Учет возрастных особенностей подростков при составлении образовательной программы
статья на тему
Статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_vozrastnyh_osobennostey_podrostkov_pri_sostavlenii_obrazovatelnoy_programmy1.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Современная система дополнительного образования.
Опыт. Проблемы. Перспективы.
Сборник материалов окружной педагогической конференции.
Демидова Т.П. “Учет возрастных особенностей подростков при составлении образовательной программы”.
Москва. 2012
Учет возрастных особенностей подростков при составлении образовательной программы
Демидовой Т.П.
Москва 2012
Так как темой сообщения является учет возрастных особенностей подростков, то разрешите вначале привести их краткое описание.
Необходимо учитывать возрастные индивидуальные особенности учащихся, это является важной закономерностью в воспитании и образовании. Весьма полезные мысли высказывали на этот счет многие педагоги, начиная с Я.А. Каменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и кончая современными педагогами.
По принятой периодизации развития детей определяется средний, или подростковый, возраст 11-15 лет, старший школьный возраст, или ранняя юность, 15-18 лет.
Подростковый возраст называют переходным от детства к юности. Как «полувзрослый» человек, он ощущает быстрый рост физических и духовных сил, а как «полуребенок», он еще ограничен в своих возможностях удовлетворить возникающие у него новые потребности и запросы. Этим объясняются сложность и противоречивости характера, поведения и развития, за что этот возраст в педагогическом отношении иногда считается трудным.
Интенсивное физическое развитие вызывает возрастание энергии, стремление к подвижности и активной деятельности, к разнообразию дел и начинаний, а отсутствие необходимого опыта и умения правильно рассчитать свои силы и возможности часто гасят эту энергию и активность, и приводит к тому, что не завершив одного дела, подростки принимаются за другое.
В процессе воспитания, естественно, нужно поддерживать их стремление к деятельности, приучать к тщательному взвешиванию своих сил и к проявлению необходимых усилий для завершения начатого дела.
В познавательной деятельности ребята уже не удовлетворяются внешней описательностью изучаемых явлений и фактов. Они стремятся вникать в их сущность, глубоко осмысливать заключенные в них причины и следствия. Поэтому определяющим направлением в обучении является развитие мышления, сообразительности, логической памяти и творческих способностей.
Здесь важно умение педагогов развивать потребностно-мотивационную сферу подростков, широко использовать элементы занимательности учебных занятий.
Поведение подростков базируется главным образом на тех правилах, необходимость которых осмысленна и принимается ими внутренне. Внешняя регуляция поведения их уже тяготит. У ребят вырабатываются собственные принципы поведения. Превыше всего они ценят справедливость, искренность и соблюдение моральных требований. Весьма критично относятся к лицемерию, беспринципности и эгоизму. На этой основе у подростков развивается моральная критичность по отношению к людям, в том числе и к преподавателям, а также появляются элементы самооценки и самокритичности.
Задачей педагогов является помогать ребятам в решении труднорешаемых проблем, встречающихся трудностей и требует особой чуткости, тактичности и деликатности.
Также в коллективе занимается много ребят старшего школьного возраста, который относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования также имеет свои противоречия и трудности.
Достаточно высокого уровня развития достигает интеллектуально-познавательная деятельность. Преобладающее значение в ней занимают абстрактное мышление (от лат. Abstraction – мысленная отвлеченность), логическая память, стремление к глубокому осмыслению сущности и причинно-следственных связей изучаемых предметов и явлений.
Достаточно четко определяются познавательные интересы, склонности и способности, более прилежное изучение любимых предметов и недостаточное внимание к другим предметам. В это же время могут обнаружиться недостатки и слабости учебной работы в предшествующие годы обучения, которые могут затруднить овладение новыми знаниями, могут породить неверие в свои силы и способности.
В свою очередь развитие мышления и познавательных возможностей, стремление к глубокому овладению знаниями стимулирует работу старшеклассников над своей речью, сознательное отношение к развитию своих творческих способностей. На достаточно высокий уровень поднимаются общественные переживания и чувства. Именно в этом возрасте на основе усваиваемых знаний и полученного жизненного опыта формируется достаточно устойчивые социальные и моральные взгляды, которые служат фундаментом для развития мировоззрения.
Весьма актуальным и сложным для старшеклассников является вопрос о выборе профессии, жизненном самоопределении.
Теперь о предмете, изучаемом на наших занятиях. Важным является верное определение названия предмета. До настоящего времени в программе он был обозначен в программе как «Сольфеджио».
Сольфеджио является обязательной дисциплиной ДМШ, школ искусств, музыкальных отделов учреждений дополнительного образования. Этот предмет закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей.
Программа рассчитана на 5-7 лет, как правило, на детей младшего и среднего школьного возраста. В КСП приходят заниматься ребята от 12 лет и старше, поэтому мы пришли к выводу, что определение «Сольфеджио» не совсем верно отражает суть наших занятий. Наша программа предусматривает двухгодичное обучение, в течение которого должен быть освоен полный объем теоретического материала, то есть практически полный курс музыкальной грамоты.
Занятия проходят один раз в неделю по одному часу, мы очень ограничены во времени, и курс предмета «Сольфеджио» охватить в полной мере не имеем возможности. В связи с этим было решено переименовать предмет «Сольфеджио» в «Элементарную теорию музыки». Сольфеджирование, то есть пение по нотам, является лишь одной из форм работ, применяющихся на наших занятиях, оставаясь очень важной стороной в развитии музыкального слуха. Другими формами работы являются слуховой анализ, интонационные упражнения и музыкальный диктант.
Работа на наших занятиях ведется по следующим направлениям:
- Сообщение теоритических сведений: изучение нотной грамоты, знакомство с музыкальными терминами в рамках ЭТМ;
- Звуковысотное интонационное освоение изучаемого материала, развитие мелодической и гармонической памяти: пение нотных, интервальных и аккордовых последовательностей, заучивание наизусть, пение с названиями нот, показом ступеней, транспонированием, а также многоголосное исполнение; сюда входит также и работа над основами хорового пения, постановка голоса и правильного дыхания (музыкальный материал по сольфеджио стараемся охватить максимально по годам обучения, но по каждой теме нет возможности выучить номер, поэтому на примере одного произведения мы стараемся изучить несколько тем);
- Метроритмическое освоение изучаемого материала: развитие чувства ритма, овладение элементами тактирования и элементарного дирижирования;
- Слуховой анализ: определение на слух отдельных ступеней, интервалов, аккордов, ладов (чтобы не было неуверенности в выполнении этого достаточно сложного задания, мы используем метод формирования готовности восприятия учебного материала: перед самостоятельным прослушивание сообща анализируем, выявляем закономерности звучания, после чего приступаем к выполнению основного задания индивидуально)
- Исполнение на гитаре практических заданий, закрепляющих теоретический материал, и фрагментов выученных музыкальных примеров;
- Формирование навыка чтения с листа;
- Диктанты (музыкальный диктант занимает достаточно много времени, поэтому, по-возможности мы заменяем его устным диктантом, либо разбираем его все вместе с помощью педагога)
- Творческие упражнения: подбор гармонии, сочинение подголосков, самостоятельная подготовка задания друг для друга («контрольная» для соседа – ребята придумывают их либо дома, либо на занятиях).
Таким образом около половины времени на занятиях отводится на объяснение теоритического материала, который тут же закрепляется выполнением практических заданий. У нас в программе пока отсутствуют некоторые темы, например, импровизация и сочинение, что связано с очень различными способностями у ребят. Хотя элементы этих тем мы рассматриваем с детьми, которые проявляют высокую заинтересованность в предмете, и сразу стремятся применить их на практике. Для более успешного творческого развития и был введен в программу клуба предмет «Элементарная теория музыки».
Как показывает практика теоретические дисциплины вызывают у учащихся негативное отношение, некоторые дети считают его скучным и сложным, это связано с акцентированным вниманием некоторых педагогов на решении узкотехнологических задач предмета, которые вызывают определенные трудности у детей. При этом теоритические музыкальные предметы обладают большими возможностями в развитии музыкального интереса учащихся: они включают ребят в разнообразные виды музыкальной деятельности, развивают их способности, формируют практический интерес к музыке и знакомят их с лучшими образцами музыкального искусства.
Учебно-познавательная деятельность дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные мотивы – в нашем случае – это выступление на сцене, пение песен с аккомпанементом. Поэтому весь процесс обучения строится таким образом, чтобы помочь ребятам использовать полученные на занятиях ЭТМ знания в исполнительской деятельности.
Развитие музыкального интереса к предмету должно быть реализовано через принципы развивающего обучения, которые являются основой построения содержания учебного материала. По моему представлению, развивающее обучение должно быть направлено на то, чтобы возбуждать у ребят самостоятельную, ищущую мысль, связанную с живыми эмоциями, волевой сферой. Это способствует преодолению возможно монотонности и скуки обучения.
Основными принципами развивающего обучения являются:
- Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности ( почти все темы соответствуют программе курса ЭТМ музыкального училища, но в тоже время я стараюсь преподнести сложный материал максимально доступными средствами, например, при объяснении темы «Интервалы» мы дробим сложный материал, используя две простые таблицы вместо одной сложной);
- Ведущая роль теоретических знаний и развитие теоретического мышления (сначала уверенное освоение тем в теории и только затем – выполнение практических заданий);
- Изучение программного материала быстрым темпом (но достаточным, чтобы ребята полностью успевали освоить материал);
- Включение учащихся в творческую деятельность как средство интенсивного развития интеллектуальных способностей и личных качеств детей;
- Формирование личностного стиля взаимоотношения учащихся со сверстниками и педагогом; создание на занятиях в группе положительного эмоционального фона, атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха, при которых ребенок чувствовал бы себя уверено и защищенно.
Здесь хотелось бы добавить, что, учитываю достаточно большую разницу в возрасте и очень разные способности (в том числе и музыкальные), у меня нет возможности добиваться освоения всего материала каждым ребенком, поэтому я ориентируюсь на средний уровень, иногда - на высокий, что для остальных детей становится дополнительным стимулом в обучении.
Также особенностью наших занятий является отсутствие письменных домашних заданий. Иногда я задаю небольшие творческие устные задания (например, при изучении темы «Интервалы» ребята подбирают музыкальный материал и самостоятельно определяют интервал, с которого начинается мелодия, также они строят в уме любые интервалы или аккорды от заданной ноты, а также по цепочке вверх и вниз).
Чтобы больше заинтересовать ребят, я пользуюсь методом «забегания вперед», озвучиваю небольшое количество материала следующих тем (особенно это важно для старших воспитанников).
Обучение строится по принципу «спирали», одна тема изучается на начальном этапе не в полном объеме, а затем мы возвращаемся к ней для дальнейшего полного освоения.
Некоторые теоретические темы на начальном этапе обучения требуют не столько музыкальных, сколько зрительных ассоциаций, ведь слуховые ассоциации развиваются позднее, и здесь очень помогают наглядные пособия тренирующего типа (карточки, таблицы), познавательные и развивающие игры (подтверждение тому является открытое занятие «Аукцион знаний», проведенное в рамках «Педагогической панорамы». Ребята были искренне заинтересованы, активно участвовали в подготовке занятия и затем придумывали новые различные варианты игры, задания и вопросы). Все это помогает быстро «схватить» материал, облегчает и ускоряет процесс освоения, снимает нервное напряжение.
Весь процесс обучения строится таким образом, чтобы помочь ребятам использовать полученные на занятиях Элементарной теории музыки знания в исполнительской деятельности.
Проверка знаний осуществляется на каждом уроке в форме фронтального опроса, выполнения письменных заданий (можно на индивидуальных карточках), периодически проходят контрольные занятия, главным этапом педагогического контроля является отчетный концерт, где мы можем полностью оценить результаты наших занятий.
Деятельность Клуба самодеятельной песни «Надежда» за последние годы подтверждает, что введение данного предмета (ЭТМ) в программу дает наглядные результаты. Уровень подготовки наших воспитанников становится еще лучше, что доказывают многочисленные победы на престижнейших конкурсах и фестивалей.
Литература:
1.Алиев Ю.Б. Подросток-музыка-школа/ Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1975.
2. Бондаревский В.В. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985.
3. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе: методическое пособие. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
4. Возрастная и педагогическая психология / под. ред. Петровского В.А. М.: Просвещение, 1982.
5. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов ВУЗов.- М.: Академия, 2000.
6. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся"
Ранний юношеский возраст...
Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.
Соотношение форм и методов обучения хореографии с особенностями детей определенного возраста. Принципы работы педагога по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Личность старшего дошкольника находится в непрерывном развитии. В детском организме совершаются очень значительные изменения, как в отношении физического развития, так и в складе его психики. По...
Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"
Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...
Методическая разработка "Учет возрастных особенностей при постановке детского хореографического номера"
В стетье говорится об особенностях постановке танца с детьми различных возрастных групп....
"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".
Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...