программа кружка "Умелые руки"
методическая разработка на тему
Программа "Умелые руки" срок реализации 2 года
направлена на обучающихся в возрасте 7 - 15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruki_na_2013-2014_uchebnyy_god_rukovoditel_azisova_a.m.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена приказом От «_____» _08____2015 г. №___________ По МБ ОУ Пеля – Хованская СОШ |
Рабочая программа
«Умелые руки»
(для детей 7-16 лет, срок реализации 2 года)
Составитель
Аверкина Наталия Михайловна
Педагог дополнительного образования
2015 – 2017уч. год.
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Задачи курса | - учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов; - - развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; проектные способности младших школьников; - воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. |
Направление деятельности: художественно-эстетическое
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов
Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
| |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями . 3. Научить выполнять «потайной» шов. 4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков. 5. Обучать художественному моделированию из бумаги. 6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала. |
Развивающие | 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость. 3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся. |
Воспитательные | 1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку. 2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности. |
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста 6 -15 лет, на 2 года обучения: 136 часов в год, 2 раза в неделю по 4 часа
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые руки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 2 |
| 2 |
2 | Работа с бумагой (Квилинг) | 2 | 12 | 14 |
Подготовка выставки | 2 | 2 | ||
3 | Работа с тканью | 2 | 10 | 12 |
4 | Вышивка лентами | 2 | 14 | 16 |
5 | Работа с природным материалом. | 2 | 10
| 12 |
Подготовка выставки | 2 | 2 | ||
6 | Выполнение поделок из зёрен кофе. | 2 | 28 | 30 |
7 | Выполнение поделок из ракушек. | 2 | 20 | 22 |
Подготовка выставки | 2 | 2 | ||
8 | Работа с пластилином | 2 | 6 | 8 |
9 | Аппликация из текстильных материалов | 2 | 8 | 10 |
Подготовка выставок |
| 4 | 4 | |
18 | 118 Итого | 136 часов |
Содержание программы (136 часов)
1.Введение (2 часа).
Теория – 2 часа
- Введение в образовательную программу I года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Работа с бумагой и картоном (14часов).
Теория – 2 часа
- Виды бумаги и картона.
- Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)
Практика – 12 часов
- Знакомство с техникой «мозаика» (2 часа)
- Мозаика «Воспоминание о лете» (2 часа)
- Изготовление аппликаций «Осенний лес». (2 часа)
- Знакомство с техникой квилинг (6часов),
Подготовка выставки (2 часа)
- Работа с тканью (12 часов).
Теория – 2 часа
- Знакомство с профессией швеи (1 час).
- Виды ткани
Практика – 10часов
- Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения (2 часа)
- Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка» (4 часа)
- Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Колобок (2 часа)
- Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) (2 часа)
4.Вышивка лентами (16 часов)
Теория – (2часа)
История появления техники
Просмотр видео
Практика (14 часов)
Вышивка роз из лент (4 часа)
Вышивка картин (8 часов)
Украшения из лент ( 2 часа)
5.Работа с природным материалом (12часов)
Теория – 2 часа
- Флористика..
Практика – 10 часов
- Изготовление композиций из засушенных листьев (2 часа)
- Изготовление животных из шишек(2 часа)
- Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) (2 час)
- Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (4часа)
Подготовка выставки (2 часа)
6.Поделки из зёрен кофе (30 часов)
Теория – 2 часа
История кофе. Просмотр мини фильма (2 часа)
Практика – 28 часов
Сувениры на холодильник (4 часа)
Украшения для интерьера (10 часов)
Новогодние сувениры (символ года, елочка, и тд.) (6 часов)
Изготовление брелков (2 часа)
Изготовление украшений (бусы, браслеты, и тд.) (6 часов)
7. Работа с ракушками (22 часа)
Теория – 2 часа
Виды ракушек, и их разнообразие.
Практика- 20 часов
Подводный мир (6 часов)
Животные из ракушек (6 часа)
Цветы из ракушек (4 часа)
Вазы (4 часа)
Подготовка выставки (2 часа)
8 .Работа с пластилином (8часов).
Теория – 2 часа
- Профессия скульптора.
Практика – 6 часов
- Лепка людей, животных по образцу (2 часа)
- Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу) (2 часа)
- Лепка по замыслу детей ( 2 часа)
9 .Аппликация из текстильных материалов(10часов)
Теория – 2 часа
- Беседа о разновидностях ниток)
- Аппликация из нарезанных ниток
Практика – 8 часов
- Аппликация из нарезанных ниток. Собачка (2часа)
- Аппликация из ткани. Колобок (2 часа)
- Сказочная аппликация (4 часа)
10. Итоговое занятие (4 часа).
Практика – 4 часа
Выставки творческих работ
Рекомендации по проведению занятий и методическое
обеспечение программы.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Таким образом, для работы необходимы:
Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.
Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.
Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.
Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы | Приемы |
Объяснительно- иллюстративные
| Рассказ, показ, беседа |
Репродуктивные | Практические занятия |
Эвристические | Творческие задания |
Ожидаемые результаты.
1Укрепление физических и психологических сил детей.
2Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.
Оценка результатов работы
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Литература для учителя
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками»
- Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”.
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”.
- Докучаева Н. “Сказки из даров природы”.
- Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка)
- Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”.
. Сайт Страна Мастеров
. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа: «Золотые руки» для детей 8 – 12 лет
Образовательная программа Творческого объединения «Золотые руки», Рукоделие, творчество, художественно- эстетической направленности, составлена с учётом современных требований и интересо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Своими руками. Декупаж"
Данная программа позволяет ребёнку попробовать технологии изготовления предметов в технике декупаж, отработанные веками мастерами.Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую де...
Конспект занятия к программе "Умелые руки" блок "Пластилинография". Тема : "Кленовые листья"
Конспект содержит цель, задачи, описание используемых технологий и краткое описание этапов выполнения работы, а также вариант пальчиковой гимнастики и физкультминутку....
Конспект занятия к программе "Умелые руки" блок "Пластилинография". Тема : "Цветы на окне" 2-я композиция. КТД
Конспект содержит цель, задачи, описание используемых технологий и краткое описание этапов выполнения работы, а также вариант пальчиковой гимнастики и физкультминутку....
Конспект занятия по программе "Умелые руки" блок "Пластилинография" КТД
Конспект содержит цель, задачи, перечень необходимых для работы материалов, ход занятия с описанием внедрения заявленных технологий....
Программа «Наши руки не для скуки» (Развитие мелкой моторики рук)
Цель программы:Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии....
Авторская логопедическая программа "Готовим руку к письму".
Программа адресована ученикам 1 класса, проходящим адаптационный период. Будет полезна как самостоятельный курс по развитию графо - моторных навыков, можетвходить в состав комплексных занятий для дете...