Опыт сотрудничества в социокультурном пространстве
статья (5 класс) на тему

Юровских Евгения Васильевна

Описание опыта сотрудничества в социокультурном пространстве 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yurovskih.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Юровских Е.В.

ЦПМСС «ЭХО» г. Екатеринбург

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА

В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Конституцией Российской Федерации ст. 43 предусмотрено право каждого ребенка на получение образования.

С целью реализации конституционных прав детей  в Российской Федерации приняты следующие нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон «Об «Образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2181-р «Об утверждении государственной программы «Доступная среда»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает:

  • (ст. 3.18) - обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • (ст. 5.5.1) создание необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья без дискриминации.

 «Инклюзивное  образование  -  обеспечение  равного  доступа к образованию  для  всех  обучающихся  с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273).

Опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха, позволяет  говорить именно об этой категории обучающихся. Реальная интеграция детей с нарушением слуха в общество слышащих сверстников - это двусторонний процесс. В большинстве случаев основная  работа  проводится с другими участниками процесса интеграции - слышащим контингентом. Не все правильно и адекватно воспринимают детей с ОВЗ: слышащие люди зачастую не знают как себя вести с глухим человеком, а тем более с ребёнком. До сих пор существует представление о глухом, как о сильном и агрессивном человеке. Современные молодые люди  иногда вообще не имеет представления о том, что существуют другие люди с ограничением здоровья, такие особенные люди с особыми потребностями и смотрят на них как на «диковинку», показывая пальцами, или начинают снимать на камеру мобильного телефона разговор глухих на жестовом языке. Разговор об интеграции в данном случае становится крайне затруднительным.

Вот с такими проблемами приходится сталкиваться, когда начинаешь вводить неслышащих детей в доступное социокультурное пространство. Но не всё и не всегда так печально. После нескольких встреч, совместных мероприятий, общения с неслышащими детьми, слышащие люди меняют своё отношение к ним. Некоторые учреждения после знакомства, предложили либо поддержали  совместную деятельность с нашей образовательной организацией.

Так, совместно со школой искусств №7 создана и активно работает третий год танцевальная студия. Подготовка совместных со слышащими сверстниками танцевальных номеров, совместные концертные выступления, создают предпосылки для дальнейшей успешной  социализации неслышащих детей в мир слышащих. Кроме того, мы отмечаем воспитательный эффект для слышащих детей. Благодаря общению со слышащими ребятами на репетициях, на совместных выступлениях, на мероприятиях различного уровня, у неслышащих обучающихся расширяется круг общения, повышается коммуникабельность, расширяется понятийный и активный словарь. Дети становятся более уверенными в себе, у них повышается самооценка.

Мальчики 5«А» класса в 2014-2015 учебном году начали посещать МБОУ ДОД Детский дом творчества Ленинского района г. Екатеринбурга студию «Деревянная мозаика». Быстро приобщившись к ручному труду,  ребята самостоятельно выбирают работу, копируют чертёж, затем переносят его на фанеру и выпиливают вручную. После того, как изделие выпилено, его нужно обработать наждачной бумагой, избавиться от неровностей и шероховатостей – поделка готова. Ребятам очень нравится, что поделки разрешают забирать с собой. В игровой или на дополнительных занятиях по изобразительной деятельности ребята могут раскрасить поделки по своему вкусу.

Обучающиеся 5«А» класса являются участниками проекта СИНДБАД (Социальная Интеграция Неслышащих Детей – Библиотека. Адаптация. Досуг). СИНДБАД – это совместный социальный проект Центра «Эхо» и муниципальной публичной библиотеки №26 им. В.Г. Короленко. Посещая библиотеку, ребята приобщаются к культуре чтения, бережному отношению к книгам и другим печатным изданиям. Читая или просто просматривая альбомы, книги  в читальном зале, ребята расширяют кругозор, увеличивают свой словарный запас. Участвуя в работе клуба любителей прикладного искусства «МОГУСАМ», ребята общаются и взаимодействуют со слышащими посетителями библиотеки, это способствует развитию навыков свободного общения в среде слышащих.

Мероприятия социокультурной направленности способствуют социализации детей с нарушенным слухом в общество, повышению мотивации в общении со слышащими сверстниками и взрослыми, расширению круга  интересов, развитию коммуникативных навыков. Работа над расширением понятийного словаря проводится и после совместных мероприятий и занятий. С детьми составляются словари, содержащие новые слова и понятия.

Опыт сотрудничества в социокультурном пространстве создаёт положительные предпосылки для дальнейшей успешной социализации неслышащих детей в открытое общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфокоммуникативные технологии как средство моделирования социокультурного пространства в процессе изучения иностранного языка

Инфокоммуникативные технологии как средство моделирования социокультурного пространства в процессе изучения иностранного языка Ревазян Е.М. (Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитар...

Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в открытом социокультурном пространстве

С 2011 года школа №12 с. Дивноморское реализует инновационный проект "Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в откр...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

презентация "Intel club": Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством включения в социокультурное пространство

Идея клуба "Intel": Использование инновационных идей в расширении среды межкультурного общения  и  развитие социокультурной компетентности личности...

Статья "Формирование активной позиции родителей обучающихся с целью создания единого социокультурного пространства в учреждении дополнительного образования"

Статья посвящена вопросам приобщения родителей обучающихся творческих объединений к культурно-досуговой деятельности, развитию их активной позиции  в социокультурном пространстве детско-юношеског...

Социальное партнерство как условие успешной социализации личности ребенка в едином социокультурном пространстве

Аннотация:Данная статья посвящена опыту реализации сетевого проекта «Содружество» по взаимодействию между общеобразовательной организацией и учреждениями культуры, дополнительного об...