доклад
методическая разработка на тему
Тема: Влияние творческой группы коллектива на личность педагога дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kollektiva_na_lichnost.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Москаленского муниципального района Омской области
«Москаленский центр дополнительного образования»
Утверждаю
Директор ДДТ
--------------------
Доклад
Тема: Влияние творческой группы коллектива на личность педагога дополнительного образования
Подготовил:
Педагог доп. обр.
Коленченко Л.А.
Москаленки,
- Понятие «коллектив»
- Признаки коллектива
- Основные функции коллектива
- Модели развития отношений между личностью и коллективом
- Этапы развития группы
- Психологические механизмы развития коллективных взаимоотношений
- Уровни развития межличностных отношений в коллективе
- Влияние творческой группы коллектива на личность
Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Эта система многогранна. Важнейшей ее стороной является отношение людей друг к другу. Через отношение друг к другу развертывается - богатство связей общения, определяющее общественную, коллективную силу человека. В общественных науках коллектив рассматривается как основное звено, поскольку коллектив приобщает личность к труду, является источником материального благосостояния человека, местом не только производственной деятельности, но и социально-политической и культурной жизни. Трудовой коллектив передает личности некоторые основные качества, свойственные нашему обществу, а также те своеобразные особенности профессий, групповой психологии, которые сложились в данном коллективе.
Понятие “коллектив”
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному -- сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа.
Коллектив - это контактная совокупность, социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, определенная структура, органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив - часть общества, органически связанная с другими коллективами.
Коллектив заключается в объединении людей с общими социальными и производственными интересами, он ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена и отвечает за реализацию полноценного развития личности.
Коллективу характерна сплочённость, целеустремлённость.
ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА:
1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
4. Общий выборный руководящий орган.
Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями.
Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик - сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.
Обозначим также основные функции коллектива:
Организационная - заключается в том, что коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью.
Воспитательная - проявляется в том, что коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений.
Стимулирующая - состоит в том, что коллектив регулирует поведение своих участников, их взаимоотношения.
Выделяют три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:
1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).
В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т. д.
Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.
По второй линии поведения возможны различные пути развития событий:
1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость;
2) личность открыто «бунтует», сопротивляется, конфликтует.
Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны. Наиболее распространенный, бытовавший в наших коллективах мотив -- стремление избежать лишних и ненужных осложнений, неприятностей. В этом случае личность только внешне воспринимает нормы и ценности коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведет себя в различных ситуациях так, как это принято в коллективе. Однако вне коллектива он и рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт.
Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.
Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива.
Поэтапное развитие группы(по концепции Л.И.Уманского) : номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, коллектив.
Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач.
Группа-ассоциация характеризуется межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.
Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений.
Группа-автономия обладает высоким внутригрупповым единством как в сфере деловых, так и сфере эмоциональных отношений.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности.(Интергрупповая активность- степень влияния данной группы на другие группы). Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней .
Выделяют следующие психологические механизмы развития коллективных взаимоотношений:
- Разрешение внутригрупповых противоречий:- между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, растущим стремлением личности к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.
- «психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса личности в ответ на более высокий вклад в её жизнедеятельность.
- «Идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатустным её членам возможности отклоняться от её норм, вносить изменения в её жизнедеятельность, при условии, что они будут способствовать более полному достижению её целей.
Таким образом, можно сделать вывод, что все три механизма развития важны для развития коллективных взаимоотношений.
Уровни развития межличностных отношений в коллективе:
Межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости, что проявляется в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместимости, затрудненности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.
Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. На этом уровне отношения человека к человеку в коллективе выступают как отношения к участнику совместной социально значимой деятельности, товарищу по работе.
Третий уровень (глубинный) образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности: мотивы и цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это образует ядро межличностных отношений, обуславливая развитие групповой активности, ее социально ценную направленность.
Влияние творческой группы коллектива на личность:
При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности . Используя возможность высказать критические замечания в адрес педагога ,или отметить его достоинства, коллеги проникаются сознанием ответственности друг за друга, за коллектив в целом. Вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности коллеги, коллективное обсуждение способствует активизации самовоспитания. Общественное мнение коллектива выступает действенным стимулом дальнейшего становления и совершенствования педагога.(Например, педагог реализует себя в какой-то роли впервые- впервые участвует в конкурсе или впервые участвует в роли ведущего какого-либо мероприятия. Получая при этом необходимую критику, он, тем самым, совершенствуется в новой для него роли.)
Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом.
Влияние коллектива на личность становится результативным, если использование его связано с проявлением чуткости, внимания, доверия к личности, если оно побуждает и стимулирует развитие лучших черт характера.
Различие между личностями коллег является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.
Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В группах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Таким образом, развитие коллектива и личности - взаимообусловленные процессы.
Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации физического и художественного потенциала личности педагога (например, участие в конкурсе педагогов «Сердце отдаю детям», где необходимо раскрыть себя как многостороннюю личность, показать свой внутренний мир). Художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков(участие в новогодних представлениях ДДТ). Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
В качестве условий для развития коллектива и отдельной личности педагога выделяются: различные виды совместной деятельности ( подготовка к Отчётному концерту, подготовка и участие в конкурсах таких, как «Музыкальная шкатулка», «Красота спасёт мир» и т.д.), а также соблюдение ряда условий (таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни- это праздничные корпоративы,творческие поздравления с Днём рождения и юбилеем от коллектива ; поздравления с созданием семьи и рождением детей и т.д.), атмосфера взаимопомощи: (в подготовке к участию в конкурсах(например, «Сердце отдаю детям» )помощь педагогу, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, такой, как пожар или смерть близких, взаимопомощь проявляется в подготовке к занятиям и открытым урокам(педагоги делятся друг с другом имеющейся литературой и собственными знаниями и опытом); доверия, развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.
Принцип формирования личности в коллективе( разработан Н.К. Крупской и А.В. Луначарским.) провозглашает основной целью коллектива «всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет сотрудничать.»
Согласно данной теории, роль коллектива в развитии личности проявляется в следующем:
Коллектив является основной базой накопления позитивного социального опыта,
Коллектив обеспечивает возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение.
В коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция .
Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда.
Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала , эмоционального развития.
Коллектив играет очень важную роль в жизни каждого . В нем также удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.
Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.
Каждому человеку присущи потребность и способность быть личностью. Становление личности невозможно вне коллектива, поскольку ее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительной степени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, исходя из вышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений.
Таким образом, полноценное формирование личности может происходить только в коллективе.
Процесс включения личности в систему коллективных отношений глубоко индивидуален. Члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому, каждый по-разному входит в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны коллег.
Положение личности в системе коллективных отношений также зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех же случаях, когда у личности опыт иной , ему труднее устанавливать взаимоотношения . Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и приводит, как правило, к различным, не всегда предсказуемым результатам.
Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается - мешают субъективные и объективные причины. Не каждому, в силу своих природных возможностей, удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом, Возможно, не достаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы личность педагога в глазах коллег интересной, заслуживающей внимания. Помимо субъективных, есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые человек может проявить в коллективе, бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания.
По отношению к другим людям психологи подразделяют людей на две основные категории. Первая – это люди общительные, с коллективистскими наклонностями . Проявить себя они могут только в коллективе. Обособленная жизнь не для них. Вторую категорию составляют личности индивидуалистического склада. В коллектив они входят только по необходимости и при первой возможности стремятся из него выйти, обособиться. В связи с этим ставится вопрос: зачем нужно стремиться всех сделать коллективистами, насильственно изменять природу человека и переделывать его личностные качества? Не лучше ли предоставить человеку право быть самим собой.
Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении
Итак, можно сделать вывод, что коллектив ( в т.ч. и педагогический), объединяя людей общими социальными и производственными интересами, ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена коллектива и отвечает за реализацию полноценного развития личности.
Источник:
Otherreferats.allbest.ru
Studruzona.ru
Knowledge.allbest.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....