Опытно- экспериментальная деятельность Учителя- логопеда в ДОУ
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское» Энгельсский район Саратовская область
Опытно - экспериментальная деятельность
Учителя - логопеда Епифановой Г.С.
(3 мини эксперимента)
Тема №1: Деревья. Почему дерево не падает?
Тема №2: Овощи.
Тема №3: Фрукты.
2017 год.
Деревья. Почему дерево не падает?
Форма проведения эксперимента (проводится во время прогулки).
Материал: деревья на детской площадке.
Словарь: дерево, ствол, ветки, листья, сучья, кора, корни, крепко, держаться, земля.
Грамматический строй: существительные в родительном падеже (из чего состоит дерево?).
Связная речь: описание дерева.
Проблемный вопрос: Почему дерево не падает?
Гипотеза: Деревья держатся за землю корнями.
Способ проверки: предметное манипулирование (попытка вытащить дерево из земли).
Ход занятия
Предложили детям подойти к дереву, слегка потянуть его вверх и вытащить, Дети попытались выполнить задание. Возник вопрос: почему дерево не падает, что держит ствол дерева или куста в земле, не пускает его?
Все вместе рассмотрели ствол дерева у самой земли, корни дерева, которые выпирают из земли, вспомнили, как рассматривали строение дерева на занятии в группе. Дети сами сделали вывод.
Вывод: Деревья держатся в земле с помощью корней, которые растут вниз в землю и в разные стороны от ствола дерева.
После проведения опыта закрепили название частей дерева, сравнили ветки и сучья, описали дерево.
Это дерево. У него есть ровный ствол, ветки, сучья, листья и корни. Корни держат дерево в земле и не дают ему упасть.
Овощи
Форма проведения: исследование.
Материал: овощи (огурец, картофель, помидор и т, п.), цветовые и геометрические фигуры.
Словарь: овощи, огурец, картофель, помидор и т. п.; форма, крут, овал и т. п.; цвет, красный, зеленый и т, п.; вкус, винегрет; вареный, сырой.
Грамматический строй: согласование прилагательных с существительными, образование прилагательных из существительных и глаголов.
Связная речь: описание овоща, проблемный вопрос: Все овощи растут на грядке, их поливают,
за ними ухаживают. Может, они одинаковые?
Гипотезы: 1. Все овощи одинаковые. 2, Овощи разные (отличаются по цвету, форме, размеру, вкусу)»
Способ проверки: сравнение.
Ход занятия
1. На тарелке лежат овощи. Дети рассматривают их, исследуют и делают вывод, что овощи различаются по цвету, форме, размеру и вкусу. Для доказательства дети группируют овощи, подбирая их по разным признакам, проводится игра «Узнай по вкусу». На доске выставляются символы, соответствующие признакам классификации.
Вывод: овощи различаются по форме, цвету, размеру и вкусу.
2. После выполнения исследования детям предлагают описать любой овощ, используя символы, выставленные на доске.
После исследовательского занятия из овощей приготовили винегрет.
Фрукты
Форма проведения: исследование,
Материал: фрукты, цветовые и геометрические символы.
Словарь: фрукты, яблоко, груша, банан и т. д.; форма, круг, овал, и т. п.; цвет, красный, желтый, зеленый и т, п.; вкус, сок.
Грамматический строй: согласование прилагательных с существительными; образование прилагательных из существительных.
Связная речь: описание фрукта.
Проблемный вопрос: Все фрукты растут на дереве, за ними ухаживают одинаково, может, они и сами одинаковые?
Гипотезы: 1. Все фрукты одинаковые. 2. Фрукты разные (отличаются по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху).
Способ проверки: сравнение.
Ход занятия
- На тарелке лежат фрукты. Дети рассматривают их, исследуют и делают вывод, что они различаются по цвету, размеру, форме и вкусу. Для доказательства дети группируют фрукты, подбирая их по разным признакам. Выставляются символы, соответствующие признакам классификации.
- Затем проводится игра: дети закрывают глаза, и педагог дает им попробовать фрукты, Дети на вкус определяют фрукт, называют его.
- Проводится игра «Чудесный мешочек» «Узнай фрукт на ощупь» при выполнении исследования дети описывают выбранный фрукт, используя символы.
Вывод: Фрукты различаются по цвету, форме, размеру и вкусу.
Итог
В ходе эксперимента было выяснено, почему деревья не падают, чем похожи и чем отличаюся фрукты и овощи.
Вместе с доказанными гипотизами и выяснения причинно- следственных связей, акцент был сделан на развитие лексико- грамматического строя речи, пополнения словарного запаса, развитие связной речи. Дети отвечали полным ответом, отмечали причинно- следсвенные связи, грамотно формулировали ответы.
Опытно-экспериментальная работа в логопедической деятельности приносит интерес, а момент самого эксперимента намного лучше раскрывает речевой потанцеал ребенка именно в ходе такой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации на тему"Организация опытно-экспериментальной деятельности учителя в современной школе"
Учитель предлагает вашему вниманию методические рекомендации, касающиеся организации опытно-экспериментальной деятельности . Не секрет, что в последнее время ученики увлекаются созданием виделроликов ...
Участие в проектной опытно-экспериментальной деятельности. (Таблица). Из опыта работы учителя географии Прониной А.И.
В данной таблице помещены результаты участия обучающихся в конкурсах исследовательских работ на разных уровнях с 2011 по 2014 год. Научный руководитель:учитель географии Пронина А.И....
Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"
Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...
Итоги научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителя ГБОУ СОШ №498: физики Алюшевой Н.В. за 2014-2015 учебный год.
Тема моей научно-методической и опытно-экспериментальной работы «Развитие познавательной активности гимназистов на уроках физики через применение информационных технологий». Она тесн...
Экспериментальная деятельность учителя-логопеда в НОД
Конспект НОД "Ткани и их свойства" в подготовительной логопедической группе...
Инновационное занятие по внеурочной деятельности «Вулкан в банке» (опытно – экспериментальная деятельность)
Инновационное занятие по внеурочной деятельности«Вулкан в банке»(опытно – экспериментальная деятельность), в рамках внеурочной деятельности...
Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково
Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...