Конспект мастер класса по лепке из глины громатухи "Петушок"".
учебно-методический материал
Публикация содержит материалы для беседы и пособие для ведения работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»
Провела преподаватель ДХШ г. Десногоска Яковлева Е.О.
Цели занятия:
*Познакомить с приёмами лепки из глины
*показать связь форм и украшений с окружающей природой, растительным и животным миром;
*познакомить с некоторыми технологическими приёмами в изготовлении полых керамических изделий.
*Развивать логическое мышление (классификация, суждение, обобщение), зрительную память, мелкую моторику рук.
*Познакомить с особенностями Хлудневской керамической игрушки.
*Способствовать развитию патриотических чувств, любви к родному краю.
Методическое обеспечение:
Комплект карточек или диски «Калужская керамическая игрушка. Хлуднево» и «Последовательность лепки петушка».
Техническое обеспечение:
- компьютер
- глина
- стеки, подкладные доски, тряпочки 40\40, скалки, поролоновые губки, кисти, шликер, «штампики»
Длительность: 60 минут.
Мастер-класс проводился для членов многодетных семей 1 июня 2013г.
Содержание занятия:
- Приветствие. Знакомство. Беседа о правилах поведения в керамической мастерской.
- Рассказ о Хлудневской народной игрушке.
- Изготовление из глины композиции «Птичья семья».
- Завершение занятия. Обобщение. Выставка работ. Уборка помещения.
Материалы для рассказа о Хлудневской народной игрушке.
С древних времен в русских деревнях и селах люди занимались каким-нибудь ремеслом. Популярной была лепка из глины. Поэтому, наравне с изготовлением различной глиняной посуды и горшков, изготавливали игрушки, свистульки, погремушки и прочие забавные штуки.
Производство глиняной игрушки достигло своего расцвета в XVII-XVIII вв.
Одним из очагов народного творчества была деревня Хлуднево Калужской области. В тех краях в почве много глины, из-за чего было трудно выращивать урожай. Таким образом, жители деревни и приноровились к гончарному искусству. Мужчины делали керамические трубы, горшки, декоративную посуду, а женщины, тем временем, лепили игрушки и свистульки.
Хлудневская игрушка многообразна по композиции и сюжету. Игрушки делают разные: это и свистульки, сопелки, гудухи, и погремушки.
Основное направление – древо жизни, являющееся оберегом, в исполнении ощущается близость человека с природой. Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «древо жизни».
Каждая игрушка имеет особый смысл за счет наполнения дерева различными животными, птицами и орнаментами.
Узкий, устойчивый круг тем и сюжетов, непринужденная, часто с "брачком" лепка, свободная, скоротечная манера росписи, древние мотивы в узоре и то, что почти все игрушки - свистульки, а не просто безделушки - во всём этом сказывается характер крестьянского народного творчества.
Свистульки напоминают сказочные существа, где есть ветви с гнездами, сучками и дуплами, откуда выглядывают зверюшки или птички.
Кроме свистулек, у хлудневских мастериц есть грематушки - полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Часто грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики. Также популярны игрушки-перевертыши, они обычно совмещают в себе несколько сюжетов.
Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. Сушат в печке на сковородах и противнях, перед окончательным обжигом прожаривают в печке, и только затем обжигают в горнах.
В процессе обжига происходит удивительное превращение - изделие меняет свой цвет, глина теряет природную окраску и становится белой, с мягкими оттенками розового, серого или жёлтого. По цвету и определяют готовность изделий после обжига.
Теперь игрушки окончательно закалены и в "белом" варианте ещё ярче выступает характер ручной лепки.
После обжига идет роспись (раскраска), т.е. нанесение на игрушку узора с определённым значением.
Для росписи игрушек в старину применялись минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще краски, добытые из цветов и растений, в основном яркого цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. По Хлудневской барыне и сейчас можно узнать старую деревенскую моду.
В росписи Хлудневских игрушек каждый цвет имеет свой смысл: красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха и т. д.
Для Хлудневской росписи характерны разноцветные полоски, чередующиеся с линиями натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Так же используются квадраты с вписанными в них крестами и точками. Самый распространенный – солярный знак солнца (кресты, треугольники, квадраты, свастики).
Фото с занятия:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Изготовление «Петушка» (Пособие «Последовательность лепки петушка»):
Для работы нам понадобится глина, влажная тряпочка, разнообразные стеки, «штампики».
фото №1
Подготовим всё и начнём лепку
1) отделить от большого куска небольшой комок и скатать из него шарик
фото №2
2) большим пальцем надавить в центр шарика по оси и постепенно вращая и продолжая нажимать пальцем внутри шарика, изготовить сферическую форму:
фото №3-6
Важно: толщина стенок должна быть одинаковой со всех сторон и не тонкой (около 1см)
Предварительный просмотр:
3) скатать из глины несколько горошин, завернуть каждую в клочок газеты и поместить их внутрь полой формы. Во время сушки изолированные друг от друга с помощью газеты «горошины» не слипнуться друг с другом. В процессе обжига газета истлеет и «горошины» будут свободно перемещаться внутри полой сферы – грохотать.
фото №7-8
4) из небольшого комка глины скатать шарик, на доске на тряпочке ладонью расплющить его и полученной лепёшкой закрыть полую заготовку.
Важно: кусочки газеты не должны попасть между стенками и лепёшкой иначе после обжига в этом месте будет трещина и звук громатухи будет не четким.
фото №9-10
5) аккуратно примазать лепёшку к стенкам так, чтобы не осталось ни какого шва и получился шар.
Важно: движения пальчиков нужно контролировать – не нажимать сильно, иначе из-за полости внутри форма может повредиться.
фото №11
Предварительный просмотр:
6) с одной стороны шара защипнуть глину и сформовать головку и клюв (они должны быть в форме конуса). С другой стороны таким же образом сформовать хвостик.
фото № 12
7) скатать небольшой жгут (колбаску) из глины, нарезать её на одинаковые кусочки – порции и скатать из них шарики (из нарезанного на одинаковые кусочки жгута получаются одинаковые по размеру шарики)
фото № 13
8) маленький шарик зажать в кончиках пальцев (как в клюве птички) и слегка сплющить. Повернуть на 90 градусов и снова приплющить. Должна получиться форма, похожая на капельку.
фото № 14
9) подготовленные капельки прикрепить под клювом в виде бородки. Гребешок примазать с помощью стеки или влажными пальчиками
фото № 15
10) стеком выполнить выемки на гребешке
фото № 16
11) лезвием ножа (или широкой стекой) движениями, напоминающим царапанье, снять несколько слоёв с поверхности куска глины. Получившиеся «наплывы» очень напоминают пряди волос, или пучки травы, или пёрышки…
фото № 17
12) снимать «наплывы» нужно аккуратно с помощью другого стека. Они будут имитировать крылышки петушка.
Важно: крылышки нужно крепить симметрично относительно центральной линии спинки и центральной линии грудки
фото №18
Предварительный просмотр:
13) палочкой сделать глазки. Важно: палочка должна пройти до полости. Если не будет отверстий, то при обжиге горячий воздух внутри сферы расширится и разорвёт изделие.
14) таким же приёмом можно вылепить курочку и цыплят и составить композицыю «Птичья семья».
С помощью различных штампиков выполнить насечку, имитирующую рябенькие пёрышки на грудке, спинке или где будет угодно. А цыплята могут быть в разных позах: клевать зёрнышки, любоваться облаками и т.п.
фото № 19
Работа во время лепки должна распределяться между членами семьи посильно: старшие и более опытные могут делать основную полую форму, младшие – катать жгуты, «горошины», формовать «капельки»-бородки, сцарапывать глиняные наплывы, украшать штампиками.
За занятие, продолжительностью 60 минут семья из 3 человек успевает выполнить полную композицию.
Фото с занятия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья» ...
Мастер-класс "Кошки" (лепка из глины)
Мастер-класс показывает поэтапное выполнение формы кошки из глины...
Конспект мастер-класса "Лепка мелких орнаментальных деталей из солёного теста"
В настоящее время тестопластика находится на этапе возрождения. Старинный вид искусства становится интересен все большему количеству людей из-за практичности, экологичночти и доступности....

Технологическая карта мастер-класса по лепке из глины
Технологическая карта мастер-класса в рамках реализации Проекта «ВеликоЛепное Дело" для обучающихся и их родителей (законных представителей)...