Юный шахматист. Совершенствование мастерства
рабочая программа на тему
Юный шахматист. Совершенствование мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_shahmatist._sovershenstvovanie_masterstva.docx | 67.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования города Москвы
«Дворец творчества детей и молодёжи имени А. П. Гайдара»
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор …..… __________________(инициалы, фамилия) Приказ № __________от «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный шахматист». Совершенствование мастерства.
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации программы: 2 года.
Автор-составитель программы:
Мокшанова Алла Бенедиктасовна,
педагог дополнительного образования
Москва- 2017 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
“Так как шахматы являются наиболее благородной, требующей наибольшего мастерства игрой
по сравнению с другими играми,
мы о шахматах расскажем, прежде всего ”
Из “ Книги игр ” короля Альфонса Мудрого,
написанной в Севилье в 1283 году.
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы: «Юный шахматист». Совершенствование мастерства. - социально-педагогическая.
- Уровень освоения программы: базовый.
- Актуальность и педагогическая целесообразность:
Шахматы – большая школа творчества для детей и уникальный инструмент развития их логического мышления. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость. Это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человеком.
Шахматы играют огромную роль в воспитании человека. Они вырабатывают умение вести точные и глубокие расчеты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а так же формируют волю к победе, напряженность в борьбе.
В.В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: ”Шахматы это не просто спорт – они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько “ходов” вперед”.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможности полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, что очень важно для школьника. Не случайно сегодня рассматривается вопрос о введении шахматного обучения в школах, как обязательного предмета.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности ребенка и наиболее полному раскрытию его творческих способностей. Педагогической целесообразностью или стержневым моментом занятия становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятие игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.
Подача нового материала проходит через создание игровых ситуаций, где ребёнок самостоятельно ищет решение и совместно с педагогом умело применяет его на практике.
Программа «Юный шахматист». Совершенствование мастерства. предусматривает широкое использование занимательного материала, игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, решение шахматных этюдов, головоломок.
Занимаясь шахматами, ребенок научается тому, чему не совсем хорошо учат традиционные школьные дисциплины: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные знания, не ожидая от теории готовых решений. Шахматы стимулируют самостоятельность мышления.
- Отличительные особенности программы:
Программа «Юный шахматист». Совершенствование мастерства. является продолжением ознакомительной программы «Занимательные шахматы для начинающих». Учащийся, освоивший ознакомительный уровень, может продолжить обучение по программе базового уровня в соответствии с учебным планом для учащихся, имеющих опыт игры в шахматы.
Вместе с тем, в программе «Юный шахматист». Совершенствование мастерства. предусмотрен учебный план для группы детей, не имеющих предварительной подготовки в области шахматной игры. Практика показывает, что значительное количество детей приходят в детское объединение в возрасте старше 8 лет и хотят научиться играть в шахматы. Для таких юных интеллектуалов открывается группа, которая занимается по учебному плану для детей, не имеющих предварительной подготовки.
Программа предусматривает 3 этапа обучения:
1 этап. На данном этапе решаются следующие задачи: ребёнок, впервые соприкоснувшись с удивительным миром шахмат, приобщается к этой игре; формирует для себя знание правил и приёмов игры. Дети, имеющие опыт в игре, продолжают изучать свод правил и задач шахматной грамоты. Учебно-тематический план составлен с учетом психологических и возрастных особенностей детей, при этом основной задачей является - привить интерес к игре, научить основам и правилам игры.
2 этап. Формирование нравственно-волевой готовности к реализации своих возможностей. Весь процесс обучения строится на поддержании интереса к шахматам, ведении детей от успеха к успеху, организация досуга, прекрасный повод для общения, где в существенной степени формируется характер ребёнка, инициативность, воля, дисциплинированность.
3 этап. Ребята учатся играть любительские партии, участвовать в групповых шахматных соревнованиях, проводить сеансы одновременной игры, блиц – турниры.
Отличительной особенностью программы является то, что ребёнок, имея первоначальные навыки игры в шахматы, может продолжить изучение правил шахматной грамоты для того, чтобы участвовать в шахматных турнирах.
Данная программа разрабатывалась на основе следующих документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
-Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году»;
- Приказ Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922»;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».
1.5. Цель программы: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала ребёнка и организации содержательного досуга, посредством обучения игре в шахматы.
1.6. Задачи программы:
Учебные:
- Обучение младших школьников принципам шахматной игры;
- Расширение кругозора о правилах ведения шахматных партий
- Активизация мыслительной деятельности детей;
- Создание условий для личностного и интеллектуального развития ребёнка.
Развивающие:
- Организация здорового досуга;
- Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений;
- Тренировка памяти, внимания, воображения.
-Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты.
Воспитательные:
- Выработка настойчивости, выдержки, воли, уверенности в своих силах;
- Воспитание интереса и любви к игре;
- Подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития.
1.7. Категория обучающихся.
Программа разработана для учащихся 8-14 лет. Зачисление осуществляется при желании
ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей).
1.8. Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения(288 часов).
1.9. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий:
Состав групп постоянный. Набор осуществляется в свободной форме. Формирование групп идёт по индивидуальному принципу: дети, не владеющие шахматной грамотой и имеющие опыт игры в шахматы. Количество детей в группе – 12 человек.
Режим занятий:
Общее количество часов в год – 144 час. В неделю – 4 часа. Периодичность занятий - 2 раза в неделю. 2 занятия продолжительностью по 45 минут с 15-ти минутным перерывом.
Занятия групповые.
1.10. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные – развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные – формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные – выполнение элементарных шахматных комбинаций, тренировка внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Результаты обучения и развития:
По окончании первого года обучения учащиеся, не владеющие шахматной грамотой, будут знать:
-шахматные термины: поле; горизонталь, вертикаль, диагональ; центр;
-начальное положение; ход, взятие; стоять под боем;
- взятие на проходе;
- длинная и короткая рокировка;
- шах; мат; пат; ничья;
- дебют;
-схемы мата одинокому королю с участием всех фигур;
- правила прохождения пешки на поле превращения;
- этику поведения шахматиста.
По окончании первого года обучения учащиеся, не владеющие шахматной грамотой, будут уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
- шахматные часы, правила пользования ими;
- записывать шахматные партии.
По окончании первого года обучения учащиеся, имеющие предварительную подготовку, будут знать:
- принцип игры в дебюте;
- основные тактические приёмы;
- шахматную нотацию;
- понятие миттельшпиля и эндшпиля.
По окончании первого года обучения учащиеся, имеющие предварительную подготовку, будут уметь:
- записывать шахматную партию;
- владеть техникой матования одинокого короля;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте.
По окончании второго года обучения учащиеся будут знать и уметь:
- проводить комбинации;
- находить несложные тактические удары;
- разыгрывать партии;
- проводить сеансы одновременной игры;
- решать шахматные этюды;
- участвовать в турнирах по шахматам.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план №1.
(для учащихся, не имеющих предварительной подготовки)
1 год обучения
№ | Названия раздела (модуля), темы | Теория | Практика | Всего учебных часов | Форма аттестации |
1 | Введение. Общие понятия о шахматах. | 1 | - | 1 | Шахматные поединки |
2 | Из истории шахмат. Легенды о шахматах. | 2 | 2 | 4 | |
3 | Шахматная доска. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. | 8 | 15 | 23 | |
4 | Правила игры. Шахматные фигуры и пешки. Ход и взятие. Ценность шахматных фигур. | 20 | 30 | 50 | |
5 | Цель игры. Шах. Мат. Пат. | 8 | 20 | 28 | |
6 | Учебные партии. | - | 35 | 35 | |
7 | Итоговые занятия. | - | 3 | 3 | |
Итого: | 39 | 105 | 144 |
2.3. Содержание учебного (тематического) плана № 1
Тема 1. Введение в мир шахмат. (1час)
Теория (1ч).
Техника безопасности на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Общие
понятия о шахматах.
Тема 2. Из истории шахмат. Легенды о шахматах.(4 часа)
Теория (2 ч).
История возникновения древнейшей настольной игры. Их появление в России.
Практика (2 ч).
Дидактические игры: «Назови»; «Большое шахматное путешествие».
Тема 3. Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. (23 часа)
Теория (8 ч).
Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Центр.
Поля в горизонталях, вертикалях, диагоналях. Количество полей.
Практика (15ч).
Дидактические игры: «Вот эта улица, вот этот дом»; «Построй войска»; «Самолёт»
Тема 4.Правила игры. Шахматные фигуры и пешки. Ход и взятие. Ценность.(50часов)
Теория (20 ч).
Начальное положение. Фигуры, их ход, взятие, ценность. Лёгкие и тяжёлые фигуры
Практика (30 ч).
Дидактические игры: «Собери монетки»; «Лабиринт»; «Соседи»; «Перехитри
часовых»; «Весёлый стрелок»; «Взятие».
Тема 5. Цель игры. Шах. Мат. Пат. (28часов)
Теория (8 ч).
Шах и мат всеми фигурами. Защита от шаха и мата. Двойной шах. Мат в один ход.
Ничья и пат. Отличие пата от мата.
Практика (20 ч).
Дидактические игры: «Шах или не шах»; «Мат в один ход»; «Пат или не пат».
Тема 6. Учебные партии. (35часов)
Теория Общие рекомендации о принципах разыгрывания партии.
Практика (35 ч).
Решение шахматных этюдов. Игра всеми фигурами из начального положения.
Тема 7. Итоговые занятия.(3часа)
Практика (3 ч).
Итоговые занятия с определением победителей. Шахматные поединки.
Учебный (тематический) план №2.
(для учащихся, имеющих предварительную подготовку)
1 год обучения
№ | Названия раздела (модуля), темы | Теория | Практика | Всего учебных часов | Форма аттестации |
1 | Введение | 1 | - | 1 | Шахматные поединки |
2 | Краткая история шахмат | 2 | - | 2 | |
3 | Шахматная нотация | 6 | 18 | 24 | |
4 | Ценность шахматных фигур | 6 | 10 | 16 | |
5 | Техника матования одинокого короля | 8 | 15 | 23 | |
6 | Достижение мата без жертвы материала | 6 | 10 | 16 | |
7 | Шахматная комбинация | 7 | 15 | 22 | |
8 | Разыгрывание шахматных партий | 8 | 30 | 38 | |
9 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
Итого: | 46 | 98 | 144 |
Содержание учебного (тематического) плана №2
Тема 1. Введение. (1час)
Теория (1 ч).
Техника безопасности. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по противопожарной защите.
Тема 2. Краткая история шахмат.(2часа)
Теория(2 ч).
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Тема 3. Шахматная нотация. (24часа)
Теория(6 ч).
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей. Шахматные фигуры (ладья, слон, пешка, ферзь, конь, король.) Краткая и полная шахматная нотация.
Практика (18ч).
Запись шахматной партии. Запись начального положения. Цель игры – шах и мат.
Дидактические игры и занятия:
“Назови вертикаль”, ”Назови горизонталь”, ”Назови диагональ”, ”Какого цвета поле?”,
“Кто быстрее?’’, “Вижу цель”, “Шахматное лото’’.
Тема 4. Ценность шахматных фигур.(16часов)
Теория(6ч).
Ценность фигур. Ходы фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Рокировка. Результат партии.
Практика (10ч).
Дидактические игры и задания:
“Кто сильнее?”, “Обе армии равны”, “Выигрыш материала”, “Защита”, ”Магазин”,
“Шахматное домино”.
Тема 5. Техника матования одинокого короля. (23часа)
Теория (8 ч).
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Практика (15ч).
Нападение и защита. Пат.
Дидактические игры и задания:
“Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”.
Тема 6. Достижение мата без жертвы материала.(16часов)
Теория(6 ч).
Учебные положения на мат в 2 хода: в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры.)
Практика(10 ч).
Защита от мата. Ловушки. Дидактические игры и задания:
“Объяви мат в два хода”, “Защитись от мата”, “Лабиринт”, “Магазин”.
Тема 7. Шахматная комбинация. (22 часа)
Теория(7 ч).
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы
матовых комбинаций: тема разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождение пространства, уничтожение защиты.
Практика (15 ч).
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации
для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
Дидактические игры и задания:
“Объяви мат в два хода”, “Сделай ничью”, “Выигрыш материала”.
Тема 8. Разыгрывание шахматных партий. (38часов)
Теория(8 ч).
Испанский дебют; скандинавская защита; невозможный ход; детский мат; пешечный квадрат и т. д.
Практика( 30ч).
Дидактические игры и задания:
«Шахматный ком»; «Шахматный этюд».
Тема 9. Итоговые занятия. Шахматные поединки.(2 часа)
Теория и практика(2часа).
Тестовые блиц – опросы, творческие упражнения и шахматные поединки.
Итоговое занятие за первое полугодие «Сказка живет в шахматах».
Контроль знаний по пройденным темам. Сюжетная линия – путешествие по шахматному королевству, где необходимо выполнить ряд заданий, для того, чтобы можно было продолжить свой путь.
Итоговое занятие за второе полугодие «Шахматный досуг».
Форма проведения – командная. Одна команда «Пешечка», другая – «Слоненок», участвуя в конкурсах, дети показывают уровень усвоения базовых тем.
Учебный (тематический) план.
2 год обучения
№ | Названия раздела (модуля), темы | Теория | Практика | Всего учебных часов | Форма аттестации |
1 | Введение | 1 | - | 1 | Шахматные поединки |
2 | Практика матования одинокого короля | 3 | 5 | 8 | |
3 | Основы дебюта | 3 | 6 | 9 | |
4 | Основы миттельшпиля | 3 | 6 | 9 | |
5 | Основы эндшпиля | 3 | 6 | 9 | |
6 | Решение заданий, этюдов | - | 8 | 8 | |
7 | Игровая практика | - | 100 | 100 | |
Итого: | 13часов | 131час | 144часа |
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение. (1час)
Теория
Техника безопасности на уроках. Инструктаж по противопожарной защите. Древние легенды о шахматах.
Тема 2. Практика матования одинокого короля. (8часов)
Теория (3ч.)
Король и пешка против короля. Король и пешка против короля и двух пешек.
Тяжёлые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях.
Практика(5ч.)
План игры. Комбинации разных фигур на матование короля.
Тема 3. Основы дебюта. (9часов)
Теория(3ч.)
Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры.
Основные принципы развития в дебюте. Мобилизация фигур.
Практика(6ч.)
Борьба за центр. Безопасность короля. Стратегия дебюта.
Тема 4. Основы миттельшпиля.(9часов)
Теория(3ч.)
Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приёмы.
Связка, двойной удар, «вилка», вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах.
Практика(6ч.)
Определение стратегии. Реализация материального преимущества. Отвлечение,
завлечение.
Тема 5. Основы эндшпиля.(9часов)
Теория(3ч.)
Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность короля в эндшпиле.
Правило квадрата. Пешечные окончания.
Практика(6ч.)
Матование одинокого короля. Король и пешка против короля.
Переход из дебюта в эндшпиль.
Тема 6. Решение заданий, этюдов.(8часов)
Практика
Решение шахматных этюдов, задач.
Тема 7. Игровая практика.(100часов)
Сеансы одновременной игры. Внутри - групповые турниры. Блиц – турниры.
Итоговые занятия с определением победителей. Шахматные поединки.
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Формами фиксации прогнозируемых результатов являются: участие в соревнованиях, праздниках, игровых программах, итоговых занятиях. Полученные путем наблюдения за детьми на занятиях результаты, анализируются и систематизируются, посредством мониторинга за определенный период (промежуточный, итоговый). В результате проведения мониторинга в форме шахматных поединков, презентаций учащемуся присваивается один из уровней освоения программы:
высокий (устойчивый интерес к игре, умение решать шахматные этюды, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах);
средний (учащийся часто активен на занятиях, знает основные правила игры в шахматы, может применить их при игре, пользуется частично помощью взрослого (педагога));
достаточный (учащийся знает основные понятия игры в шахматы, но интереса к игре не проявляет, игра носит эпизодический характер).
Допускается корректировка программного содержания занятия, количество установленных для каждого цикла учебных часов, последовательности изучения тем в зависимости от конкретных условий работы, особенностей детей, успешности освоения ими программного материала.
Раздел 4. Организационно – педагогические условия реализации программы
4.1. Материально-технические условия реализации программы.
- Разработки тем занятий.
- Краткий экскурс в историю шахмат.
- Словарь шахматных терминов.
- Эссе о жизни выдающихся шахматистов современности.
- Досуговая деятельность (сценарии проведения шахматных досугов и праздников).
- Методические разработки игр (дидактических, словесных, настольных).
- Лекционные материалы.
- Костенюк А., Костенюк Н. «Как научить шахматам» М. – 2008., 143 стр.
- Просторное помещение для занятий.
- Мультимедийная установка.
- Ноутбук.
- 4.2. Предметно – игровое оборудование.
- Демонстрационная шахматная доска с набором фигур.
- Индивидуальные шахматные доски с набором шахматных фигур.
- Шахматные часы.
- Шаблоны латинских букв.
- Шаблоны вертикальных, горизонтальных, диагональных линий.
- Фишки.
- Карандаши.
- Тетради.
- Диаграммы.
- Чудесный мешочек.
- Шахматные головоломки.
- Шахматные этюды.
4.3. Методическое обеспечение программы.
Организация учебно-воспитательного процесса включает в себя следующие формы работы:
- групповая;
- фронтальная (при проведении праздников, игровых программ);
- массовая (при организации выставок, блиц-турниры, сеансы одновременных игр).
- индивидуальная (советы, рекомендации, упражнения).
В работе используются следующие методы:
- словесные (объяснения, рассказ, беседа);
- наглядные (показ, демонстрация наглядности, рассматривание игровых позиций);
- практические (творческие задания, помогающие формировать у учащихся
фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе, решение
шахматных этюдов);
- игровые (путешествия, дидактические игры, упражнения, игровая практика);
- метод морального стимулирования (грамоты, дипломы, призы).
Обучая детей младшего школьного возраста целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений и навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).
По системе, которую предлагает старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАН Сухин Игорь Георгиевич, учебный процесс первого года обучения шахматам планируется таким образом, чтобы не было проигравших детей. Это очень важно. Шахматные уроки первого года обучения должны приносить только радость. Разыгрываются положения, изначально только выигрышные для детей. Ребенок выиграл, педагог проиграл, но и он в выигрыше, потому что научил. Шахматы без проигравших – правило на первом этапе обучения.
Из истории шахмат
Шахматы – это древняя игра. Даже сегодня ее происхождение остается тайной. Её прародительницей считают чатурангу, в которую играли в Индии 13 веков назад, а возможно, и еще раньше. Согласно индийской легенде изобрел игру человек по имени Сисса, воспитатель принца.
В награду за свое изобретение Сисса попросил столько пшеничных зерен, сколько покажет шахматная доска, если на первую клетку положить одно зерно, а потом количество зерен удваивать. Оказалось зерен потребуется 18446744073709551615 (18 квинтильонов, 446 квадрильонов, 744 триллиона, 73 биллиона, 709 миллионов, 551 тысяча, 615). Количество зерен превышало весь мировой запас.
В те давние времена часто бросались кости для того, чтобы определить, какая фигура должна ходить. Из Индии игра распространялась в другие страны, но только 6 веков назад она приобрела свою современность.
Список использованной литературы:
Литература для педагога:
- Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (Дата обращения 06.06.2016)
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] - http://government.ru/docs/14644/ (Дата обращения 06.06.2016).
- Авербах Ю., Бейлин М. «Путешествие в шахматное королевство». М., Ф и С, 1972 г., 150 стр.
- Барский В. «Карвин в Шахматном лесу». Пермь. 2008 г., 128 стр. Из истории шахмат.
- Дорофеева А. «Хочу учиться шахматам!». М., 1991 г., 160 стр.
- Костенюк А., Костенюк Н. «Как научить шахматам». М., 2008 г., 143 стр.
- Конотоп В.А., Конотоп С.В. «Тесты по тактике для начинающих шахматистов», М., 2005 г., 145 стр.
- Костров В., Давлетов В. «Шахматный учебник», М., 2009 г., 142 стр.
- Костров В., РожковП. «1000 шахматных задач», М., 2009 г., 149 стр.
- Притчард Д. «Шахматы. Учебник для начинающих», М., 2007 г., 128 стр.
- Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и обучению детей. – М., «Просвещение», 1993, 1994, 1997.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Литература, рекомендованная для детей и их родителей:
1. Карпов А., Калиниченко Н. «Начальный курс дебютов. Школьный шахматный
учебник», Ульяновский дом печати ., 2006 г., 200 стр.
2. Костров В., Рожков П. «1000 шахматных задач. Решебник», СПб. 2006 г., 135 стр.
3. Костров В., Рожков П. «Шахматный решебник. Книга А и В », СПб. 2005 г., 140 стр.
4. Трейс Р., Кастор Х. «Играем в шахматы», Изд. ’’Махаон”., 1998 г., 31 стр.
Интернет – ресурсы:
- http://infourok.ru/
- http://moscowchess. org/
- http://chess 555.narod.ru/
- http://dop-obrazovanie.com/
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/
- http://www.chessm.ru/suhin-ig/
- http://uroki-online.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Юный шахматист"
Данная программа составлена на основе программ: 1. «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий» (авт. Ю. С. Разуваев, И. Г. Сухин, С. П...
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:• Закон Российской Федерации « ...
Программа кружка «Юный шахматист»
На игровых занятиях в простой и доходчивой форме несовершеннолетние знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, э...
Методическая разработка:«Развитие аналитических способностей юных шахматистов через самостоятельную работу над сыгранными партиями» Зверева Владимира Алексеевича,
Разбор собственных партий, необходимое условие развития юного шахматиста....
Некоторые аспекты подготовки юных шахматистов.
У юных шахматистов возникает много проблем. О решении некоторых из них говорится в этой статье....
Программа "Юный шахматист".
Программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы разработана на основе методического пособия В.Г.Гришина "малыши играют в шахматы". Программа реализуется в МАДОУ ДС № 34 "Дюймо...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:·...