Методическая разработка по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни Игра-квест "Территория здоровья"
методическая разработка (5 класс) на тему

Давыдова Светлана Викторовна

Данна методическая разработка будет полезна педагогам школы среднего звена, педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kvest_territoriya_zdorovya.zip799.37 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

     По данным исследователей, в настоящее время увеличение числа различных асоциальных проявлений среди подрастающего поколения России приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия.                      Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов исправить сложившуюся ситуацию привели к тому, что самая уязвимая часть общества – дети и подростки – совершают разного рода правонарушения и преступления, приобщаются к употреблению психоактивных веществ. Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» или «группе риска» являлся прерогативой несовершеннолетних из крайне неблагополучных семей, то в настоящее время «испытание на прочность» проходит практически каждый.      Чтобы предотвратить «страшные последствия» необходимо прививать подрастающему поколению «привычку» к здоровому образу жизни, вызывать и поддерживать интерес к спорту.

     Здоровый образ жизни складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Педагоги как носители культуры (в том числе и культуры здоровья) обеспечивают оптимальные психогигиенические условия обучения и воспитания.  Педагог способствует решению проблемы сохранения социального здоровья и профилактики социальных недугов (асоциального поведения несовершеннолетних). Следовательно, основной путь укрепления здоровья – создание благоприятных социально-педагогических условий. В работе с детьми многое зависит от педагога, а порой от сотрудничества нескольких педагогов: педагога дополнительного образования, педагога-библиотекаря, учителя физкультуры и др.

     Педагог дополнительного образования выполняет  следующие функции: образовательно-воспитательную – обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей; организаторскую – организует общественно-ценную деятельность учащихся, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ; организационно-коммуникативную – вовлечение  детей в мероприятия.  Педагоги дополнительного образования участвуют и привлекают детей и родителей к различным совместным мероприятиям, направленным в том числе и на пропаганду здорового образа жизни. Это и социальные проекты, различные беседы с детьми на занятиях, игры на свежем воздухе, родительские собрания.
    Педагог-библиотекарь школы, способствуя реализации комплексного подхода к эффективности здоровьесберегающей деятельности, участвует в организации физкультурно-оздоровительной деятельности: проводит книжные выставки, беседы и обзоры литературы, массовые мероприятия. Такая работа помогает учащимся изменить себя и свое отношение к физической культуре в лучшую сторону.
    Учитель физической культуры в сочетании с классической формой обучения проводит физкультурно-массовые и спортивные мероприятия – дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, с помощью которых достигается формирование физической культуры личности.
   Задачи взаимодействия учителей физической культуры, педагога-библиотекаря и  педагога дополнительного образования для профилактики асоциального поведения и пристрастия к пагубным привычкам  при проведении  мероприятий следующие:
– мотивация и потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом;
– овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности;
– создание благоприятных условий для оптимизации двигательной активности;
– формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни;
– воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
 

     В настоящее время игры в формате квестов очень востребованы у обучающихся. Игра-квест «Территория здоровья» направлена на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия, а также на создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации обучающихся и популяризации физической активности, что, несомненно, положительно влияет на формирование среди подрастающего поколения здорового образа жизни.

     

Пояснительная записка

     Данная методическая разработка может быть использована как самим педагогом, так и совместно с участием и социальным партнерством следующих педагогов: педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, учитель физкультуры и др.

Описание материала: данный материал будет полезен вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, библиотекарям. Сценарий предназначен для учащихся 5-6 классов. В ходе игры учащиеся переходят от одного пункта к другому согласно маршрутному листу и на каждом этапе выполняют конкретное задание. Оценка за выполнение задания будет выставляться на маршрутных листах. Для проведения мероприятия необходимо подготовить  отдельные помещения (учебные кабинеты, спортивный зал, актовый зал и т.п.) и назначить ответственного педагога (судью) на каждом пункте игры-путешествия. Материал направлен на актуализацию темы здоровья, здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения учащихся, повышение уровня культуры заботы о здоровье.
Цель: пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения среди учащихся. 
Задачи: 
- формировать ответственность за состояние своего здоровья;
- развивать у детей внимательное отношение к своему здоровью, творческие способности, умение работать в коллективе;
- воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Форма: игра-путешествие (квест).
Оборудование: спортивный инвентарь; компьютер; мультивидеопроектор; экран; диск с мультфильмами; маршрутные листы; карточки с заданиями; необходимые средства домашней аптечки; альбомные листы; столы. 

Предварительная работа:
1)Формируются команды. Учащиеся придумывают название команд.
2)Команды изготавливают листовки на тему «Здоровый образ жизни».
3)Команды готовят инсценировки по правилам здорового образа жизни. 
Участники: учащиеся 5-6 классов (9 команд по 6-7 человек).

План подготовки и проведения игры:

  1. Подготовка маршрутного листа (Приложение 1) для прохождения этапов.
  2. Подготовка вопросов и ответов.
  3. Выбор организаторов квеста (3-5 человек), формирование команд игроков.
  4. Проведение инструктажа для участников квеста.
  5. Прохождение игровых площадок командами.
  6. Подведение итогов.
  7. Награждение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.

     Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...

Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»

В данной статье представлена разработка проекта  по реализации задач  формирования основ здорового образа жизни  «Мы за здоровый образ жизни!»...

Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...

Воспитательское занятие по пропаганде здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Воспитательское занятие подготовлено с учётом  уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...