Музыкальная гостиная "Волшебный сундучок"
план-конспект на тему
Сценарий проведения музыкальной гостиной "Волшебный сундучок", знакомящей детей с музыкальными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_sunduchok.docx | 27.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Волшебный сундучок»
Музыкальная гостиная
Авторы-составители:
Венсон Г.П. педагог-организатор
Кустарева М.Г.
методист отдела художественного воспитания
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
Цель
Создание условий для творческого развития детей младшего школьного возраста
Задачи
Обучающие:
- Формирование у детей начальных представлений о музыкальных инструментах, их звучании;
Развивающие:
- развитие навыка слушания музыки;
- развитие эмоционоально – образной сферы детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к музыкальному искусству;
- воспитание культуры слушателя.
Форма занятия
Музыкальная гостиная
Сценарий проведения музыкальной гостиной «Волшебный сундучок»
№ слайда | Содержание программы |
Слайд 1-2 | Звучит детская песня. Дети входят в зал, рассаживаются на места. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня на наше занятие я принесла свой волшебный музыкальный сундучок. |
Слайд 3 | И в моем музыкальном сундучке живет много- много разных музыкальных инструментов. Сегодня я вас познакомлю с самыми настоящими инструментами, и вы узнаете их историю- откуда же они появились. А для того. Чтобы наш музыкальный сундучок открылся, нам нужно придумать волшебные слова. Какие волшебные слова из сказок вы знаете? Ответы детей. Ведущая: Сим, сим, сундучок, откройся! |
Слайд 4 | Все вместе произносят волшебные слова. На экране появляются волшебные переливы под сказочную музыку. |
Слайд 5 | На экране появляется открытый сундучок, котором видны музыкальные инструменты. Ведущая: Посмотрите, как интересно! Сколько разных музыкальных инструментов в нашем сундучке! Ну, какой же музыкальный инструмент сегодня придет к нам первым в гости? Слушайте и отгадывайте первую загадку: «Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути! Ия крикун и я буян, Я звонкий, круглый… (дети все вместе барабан)» Ведущая: Посмотрите на экран, отгадали мы загадку? |
Слайд 6 | На экране появляется барабан. Ведущая: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Много- много веков назад, барабан был первым инструментом. |
Слайд 7 | Древние люди занимались охотой, рыбной ловлей, и вечером, когда они садились у костра, делились впечатлениями, рассказывали, как прошел их день, а помогал им в этом, конечно же, барабан. |
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | А как его делали? Брали шкуры животных, растягивали и стучали по ним палками, исполняли разные ритуальные танцы. В движениях люди выражали все свои эмоции. Барабанным боям древние люди так же могли предупреждать друг друга об опасности. В наши дни барабаны - очень популярный и востребованный инструмент. Они есть и в симфоническом, и духовом, и в эстрадном оркестре. Барабаны непременно присутствуют и современных джазовых и рок – ансамблях. А кто из вас любит играть на барабанах? Сейчас вы услышите «Турецкое рондо», написанное великим австрийским композитором В.А. Моцартом. Вы сможете подыграть на барабанах. Несколько детей выходят и исполняют аккомпанемент к «Турецкому рондо» В.А. Моцарта. Ведущая: Итак, пришло время послушать вторую загадку! Очень весело поет, Если дуете в нее. Вы все на ней играете И сразу отгадаете! «Ду-ду-ду-ду, Да-да-да»- Вот поет она всегда. Ни палочка, ни трубочка, А что же это – (дудочка) |
Слайд 11 Слайд 12 | Много лет назад, когда еще не было музыкальных инструментов, люди слышали разные звуки природы вокруг себя, например, пение птиц. Вот пастушок, пас своих овец, брал камыщовую дудочку, делал на ней прорезы и начинал играть, подражая звуку птиц. Из таких дудочек позднее появились свистульки, различные гудки. |
Слайд 13 | И все они были пра-пра-прабабушками современных духовых инструментов: флейты, кларнета, гобоя и др. |
Слайд 14 | Сегодня мы с вами послушаем народную пьесу «Уж ты сад», исполненную на блок – флейте. Слушайте внимательно и представляйте себе красоту природы. Ведущая: А у нас уже новая загадка. Исконно русский инструмент, В целом мире звонче нет! Пели под нее, вздыхали, И грустили и плясали. В праздники под ахи, вздохи Веселились скоморохи. Под какой же инструмент, ребята, любили веселиться скоморохи? Ответ детей. |
Слайд 15 | Ведущая: Правильно, ребята – это домра! Старинный русский инструмент. А кто такие были скоморохи? Ответы детей. |
Слайд 16 | Ведущая: Это были первые музыканты, артисты, очень остроумные и талантливые люди. Их уважали князья, сажали их по правую руку на пирах, чарку им полну наливали. Но часто они подвергались и наказаниям за свой острый язык и смелые высказывания в адрес царя и священников. Нередко инструменты сжигались на костре и накладывался запрет на игру на них. Но проходило время, и снова народные инструменты начинали звучать. |
Слайд 17 | Наш ансамбль домристов «Лель» исполнит русскую народную песню «Ах вы, сени» Ведущая: Следующая загадка! Треугольная доска, А на ней три волоска- Три стуны, а звук какой, С переливами, живой. Узнаю его в момент, Самый русский инструмент! Дети отгадывают (балалайка) |
Слайд 18 Слайд 19 | Ведущая: балалайка, от слова быстро, бойко говорить. Почему она была так любима – потому что руке народной была податлива, в горе и в радости была незаменима. Раньше балалайка продавалась в лавках с солью, спичками и хлебом. Сделана была очень просто: из простых досок, и звук ее далек был от совершенства. Но случилась с ней интересная история. |
Слайд 20 | Жил на Руси замечательный музыкант В.В. Андреев, дворянского происхождения, прекрасно играл на скрипке, рояле. Однажды он приехал в имение к своей матушке и услышал как на крыльце играл на такой балалайке крестьянин Антип. Уж больно понравилась его игра Василь Васильевичу, и он за две недели научился так ловко играть на этой балалайке. Потом он поехал в Петербург к мастеру Иванову и заказал ему настоящую балалайку, не хуже, чем скрипки известных итальянских мастеров. Сделал мастер ему такую балалайку, заиграла она совсем другими красками. Создал он сначала ансамбль, а потом и оркестр народных инструментов, с которым покорил всю Европу. И в наше время балалайка - это один самых любимых русских инструментов. |
Слайд 21 | Послушайте, как исполняют на балалайке и баяне пьесу «Пляс» Н. Будашкина лауреаты телевизионного конкурса Антон Покатилов и Дамир Кутуев. |
Слайд 22 | Ведущая: Отгадываем следующую загадку. У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он играет и поет, если в руки попадет, Морок пуговиц на нем с перламутровым огнем, Весельчак, а не буян, Голосистый наш … (баян)! Посмотрите на экран, ребята. Вот он какой красавец – баян. А прабабушкой этого инструмента была простая русская гармошка, которая, как и балалайка, была всегда с людьми и в горе и в радости, на всех народных праздниках гармонист был самым желанным гостем. |
Слайд 23 | Послушайте, как звучит русская гармошка. Русскую народную песню исполнит Кузьмин Михаил. Гармошек разных на Руси было много. В каждой губернии была своя гармошка: и орловская, и саратовская, и вологодская и много других, и у каждой был свой наигрыш. И вот нашелся на Руси музыкант, Александр Титоренко, и захотел, чтобы гармошка смогла сыграть не только наигрыш, а и серьезную классическую музыку. |
Слайд 24 | Поехал он в Тулу к мастеру Петру Стерлигову и заказал ему сделать новый инструмент. Сделал такой инструмент Петр Стерлигов, и назвали его в честь былинного героя – баян. Сейчас на сцену я приглашаю ансамбль баянистов и мы послушаем в их исполнении пьесу А. Петрова «Колокольчики» |
Слайд 25 | Ведущая: Отгадываем следующую загадку. Из гармошки он родился, С пианино подружился, Он и на баян похож, Как его ты назовешь? Дети: аккордеон! Ведущая: Итак, ребята, события, о которых я вам сейчас расскажу, происходили в Вене в 18229 году. В мастерской Кирилла Демиана родился новый инструмент - аккордеон. Его так назвали, потому, что нажатая кнопка в левой руке издавала не один звук, а целый аккорд. Я приглашаю на сцену наших музыкантов- ансамбль аккордеонистов. Они нам исполнят «Украинский танец» и «Тирольский вальс». |
Слайд 26 | Ведущая:А теперь, ребята, мы с вами отправляемся путешествовать в Испанию. Там родился еще один музыкальный инструмент, о котором мы с вами сегодня поговорим. Слушайте следующую загадку. Звенит струна, Поет она, И песня вам ее слышна, Шесть струн играют, что угодно, А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовем… (гитарой)! |
Слайд 27 Слайд 28 | Прабабушкой гитары была кифара. С течением времени этот инструмент усовершенствовался и в Испании появляется гитара. На нем играли и испанские кабальеро под окнами своих дам, и вельможи в знатных домах. С середины 18 века гитара становится очень популярна и в России, она звучала почти в каждом доме и гостиной. И в наше время гитара остается одним из самых любимых музыкальных инструментов. Я приглашаю ансамбль гитаристов на сцену. Они исполнят пьесу Томаса Дотти «В летний день» |
Слайд 29 | Ведущая: А у нас следующая загадка. Как будто девушка запела, И в зале словно посветлело, Скользит мелодия так гибко, Затихло все- Запела… (скрипка)! Ведущая: Скрипка, ребята, раньше была народным инструментом. У многих народов были похожие струнные инструменты. Современный вид скрипка получила в 16 веке. В Италии в 17 веке жили замечательные мастера, которые делали скрипки с невероятно красивым звучанием, благодаря подобранным сортам дерева, лакам и технологиям изготовления. Это – Страдивари, Гварнери, Амати. В наше время скрипка – королева музыкальных инструментов, чтобы хорошо играть на ней необходимо обладать абсолютным слухом и много- много трудиться. |
Слайд 30 | Сейчас вы услышите исполнение «Мелодии» П.И. Чайковского в исполнении знаменитых мальчиков – братьев Бессоновых. |
Слайд 31 | Ведущая:Ну, ребята, отгадываем следующую загадку. Ноги в черных сапогах, Зубы белые, педаль, Как зовут меня…(рояль)! Ведущая: Этот инструмент родился в Италии, в 1709 году, в мастерской мастера Бартоломео Христофори. Его предшественником был клавесин. Свой современный вид рояль поучил в конце 19 века и сейчас по праву мы зовем его «королевским» роялем. Сейчас на роле Ваня Щербаков исполнит Вариации на тему песни «Савка и Гришка» |
Слайд 32 | Ведущая:Ну, ребята, есть еще один инструмент, о котором я вам загадаю загадку. Он мастер на все руки, В нем живут любые звуки: Пианино, барабан, скрипка, дудочка, баян. И еще один момент – автоаакомпанемент. Спецэффектов в нем не счесть, MIDI выход даже есть, Клавиши и генератор, Что же это -…(синтезатор)! Ведущая: Какой замечательный инструмент – он может заменить целый оркестр, и может подражать звучанию разных инструментов: фортепиано, аккордеону, кларнету, гобою, флейте, трубе, барабану и даже органу. Полев Андрей вам сейчас на синтезаторе исполнит песню «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова. |
Слайд 33 | Ведущая:Ребята, а какой инструмент есть у вас у всех? Он всегда с вами? Ответ детей: голос. Сейчас в исполнении младшей группы мальчиков хора «Импульс» вы услышите «Осеннюю песню» и песню Йозефа Гайдна «Старый, добрый клавесин». Ведущая: Ребята, скажите мне, пожалуйста, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, что надо делать? Ответы детей. Правильно, надо быть старательным, внимательным, много заниматься и трудиться. Посмотрите на экран, как звери из басни И. Крылова начинали играть на музыкальных инструментах, что у них получилось. |
Слайд 34 | На экране фрагмент из мультфильма «Квартет» |
Слайд 35 | Ведущая:Видите, ребята, звери, как ни садились, ничего у них не получалось. Поэтому, все ребята, которые перед вами сегодня вступали очень много трудились и на занятиях и дома. |
Слайд 36 | Ну, а наша встреча подходит к концу, сколько всего нового и интересного нам сегодня показал волшебный музыкальный сундучок. Но музыкальные инструменты должны вернуться обратно. Для этого мы скажем опять с вами волшебные слова: «Сим, сим, сундучок закройся!» |
Слайд 37 | Ведущая:Ну вот, наш сундучок закрылся, и наша встреча подошла к концу. Вы все сегодня были молодцы и очень внимательно слушали мой рассказ! До свидания, ребята, до новых встреч! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий и презентация новогодней сказки "Лес Чудес. Волшебный Сундучок" (4 часть)
Материал может быть использован для постановки новогоднего праздника в начальной школе. Постановка проектной задачи: вовлечь школьников в творческий процесс, раскрыть потенциал каждого ребёнка, предл...
Пять волшебных сундучков. Олимпиадные задания
Ресурс показывает возможности использования ИКТ при подготовке к олимпиаде.Может быть реализован на Неделе русского языка, факультативе....
Подборка материалов для кружка "Из бабушкиного сундучка" летней оздоровительной площадки
Данная подборка содержит план работы и материалы для организации ежедневной работы в помощь руководителю кружка детской оздоровительной площадки...
Разработка интегрированного урока "Кукольный сундучок. Изготовление куклы-берегини"
Урок разработан совместно с учителем краеведения, где ученики демонстрируют свои исследовательские наблюдения после посещения краеведческого музея, учатся изготавливать традиционную народную куклу, уз...
НОД "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию навыков звукового и слогового анализа, связной речи. Конспект сопровождается презе...
НОД "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию навыков звукового и слогового анализа, связной речи. Конспект сопровождается презе...
Музыкальная сказка "Волшебный сундучок"
Сценарий мюзикла...