УСПЕШНЫЙ СТАРТ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ
статья (9 класс) на тему
В статье анализируется современная система профориентации, ее влияние на рынок труда среди несовершеннолетних школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Людмила Сергеевна Лунина
педагог – психолог
УСПЕШНЫЙ СТАРТ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Открытая (сменная) общеобразовательная школа
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Мудрая пословица гласит: семь раз отмерь, один – отрежь.
Выбор профессии, - каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем!
Возможно, это самое сложное для молодого человека — сделать шаг, который во многом определит его дальнейшую судьбу, — необходимо выбрать профессию.
А, что значит выбрать профессию? Подготовка человека к профессиональной деятельности всегда являлась важной социально-педагогической задачей государства и образовательного учреждения, от решения которой во многом зависит уровень экономического и культурно-технологического развития общества. Кроме того, профессия оказывает большое влияние на образ жизни, тип мышления, нравственные качества и поведение человека. [1].
Проблема выбора профессии была, есть и будет актуальной во все времена. Для нашего отдаленного нефтяного моногородка эта проблема не является исключением.
Социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт — практически все зависит от нефтяной отрасли. Электричество, газ, бензин, отопление — оттуда. Парадигма существования города проста — здесь работает градообразующее предприятие ОАО «Томскнефть» ВНК, которое определяет финансовую базу, рынок труда, сферу занятости и уровень жизни населения города.
Американские урбанисты считают, что надо делать привлекательным для проживания сам моногород. Тогда в него потянутся так называемые креативные профессионалы, а за ними и бизнес с инвестициями. Но тезис «не важно, что ты работаешь на «Боинг», важно, что ты живешь в Сиэтле» на томском cевере будет звучать скорее как «не важно, что ты живешь в Стрежевом, важно, что ты работаешь в «Томскнефти». И с этим в данном случае не приходится спорить, поскольку «Томскнефть» — основной работодатель в Стрежевом.[2]
Молодежь нашего города видит только одно пойти учиться в нефтяную отрасль, чтобы продолжить династию нефтяника.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Открытая (сменная) общеобразовательная школа (МКОУ ОСОШ) занимает особое место в системе образования города Стрежевого. Особенность такого положения обусловлена высокой степенью неоднородности учащихся и высокой степенью обновляемости контингента школьников (до 60% ежегодно).
Наша школа в городе выполняет важную стратегическую задачу – социализация молодежи и подростков средствами образования, именно здесь с максимальной полнотой обеспечиваются права граждан на выбор формы, способа образования и темпа образовательной деятельности, обеспечивая конституционные права граждан на образование в масштабах недоступных для других школ.
Миссия открытой школы – «Обучение всех и каждого!», то есть создание условий для всех (с различным уровнем подготовки различными способностями) – это освоение государственного образовательного стандарта, и создание условий каждому для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей.
Деятельность школы направлена на подготовку выпускников, способных нести личную ответственность за собственное благополучие и за благополучие общества.
Оказание учащимся информационной и психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения, дальнейшего пути продолжения образования, а также будущей профессии – является одной из задач общеобразовательной школы.[3]
Педагогическое сопровождение школьников в их самоопределении – сложная, полифункциональная проблема, решить которую можно лишь в том случае, если объединить ресурсы всех субъектов образовательного процесса, создать определенную систему их взаимоотношений. [4].
Какова же общая логика полноценной профориетационной помощи самоопределяющемуся подростку, с учетом его недостаточного жизненного опыта и все возрастающей тревожности по поводу будущего после окончания школы?
Одна из наиболее важных проблем нашей школы – является привлечение несовершеннолетней молодежи к социальной практике через временное трудоустройство, как в летний период, так и во внеурочное время, уделяя при этом большое внимание подросткам «группы риска». В данном направлении школа тесно сотрудничает с городскими структурами профилактики:
- Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП);
- Подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН);
- Городским центром занятости населения г. Стрежевой;
- Администрацией управления образования городского округа Стрежевой;
- Центром экологического воспитания детей (ЦЭВД);
- Центром дополнительного образования детей (ЦДОД) и др. предприятиями города.
Данная система взаимодействия помогает МКОУ ОСОШ решать проблему возрастных особенностей подросткового возраста, так как подростков «группы риска» легко спровоцировать на асоциальную деятельность. Считаем, что большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации и трудоустройству этой части молодежи путем вовлечения её в социальные проекты.
Новая система образования внесла свои коррективы и в профориентационное направление школы, делая его более доступным для обучающихся подростков.
Одно из направлений - это сетевое взаимодействие МКОУ ОСОШ с ЦДОД и Учебным центром «Томскнефти», данное направление помогает подросткам во внеурочное время в течение года получить допрофессиональное образование, приобретенная профессия в данных учреждениях, это своего рода профессиональное начало подростка.
С 2013-2014 учебного года подростки могут обучаться в рамках дистанционного образования. Для учащихся разработаны занятия профориентационного направления, которые также помогут молодому человеку сделать свой определенный выбор профессии.
Обращение к проблеме профессионального и личностного самоопределения организовано не только в рамках специально отведенных для этого часов и профконсультаций. Каждый учитель – предметник, классный руководитель и психолог при проведении самых разных своих занятий – мероприятий затрагивает те или иные аспекты профессионального и жизненного выбора подростка.
Как отмечал известный психолог А.Г. Асмолов, главная задача школы – не передача знаний, а формирование у школьника смысловой картины мира, того мира, где они собираются жить и самоопределяться. [5].
Профориетационная работа в МКОУ ОСОШ городского округа Стрежевой, в силу специфики школы организована с 9 класса. В школе разрабатывается индивидуальная профилактическая программа сопровождения в рамках профессионального самоопределении подростков.
Элективные курсы по профориентации «Проблема выбора профессии», позволяют актуализировать процессы профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
В школе проводятся беседы, классные часы, ролевые игры, тренинги, профпросвещение и профессиографические экскурсии.
Посещение дня открытых дверей культурно – досуговых организаций города, ярмарки учебных мест предоставленной Городской службой занятости - данное направление работы помогает подростку определиться с дальнейшим высшим образовательным учреждением, а также профессионально самоопределиться с выбором будущей профессии.
Сформированность профессионального самосознания позволяет выпускнику нашей школы иметь обоснованное профнамерение, которое характеризуется положительным отношением к будущей сфере профессиональной деятельности, стремлением получить соответствующее образование в конкретном учебном заведении.
Умение принимать решения в ситуации неопределённости и осуществлять осознанный выбор — необходимые условия становления личности. На этапе выбора своего профессионального пути молодежь впервые оказывается в ситуации принятия ответственного решения, влияющего на их будущее. Создавая проект своих будущих действий, человек меняет свою жизнь. При этом построение проекта будущего происходит в процессе познания себя, понимания своих целей, возможностей, склонностей. Умение видеть свою жизнь в перспективе, определять направления своей деятельности, предвидеть последствия принятых решений способствует формированию у школьников активности, целеустремлённости и ответственности.
Профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев, а своеобразный творческий процесс развития личности. [6].
Литература
- Чистякова С.Н Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
- Владислав Михайлов expert.ru/siberia/2011/06/gorod-ostrov-v-okeane-nefti
- Ссылка на сайт http://strjotschool.edu.tomsk.ru
- Чистякова С.Н Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.; Воронеж, 1996. – С.161.
- Чистякова С.Н Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"До свидания любимая школа! Уходим во взрослую жизнь" Сценарий выпускного вечера.
Цель:- создать торжественную обстановку, празничное настроение учащимся- воспитывать уважение к педагогам, родителям, работникам школы...
Школьная линейка "Успешный старт" - 1 сентября
В роли ведущих выступают магистры образования, в план проведения включено выступление гостей и администрации школы, первоклассников и старшеклассников. Линейка заканчивается традициционной школьной ре...
Веселые старты со взрослыми
Классный час в форме веселых стартов проводится с участием родителей. тема посвящена истории Олимпийских Игр....
Старт во взрослую жизнь
Старт во взрослую жизнь...
Модифицированная программа элективного курса для учащихся 11 класса «Успешный старт во взрослую жизнь»
Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.автор афоризма (цитаты) неизвестен Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокоте...
Профориентационная программа "Успешный старт во взрослую жизнь"
Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни....
Взрослая жизнь – взрослая ответственность
В эпоху информационных технологий многие люди не понимают, как правильно использовать новшества не во вред себе и окружающим. Но и находятся те люди которые намеренно используют технологии дабы навред...