Выступление "Интеграция дополнительного образования и исследовательской деятельности - основа развития интеллектуальной личности"
учебно-методический материал на тему

Бергутова Разиля Фаритовна

     Практика показывает, что многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации, самоопределению способствует именно дополнительное образование. Вовлечение детей в разные формы поисковой деятельности, в рамках доплнительного образования, является приорететным направлением. Подобный симбиоз создаст наилучшие условия для развития талантов и возможностей детей и приведёт к "рождению" инновационных идей, изобретений и новых открытий..В данной работе предложен не только опыт организации подобной работы и её результаты, но и понимание механизма общего процесса формирования  высоких продуктивных интеллектуальных качеств подрастающего поколения учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на Республиканской конференции для педагогов

«Интеграция дополнительного образования и исследовательской деятельности -

основа развития интеллектуальной личности»

      В Законе об образовании РФ подчёркивается, что дополнительному образованию принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Являясь составляющей единого образовательного процесса, дополнительное образование способно расширить возможности творческого развития детей, более полно и эффективно реализовать их способности и таланты, которые зачастую остаются не востребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий. Всё это создаёт комфортный психологический фон, условия для достижения успеха, развивает мотивации ребёнка к самообразованию и благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных способностей личности. Внедрение исследовательской деятельности в систему дополнительного образования является одним из перспективнейших форм организации обучающего процесса школьников. Исследовательские разработки делают обучение наиболее привлекательным, стимулируют развитие школьника эмансипированного, разносторонне развитого, умеющего выстоять в соревновательной системе конкурсного отбора.

       Вот уже много лет в основе моей педагогической концепции лежит методическая проблема «Интеграция дополнительного образования и проектной (исследовательской) деятельности – основа развития интеллектуальной личности». Практика показывает, что многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации, самоопределению способствует именно дополнительное образование. Дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, нетрадиционные формы и методы обучения. Не секрет, что дополнительное образование для многих детей не является приоритетным, а особенно для детей не ориентированных на учёбу. Передо мной стояла задача найти способы и методы педагогического воздействия на воспитанников объединения, чтобы они не просто приходили на занятия, но и проявляли ощутимый интерес к предмету. А мотивацией к проявлению такого интереса стало ведение в обучающий процесс метода творческих проектов на начальном этапе, а впоследствии и исследовательских работ. При этом главной целью ставилось получение общественно значимого результата и, как следствие, развитие креативно  думающих и инновационно  созидающих  воспитанников. Работая над проблемой повышения качества знаний школьников, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, основное усилие направлялось на формирование интереса к исследовательскому образованию. Стимулом к этому являлось не только успешное овладение знаниями, но возможности проявить свою индивидуальность, скрытые способности и таланты.

       Под исследованием, в академическом смысле этого слова, я понимаю не только проведение исследовательских работ на ту или иную тему, а главным образом использование научно-исследовательских методов и приёмов при выполнении любых проектных работ: будь то реферат или изобретение, курсовая или творческая работа, бизнес планирование или социальный проект. Метод исследовательских проектов был предложен ещё на заре ХХ века и требовал от педагогов многого, как при освещении его рабочих приёмов, так и при организации выполнения самой работы. В школах Великобритании в основу изучения различных предметов  был положен метод творческих проектов. В течение учебного года учащиеся могли выполнять до четырёх курсовых работ. Разработка их была направлена на приобретение определённых знаний и навыков. Проектный подход изначально был ориентирован на самостоятельную работу школьников - индивидуальную, групповую или коллективную. Однако,  сегодня в проектно - исследовательской деятельности привлекает внимание его нацеленность на актуализацию имеющихся знаний и умений и формирование новых, поиск нестандартных решений тех или иных конструкторских задач, которые, как правило, приводят к появлению инновационных идей и, как следствие, созданию новых технологий. При этом, только в деловой атмосфере сотрудничества педагога и воспитанника может проявиться общественно значимый результат. Именно такой подход  я использую  при работе над проектами и исследовательскими работами.

       Исследовательский проект - это «выдвинутый вперёд». Однако было бы непростительной ошибкой противопоставлять метод исследовательских проектов традиционной методике обучения. Он должен органично сочетаться с объяснением, инструктажём, показом, упражнением и другими методами, выступая в качестве интегрирующего начала. Иначе принципиальный посыл проектного метода: «От идеи или гипотезы до решения проблемы» - остаётся просто декларативным. Выполнение любого исследовательского проекта - это целостный процесс обдумывания, исследования, принятия решения, планирования, при необходимости, изготовления и оценки изделия - в целом решения какой-либо инновационной задачи. И педагогу необходимо  сформировать у воспитанников общий алгоритм творческой продуктивности. В связи с этим полезно пояснить им, что термин алгоритм произошёл от латинской формы имени средне - азиатского математика аль-Хорезми и обозначает систему операций, применяемых по строго определённым правилам, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи. Мы же, работая над исследовательским проектом, строим свою работу по спиралевидному алгоритму. Сначала изучается широкий спектр аналитической информации по теме. Затем круг поиска постепенно сужается, и на следующем этапе обозначаются конкретные проблемы, определяются стратегические цели, задачи и пути их решения. Самым долговременным становится этап реализации проекта – это проведения различных исследований, экспериментов, опытов, проверка гипотезы, изготовление и испытание опытных образцов и пр. В результате кропотливой научно-практической, исследовательской деятельности рождаются инновационные изобретения и новые открытия.

       Именно таким образом, воспитанниками творческого объединения мастерская «Гармония» были созданы патентоспособные изобретения:

  • это подгибное устройство, позволяющее абсолютно ровно выполнить подгибку низа подола изделия и качественно упростить  технологию её обработки;
  • это пуговицеватели и шнурователи - изделия ширпотреба, облегчающие процесс зашнуровывания и пришивания пуговиц верхней одежды. А экономические исследования и расчеты по данному проекту выявили уникальные возможности по решению серьёзной социальной проблемы безработицы для нетрудоспособного населения города (инвалидов, студентов, пенсионеров и просто желающих заработать в свободное от работы время);
  • это изготовление новой конструкции – трансформера «Парад планет», предназначенной для развития мелкой моторики пальцев и пространственного мышления детей, а так же знакомства с планетами солнечной системой;
  •  это уникальные многофункциональные мягкие игрушки для трёх возрастных категорий малышей-дошкольников. Игрушки трансформируются и могут быть использованы в качестве массажёров, ковриков для отдыха, игр в шашки, сборки мозаики и просто вместо сумочки с сюрпризом. Таких игрушек сегодня нет на прилавках магазинов;
  • воспитанниками был разработан социально-экономический проект по организации салона мод нового поколения, которое является инновационным предпринимательством и позволяет совершенно по-новому взглянуть на сферу индпошива и систему модельного бизнеса. Это достигается путём внедрения системы компьютерных лекал, позволяющих производить точный крой и соответственно отшивать изделия без примерок;
  • научно-исследовательская работа, о вреде курения выявила ряд серьёзных «открытий», позволяющих кардинально изменить методику лечения табачной зависимости и другие проекты.

      Совместная групповая работа над исследовательскими проектами, раскрывает не только базовые знания, но и личностные качества детей. Поэтому важно создать условия для активной жизненной позиции воспитанников, научить их искать и критически оценивать информацию, находить оптимальные решения и делать обоснованный выбор, анализировать и излагать свою точку зрения, решать проблемы и проявлять инициативу, нести ответственность за свои поступки. Для этого целесообразнее использовать групповые формы работы, осваивать различные методы обсуждения и изложения материалов: мозговой штурм, отчеты, доклады, публичные выступления, презентации, ярмарки продаж и т.д. Это помогает детям легко адаптироваться к современным реалиям в условиях рыночных отношений. Как нельзя лучше создаёт условия для развития творческой, деятельной, активной, целеустремлённой, и в целом, интеллектуальной личности.

      Для достижения высокого уровня и результативности выполняемых исследовательских проектов необходимо привлекать детей к проектам с начальных классов. Выполняя несложные работы, дети научатся выбирать наилучшие варианты решений поставленных перед ними задач. Воспитанники уже будут уметь обосновывать свой выбор и оформлять свои идеи. Для учащихся среднего звена необходимо создать банк данных, в котором отразить реальные проблемы школы, семьи, окружающей экологии и пр. При решении исследовательских задач учащиеся будут комплексно использовать знания, полученные на школьных занятиях. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям воспитанника, а полученный результат оказался бы практически востребованным. При таком подходе к исследовательской деятельности ученики старших классов, уже имеющие определённый опыт и знания, смогут разрабатывать более сложные исследовательские работы. Учащиеся техникумов и училищ могли бы продолжить свои разработки, начатые в школе, на более высоком профессиональном уровне. Для студентов высших учебных заведений можно создать банк данных проблем, которые имеются в каждой производственной или социальной структуре города, и внести их в межшкольную и межвузовскую компьютерную сеть. Создание подобного банка данных – это серьезная и кропотливая работа. Потребуется собрать информацию из различных структурных подразделений города и поставить на новый уровень связь с предприятиями-шефами. При работе над курсовым и дипломным проектированием студенты могли бы выбирать приемлемые для них задачи и, вложив свой интеллектуальный потенциал, имеющийся опыт исследовательских работ попытаться решать те или иные производственные проблемы, актуальные сегодня и сейчас. Это ни, что иное, как будущее рационализаторство в любой сфере жизнедеятельности социума. Такой подход может дать толчок к появлению людей труда нового типа.

       Резюмируя своё выступление, добавлю, что такая организация исследовательской деятельности всегда будет поступательной и результативной. Она позволит раскрыть научно-практические возможности учащихся, развить в них интеллектуально – творческий потенциал и формировать инженерно мыслящего человека, рационализатора своей работы. Комплексный подход к обучению исследовательской деятельности позволит создать некий фундамент знаний и навыков в средней школе, который будет являться первой ступенью в развитии интеллектуально-творческой одарённости школьников, где исследовательская деятельность станет базовым компонентом.

 

 Литература не использовалась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"

- Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...

Рабочая программа дополнительного образования детей «ДАР (деятельность, активизация, развитие)».

Рабочая программа дополнительного образования детей «ДАР (деятельность, активизация, развитие)» составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

В статье ставится задача рассмотреть исследовательскую  деятельность  как  развитие творческой личности. Творческая личность - это личность человека-творца, который создает  новые...

Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной активности учащихся в учреждениях дополнительного образования

Цель исследовательской деятельности:Создание условий для проявления творческой инициативы и самостоятельности, самоопределения и самореализации учащихся.    Исследовательская деят...

ШКОЛА ЮНОГО ОРНИТОЛОГА, КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Птицы являются важной составной частью окружающей природы. Благодаря своей природной эстетике, они способны вызвать у детей яркие положительные эмоции, стремление защищать и охранять их, что значитель...