Методическая разработка занятия «Сценическое внимание»
методическая разработка на тему
Предмет «Основы мастерства актера» является важным для развития ребенка. Он формирует не только творческие способности детей, но и помогает им утвердиться как самостоятельной личности, раскрепоститься, чувствовать себя уверенным в общении. Кроме того, актерское мастерство вырабатывает такие качества у ребенка, как общительность, открытость, ответственность, чувство причастности к общему делу.
Важной и актуальной темой в программе «Играем в театр» является – «Сценическое внимание». Внимание – сосредоточение на объекте. В каждый момент творчества, во время действия на сцене – актер должен всесторонне быть внимателен. Внимание на сцене – это синтез зрительного, слухового, осязательного, мышечного произвольного внимания.
Занятие на тему «Сценическое внимание» включает в себя упражнения и игры для развития многоплоскостного внимания, зрительной, слуховой, осязательной, мышечной памяти, собранности, способности быстро переключаться с одного действия на другое или же концентрироваться на одном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenicheskoe_vnimanie.docx | 74.41 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровска
«Детско- юношеский центр «Импульс»
Методическая разработка открытого занятия
«Сценическое внимание»
Разработала:
Попова Виктория Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Хабаровск
2017
Пояснительная записка
Предмет «Основы мастерства актера» является важным для развития ребенка. Он формирует не только творческие способности детей, но и помогает им утвердиться как самостоятельной личности, раскрепоститься, чувствовать себя уверенным в общении. Кроме того, актерское мастерство вырабатывает такие качества у ребенка, как общительность, открытость, ответственность, чувство причастности к общему делу.
Важной и актуальной темой в программе «Играем в театр» является – «Сценическое внимание». Внимание – сосредоточение на объекте. В каждый момент творчества, во время действия на сцене – актер должен всесторонне быть внимателен. Внимание на сцене – это синтез зрительного, слухового, осязательного, мышечного произвольного внимания.
Занятие на тему «Сценическое внимание» включает в себя упражнения и игры для развития многоплоскостного внимания, зрительной, слуховой, осязательной, мышечной памяти, собранности, способности быстро переключаться с одного действия на другое или же концентрироваться на одном.
Время проведение занятия: 45 минут
Тип: Практическое занятие
Целью данного занятия является развитие сценического внимания у каждого ребенка, занимающегося в группе.
Задачи:
Образовательная - формирование представления о различных видах сценического внимания.
Развивающая – развитие многоплоскостного внимания и памяти, а также стремления к саморазвитию.
Воспитательные - совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.
Формы организации детей:
- фронтальная,
- групповая,
Формы проведения занятия:
- тренинговое занятие
- игра.
Ожидаемые результаты:
предметные: формирование представлений о различных видах сценического внимания.
метапредметные:
-развитие творческих способностей;
- развитие многоплоскостного внимание и памяти, стремления к саморазвитию.
личностные:
- совершенствование творческой индивидуальности;
- воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия;
- воспитание уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.
Психологические условия на занятии: Мобилизация внимания, познавательной активности, гибкость, эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения на занятии.
Оборудование: 5 карточек разных цветов.
Ход занятия
Этап урока | Кол-времени | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | 2 мин. | Цель, которую хочет достичь педагог на данном этапе: создание настроя на продуктивную работу на занятии 1.1 Приветствие учащихся. 1.2 Сообщение темы занятия, цели и задач. | Цель, которая должна быть достигнута учащимися: настроиться на продуктивную работу на занятии. 1.1 Приветствие педагога. 1.2 Концентрируют внимание. |
2. Основная часть | 38 мин | Цель, которую хочет достигнуть педагог: развитие сценического внимания у каждого ребенка 2.1. Ребята у каждого человека, работающего в любой сфере деятельности, есть свой инструмент. Так, например, у плотника – молоток, гвозди; у маляра – кисть, валик; у пианиста – пианино, а у актера – единственный инструмент, которым он должен владеть в совершенстве – это его тело! Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть. Для этого похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам. Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно погладим, чтобы успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом слева: похлопаем, разотрем, погладим; затем – с соседом справа. Теперь инструмент актера готов к выполнению тренинга. 2.2 Цикл упражнений «Прислушайся» Ребята теперь давайте распределимся по залу, примите удобное положение тела, но никаких скоплений нескольких человек в одном месте. Проделаем упражнение «Послушай себя» А теперь все закройте глаза и мысленно сосредоточиться на своем теле, что происходит в нем. По моему хлопку мы начинаем. (Через минуту упражнение останавливается хлопком.) В течение одной минуты вы должны прислушаться к себе. Так готовы? Ну все тогда начинаем. (Хлопок) Ну вот минута прошла ребята кто что услышал? Расскажите о своих ощущениях. (Начинается обсуждение, кто и что услышал (или может быть, почувствовал)) 2.3 Упражнение «Послушай друзей» Ребята вам также предстоит по хлопку закрыть глаза, но задача меняется – теперь вам надо постараться услышать обстановку вокруг себя, что происходит в данном помещении, вокруг остальных ребят. (После окончания (по хлопку) упражнения – также проходит обсуждение) 2.4 Упражнение «Послушай мир вокруг» Принцип упражнения тот же – по хлопку вы на минуту закрываете глаза, по второму хлопку открываете. Но вашим объектом подслушивания теперь является то, что происходит за пределами зала (а можно, усложнить – за пределами помещения!). Приготовились? Ну тогда выполняем. Ребята ну давайте кто что услышал? (Проходит обсуждение) А теперь попробуем усложнить задачу, постарайтесь услышать одновременно и то, что происходит внутри вас, и то, что окружает вас, и то, что за пределами нашего местонахождения. Для этого выполним упражнение «Вездеслух» Для этого – по хлопку вы также на минуту закрываете глаза и пытаетесь поймать своим слухом тот момент, когда шумы могут совпасть. Но этого может и не произойти. Давайте попробуем? Ну что ребята кто ни будь услышал? (Обсуждение проходит) 2.5 Цикл упражнений «Присмотрись» После упражнений на развитие слухового внимания ребята, мы перейдем к упражнениям для развития зрительного внимания. Для этого – нужно всем встать и занять произвольные позы, но с условием, чтобы позы отличались от поз ваших товарищей. Также ребята расположитесь так, чтобы всем было видно друг друга. И так мы начинаем. 1.Упражнение «Точная копия» заключается в следующем: Я назову два имени: первое имя того, кто повторяет позу, второе имя того, чью позу надо повторить. Потом я делаю хлопок, на который все меняют позы. После этого идет проверка точности повторения позы. Затем я называю следующую пару имен, также следует хлопок и проверка. Со временем имена я буду называть быстрее, то есть будет сокращаться время наблюдения за позой, которую нужно будет повторить повторить. 2. «Цветная память» Для следующего упражнения нам понадобятся 5 карточек разных цветов. В начале давайте условимся: какой цвет что будет обозначать: Красный – прыгать, Желтый – топать, Синий – хлопать, Зеленый – приседать, Фиолетовый – ползти. Давайте попробуем все вместе (несколько раз называю цвета – дети стараются запомнить) Запомнили? Теперь задание такое: вы хаотично двигаетесь по залу не взаимодействуя друг с другом, как только я подниму карточку того или иного цвета – вы выполняете ранее обговоренное задание, при этом не останавливаетесь и продолжаете двигаться. Выполняем упражнение. Теперь я усложняю задачу: буду поднимать одновременно несколько карточек. Так что будьте внимательны. Выполняем упражнение. 3. «Полоса препятствий» для выполнения этого упражнения вам необходимо встать в змейку, затылок в затылок. И впередистоящий – ведущий. Задача ведущего – вообразить перед собой препятствие и преодолеть его, а задача следующих за ведущим – увидеть препятствие и в точности повторить его на том же месте, точно так же, как и ведущий. Например, ведущий перепрыгивает через лужу, камень и тд Задание понятно? Ну тогда давайте попробуем выполнить это упражнение. Так, а теперь давай те поменяем ведущего и поставим другую задачу. От этого изменится характер ваших движений. Выполняем задание. 2.6 Цикл упражнений «Почувствуй» 1.Приступаем к следующему упражнению «Фигуры». Вы должны выстроить из себя различные фигуры, при этом, не разговаривая друг с другом, не трогая друг друга руками. Под определенный счет (например, на 8). Я буду считать вслух и на последний секунде я дам вам хлопок и после этого фигура становится неподвижной даже если она не доделана. Начнем с простого и попробуем выстроить круг. Выполняем задание. Теперь попробуем выстроить квадрат. Выполняем задание. Теперь выстраиваем треугольник. Выполняем задание. Вот мы натренировались на простых фигурах, давайте перейдём к более сложным комбинациям. Будьте внимательны. Теперь построите 2 круга. Выполняем. | Цель, которая должны быть достигнута учащимися: развитие сценического внимания. 2.1. Дети хлопают себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам. Растирают те же части тела, затем бережно поглаживают. Тоже самое проделывают с соседом слева, затем – с соседом справа. 2.2 Выполняют упражнение «Прислушайся» 2.3 Выполняют упражнение «Послушай друзей» 2.4 Выполняют упражнение «Послушай мир вокруг»; выполняют упражнение «Везде слух». 2.5 Выполняют упражнение «Присмотрись»: выполняют упражнение «Точная копия»; выполняют упражнение «Цветная память»; выполняют упражнение «Полоса препятствий». 2.6 Выполняют цикл упражнений «Почувствуй»: выполняют упражнение «Фигуры». |
3. Заключительная часть занятия (Подведение итогов) | 5 мин | Цель, которую хочет достигнуть педагог: получить обратную связь от обучающихся, подвести итоги занятия. 3.1 Ребята давай встанем в первоначальный творческий полукруг, выпрямите все спинку. А теперь расскажите о своих ощущениях? Что вам понравилось? Какие упражнения у вас получилось выполнить хорошо? Расскажите. В каких упражнениях были трудности? И как вы думаете почему? В любом случае вы молодцы! Все старались! Ничего страшно что некоторые упражнения не совсем точно получались, но мы над этим будем работать и в дальнейшем достигнем положительного результата. А теперь давайте улыбнемся и аплодисментами поблагодарим друг друга за проведенный урок. Наше занятие подошло к концу. До свидания! | Цель, которая должны быть достигнута учащимися: поделится впечатлениями о занятии, высказать свое мнение и услышать мнение других участников учебного процесса. 1. Высказывают свое мнение о занятии. Отвечают на вопросы педагога. |
Список использованной литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: 1987,
- Актерский тренинг по системе Станиславского.- М.: 2008,
- Гиппиус С.В. Актерский тренинг.- СПб.: 2006,
- Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского.- М.: 2007,
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка «Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »
Доклад прочитан на зональном семинаре "Все звуки мира в гости к нам". Семинар проходил в виде концерта-путешествия, где дети всех отделений школы искусств знакомили дуг друга с...
Методическая разработка урока биологии "Внимание! Иглокожие!" (для учащихся 7 класса)
Урок "Внимание!Иглокожие" рекомедован для учащихся 7 классов с использованием учебника Н.И.Сонина "Многообразие живых организмов"...
методическая разработка на тему "Внимание! Безударный гласный!"
Данный материал поможет учащимся начальной школы закрепить навык правописания безударных гласных...
Методическая разработка занятия "Создание комплексного сценического образа"
Занятие по эстрадному вокалу в разновозрастном коллективе....
Методическая разработка - ситуационная игра "Внимание всем!"
Безопасность, сохранение жизни и здоровья детей в условиях мегаполиса является серьезной задачей.Одним из векторов деятельности на указанном направлении является обучение детей правилам пожарной безоп...
Методическая разработка - ситуационная игра "Внимание всем!"
Безопасность, сохранение жизни и здоровья детей в условиях мегаполиса является серьезной задачей. Одним из векторов деятельности на указанном направлении является обучение детей правилам пожарной...
Методическая разработка занятия по теме: «Основы сценического движения и танца для старших школьников»
Разработка ознакомительного занятия в форме план-конспект для школьников старшего возраста, планирующих поступление в профильные учебные заведения....