Методическая разработка мероприятия для 1-х классов на тему: "Синичкин день"
учебно-методический материал по природоведению по теме

Шишкова -Бесклинская Елена Николаевна

Цель:  Познакомить  учащихся с многообразием  пернатых, формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План мероприятия

 Тема:   «Синичкин день»

Цель:  Познакомить  учащихся с многообразием  пернатых, формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

                         Ход мероприятия.

  1. Организационный момент:  (приветствие с детьми).

Слайд (№1) Озвучивание  темы мероприятия.

 Ведущий:  (слайд №2) загадывает загадку:

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синица)

Ведущий:  Молодцы! А теперь давайте послушаем как поет синичка! (звучит голос синицы)

Ведущий: С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Сейчас наши гости и друзья старшеклассники познакомят вас с этой звонкоголосой птичкой:

(слайд№3)

Старшеклассник 1

Я хочу Вам описать портрет синички. У этой птички желтая грудка, через всю грудь проходит широкая черная полоса, спинка зеленая. Шапочка на голове сизо-зеленая, с металлическим отливом, щечки белые, глаза черные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

(слайд №4)

Старшеклассник 2

Ребята, я хочу Вам показать гнездо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Действительно гнездо состоит из тонких веток, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями.

        Самка в гнездо откладывает 10-15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

(слайд №5)

Старшеклассник 3

Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Синички очень любопытные птицы. Часто мы можем увидеть их возле нашего окна, они прилетают, конечно же с надеждой что мы приготовим для них излюбленное лакомство- это несоленое сало.

(слайд №6)

Старшеклассник 4

Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10-15 штук.

Ведущий: Ребята! Как много интересного мы узнали об этой маленькой птичке синичке!  А знаете что у не есть сестрички:

(Слайд №7) Лазоревка;

(слайд №8) Большая синица;

(слайд №9) Хохлатая;

(слайд №10) Московка;

(слайд №11) Гаичка;

(слайд №12) Усатая синица.

 Ведущий:  (слайд №13) На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

(слайд №14)

Сероспинный , красногрудый

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

(слайд №15)

Чик-чирик к зернышку – прыг,

Клюй , не робей кто это? (Воробей)

(слайд №16)

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)

(слайд №17)

На окне дремала птица:

«Галка-галка, что Вам снится?»

Отвечала птица сонно:

«Я не галка, я …!» (Ворона)

(слайд №18)

Кто там прыгает, шуршит,

 Клювом шишки потрошит?

 Голоском речистым, чистым –

 Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст)

Ведущий: Ребята!  Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

(слайд №19)

Ведущий: Давайте ребята отгадаем загадку:

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Молодцы! Это кормушки для птиц.

(слайд №20)

Зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом. Из 10 синиц выживает до весны только одна! И наша с вами задача не дать погибнуть зимой от голода нашим пернатым друзьям!

(слайд №21)

Ведущий: Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
Что мы с вами, ребята, сегодня приготовили для угощения птиц?

(слайд №22) Правильно, подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц  и воробьёв.

(слайд №23)

 Ведущий: Мне хочется завершить  презентацию таким красивым стихотворением: 

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

Ведущий: А теперь мы с вами проведем небольшую викторину и узнаем как внимательно вы нас слушали.

  1. Когда отмечают «Синичкин день»? (12 ноября).
  2. Поодиночке держатся синицы или стайками? (Живут они стайками по 10-15 штук).
  3. Синицы – пугливые и осторожные или смелые и любопытные птички?
  4. Сколько насекомых съедает синица за сутки? (За сутки поедает столько корма, сколько весит сама).
  5. Какое любимое лакомство у синицы? (Любит лакомится салом).
  6. Назовите сестричек синицы? (Лазоревка, Московка, Гаичка и т.д.).

Ведущий: Ребята, а давайте теперь посмотрим фильм про синичек.

Пока мы с Вами знакомились с пернатым царством, наши птички проголодались и нас заждались. Сейчас мы все оденемся и пойдем на улицу повесим кормушки и покормим птиц. Когда будем сыпать корм, скажем такие слова: «Птичка, птичка вот тебе крошки с моей лодошки!»

Итог занятия:  В ходе занятия дети узнали много нового и интересного о птицах, о существовании праздника «Синичкин день».

Исполнитель – методист экопросвещения  Шишкова Е.Н. тел (2-57-82)

  1. Я хочу Вам описать портрет синички. У этой птички желтая грудка, через всю грудь проходит широкая черная полоса, спинка зеленая. Шапочка на голове сизо-зеленая, с металлическим отливом, щечки белые, глаза черные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

  1.     Самка в гнездо откладывает 10-15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

Ребята, я хочу Вам показать гнездо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (Из тонких веток, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями).

  1. Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из    леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомится салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

  1. Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10-15 штук.

Загадки про птиц!

Сероспинный , красногрудый

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

Чик-чирик к зернышку – прыг,

Клюй , не робей кто это? (Воробей)

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)

На окне дремала птица:

«Галка-галка, что Вам снится?»

Отвечала птица сонно:

«Я не галка, я …!» (Ворона)

Кто там прыгает, шуршит,

 Клювом шишки потрошит?

 Голоском речистым, чистым –

 Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия День защитника Отечества – день воинской славы России

Цель мероприятия: Воспитательная: историческое и военно-патриотическое воспитание. Развивающая: формирование личностных качеств, патриотических чувств, духовно-нравстенных ценностей....

Методическая разработка мероприятий ‘’23 февраля День защитников Отечества ‘’

1.Нравственное воспитание –воспитывать патриотизм , чувство долга ,прививать любовь к своему Отечеству .Формировать нравственные качества : ответственность  , добросовестность , доброжелате...

Методическая разработка мероприятия День славянской письменности

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Лишь слову жизнь дана…!» посвящена празднованию Дня славянской письменности. Основные цели данного вечера:1. Активизация творческого и ду...

Методическая разработка мероприятия "Всемирный день борьбы со СПИДом"

Методическая разработка мероприятия "1 декабря- Всемирный день борьбы со СПИДом"...

методическая разработка мероприятия по ЗОЖ "День здоровья"

Данная методическая разработка приуроченная к Всемирному дню здоровья - 7 апреля....

Методическая разработка мероприятия для обучающихся в кружке «Робототехника» Тема: «Всемирный день робототехники»

Методическая разработка мероприятия для обучающихся в кружке «Робототехника»  Тема: «Всемирный день робототехники»...