Синичкин день
методическая разработка на тему

Цель:

Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;

Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Задачи:

Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;

Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологический праздник147 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Красногвардейского района Белгородской области

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных натуралистов»

Синичкин день

                                                       

                                                             Автор: педагог дополнительного

                                                 образования МБУ ДО

                                                                 «Станция юных натуралистов»

                                                            Красногвардейского района

                                                                Дьячкова Татьяна Викторовна

Бирюч

Пояснительная записка

 Цель: расширение кругозора учащихся, привлечение внимания к трудному существованию птиц зимой, к проблемам охраны природы.

  Задачи: 

- воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю;

- расширять знания о повадках и характерных особенностях

  зимующих птиц Белгородской области;

- вовлекать обучающихся в творческую и практическую деятельность по  

  охране зимующих птиц;

- развивать в учащихся ответственность за «братьев наших меньших»;

- формировать знания о правилах подкорми птиц;

 Форма проведения: экологический праздник.

 Методы и приемы проведения мероприятия: наблюдение, групповое обсуждение, словесный, наглядный, творческий,

 Место проведения: МБУ ДО «Станция юных натуралистов».

 Организатор: МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

 Красногвардейского района.

 Участники мероприятия: учащиеся объединения «Природа и творчество».  

Оборудование:

      Рисунки детей о птицах, кормушки, изготовленные руками детей;

       Грамзапись «Голоса птиц», фотографии птиц, плакаты.

Место проведения МБУ «Станция юных натуралистов»

Продолжительность мероприятия 2 академических часа.

Методические советы на подготовительный период:

         Подготовка к проведению мероприятия длится в течение двух недель.   В преддверии мероприятия проводится:

- конкурс рисунков;

- конкурс на самую оригинальную и легко выполнимую кормушку из

  подручного сырья;

- литературный конкурс и конкурс на самую оригинальную и

  выразительную листовку.

- подбор музыкального сопровождения;

- подготовка вопросов для викторины и карточек для проведения

   рефлексии.

    Оформление:

1. плакаты, листовки, рисунки на тему: «Поможем зимующим птицам» и

   «Как я кормлю птиц».

 2. выставка самодельных кормушек.

 3. фотовыставка по теме «Покорми птиц, сделай зиму ярче».

   Оборудование:

компьютер, экран; мультимедийный проектор, презентация, фонограммы голосов птиц.

Ход мероприятия

Звучит фонограмма пения птиц.

Педагог: 

- Как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение? (дети отвечают)

- Почему?        

- Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)

Педагог: Ребята, почему многие птицы с наступлением холодов вынуждены улетать в жаркие страны?

Дети:

- Из-за того, что зимой нет их привычного корма.

Педагог: На дворе поздняя осень. Осталось совсем немного времени, и зима прочно вступит в свои права.  Завьюжит, заметет, скует льдами реки, укроет снегом землю.  

        Зима сложная пора для птиц и зверей обитателей лесов и парков. Каждый из них по - своему переживает зиму: одни залегают в глубокую спячку, другие прячутся под корой, в моховой подстилке. Есть и такие, которые заготовили в укромных местах запасы и зима им теперь не страшна. А есть и такие, которые покидают наши края.

1 Ребенок: Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.        

2 Ребенок: Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.                                      Ф. И. Тютчев                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Педагог: Давайте вспомним, кого из птиц в нашем городе можно встретить зимой.

3 Ребенок: Зимовать рядом с нами остаются: большая синица, поползень, снегирь, воробей, дрозд-рябинник, малый и большой дятел, серая ворона, сорока, галка, сизый голубь, свиристель.

Педагог: Совсем недавно в нашей стране появился новый экологический праздник-Синичкин день. Создан он по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября по новому стилю (30 октября по-старому).         Несмотря на то, что Синичкин день празднуется совсем недавно своими корнями он уходит в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября отмечается день памяти святого Зиновия Синичника покровителя всех лесных птиц. Синичкин день-это праздник зимующих птиц, которые по народным приметам к этому сроку покидают леса, и в поисках тепла и пропитания откочевывают к человеческому жилью, где больше корма.  Главный герой праздника - синица. Эта маленькая и стройная птичка в желтом жакете, чёрненьком галстуке и шапочке, на тоненьких лапках в тёмных сапожках грациозна и легка. А сколько пользы приносит она, освобождая от вредителей деревья и кустарники! Наши предки считали синицу божественной птицей, и поэтому она у них находилась под особой защитой. Еще в Средние века во времена правления Людвига Баварского был издан закон об охране синиц. За ее поимку ослушавшегося ждало суровое наказание. В России так же запрещалось убивать синиц, считалось что иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.

Педагог: Как вы думаете, за что получила свое название «синица?

1 Ребенок: Когда внимательно прислушаешься к голосам этих птиц, то услышишь «Си-си-си». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет.

Педагог: Правильно, цвет оперения здесь вовсе ни причем. Назвали ее так за ее звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». За это в народе ее называют Зинькой.

       С приходом зимы на Руси гадали на синичку. Для того чтобы узнать будет ли в семье достаток выходили за порог, и бросали в одну сторону кусочки несоленого сала, в другую - крошки хлеба.  Если синичка начинала клевать сало - это означало, что в доме будет домашний скот и прочая живность, если крошки-хлеба в доме будет достаток. По поведению синичек можно предсказать погоду: если птицы возле дома появились стайками, значит, в скором времени грянут морозы. Если синичка, сидящая на ветке, издает свист, значит, день будет погожим, если пищит - к ночному морозу; когда на кормушке собирается много синиц - к метели, снегопаду.    Отношение к синице нашло отражение и в народном фольклоре. Народом придумано немало пословиц и поговорок, посвященных этой симпатичной пичуге. Вспомните, пожалуйста, какие пословицы про синицу вы знаете?

 Дети: «Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает», «Невеличка синичка - а свой праздник знает», «Не много зинька (синичка) ест-пьёт, а весело живёт», «И за синичку, птичью сестричку, свои святые Богу молятся!», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Заглядишься на журавля - синица из рук упорхнет», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной», «Синица - счастья синяя птица», «Бойкая синичка - воробью сестричка», «Хлопотунья синица - сада защитница».).  

Педагог: Ребята, как вы думаете надо праздновать Синичкин день?

(Дети рассказывают о том, что надо делать кормушки, подкармливать птиц, вести разъяснительную работу о значении зимней подкормки).                 

Педагог: Во всех уголках нашей необъятной страны в городах и селах вошло в традицию на Зиновия Синичника (12 ноября) проявлять заботу о птицах, остающихся у нас зимовать. Для них делают кормушки, заполняют их кормом и развешивают в садах и парках.

  (Звучит фонограмма ветра в зимнем лесу). Да, зимой птицам не до песен.  Зима для них - самая тяжёлая пора. Нелегко им переносить зимнюю стужу. Особенно тяжело птицам, когда происходит налипание мокрого снега на ствол, ветки деревьев и кустарников, и в те дни, когда с наступлением морозов после оттепели все вокруг покрывается ледяной коркой.  Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Очень сложно зимующим птицам в такую погоду прокормиться.

Педагог: Ребята, скажите, что для синиц страшнее голод или холод?

2 Ребенок: Конечно же голод ведь голодная синица не переносит даже слабых морозов поэтому многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

По статистике 10 синиц до весны доживет всего 1 - 2. И лишь заложенная природой большая плодовитость спасает этих птиц от исчезновения. Педагог: Синицы -  птицы осторожные, но они быстро привыкают к человеку. Если вы будете приносить корм всегда в одно и то же время, то скоро заметите, что птицы узнают вас, издавая приветственные звуки радости. А обнаружив пустую кормушку, могут и в окошко постучать, напомнив о себе. Синицы отлично помнят места, где их кормили в прошлую зиму, и возвращаются туда на следующий год.

       Есть у синиц еще одно замечательное качество - они собирают насекомых не только летом, но и зимой. В погожие дни, особенно ближе к весне, птиц на кормушках становится меньше обычного. Почему как вы думаете? (Дети отвечают)

3 Ребенок: В конце зимы, когда солнце показывается все чаще и чаще синицы поблизости кормушек собирают зимующих насекомых, очищая деревья от вредителей. (зимовальных гнезд златогузки, кладок непарного шелкопряда, от коконов яблоневой плодожорки).

 Педагог: Человек может помочь птицам пережить зиму для этого надо только смастерить кормушку. Сделать ее не составляет особого труда. Конечно, лучше всего сделать кормушку из дощечек, и она послужит ни один год. Конструкция любой кормушки не сложная в изготовлении - это дно с бортиками, куда насыпается корм, и крыша. Проще всего сделать кормушку и из подручного материала. Для этого подойдет как обыкновенная пластиковая бутылка, так и коробка из-под сока или молочных продуктов, в которых надо прорезать отверстия и кормушка готова. Такую кормушку, можно украсить, обклеив ее корой, ветками, сухими листьями, мхом.  Развешивая кормушки на деревьях надо располагать их так, чтобы у птиц была возможность хорошего обозрения окружающего пространства, чтобы они вовремя могли среагировать на приближающуюся опасность.

        Следует помнить о том, что если вы начали   подкармливать птиц, то делать это необходимо каждый день без всяких исключений, до самой весны, пока не потеплеет, потому что прикормленные вами птицы никуда не полетят в поисках пищи, а будут ждать и надеяться. Так как птицы прилетают к кормушкам, едва забрезжит рассвет, то корм в них лучше всего засыпать с вечера.

Педагог: Ребята, скажите, чем можно подкармливать зимующих птиц?

Дети: крошками хлеба, вареной картошкой, семечками.

1 Ребенок: Совершенно верно. Синицы будут благодарны, если вы угостите их творогом, вареным яйцом, мясом (как сырым, так и вареным), несоленым салом, семенами подсолнечника или сушеными ягодами боярышника, шиповника. Воробьи больше обрадуются просу, вареной картошке, семенам арбуза и дыни. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, семенами клена, ясеня, липы.

2 Ребенок: Так же птицам можно давать сдобные кусочки или крошки пшеничного хлеба, животный жир, если он твердый в чистом виде, а если он мягкий, его лучше смешать с другим кормом. Для этого в размягчённый жир добавляют просо, любые семечки, очистки яблок, геркулес, очищенные орехи, сухарики, крошки хлеба, мед, и все хорошо перемешивают. Неплохо так же поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Педагог: Очень важно чтобы вы помнили, что птицам категорически запрещено давать любые соленые, жареные, острые, кислые, плесневые или прогорклые продукты. Так же опасен для пернатых и черный хлеб, который особенно в мороз закисает в зобе, плохо переваривается и вызывает гибель птицы.

 Педагог: Предлагаю вам сыграть в экологическую игру «Птичий магазин». Для этого нам нужно разделиться на две команды: одна команда - это семья «Воробьевых», вторая «Синицыных» (детям делятся на две команды. Семья «Воробьевых» пригласила к себе в гости семью «Синицыных».   Обоим семьям предстоит поход в магазин за продуктами. Семья «Воробьевых» должна купить продукты для угощения гостей, а именно то, что любят синицы.  Семья «Синицыных», чтобы не идти в гости с пустыми руками, решила купить хозяевам подарки. В нашем магазине вы найдете товары на любые птичьи предпочтения. По моей команде вы должны собрать товар в корзинку, при этом не забывайте о гастрономических предпочтениях воробьев и синиц.    Победителем станет та команда, которая быстро и правильно выполнит данное задание. (Подсчитываются карточки, объявляется победитель).

         Следующая игра «Покормите птиц зимой». На экране вы видите птиц: синица, снегирь, дятел, свиристель (каждая птица имеет порядковый номер). На столе стоят кормушки, соответствующие номерам птиц. Ваша задача выбрать корм каждой птицы, который надо как можно быстрее положить в кормушку (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

        Теперь нам предстоит узнать, какая из команд умеет слаженно работать в команде и мастерски делает кормушки. Перед вами лежит подручный материал.  Ваша задача из предложенного материала за 10 минут смастерить действующую кормушку, и подготовить представление своей работы.  

 (Подводится общий итог и объявляется команда-победитель, которая награждается большим пакетом корма для подкормки птиц).

      А сейчас я предлагаю вам сделать угощение для наших пернатых гостей.   Для этого нам понадобятся: шишки ели или сосны под створками, которых спрятаны вкусные и питательные семена, которые очень любят птички, а также несоленый жир, маргарин, мед, геркулес, просо, семена разных растений. Наше угощение будет напоминать многослойный бутерброд, основанием в котором послужит шишка.  И так приступим.  Первый бутерброд мы приготовим для любителей сладкого на основе меда.  Для этого шишку   обмазываем медом, а затем обваливаем в смеси из семян подсолнечника, проса, семян арбуза, дыни, овсяных хлопьях. Тем же птицам, которым сладкое не по душе   вместо меда шишки смажем жиром и обсыплем смесью из семян и кусочков   фруктов.  (Дети делают угощение для птиц).

       Ну, вот теперь у нас готовы и кормушки, и угощение.   Нам осталось их только повесить.

     Время пролетело быстро, и наше мероприятие подходит к концу.  Мы очень надеемся на то, что теперь у каждого из вас, во дворе будет висеть   кормушка и птицы на ней станут частыми гостями.   С наступлением теплых дней пережившие с вашей помощью зиму птицы отблагодарят вас красивой песней (включается фонограмма записи голосов птиц), и богатым урожаем, спасённым от вредителей (достаётся корзинка с яблоками, которые раздаются детям). Но самое главное, вы станете добрее и будете бережно относиться ко всему живому. А сейчас я предлагаю вам пойти   развесить сделанные для птиц кормушки и разложить в них приготовленные угощения.  

Для игры «Птичий магазин» нужны две корзинки и набор карточек с кормом для воробьев и синиц.

Для игры «Покормите птиц зимой» вам понадобятся по 4 кормушки и пакетики с кормом для зимующих в вашем регионе птиц (которых дети увидят на слайдах презентации).

Литература:  

1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль: Академия

    Развития, 1998. 220с.

2. Беме Р.Л., Динец В.Л., Флинт В.Е., Черенков А.Е. Птицы. Энциклопедия

    природы России. М.: ABF, 1998. 126с.

3. Владышевский Д.В. Экология лесных птиц и зверей Новосибирск: Наука,

    1980. 264с.

4. Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к

    проведению месячника. Комсомольск - на - Амуре: Агора, 2005. 70с.

5. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М.: ГНОМ и Д, 2008. 47с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Синичкин день"

Праздник проводится на уроке Развитие речи и ознакомления  с окружающим миром. Задачи: Формирование межличностного общения в детском коллективе; закрепление  представлений о птицах(перелетны...

Методическая разработка мероприятия для 1-х классов на тему: "Синичкин день"

Цель:  Познакомить  учащихся с многообразием  пернатых, формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе....

синичкин день

классный час, посвященные Синичкину Дню. С наступлением холодов птицам нужна наша помощь и забота. Виды синиц, чем можно и нельзя кормит. 6 класс...

Праздник Синичкин день

Часто к празднику необходимо подготовить мобильный стенд или газету. В данной работе готова информация для праздника Синичкин день. В подборке материалов красочно оформлены информация о празднике, пла...

Синичкин день

Отчет о проведении внеклассного мероприятия для учащихся младших классов, посвященного экологическому празднику "Синичкин день"....

Отчет о проведении праздника "Синичкин день"

Отчет о проведении праздника "Синичкин день" учащимися кружка "Живая планета с учащимися первого класса....