Вызов
| Актуализация – мотивация – интерес.
|
- Здравствуйте, ребята! - Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите вокруг. Что вы заметили в классе? (Выставку книг, плакаты с высказываниями). - Да, у нас в классе везде развешаны высказывания. Прочитайте их про себя и выберите одно, которое вам больше понравилось.
Нет таких отдаленных явлений, познания которых нельзя было бы достичь, и нет таких таинственных явлений, которые нельзя было бы понять. Рене Декарт Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны. Эсхил Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Конфуций Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. Менандр Тот, кто задаёт вопрос, глупец в течение пяти минут, тот, кто его не задаёт, глупец всю свою жизнь. Китайская поговорка Выдержки, извлечения и прочая подобны зажигательным стеклам — они собирают лучи ума и знания, рассеянные в произведениях писателей, и силою и живостью сосредоточивают эти лучи в сознании читателей. Джонатан Свифт Знание есть сила, сила есть знание. Френсис Бэкон
Деятельность - единственный путь к знанию. Бернард Шоу
- Прочитайте вслух понравившееся высказывание. - Как вы его понимаете? Почему вы выбрали именно эти слова? Чем они близки вам? - Посмотрите на выставку. Какие книги на ней представлены? - Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему сегодняшней нашей встречи (Энциклопедия знаний. Что мы знаем об/из энциклопедии. Энциклопедия – источник знания.) - Молодцы! Правда, я назвала сегодняшнее занятие несколько поэтичнее – Энциклопедия, с которой я дружу. Чем отличается моя формулировка от предложенных вами? (Из неё ясно, что речь пойдёт об энциклопедиях, с которыми мы уже знакомы, которые, как друзья, помогают нам в учёбе). - Правильно, мы поговорим с вашими друзьями – энциклопедиями и познакомимся с теми энциклопедиями, которым только предстоит стать вашими друзьями. - Попробуйте сформулировать цели занятия. (Рассказать о своей любимой энциклопедии, познакомиться с новыми энциклопедиями, учиться работать с ними, получить новые знания и т.п.) - Правильно. А ещё мы пополним свою Большую энциклопедию шестиклассника, т.е. приобретём новые знания о различных явлениях или понятиях. - Хочу вернуть вас к высказыванию Бернарда Шоу «Деятельность - единственный путь к знанию», поэтому предлагаю приступить к нашей деятельности по добыванию знаний. В путь – к новым открытиям!
|
Осмысление
| Встреча с новой информацией. Ее систематизация.
|
1. Работа с выставкой книг. - Посмотрите на нашу выставку энциклопедий. Какая первая мысль пришла вам в голову? (Яркие, тяжёлые, разнообразные, много, «можно посмотреть вот эту?») - Вот видите, какие разные у вас возникли мысли! А если вы окунётесь в эти книги, я уверена, у вас возникнет гораздо больше мыслей! - Я хотела бы представить вам некоторые из этих изданий.
2. Знакомство с новыми энциклопедиями. - Я держу в руках энциклопедию из области истории Россия. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - Уже по обложке мы с вами можем определить, какой материал собран в этой энциклопедии. А открыв её, мы погрузимся в увлекательный мир истории нашей страны – здесь история нашего Отечества в лицах, событиях, фактах, явлениях и понятиях. И да, это на обложке среди выдающихся людей нашей родины Путин, вы не ошиблись. Почему это вас так удивляет? История России была бы неполной без этого, безусловно, яркого и выдающегося человека. А что там о нём написано, вы можете узнать, познакомившись с соответствующей словарной статьёй. Я обязательно дам вам поработать с этой книгой.
- А эта энциклопедия посвящена животным. Огромные яркие иллюстрации, которые привлекли ваше внимание, пока я устанавливала книгу на выставку, не могли не вызвать интерес. И хотя энциклопедий о животных и природе довольно много (я вижу у вас на партах издания Альфреда Брема и Жана Анри Фабра и другие) мне хотелось представить вам это замечательное издание Энциклопедия животных. – М.: РОССА, 2011. В ней много интересных познавательных статей о самых разнообразных и удивительных животных всего мира. Пользоваться этой энциклопедией легко и удобно, а качество полиграфии выше всяких похвал. Вы обязательно пообщаетесь с этим изданием.
- Следующая книга, глядя на обложку которой Рома сразу сказал: «Я его знаю, это Ломоносов!», - это строго говоря не энциклопедия, а научно-популярное издание: Степанов Ю.Г. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. Но посмотрите на него – здесь вы встретите карты, схемы, рисунки, фотографии, архивные документы… Вот, например, фрагмент рукописи стихотворения Ломоносова «Хвалить хочю Атрид…» 1738г., написанной самим автором. Нет, здесь нет опечатки и Ломоносов не был безграмотным, просто слово «хочю» написано в соответствии с правилами, существовавшими в русском языке три века назад. За прошедшие столетия наш язык несколько изменился, сейчас вы уже не встретите букв «ер» и «ять», которые здесь видите в изобилии, поменялись и многие правила. Эта книга подробно расскажет нам о великом учёном России, который три века назад заложил основы российской науки во многих отраслях знаний. - Вам она ничего не напоминает? (На предыдущих занятиях мы знакомились с Лермонтовской энциклопедией, это издание о Ломоносове похоже на персональную энциклопедию).
- Ну и я не могла обойти вниманием вот эту книгу с золотым обрезом – Русская культура: с древнейших времён до наших дней/ автор текста В.М. Соловьёв, составитель Н.В. Астахова. – М.: РООССА, 2013. Она даёт нам редкую возможность войти в удивительный мир русской культуры, познакомиться с памятниками фольклора, литературы, зодчества, яркими страницами истории театра, кино, живописи… Узнаёте? Да, это Блок. Помните, Юля читала нам «Девушка пела в церковном хоре…». А это великолепие Фельдмаршальского зала Зимнего дворца в Петербурге. Возьмите в руки эту книгу (только не уроните, она очень тяжёлая!), полистайте, почитайте, «прикоснитесь» к русской культуре!
3. Самостоятельное чтение-рассматривание энциклопедий (как с выставки, так и принесённых детьми). - А сейчас я дам вам немного времени, чтобы погрузиться в волшебный мир энциклопедий. Выберите себе книгу по душе, можно взять с выставки, можно поменяться принесёнными из дома энциклопедиями. «Добудьте» новое знание.
4. Беседа по итогам самостоятельного чтения-рассматривания. - Поделитесь «добытым» знанием. Расскажите, с какой словарной статьёй вы познакомились, что нового узнали. Не забудьте указать, какую энциклопедию вы выбрали и почему. (Выслушиваем 3-4 учеников)
5. Представление собственных энциклопедий. - Кто из вас хочет рассказать нам об энциклопедии, с которой дружит? Я вижу, многие из вас принесли сегодня в класс «своих друзей и помощников». Познакомьте нас с ними. (Выступления ребят)
6. Знакомство с ориентировочным аппаратом энциклопедий. - Давайте вспомним, как ориентироваться внутри энциклопедии. Что нам поможет быстро отыскать нужную статью? Тематический указатель. Именной указатель. Географический указатель. Словник.
7. Пополнение новыми статьями «Большой энциклопедии шестиклассника». - И ещё одна важная работа ждёт нас сегодня. По сложившейся традиции вы пополните «Большую энциклопедию шестиклассника» новыми словарными статьями. Какие статьи вы приготовили к сегодняшнему дню?
Словарные статьи Солнце Астрономия Геммология Архитектура
|