Презентация "Занятия в системе дополнительного образования" Методические рекомендации
презентация к уроку на тему
Данный материал предназначен для педагогов и методистов дополнительного образования и поможет правильно и интересно организовать занятия в творческих объединениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по организации занятий в системе дополнительного образования | 410.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. Сухомлинский «…Занятие – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции»
Что может быть обычного и необычного в этих занятиях? Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его воспитанников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы. Это придаёт занятию, необходимое ускорение для развития личности. Всё зависит от того, какую позицию займет педагог. Однако , обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Позиция педагога… Это возможность для педагога самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает.
При разработки занятия педагог изучает: учебно-тематический план реализуемой образовательной программы; согласовывает определённый раздел и тему раздела с содержанием программы; определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими; определяются тип и структура занятия; его тема, цель, задачи.
Основные требования к современному учебному занятию Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих, воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учёт психолого-педагогических особенностей детей и д. Технология обучения. Приёмы, методы, средства, формы, способы деятельности на занятии. Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т.д. Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т.д.
Основные принципы обучения на занятиях: научность знаний (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания); природосообразность (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся); доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков); сознательность и активность; наглядность (привлечение различных органов чувств детей к восприятию); индивидуальный подход в условиях коллективной работы в детском объединении; заинтересованность и мобильность (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей); обеспечение отбираемой информации.
Методы организации занятия Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д. Наглядные методы обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, графики, демонстрационные материалы. Игровые методы обучения: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра. Практические методы обучения: проведение опытов, экспериментов, запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, фото-, видеосъёмка, проектирование деятельности конкретных дел и т.д.
Типы учебных занятий Вводное учебное занятие. УЗ по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности. УЗ по закреплению знаний и способов деятельности. УЗ по комплексному применению знаний и способов деятельности. УЗ по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. УЗ проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.
Формы учебных занятий Традиционные формы занятий: беседа; лекция; экскурсия; практическое занятие; семинар; комбинированное занятие; дискуссия; конференция; туристический поход; учебная игра; утренник, праздник и т.д.
Нетрадиционные формы занятий: ролевая игра; деловая игра; взаимообучение; круглый стол, философский стол; пресс-конференция; презентация предмета, явления, события, факта; защита проектов; психологическое занятие; соревнование; викторина; конверт вопросов; выпускной ринг; диспут; «Крепкий орешек»; конкурс; спектакль; смотр знаний; путешествие и т.д.
Материально-техническое оснащение занятия аудитория (указать размеры); мебель для размещения детей и педагога (количество); учебное оборудование; технические средства обучения; наглядный и раздаточный материал; канцелярские принадлежности.
Литература: Литература, использованная педагогом для подготовки занятия: методическая научная научно-популярная художественная Литература, рекомендованная обучающимся: научная научно-популярная художественная
Этапы учебного занятия 1 этап – Организация занятия. 2 этап – Теоретическая часть занятия. 3 этап – Практическая часть занятия. 4 этап – Окончание занятия.
1 этап - Организация занятия (10-15 минут) Сбор детей. Подготовка детей к занятию (переодевание и т.д.) Подготовка рабочих мест учащихся. Приветствие педагогом всех детей (по возможности, каждого из них, поинтересоваться их делами в школе и дома). Повторение пройденного материала, краткий обзор предыдущего занятия. Проверка домашнего задания (если такое было). Определение целей и задач занятия.
2 этап – Теоретическая часть (25-30 минут) Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация (пробуждение интереса в начале занятия и поддержание его на протяжении всего занятия. Использование приёма «коммуникативная атака»). Устное описание объекта практической работы (его исторического и практического назначения, взаимосвязь с другими составляющими данного вида деятельности) Объяснение специальной терминологии по теме занятия. Описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения). Правила техники безопасности.
3 этап – Практическая часть Подбор и работа со специальной литературой. Подбор раздаточного материала. Выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы. Распределение частей работы среди учащихся и определение их взаимодействия друг с другом при выполнении коллективной работы. Выполнение практической работы. Контроль педагога за деятельностью учащихся: индивидуальные консультации и помощь.
4 этап – Окончание занятия (последние 15-20 минут) За несколько минут до окончания занятия педагог предупреждает об этом детей. Подведение итогов, проверка правильности выполнения каждого этапа работы. Закрепление учебного материала. Приёмы рефлексии. Объяснение домашнего задания (необязательно его наличие и выполнение до лишь тех этапов работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и сложных технических приёмов работы).
Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия Хорошее знание материала. Бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии. Продуманный план занятия. Правильный выбор и разнообразие методов обучения. Занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу, богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция. Выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся.
Факторы риска Неуверенность в своих знаниях и «педагогических силах». Рыхлая композиция занятия. Неправильный подбор и однообразие методов обучения. Скованность движений педагога, его «зажатость». Монотонность и сухость при изложении материала. Бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом. Отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия. Отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся. Безразличие педагога к результатам обучающихся.
ЗАНЯТИЕ – основной элемент образовательного процесса. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к образовательной программе по лепке из глины в системе дополнительного образования
Разработка блока занятий по лепке из глины на тему "Русский изразец"...
Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования
Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...
Методические рекомендации "Развитие технических навыков игры на аккордеоне у обучающихся в системе дополнительного образования детей" 2014г.
Методика работы с детьми по развитию навыков игры...
Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...
Презентация "Занятия в системе дополнительного образования" Методические рекомендации
Данная презентация поможет педагогам дополнительного образования методически правильно организовать и провести занятие в творческом объединении....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)
1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...