ОСНОВЫ ГРУППОВОЙ И КОМАНДНОЙ ТАКТИКИ ЗАЩИТЫ И НАПАДЕНИЯ В СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛА
методическая разработка на тему

Первые три года в группах начальной подготовки тренировочный процесс в основном направлен на то, чтобы подготовить юных баскетболистов индивидуально в техническом и физическом плане. Конечно, индивидуальный интеллект баскетболиста в эти годы тоже начинает формироваться.

На следующем этапе учебно-тренировочной группы процесс должен быть построен так, чтобы дети получили основы групповой и командной тактики защиты и нападения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Федоричева\Desktop\13.jpgC:\Users\Федоричева\Desktop\14.jpgC:\Users\Федоричева\Desktop\15.jpg

ОСНОВЫ ГРУППОВОЙ И КОМАНДНОЙ ТАКТИКИ ЗАЩИТЫ И НАПАДЕНИЯ В СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛА

Первые три года в группах начальной подготовки тренировочный процесс в основном направлен на то, чтобы подготовить юных баскетболистов индивидуально в техническом и физическом плане. Конечно, индивидуальный интеллект баскетболиста в эти годы тоже начинает формироваться.

На следующем этапе учебно-тренировочной группы процесс должен быть построен так, чтобы дети получили основы групповой и командной тактики защиты и нападения. Тренировочный процесс должен быть направлен на развитие и совершенствование двигательных индивидуальных навыков, индивидуальных тактических действий юных баскетболистов и применение их в командных взаимодействиях. В этом процессе тренер должен привить юным баскетболистам такие качества игроков, как взаимопонимание и слаженность технико-тактических взаимодействий между всеми игроками команды.

По своему опыту работы тренером хочу поделиться основами групповой и командной тактики нападения и защиты в баскетболе.

Основы групповой и командной тактики нападения.

 Основным упражнением для отработки взаимодействий в нападении для быстрой атаки является «восьмерка». Это упражнение для взаимодействия трёх игроков. Партнеры становятся в тройках на лицевой линии на расстоянии 4 метров друг от друга. Мяч находится у центрального партнера. Он делает передачу боковому партнеру, забегает ему за спину и бежит к другому кольцу. Боковой партнер, получив мяч, делает передачу другому боковому партнеру, забегает ему за спину  и бежит к  другому кольцу. Третий партнер, получив мяч,  бежит с ним к другому кольцу и делает бросок в корзину. Все повторяется у другого кольца. Продвижение от кольца к кольцу выполняется за счет трех передач, при этом мяч не должен падать на пол, а баскетболисты не должны делать пробежки.

Упражнение в тройках. В тройках я часто использую простое упражнение, когда один партнер находится с мячом на штрафной линии, а двое партнеров находятся под кольцом. Партнер со штрафной линии бросает по кольцу, один из партнеров под кольцом подбирает мяч и в паре со вторым партнером через пас продвигается к противоположному кольцу. Третий партнер становится защитником и мешает продвижению пары. Задача атакующей пары забить мяч в кольцо.

Упражнение «обыгрыш двое против одного». Игроки становятся парами в две колонны под одним кольцом с одним мячом на лицевой линии. Один защитник у другого кольца находится на штрафной линии. Два партнера с мячом продвигаются к другому кольцу и пытаются забить мяч в кольцо, защитник мешает им. Если у пары атака результативная, то защитник остается на своем месте на штрафной линии. Пара уходит с мячом в исходное положение, а следующая пара продвигается на защитника. Если у пары атака нерезультативная, партнер, совершивший ошибку, становится защитником, а защитник становится нападающим в этой паре.

Упражнение «обыгрыш трое против двоих». Два защитника становятся под одним кольцом. Трое атакующих начинают движение от другого кольца с обязательной передачей через центрального нападающего. Если трое нападающих результативно атакуют, то двое защитников остаются на месте и следующая тройка нападающих начинает продвижение на защитников. Если тройка нападающих не забила мяч в кольцо, то нападающий, совершивший ошибку становится на место одного из защитников.

Упражнение для отработки взаимодействий в позиционном нападении «заслон - двойка». Этому упражнению можно обучать в тройках и четверках. В тройках одним из партнеров является тренер, который демонстрирует постановку заслона защитнику. Нападающий с мячом, защитник пассивный.  Тренер ставит заслон защитнику, а нападающий после заслона продвигается к кольцу. В четверках участвует пара нападающих и пара защитников. Защитники пассивные. Один нападающий с мячом начинает продвижение к кольцу, второй нападающий ставит заслон защитнику и открывается на получение мяча. Атаку завершает или нападающий с мячом, или он отдает передачу своему партнеру. Тренер тщательно наблюдает за постановкой заслона и указывает на ошибки защитников и нападающих.

Упражнение для взаимодействия трех полевых игроков, находящихся на трехочковой дуге. Игроки № 1, № 2 и № 3 становятся на трехочковой дуге. В центре игрок № 1 с мячом дает передачу любому из партнеров и ставит заслон игроку без мяча. Игрок без мяча освобождается от заслона, получает мяч и продвигается к кольцу для броска.

 Два упражнения для взаимодействия трех нападающих игроков и трех пассивных защитников, находящихся на трехочковой дуге.

1. В центре игрок № 1, находящийся с мячом, дает команду игроку № 2 или игроку № 3 поставить заслон своему защитнику и, продвигаясь к кольцу, делает бросок по кольцу или передает мяч партнеру.

2. В центре игрок № 1, находящийся с мячом, отдает передачу любому из партнеров и ставит заслон его защитнику. Игрок с мячом, продвигаясь к кольцу, делает бросок по кольцу или передает мяч партнеру.

Упражнение «восьмерка» в позиционном нападении. Три игрока № 1, № 2 и № 3 становятся приблизительно на трехочковой дуге. Три пассивных защитника становятся рядом с ними. Игрок № 1 в центре с мячом делает ведение к игроку № 2, который находится от него в 3-4 метрах, подходит в плотную к нему, отдает мяч, ставит заслон его защитнику и остается на месте. Игрок № 2 с ведением мяча двигается по дуге к игроку № 3, подходит вплотную, отдает мяч, ставит заслон его защитнику и остается на месте. Игрок № 3 двигается с мячом к игроку № 1. Таким образом, игроки постоянно двигаются с мячом по направлению друг к другу и за счет заслонов пытаются освободиться от защитников и прорваться к кольцу для атаки. Путь передвижения игроков напоминает вытянутую цифру восемь, поэтому упражнение называется «восьмерка».

Все эти взаимодействия игроков можно соединить в упражнения в тройках на одно кольцо.

Упражнение для троек «три защитника и три нападающих на одно кольцо». Трое нападающих в атаке могут применить любое из перечисленных упражнений. Они могут начинать движение от кольца к кольцу или с середины площадки. Если атакующая тройка забивает мяч, используя при этом одно из перечисленных выше упражнений, то они зарабатывают очко и уступают место следующей атакующей тройке. В атаке тройки игроков должны находиться в постоянном движении и открываться на свободные места для получения мяча. Если тройка нападающих не забила мяч в кольцо, защитники становятся нападающими. Это упражнение подходит и для пятерок. Атакующий игрок № 1 указывает своим партнёрам какое упражнение надо применить для успешной атаки.

Основы групповой и командной тактики защиты.

Упражнение в тройках «один нападающий и два защитника». Нападающий по свистку тренера начинает продвижение от кольца к кольцу. Два защитника в полную силу пытаются помешать его продвижению. Если один из защитников отобрал мяч, то он становиться нападающим, а нападающий становится защитником.

Упражнение «три нападающих и два защитника». Игроки располагаются пятерками – три нападающих становятся на центральной линии в шеренгу и два защитника становятся перед ними в затылок друг за другом. Первый защитник атакует игрока с мячом и, когда нападающий обыгрывает его, отступает назад, перекрывая возможную передачу. Если нападающему удается передать мяч партнеру, выходит второй защитник и мешает продвижению нападающего или передаче мяча.

Два упражнения для взаимодействия в четверках «два нападающих и два защитника».

1. Нападающие игроки передают мяч друг другу, защитники передвигаются приставными шагами и опекают их. Когда один из нападающих производит заслон, то защитники меняются подопечными, т.е. отрабатывают смену игроков.

2. Упражнение в четверках «два нападающих и два защитника». Один из нападающих ставит заслон своему партнеру. Партнер выходит из-за заслона и ведет мяч. Один из защитников переключается на выходящего нападающего, а второй остается с первым нападающим.

Упражнение в тройках, четверках или пятерках «трое, четверо или пять нападающих и столько же защитников». Упражнение начинается со свистка тренера. Один из нападающих выбрасывает мяч из-за боковой линии площадки. Защитники пытаются перехватить мяч, плотно прихватывая своих игроков, загнать нападающего с мячом в угол площадки и отобрать мяч вдвоем. Нападающие должны сделать как можно больше передач друг другу, пока защитники не перехватили мяч. Если защитники перехватили мяч, они становятся нападающими. Тренер считает количество передач каждой нападающей команды. Побеждает та команда, которая сделала максимальное количество передач в течение определенного времени.

Игра прессингом в тройках, четверках или пятерках на два кольца. Один из игроков нападающей команды выбрасывает мяч из-за лицевой линии по свистку тренера. Защитники, плотно прихватывая своих игроков, пытаются загнать нападающего с мячом в угол площадки и вдвоем или втроем перехватить мяч и забить в кольцо соперника. Если нападающий обошел своего защитника, защитник должен преследовать игрока с мячом, стараясь со спины выбить у него мяч. Если в прессинге один из защитников остался без игрока, это грубейшая ошибка, он должен быстро исправить ее, переключаясь на любого свободного нападающего. Упражнение длится до определенного количества забитых мячей.

В учебно-тренировочной группе процесс с использованием описанных упражнений должен проводиться комплексно. Для отработки командных взаимодействий на каждом занятии я старатюсь использовать все эти упражнения и совершенствовать их, чтобы применять в различных игровых ситуациях.

Владимир Анатольевич Никифоров

Тренер-преподаватель высшей категории МБУ ДО ДЮСШ «Олимп» г. Домодедово

Учитель физической культуры высшей категории МАОУ ДСОШ № 4 с УИОП г. Домодедово

Учебно-тренировочный процесс с использованием данных упражнений должен осуществляться комплексно, т.е. на каждом занятии необходимо совершенствовать не одно определенное качество с применением конкретного упражнения, а набор качеств в определенном сочетании. А также использовать комбинированные упражнения во взаимодействиях с партнерами для совершенствования технических приемов в позиционном нападении и игровую подготовку. Наряду с этим, рекомендуется использовать упражнения, предусматривающие ситуации в быстром прорыве 2х1, 3х2, 4х3; ситуации с равным количеством защитников и нападающих; моделирование различных ситуаций возникающих в ходе учебных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Основы правил и тактики игры в нападении уличного баскетбола (Стритбола) в рамках организации и проведения соревнований».

Цель: Рассмотреть «Официальные Правила «Стритбаскет – Россия 3х3 ФИБА 2011» и применить их в ходе судейства стритбольных матчей среди школьников.Задачи: 1) Ознакомить с «Официальными Правилами «Стритб...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" на тему: "Баскетбол. Техника и тактика игры в нападение"

Методическая разработка открытого урока «Баскетбол. Техника и тактика игры в нападении». Ведение мяча на месте и в движении - важный технический элемент для игры в баскетбол. Это спортивная атлетическ...

Групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в защите(баскетбол)

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в защите.1. Занимающиеся баскетболисты располагаются тройками — один нападающий и два защитника. Во время ведения мяча нападающим од...

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в защите (баскетбол)

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в нападении1. Индивидуальные действия (выход игрока на свободное место).2. Взаимодействие двух игроков с передачами мяча «отдал и вы...

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в нападении. баскетбол

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в нападении1. Индивидуальные действия (выход игрока на свободное место).2. Взаимодействие двух игроков с передачами мяча «отдал и вы...

Методическая разработка "Защита от нападения"

Классный час по безопасности жизнедеятельности...

План урока «Волейбол: совершенствование командных тактических действий в нападении и защите, нападающего удара через сетку»

Тема урока: «Волейбол: совершенствование командных тактических действий в нападении и защите. Совершенствование нападающего удара через сетку. Силовая подготовка». Тип урока: трениров...