Кюи | «Зима» |
М.Бернард | «Дорожные жалобы» |
Р.н.п. | «Утёс» |
Л.Бетховен | «Хвала природе» |
Ф.Шуберт | «Форель» |
Р.н.п.,обр. Римского-Корсакова | «Исходила младенька» |
А.Верстовский | «Два ворона» |
В.Моцарт | «Тоска по весне» |
А.Алябьев | «И я выйду на крылечко» |
А.Гурилёв | «Сарафанчик» |
А.Верстовский | «Певец» |
Ф.Шуберт | «В путь» |
Ф.Шуберт | «Шарманщик» |
Нем.н.п. | «Трудно сказать» |
А.Даргомыжский | «Я затеплю свечу» |
П.Чайковский | «Легенда» |
Дж.Перголези | «Ах, зачем я не лужайка» |
Ф.Мендельсон | «На крыльях песни» |
М.Глинка | «Не искушай меня без нужды» |
Р.Шуман | «Приход весны» |
С.Танеев | «Колыбельная» |
Шестой класс
Продолжается работа над умениями и навыками, полученными в 5 классе. Совершенствуются полученные навыки:
- выравнивание голоса по всему диапазону;
- увеличение объема и силы голоса;
- иметь понятье о певческом вибрато, закрепить физиологические ощущения при пении вибрато;
- различать сольную и хоровую манеру пения;
- развивать подвижность голоса, использовать упражнения с более сложными ритмическими группами, увеличение темпа;
- правильно исполнять штрихи: стаккато, маркато, тенуто, акцент, сфорцандо, субитопиано;
- развивать умение пользоваться «длинным дыханием», правильно распределять во фразе;
- углублять работу над образным воплощением поэтического текста
Диапазоны:
Сопрано I - си b малой (си I окт.) - си b (до 3 окт.)
Сопрано II - ля малой окт. - 2 окт.
Альт I - соль (ля b ) малой окт. - фа # (соль) 2 окт.
Альт II - фа (фа # ) малой окт. - ми (фа ) 2 окт.
Тенор - до малой окт. - ля (си ) 1 окт.
Бас - ля большой окт. - фа 1 окт.
Примерный репертуарный план на полугодие
Абт «Вокализ» №15;
Ваккаи «Октавы»;
Григ «Девушка с гор»;
Фертельмейстер «Фантазия».
Зейдлер «Вокализ» №9;
Конконе «Вокализ» №19;
Зацепин «Ты слышишь, море?»;
Моцарт «Жил-был на свете мальчик».
Рекомендуемые произведения для разучивания
Автор | Произведение |
А.Алябьев | «Черкесская песня» |
А.Варламов | «Горные вершины» |
А.Варламов | «Песня грека» |
Л.Бетховен | «Мольба юноши» |
В.Моцарт | «Детские игры» |
Э.Григ | «Вздох» |
Р.н.п. в обр. Римского-Корсакова | «Ходила младёшенька» |
Н.Листов | «Я помню вальса звук прелестный» |
Ит.н.п. | «Санта лючия» |
Н.Римский - Корсаков | «Не ветер вея с высоты» |
Шентирмай | «В мире есть красавица одна» |
Обр. Ю.Алиева на муз.Брамса | «Ночной костёр» |
М.Глинка | «Жаворонок» |
И.Бах | «Восток зарёй горит» |
Шереметьев | «Я встретил вас» |
А.Рубинштейн | «Певец» |
А.Алябьев | «Что в имени тебе моём?» |
Ц.Кюи | «Осень» |
М.Глинка | «Призноние» |
М.Глинка | «Не пой красавица при мне» |
Р.Шуман | «Орешник» |
Р.Шуман | «Радость бурной ночи» |
С.Монюшко | «Золотая рыбка» |
Ит.н.п. | «Счастливая» |
Р.Шуман | «Тихая любовь» |
Р.Шуман | «Песочный человечек» |
А.Даргомыжский | «Юноша и дева» |
А.Даргомыжский | «Шестнадцать лет» |
А.Варламов | «На заре ты её не буди» |
А.Варламов | «Звёздочка ясная» |
А.Варламов | «Ты не пой, соловей» |
И.Дунаевский | «Спой нам, ветер» |
И.Дунаевский | «Скворцы прилетели» |
А.Пахмутова | «Беловежская пуща» |
З.Левина | «Весна прискакала» |
Седьмой класс
Продолжается работа над умениями и навыками, полученными в 6 классе.
Совершенствуются полученные навыки:
- выравнивание голоса по всему диапазону;
- увеличение объема и силы голоса;
- иметь понятье о певческом вибрато, закрепить физиологические ощущения при пении вибрато;
- развивать подвижность голоса, использовать упражнения с более сложными ритмическими группами, увеличение темпа;
- правильно исполнять штрихи: стаккато, маркато, тенуто, акцент, сфорцандо, субитопиано;
- развивать умение пользоваться «длинным дыханием», правильно распределять во фразе;
- углублять работу над образным воплощением поэтического текста.
Диапазоны:
Сопрано I - си b малой (си I окт.) - си b (до 3 окт.)
Сопрано II - ля малой окт. - 2 окт.
Альт I - соль (ля b ) малой окт. - фа # (соль) 2 окт.
Альт II - фа (фа # ) малой окт. - ми (фа ) 2 окт.
Тенор - до малой окт. - ля (си ) 1 окт.
Бас - ля большой окт. - фа 1 окт.
Примерный репертуарный план на полугодие
Абт «Вокализ» №12;
Ваккаи «Введение к руладам»;
Шуберт «Форель»;
Лещанская «Беда ли в том».
Лютген «Вокализ» №3;
Ваккаи «Октавы»;
Шуман «В легкой дымке небосвод»;
Дунаевский «Непогода».
Рекомендуемые произведения для разучивания
Автор | Произведение |
М.Глинка | «Ты, соловушка, умолкни» |
М.Глинка | «Колыбельная песня» |
А.Варламов | «Внутренняя музыка» |
А.Алябьев | «Если жизнь тебя обманет» |
Р.Шуман | «Поснежник» |
А.Гурилёв | «Домик-крошечка» |
М.Ипполитов-Иванов | «Цвет вишни» |
В.Моцарт | «Песнь о свободе» |
Неизв. автор | «Прощальная песнь птичек» |
И.Бах | «Сапфическая ода» |
Ф.Шуберт | «Серенада» |
В.Моцарт | «Ария Бастьена» |
Н.Римский-Корсаков | «Вторая песня Леля» |
А.Сарлатти | «Ах, нет сил сносить терзанья» |
М.Глинка | «Попутная песня» |
В.Моцарт | «К Хлое» |
Ф.Шуберт | «Куда?» |
А.Алябьев | «Чудесная песня» |
А.Алябьев | «Серенада» |
Н.Титов | «Буря» |
А.Гурилёв | «Право маменьке скажу» |
Дж.Перголези | «Три дня» |
В.Моцарт | «Три дня» |
Дж.Каччини | «Аве, Мария» |
С.Агабабов | «Лесной бал» |
З.Левина | «Родник» |
М.Глинка | Песня Ильиничны из Музыки к трагедии«Князь Холмский» |
Н.Римский-Корсаков | «Звонче жаворонка пенье» |
И.Дунаевский | «Школьный вальс» |
З.Левина | «В поле» |
З.Левина | «Родник» |
В.Гаврилин | «Мама» |
М.Блантер | «Колыбельная» |
Восьмой класс
Продолжается работа над умениями и навыками, полученными в 7 классе.
Совершенствуются полученные навыки:
- вокально-технические, умение контролировать элементы техники;
-развить гибкость голоса, техническую виртуозность, т.е. петь быстрые пассажи чисто, не теряя резонаторы и контроль над дыханием
-владеть певческим звуком, умение проявлять элементы артистичности при исполнении программы;
-разбираться в качестве своего звука, умение анализировать исполнение репертуара;
Диапазоны:
Сопрано I - си b малой (си I окт.) - си b (до 3 окт.)
Сопрано II - ля малой окт. - 2 окт.
Альт I - соль (ля b ) малой окт. - фа # (соль) 2 окт.
Альт II - фа (фа # ) малой окт. - ми (фа ) 2 окт.
Тенор - до малой окт. - ля (си ) 1 окт.
Бас - ля большой окт. - фа 1 окт.
Примерный репертуарный план на полугодие
Абт «Вокализ» №17;
Конконе «Вокализ» №6;
Долуханян «Кактус»;
Баневич «Лети».
Абт «Вокализ» №18;
Конконе «Вокализ» №7;
Глинка «Я помню чудное мгновенье»;
Дебюсси «Звездная ночь».
Рекомендуемые произведения для разучивания
Автор | Произведение |
М.Глинка | «Горько, горько мне» |
М.Глинка | «Ахты, ночка-ноченька» |
М.Глинка | «Венецианская ночь» |
А.Алябьев | «Соловей» |
Дж.Каччини | «Амариллис» |
П.Булахов | «Вот на пути село большое» |
А.Даргомыжский | «Я вас любил» |
А.Гурилёв | «Не шуми ты ,рожь…» |
Ф.Гендель | «Dignare» |
П.Булахов | «Не пробуждай воспоминаний» |
Й.Брамс | «Домик у воды» |
Н.Римский-Корсаков | «Звонче жаворонка пенье» |
А.Варламов | «Ты не пой, душа-девица» |
А.Варламов | «Что мне жить и тужить одинокой…» |
А.Гурилёв | «Чёрный локон» |
А.Гурилёв | «Слеза» |
И.Бах | «Весенняя песня» |
Г.Ф.Гендель | Ария Альмиры из оперы «Ринальдо» |
Дж.Перголези | Ария «Если любишь…» |
В.Моцарт | «Вы, птички, каждый год» |
Ф.Шуберт | «Блаженство» |
Ф.Шуберт | «Похвала слезам» |
Ф.Мендельсон | «Баркарола» |
Г.Форе | «Мотылёк и фиалка» |
М.Глинка | «Адель» |
А.Скарлатти | «Фиалки» |
Дж.Перголези | Ария из «Stabat Mater» |
К.Сен-Санс | «Аве, Мария» |
С.Рахманинов | «Островок» |
А.Гречанинов | «Подснежник» |
З.Левина | «Красивые глазки» |
Т.Хренников | Песня Глаши из кф «Свинарка и пастух» |
С.Прокофьев | «Болтунья» |
Девятый класс
Продолжается работа над умениями и навыками, полученными в 8 классе.
Совершенствуются полученные навыки:
-продолжается работа над развитием подвижности и гибкости голоса, технической виртуозностью, т.е. петь быстрые пассажи чисто, не теряя резонаторы и контроль над дыханием
- исполнение форшлагов, группетто
-владеть певческим звуком, умение проявлять элементы артистичности при исполнении программы;
-разбираться в качестве своего звука, умение анализировать исполнение репертуара;
Диапазоны:
Сопрано I - си b малой (си I окт.) - си b (до 3 окт.)
Сопрано II - ля малой окт. - 2 окт.
Альт I - соль (ля b ) малой окт. - фа # (соль) 2 окт.
Альт II - фа (фа # ) малой окт. - ми (фа ) 2 окт.
Тенор - до малой окт. - ля (си ) 1 окт.
Бас - ля большой окт. - фа 1 окт.
Примерный репертуарный план на полугодие
Джордани «Caro mio ben»;
Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье»;
Р.Н.П. «Уж я золото хороню».
Сарри «Пастораль»;
Даргомыжский «Танька с Ванькой»;
Бойко «Утро».
Рекомендуемые произведения для разучивания
Автор | Произведение |
Р.н.п. | «Не корите меня, не браните» |
Р.н.п. | «Чернобровый, черноокий» |
Р.н.п. | «Помню я ещё молодушкой была» |
Исп.н.п. | «Четыре погонщика мулов» |
Арм.н. п. | «Девушка» |
Чешск.н.п. | «Мне моя матушка говорила» |
М.Глинка | Песни из цикла «Прощание с Петербургом» |
М.Глинка | «Ах, когда б я прежде знала» |
Н.Римский-Корсаков | Третья песня Леля из оп. «Снегурочка» |
В.Моцарт | Две арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» |
К.Глюк | Ария Орфея из оп. «Орфей» |
Дж.Россини | «Альпийская пастушка» |
Э.Григ | Колыбельная Сольвейг и песня Сольвейг из музыки к драме «Пер Гюнт» |
А.Даргомыжский | Песня Ольги из оперы «Русалка» |
А.Даргомыжский | «Вертоград» |
А.Даргомыжский | «Не скажу никому» |
Е.Фомин | Песня Анюты из оп. «Мельник-колдун, обманщик и сват» |
Г.Ф.Гендель | Песня о Сусанне из оратории «Сусанна» |
Ф.Шуберт | «Жалоба девушки» |
Ф.Шуберт | «Похвала слезам» |
Ф.Шуберт | «Аве, Мария» |
И.Дунаевский | Песня Нины из оперетты «Золотая долина» |
И.Дунаевский | Две песни Тони из оперетты «Белая акация» |
И.Ковнер | Песня-романс Акулины из оперетты «Акулина» |
Н.Будашкин | «За дальнею околицей» |
А.Долуханян | «Ой ты, рожь» |
Н.Леви | «Бреду тропинкой лесной» |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В программу заложен комплекс диагностических мероприятий по контролю за уровнем усвоения программного материала.
Диагностика достижений
1 класс
Входящая
Проводится в форме вступительных экзаменов, во время которых определяются музыкальные способности ребенка.
Текущая
Постоянный контроль преподавателя за физиологическими особенностями развития голосового аппарата. Контрольный урок в конце каждого полугодия.
Итоговая
Заключительный контрольный урок, где ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных концертах.
2 класс
Входящая
Проводится на первом уроке, где преподавателем оцениваются изменения в физиологическом и психологическом состоянии ребенка и его голосового аппарата.
Текущая
Постоянный контроль преподавателя за физиологическими особенностями развития голосового аппарата. Сдача вокализов в ноябре и в апреле. Контрольный урок в конце каждого полугодия.
Итоговая
Заключительный контрольный урок, где ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных концертных программах.
3 класс
Входящая
Проводится на первом уроке, где преподавателем оцениваются изменения в физиологическом и психологическом состоянии ребенка и его голосового аппарата.
Текущая
Постоянный контроль преподавателя за физиологическими особенностями развития голосового аппарата. Сдача вокализов в ноябре и в апреле. Контрольный урок в конце каждого полугодия. Участие в школьном отчетном концерте вокального отделения.
Итоговая
Заключительный контрольный урок, где ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных концертных программах.
4 класс
Входящая
Проводится на первом уроке, где преподавателем оцениваются изменения в физиологическом и психологическом состоянии ребенка и его голосового аппарата.
Текущая
Постоянный контроль преподавателя за физиологическими особенностями развития голосового аппарата. Сдача вокализов в ноябре и в апреле. Контрольный урок в конце каждого полугодия. Участие в школьном отчетном концерте вокального отделения.
Итоговая
Заключительный контрольный урок, где ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных и городских концертных программах, городских, областных вокальных конкурсах и фестивалях.
5 класс
Входящая
Проводится на первом уроке, где преподавателем оцениваются изменения в физиологическом и психологическом состоянии ребенка и его голосового аппарата.
Текущая
Постоянный контроль преподавателя за физиологическими особенностями развития голосового аппарата. Сдача вокализов в ноябре и в апреле. Контрольный урок в конце каждого полугодия. Участие в школьном отчетном концерте
Итоговая
Заключительный контрольный урок, где ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных и городских концертных программах, городских, областных вокальных конкурсах и фестивалях.
6 класс
Входящая
Проводится на первом уроке, где преподавателем оцениваются изменения в физиологическом и психологическом состоянии ребенка и его голосового аппарата.
Текущая
Постоянный контроль преподавателя за физиологическими особенностями развития голосового аппарата. Сдача вокализов в ноябре и в апреле. Контрольный урок в конце каждого полугодия. Участие в школьном отчетном концерте вокального отделения.
Итоговая
Заключительный контрольный урок, где ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных и городских концертных программах, городских, областных вокальных конкурсах и фестивалях.
7 класс
Входящая
Проводится на первом уроке, где преподавателем оцениваются изменения в физиологическом и психологическом состоянии ребенка и его голосового аппарата.
Текущая
Постоянный контроль преподавателя за физиологическими особенностями развития голосового аппарата. Сдача вокализов в ноябре и в апреле. Контрольный урок в конце каждого полугодия. Участие в школьном отчетном концерте вокального отделения.
Итоговая
Заключительный контрольный урок, где ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных и городских концертных программах, городских, областных, региональных вокальных конкурсах и фестивалях.
8 класс
Входящая
Проводится на первом уроке, где преподавателем оцениваются изменения в физиологическом и психологическом состоянии ребенка и его голосового аппарата.
Текущая
Постоянный контроль преподавателя за физиологическими особенностями развития голосового аппарата. Сдача вокализов в ноябре и в апреле. Контрольный урок в конце каждого полугодия. Участие в школьном отчетном концерте вокального отделения.
Итоговая
Заключительный контрольный урок, где ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных и городских концертных программах, городских, областных, региональных вокальных конкурсах и фестивалях.
9 класс
Входящая
Проводится на первом уроке, где преподавателем оцениваются изменения в физиологическом и психологическом состоянии ребенка и его голосового аппарата.
Текущая
Постоянный контроль преподавателя за физиологическими особенностями развития голосового аппарата. Сдача вокализов в ноябре и в апреле. Контрольный урок в конце каждого полугодия. Участие в школьном отчетном концерте вокального отделения.
Итоговая
Заключительный контрольный урок, где ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных и городских концертных программах, городских, областных, региональных вокальных конкурсах и фестивалях.
Результатом освоения программы учебного предмета «Вокал» являются следующие знания, умения, навыки:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому и вокальному исполнительству;
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных вокальных произведений отечественной и зарубежной музыки,
- наличие практических навыков исполнения произведений в составе вокального ансамбля, хорового коллектива и сольно.
- знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
- обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
- владение всеми видами вокально-хорового дыхания;
- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
- слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального значения;
- знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений;
- навыки чтения с листа.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
- высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству;
- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;
- творческая самореализация учащихся,
- участие солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе (сдача вокализов);
- текущая сдача партий;
Виды промежуточного контроля:
- контрольный урок в конце каждого полугодия.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, проверки знаний хоровых партий,
Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
Формой промежуточной аттестации может быть академический концерт.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на зачете (академическом концерте);
- другие выступления ученика в течение учебного года (концерты, конкурсы).
2. Критерии оценки
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной системе.
Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте Школы «Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников».
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | Регулярное посещение занятий, отсутствии пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие в концертах в составе хорового коллектива (приоритет) и сольно (индивидуально). |
4 («хорошо») | Регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы, изучение вокальных произведений при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально - интонационная неточность), участие в концертах в составе хорового коллектива (приоритет) и сольно (индивидуально). |
3 («удовлетворительно») | Нерегулярное посещение занятий, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур хоровой программы при сдаче партий, вокальных произведений (индивидуально), пассивное участие в концертах в составе хорового коллектива (приоритет), мотивация к обучению средняя. |
2 («неудовлетворительно») | Пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы и плохое изучение вокальной программы, пассивное участие в концертах в составе хорового коллектива, мотивация к обучению ниже среднего. |
«зачет» (без отметки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям, отсутствие стремления к участию в концертах в составе хорового коллектива. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В связи со сложившимися традициями Школы и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков в хоре предусматривает коллективное исполнительство как основную форму учебной деятельности.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основной особенностью детского голосового аппарата является его постоянный рост и развитие, в этом состоит его основное отличие от устройства голосового аппарата взрослого человека. Сформировавшийся и окрепший голос взрослого человека обладает достаточно большой силой звучания и эмоциональной насыщенностью. Для детских голосов характерно легкое, светлое, нежное звучание.
Голоса детей 7 – 10 возраста не имеют достаточной полноты и силы. Индивидуальный тембр голосов в большинстве случаев отсутствует, диапазон, как правило, ограничен звуками до первой октавы – до второй октавы. К концу этого возрастного периода диапазон голосов увеличивается от си малой до ре второй октавы.
У детей старшего возраста (11 – 14 лет) голоса приобретают грудной оттенок звучания, большую полноту и насыщенность, диапазон их расширятся.
Работая над воспитанием вокальных навыков, педагог обязан заботиться о сохранности детского голоса. В процессе занятии надо постоянно следить, чтобы дети пели спокойно, без напряжения. Всякое форсирование звука может повлечь за собой расстройство голосового аппарата и даже полную потерю голоса. Голос может звучать хорошо и красиво только в здоровом состоянии. Охрана детского голоса особенно необходима в мутационный период, когда происходит смена, ломка голоса.
С приближение к мутационному периоду детские голоса постепенно начинают терять свои прежние певческие свойства. Это связано с физиологическими изменениями гортани. Признаки мутации – сипота, хрипота, срыв голоса – в большинстве случаев появляются в 13 – 14 лет, но бывают случаи наступления мутации в более раннем или позднем возрасте. В этот период необходимо уменьшить вокальную нагрузку, ограничить диапазон и динамику звучания голоса.
Голосовой аппарат включает в себя органы дыхания, органы звукообразования, резонаторы. Объём лёгких в детском возрасте невелик из-за малого объёма грудной клетки. Группа мышц, отвечающих за вдох и выдох, не очень развита и степень ее развития зависит от психофизиологических особенностей ребёнка. Чаще всего они работают в режиме речевого дыхания, что явно недостаточно для пения. Дыхания хватает на короткие фразы в умеренном темпе и динамике. Динамические градации голоса как правильно контрастны. Выдох неровен и невыдержан.
Голосовые связки представляют собой тонкую плёночку, которая с 8 –10 лет (зависит от физиологии ребёнка) начинает превращаться в мышцу. Несмотря на то, что эта «плёночка» достаточно эластична, звуковые возможности её ещё невелики, поэтому неподготовленные дети в этом возрасте не могут выдержать певческую нагрузку. С другой стороны, именно в этом возрасте связки податливы и восприимчивы к вокальным требованиям
Резонаторами являются: грудной – нижняя часть гортани, трахея, бронхи (некоторые физиологи относят сюда и грудную клетку), головной – верхняя часть гортани, носоглотки. В основном в этом возрасте при пении дети пользуются головным резонатором, так как грудной слабо развит, но в последнее время часто (больше у мальчиков) отмечается наличие неплохого грудного резонатора, что связано с более быстрым ростом организма некоторых детей (акселерацией), питанием, изменившимся климатом. Второй причиной наличия тембра у детей является подражание взрослым.
Качество звучания голоса во многом зависти от резонатора и если, скажем, дыхание можно «поставить», то резонаторы определяются природой, состоянием здоровья и здесь задача выбрать все её возможности.
Организм детей развивается по-разному. Это зависит и от наследственности, образа и условий жизни, питания, внимания со стороны взрослых и ряда других причин. То же можно сказать о психике ребёнка и его интеллектуальном развитии, что в свою очередь формирует и понимание мира, и жизненные запросы людей.
Если не брать во внимание крайне - полярные проявления психофизиологического развития, то можно создать некий усредненный портрет, характеризующий детей младшего школьного возраста.
Дети младшего школьного возраста не могут долго находиться в статическом положении – им требуется движение. Внимание недолговременное, с удовольствием переходят на восприятие новой, понятной информации. Обладая конкретным мышлением, быстро утомляются от абстрактных понятий. Лучше воспринимают наглядность. Хорошо реагируют на краткие, понятные объяснения и «увядают» от пространных объяснений. Радуются самостоятельно сделанным правильным выводам и надолго их запоминают, доверчивы к взрослым. Остро чувствуют отношение к себе, особенно со стороны взрослых, хорошо «читают» интонацию голоса говорящего. Любят справедливую похвалу, и реагирует на неё активизацией интеллекта, внимания, действий. Остро реагируют на несправедливость и невнимание к себе, поэтому часто стремятся обратить на себя внимание. Любят доверительные разговоры, непосредственно реагируют на шутку. Хорошо подражают, особенно взрослым (интуитивно «вживаются» в них.) Стремятся к самовыражению.
Большие фантазёры, (зачастую у них стирается грань между миром реальным и вымышленным). В наше время порой, бывают, агрессивны и неуступчивы. Эти знания особенностей личности помогут выбрать правильный подход в обучении.
«Прежде чем действовать – оцени ситуацию». Это правило нужно взять за основу на начальном этапе обучения. Оценить вокальные возможности, музыкальные способности ребёнка на данный момент и только потом можно осторожно наметить путь его вокального развития. Буквально первое прослушивание даёт достаточно ясное понимание того, - какой тип дыхания использует ребёнок во время пения.
Прерывистое пение с укороченными фразами укажет на разговорный тип, напевное исполнение с более длинными фразами – певческий тип дыхания. Очень важно определить зону примарных звуков, ибо она станет отправной точкой в обучении. Здесь бывают случаи, когда ребёнок говорит на одних звуках, а петь начинает или выше, или ниже, при этом считает, что ему так удобнее. Поэтому нужно выяснить - что для него естественно, а что искусственно.
Интонация
К сожалению, детей с неточной интонацией у нас значительно
больше, чем с точной. Здесь сказывается недостаток музыкального воспитания в семье и в детских садах. Причины неточного интонирования достаточно известны: отсутствие вокальных навыков, слаборазвитый звуковысотный слух, болезни голосового аппарата, отсутствие музыкального слуха (своеобразные звуковысотные дальтоники), которые встречаются достаточно редко.
Самая распространённая причина неточного интонирования – отсутствие координации между голосом и слухом (слышит, но спеть чисто не может). Эта причина достаточно быстро устраняется, как только начинаются регулярные серьёзные занятия вокалом.
Чаще всего уже на первом занятии ребёнок понимает, где он поёт правильно, а где нет. Для этого используют самый простой приём: найти на фортепиано звук, который поёт ученик, и обратить внимание на то, что звук его голоса совпадает со звуком инструмента. Этот прием дает хороший результат и ученик уже сам стремиться находить это «совпадение». Интонация выправляется при приобретении вокальных навыков, так как параллельно с этим идет воспитание слуха.
Слаборазвитый музыкальный слух можно выправить (и такие случаи в нашей школе есть), но это требует времени и настойчивости со стороны педагога и ученика.
Иногда бывает сложно поначалу определить причину неточного интонирования (отсутствие координации или слаборазвитый музыкальный слух), так как проявляются они до начала занятий почти одинаково. Но по ходу занятий все проясняется и намечается методика исправления недостатков.
Болезнь голосового аппарата – это, прежде всего, прерогатива врачей. Но если правильно заниматься постановкой голоса, найти правильный «посыл» звука, то звуковые вибрации окажут положительное воздействие и могут помочь в лечении болезни. Но этим может управлять только опытный педагог!
Очень важно на первых занятиях определить тип характера ученика. Кто он: экстраверт или интроверт? На что лучше реагирует на объяснение или показ, или на всё вместе? Как он приходит к пониманию задачи интуитивно или сознательно? Какова реакция на сказанное слово – быстрая или замедленная? Какую интонацию голоса педагога он воспринимает и принимает? Ответ хотя бы на вопросы облегчит дальнейшее обучение, ускорит его и даст лучший результат. Важно понять степень коммуникабельности ученика. Повышенная стеснительность может перерасти в комплекс и станет преградой в общении между учеником и учителем. Обратная сторона поведения – развязность, вседозволенность – говорит о большой внутренней свободе, но также говорит и об отсутствии самоконтроля или неправильных жизненных ценностях в сознании ученика. Конечно же, наше внимание сразу привлекают музыкальность и артистизм. И если эти качества природные, то перед педагогом стоит сложная задача: направить талант в нужное русло.
Суммируя выше сказанное, можно определить параметры оценки ученика и от чего отталкиваться в дальнейшей работе.
Общие психофизиологические особенности:
1. внешний вид;
2. телосложение;
3. манера общения;
4. эмоциональные реакции;
5. характер;
6. внимание и общение.
Специальные психофизиологические особенности:
1. постанова корпуса, головы, рта в пении;
2. мимика, жесты;
3. музыкальная память;
4. быстрота формирования навыка;
5. воображение;
6. волевые качества;
7. внимание к работе.
Голос:
1. тип;
2. тембр;
3. сила;
4. чистота звука;
5. диапазон;
6. вибрато;
7. регистровые границы.
Вокально-технические навыки:
1.дыхание (тип);
2.свобода челюсти;
3.опора звука;
4.зевок (открытие горла);
5.регистры;
6.резонирование;
7.атака звука;
8.позиция звука;
9.кантилена;
10.стаккато;
11.филировка.
Музыкально-исполнительские данные:
1.дикция;
2.ритмичность;
3.интонации;
4.фразировка;
5.выразительность пения и музыкальность
По этим параметрам можно оценивать ученика, как в начале года, так и в конце, отмечая рост и намечая перспективу работы.
Первое чем должен заняться педагог вокала - это найти человеческий контакт с учеником. Голосовой аппарат настолько тонкий инструмент (особенно у детей), что буквально сразу реагирует на дискомфорт. Проявляется это в зажиме дыхания (учащённое или замедленное, энергичное или вялое), зажиме гортани (спазмы горла), ну а голосовые связки – как средоточие нервных окончаний просто становится не управляемым. И пусть первые уроки станут уроками духовного сближения. Не стоит бояться «потерянного» времени – это вернется с торицей. Ученик должен приходить на уроки вокала с радостью!
Первые задания должны быть простыми и доступными. И касаться они должны певческой установки. Положение корпуса, при пении стоя (а потом и сидя), положение головы (чуть-чуть вздёрнутый вверх носик), положение рук и ног – все изначально должно превратить ученика в артиста. И на всех последующих уроках крайне важно это поддерживать (быть в «концертном» состоянии), будь то работа над упражнениями или произведениями. Дальше начинается работа над триадой дыхание – звук – интонация. Конечно, стремиться к временем проверенному типу дыхания – нижнерёберному, но вот подходить к нему нужно постепенно (если только нет природной постановки). Итальянцы часто призывают: «Дыши как удобно» и главным мерилом ставят звук. Поэтому в начале нет смысла много уделять внимания дыханию. Но нужно приучить: «Взял дыхание (через рот и нос одновременно), задержал и только потом пой». Дальше дыхание регулировать через звук. Для этого нужно брать упражнения, в которых звук потребует и более ровного выдоха, и более длинного и разного типа дыхания. Если поставить в центр внимания ученика само дыхание, то он потеряет главное на данном этапе – контроль над звуком, желание его создать.
Более скрупулёзная работа над дыханием приходит позже, когда ученик с помощью педагога начинает понимать, что основой пения является дыхание, тогда эта работа покажется ему нужной, и будет иметь смысл. Этот принцип, когда новая техническая задача должна быть осознана и необходима в понимании ученика для улучшения исполнения, нужно использовать постоянно. Понятная работа во многом облегчит ученику выполнение задачи.
В школе мы применяем академическую манеру пения. Вот основные характеризующие её моменты:
1. Высокое положение мягкого нёба – « зевок » - основное требование в формировании звука ещё и потому, что с подъёмом мягкого нёба автоматически освобождается гортань.
2. Своеобразное, но активное смыкание связок.
3. Среднее положение гортани.
4. Активная работа артикуляционного аппарата: подвижность нижней челюсти, активная работа губ (особенно следить за верхней менее подвижной губой), постоянная манера пения «на улыбке» (уголки рта удаляются друг от друга, даже в вертикальной манере пения), выработка привычки свободно держать язык.
Работа над вокальной интонацией достаточно кропотливое дело. Интонационно чистому пению научить нельзя – его можно воспитать, так как здесь задействованы и вокальная техника, и вокальный слух. В отличие от инструментального обучения, где в основе лежит темперированный строй, в вокале используется натуральный строй (особенность русской вокальной школы), где очень важно понятие «чуть-чуть» («чуть выше», «чуть ниже»). Нужно постоянно обращать внимание ученика на точную интонацию. Со временем он сам начинает слышать и исправлять даже мелкие неточности.
О работе над артикуляцией и дикцией уже много написано, и сказать что-то новое достаточно сложно. Дети должны усвоить, что каждая гласная должна иметь свою артикуляционную форму. Переход же из одной гласной в другую – задача более сложная. Здесь нужно следить за единой вольной линией, чтобы не было звукового контраста между гласными. Согласные доставляют больше хлопот, во-первых, потому, что они в пении произносятся более быстро и на них труднее зафиксировать внимание и, во-вторых, их значительно больше. К тому же согласные не столько поются, сколько произносятся. Им нужно специально выделить время на уроках и постоянно контролировать, пока этот контроль не станет заботой ученика.
Атака звука
В основном в пении используется три вида атаки звука: твёрдая, мягкая и придыхательная. Твёрдая атака часто приводит к форсированию звучания, так как в момент атаки звука перенапрягаются дыхательные, артикуляционные мышцы и связки. В сознании детей твердая атака звука связывается с большей мышечной энергией. Научить петь активно без напряжения. Мягкая атака часто переходит в придыхательную, так как понятие «мягкая» у детей сочетается с понятием «вялая» (особенно вялое смыкание связок). Научить детей мягкой активности. Придыхательную атаку в школе не используется.
Диапазон
«Злоупотребление высокими звуками разрушило гораздо более голосов, чем старость», - эту фразу вокального педагога М. Гарсиа нужно помнить постоянно. Тем не менее, работа над расширением диапазона должна вестись до окончательного его формирования в соответствии с типом голоса. Во-первых, нужно использовать тот момент, что в 7 -летнем возрасте у детей в большинстве случаев нет четкой градации между грудным, смешанным и головным резонатором (из-за грудного слаборазвитого резонатора), а во-вторых, именно в этом возрасте нужно научить детей проходить в пении зоны будущих переходных звуков. С развитием грудного резонатора у них сохраниться мышечная память ровного пения и снимутся многие регистровые проблемы. Нужно только помнить, что долго останавливаться на пении в низком регистре нельзя, чтобы не утомлять голосовой аппарат.
Работа над тембром сугубо индивидуальна, так как тембр голоса – это звуковое лицо человека. Здесь много зависит от педагога, от его умения распознать естественную окраску голоса. Естественно, что с возрастом тембр голоса меняется. Важно заметить это изменение и включать новые краски в работу.
Помимо чисто вокальной работы на уроках нужно уделять внимание и теории. Ученик должен не только уметь, но и знать. Он должен владеть специальной терминологией, знать строение голосового аппарата, знать правила гигиены и находить лучшее. Так же на уроках нужно проводить прослушивание записей вокальной музыки, чтобы накапливать слуховой опыт.
Вокализы и репертуар
Конечно же, подбор вокализов, упражнений и репертуара строго индивидуален. В учебной литературе вокализы в основном рассчитаны на взрослый голос. Но ведь многие из них с успехом можно применять и в работе с детьми. Включать в работу вокализы можно уже со 2-го класса (в 1-ом классе лучше работать с упражнениями и попевками на основе песен).
В репертуар нужно обязательно включать народные песни, посильные произведения композиторов-классиков, произведения современных авторов. При подборе репертуара нужно помнить о вокальных возможностях ученика, степени осмысления, а так же о том, что они дадут в плане роста юного певца. Если песня написана в неудобной тональности, желательно транспонировать её. В концертной практике существует необходимость исполнять песни с фонограммами. Данный вид работы предлагается наиболее подвинутым учащимся.
В течение полугодия учащийся осваивает программу из 1-2 вокализов, двух вокальных произведений, одно из которых вокальная классика или народная песня. При выборе произведений преподаватель руководствуется также тематикой традиционных школьных и городских праздников, отчетного концерта отделения, которые обсуждаются на заседании методического отделения в начале учебного года. В течение всего учебного года ведется работа по освоению партитур хоровых произведений. Учащиеся должны не только верно интонировать свою партию, но и добиваться максимально выразительного ее звучания.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающихся
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе вокала является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке сложных задач в произведениях, изучаемых на уроках партитур хорового класса. Важно, чтобы ученик мог свободно и чисто интонировать изучаемые произведения Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотными изданиями, хрестоматиями, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
- М.И. Глинка. Упражнения для совершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио, для среднего голоса Москва изд-во «Кифара» 1997г.;
- А. Кильчевская «Хрестоматия вокально-педагогического репертуара, 1972г.;
- Ю. Гольдовская «Искусство вокала II», 2004г.;
- Л. Афанасьева-Шешукова «Малыши поют классику» ч.2. Русская музыка Санкт-Петербург изд-во «Композитор» 1998г.;
- Л.С. Бочкарева Уроки вокала. Упражнения и вокализы для среднего и низкого голосов в сопр. фо-но Москва изд-во «Музыка» 2002г.;
- «Пойте с нами» вып. 2. Государственное изд-во культурнопросвети-тельской литературы 1957 г.;
- Вокально-педагогический репертуар «Искусство пения». Изд-во: «Музыка» 1964 г.;
- Вокально-педагогический репертуар «Практический метод итальян-ского пения». Изд-во: «Музыка» 1969 г.;
- Хрестоматия вокально-педагогического репертуара. Изд-во «Музыка», 1970г.;
- Хрестоматия: искусство вокала «Сольное пение в детской музы-кальной школе» ч. 1. Изд-во: «Нота» 2004 г.;
- Хрестоматия: искусство вокала «Сольное пение в детской музы-кальной школе» ч. 2. Изд-во: «Нота» 2004 г.;
- Ф. Абт «Хрестоматия вокально-педагогического репертуара» вып. 3. «Человеческий голос как музыкальный инструмент». Вокализы;
- Л.С. Бочкарева «Уроки вокала. Упражнения и вокализы для высоких голосов в сопровождении фо-но» Москва изд-во «Музыка»1994г.;
- Абрамова «Русские песни». Уроки вокала для женских голосов в сопровождении фо-но, Москва изд-во «Музыка»1995г.;
- В. И. Краснощеков «Вопросы хороведения» Москва изд-во «Музыка»,1968г.;
- В.С. Попов, Л.В. Тихеева «Школа хорового пения» Вы.№1 Москва изд-во «Музыка»1968г.;
- Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение» секреты вокального мастерства Москва изд-во «Феникс» 2006г.;
- Международный детский центр «Артек» юбилейный сборник
«Проблемы развития хорового творчества и исполнительства». Крым МДЦ, 2007 г.;
- Л.А. Филянина, Н.В. Пугачева «Духовная музыка для детей» методическое пособие в помощь учителям. Ульяновск 2007г.;
- Д.Е. Огороднов «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания и программа как методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры» дидактический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по вокалу
Рабочая программа по вокалу для детей на три года обучения...
Предпрофильная учебная программа по вокалу
Данная программа рекомендована для работы с учащимися, которые уже закончили основной курс обучения в ДШИ и собираются поступать в профильные ССУЗы и ВУЗы....
Программа по вокалу на хоровом отделении
Программа по вокалу на хоровом отделении. 1-7 классы...
Программа по вокалу
Программа по дополнительному образованию....
рабочая программа по вокалу
Рабочая программа по ФГОС вокальной студии "Звонкие голоса" 4 года обучения...
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ВОКАЛУ
Инновационные образовательные технологии, которые я применяю на занятиях в вокальной студии, описаны на примере учебного занятия "Сочиняем синквейн". Здесь используются эвристическая и информаци...
Программа по вокалу для детей 5-7 лет
Программа предназначена для детей подготовительного курса ДМШ, расчитана на 2 года....