Театральный кружок " Рукавичка "
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование занитий кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование работы кружка | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о
спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Цель и задачи образовательной программы.
Цель:
*ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с историей кукольного театра;
-пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство ;
-научить детей самостоятельно изготавливать куклы;
-добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Развивающие: -развивать индивидуальные творческие способности детей;
-развивать воображение, пространственное мышление детей;
-способствовать развитию мелкой моторики.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
-развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
-воспитывать коммуникативные навыки.
Условия реализации образовательной программы.
Программа адресована учащимся начальной школы, направлена на развитие и коррекцию высших психических функций.
Основные компоненты | Способы распознавания |
Мотивы и ценности | Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой. |
Знания | Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер). |
Умения | Делать куклы, работать с куклой над ширмой. |
Доминантные качества личности | Приобретение необходимых личностных качеств. |
Набор учащихся в коллектив осуществляется по желанию.
Занятия проводятся по 1 учебному часу в неделю.
Всего за учебный год – 36 часов.
Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.
Результаты обучения по программе можно определить по следующим параметрам:
1.Умеют разработать и выполнить куклу и предметы бутафории разной сложности.
2. Владеют приемами работы с куклой, с ширмой.
3.Умеют грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.
4.Умеют самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.
5. Умеют ставить перед собой определенные цели и задачи.
6.Развивают потребности и привычки в самосовершенствовании, как знаний, так и творчества.
Практическим результатом при изготовлении куклы и предметов бутафории является создание ребенком собственных работ, сначала простых ( пальчиковая кукла, бутафория из папье-маше), потом более сложных (каркасная кукла, элементы декорации и т.д.)
Практическим результатом работы с куклой является создание ребенком сначала простых образов ( герои сказок, стихов, прибауток), потом более сложных ( герои рассказов, пьес и т.д.).
По итогам года проводятся выставки работ и показ пьесы в школе и районной библиотеке.
Способы отслеживания и контроля результатов.
В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок, показов. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми.
Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе.
Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике.
Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
Очень важен в коллективе элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Два раза в год, в декабре и мае, подводятся итоги и победители, в каждой группе награждаются.
Учебно-тематический план.
( 36 часов)
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
2 | Таинственные превращения | 2 | 2 |
|
3 | Работа над выбранной для спектакля пьесой | 20 |
| 20 |
4 | Изготовление кукол и бутафории | 3 | 1 | 2 |
5 | Выбор для спектакля пьесы | 4 | 4 |
|
6 | Показ пьесы детям | 4 |
| 4 |
7 | Ремонт кукол | 2 |
| 2 |
Всего | 36 | 8 | 28 |
Содержание образовательной программы.
№ | Тема |
1 | Вводное занятие. Теория. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). |
2 | Таинственные превращения. Теория .Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. |
3 | Выбор для спектакля пьесы. Практика. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении |
4 | Распределение ролей. Практика .Чтение произведения учащихся. Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
5 | Отработка чтения каждой роли. Практика. прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
6 | Обучение работе над ширмой. Практика. Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. |
7 | Обучение работе над ширмой. Практика. чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. |
8 | Репетиция пьесы. Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. |
9 | Генеральная репетиция пьесы. Практика . Звуковое и музыкальное оформление. |
10 | Изготовление кукол и бутафории. |
11 | Показ пьесы детям. |
12 | Выбор для спектакля пьесы. Теория. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. |
13 | Распределение ролей. Практика. Читки по ролям за столом |
14 | Читки по ролям. Теория. Глубокий и детальный разбор пьесы. |
15 | Изготовление бутафории и кукол для пьесы. |
16 | Репетиция пьесы. Практика. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
17 | Репетиция пьесы. Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
18 | Генеральная репетиция. Практика. Звуковое оформление спектакля. |
19 | Показ пьесы детям. |
20 | Выбор для спектакля пьесы. Практика. Выразительное чтение произведения учащихся. Теория .Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
21 | Распределение роли. Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
22 | Распределение роли. Практика .Обработка чтения каждой роли. |
23 | Изготовление бутафории и кукол для пьесы. |
24 | Репетиция пьесы. Практика. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели. |
25 | Репетиция пьесы. Практика .Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
26 | Генеральная репетиция. Практика. Музыкальное оформление. |
27 | Показ пьесы детям . |
28 | Выбор для спектакля пьесы. Теория. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. |
29 | Распределение ролей . Теория. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени. |
30 | Работа с куклой на ширме. Практика. Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. |
31 | Изготовление кукол и бутафории. |
32 | Репетиция пьесы. Практика. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей. |
33 | Генеральная репетиция. Практика. Музыкальное и звуковое оформление. |
34 | Показ пьесы учащимся начальных классов. |
35 | Ремонт кукол. |
36 | Ремонт кукол. |
Формы и методы работы.
Работа с куклой- процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.
Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать
возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.
Форма проведения занятий может быть различной:
-учебное занятие;
-творческая мастерская;
-мастер-класс;
-посещение и участие в выставках, показах;
-посещение музеев, театров.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.
Учебно-методическое обеспечение:
- методические разработки;
- информационный материал;
- наглядные пособия;
- фотографии;
- видеоматериалы;
- образцы изделий;
- шаблоны;
- раздаточный материал.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
-постановку целей и объяснение задач;
Создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся ( желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);
-изложение нового материала ( проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
-доступности-«от простого к сложному»;
-наглядности;
-индивидуального подхода к каждому ученику;
-организации взаимопомощи в выполнении работ;
-многократного повторения.
В зависимости от способностей ученика, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.
По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.
Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.
В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.
В кабинете имеется техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер.Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.
В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.
В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.
Материалами для изготовления кукол ,бутафории и декораций обеспечивает педагог.
Используемая и рекомендуемая литература.
- Газета: «Начальная школа», № 30. 1999г.;
- Журнал: « Начальная школа» №7, 1999г.;
- Караманенко Т.Н. « Кукольный театр», Москва 2001г.
- Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами»,Волгоград:Уитель, 2010г.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» , « Аркти», Москва 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театральный кружок"
Тип программы: ориентированная на развитие художественно – эстетического и общекультурного развития учащихся.Театральный кружок.Срок реализации программы – 1 год....
Театральный кружок "English Theatre\'\'
Программа занятий по английскому языку разработана для учащихся начальных классов, изучающих английский язык в средней общеобразовательной школе, и базируется на постановке авторской кукольной с...
Театральный кружок по английскому языку для начальных классов
Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку. У учащихся развиваются коммуникативная, творческая, культурная, социальная компетенции. Обращение к эмоционально-чувственн...
Театральный кружок: В лучах рампы
Рабочая программа кружка. Писала я а школа присвоила...
Театральный кружок "Сказка"
Рабочая программа театрального кружка "Сказка" составлена для учащихся 2-4 классов....
Театральный кружок " Рукавичка"
Прививать любовь к кукольному театру....
Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях Л.Н. Толстого)
Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особеннос...