Методические рекомендации по проведению первых занятий учебной группы
методическая разработка на тему
Советы педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_provedeniyu_pervyh_zanyatiy_uchebnoy_gruppy_kollektiva.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРВЫХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ (КОЛЛЕКТИВА)
Педагоги - руководители учебных групп и коллективов хорошо знают, что первые встречи с учащимися, первые занятия во многом определяют успех всей дальнейшей работы, формируют стиль взаимоотношений между детьми и педагогами. От того, в какой степени педагогу удастся создать положительный нравственный климат в коллективе, увлечь ребят, зависит их отношение к занятиям в учебной группе.
В ходе проведения первых занятий педагог решает следующие образовательные задачи:
- создает у детей положительный настрой на занятия в учебной группе, вызывает интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.
- знакомит учащихся с программой занятий, правилами работы в учебной группе, перспективами роста учащихся.
- знакомит учащихся с учреждением ДО, традициями коллектива.
- выявляет уровень знаний и умений детей по профилю деятельности учебной группы.
- ведет беседу по организации работы группы (коллектива). Создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и взаимной ответственности.
- получает информацию о каждом участнике группы, рассказывает о себе.
- помогает учащимся организовать коллективную деятельность, самоуправление, определить общественно полезные дела.
Одна из основных задач при проведении первых занятий - выявить у ребят уровень знаний и умений, необходимых для работы в учебной группе. С этой целью педагог может использовать различные приемы и методики. Например, такие, как тестирование, решение задач, конкурсы и соревнования, познавательные игры, практические работы, творческие задания.
В учебных группах можно попросить ребят принести свои поделки и работы.
Также можно провести индивидуальное собеседование с учащимися и их родителями.
По результатам работы по выявлению уровня знаний и умений учащихся педагогу необходимо внести изменения и дополнения в программу занятий, разработать индивидуальные задания, при необходимости организовать работу по группам (звеньям) в соответствии со степенью подготовленности детей.
Первое занятие с учащимися можно посвятить знакомству с программой и организацией работы учебной группы, затем знакомству друг с другом.
На первом занятии, ребята заполняют анкету. Каким может быть примерное содержание беседы педагога с учащимися?
Педагогу надо разъяснить цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы, рассказать о том, чем ребята будут заниматься, чему они могут научиться в течение первого года общения, каких результатов могут добиться при ответственном и творческом отношении к занятиям, каковы этапы овладения мастерством, а также рассказать об участии в соревнованиях, конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках; о присвоении разряда, категории; о праве получить рекомендацию для поступления в среднее специальное и высшее учебное заведение; педагог может показать ребятам различные документы и знаки отличия учащихся: диплом, значок, а также награды коллектива и его членов, отражающие достижения и результаты учебной группы.
Педагог может рассказать о выпускниках, о деятелях науки и техники, искусства и спорта, которые начинали свой путь в коллективах учреждения ДО, об учащихся, которые в настоящее время работают в учреждении.
При знакомстве с дополнительной общеобразовательной программой педагог, конечно, познакомит ребят с маршрутами будущих экскурсий, поездок, экспедиций.
Если учебная группа имеет какие-либо особенности своей деятельности, о них также надо рассказать учащимся, например, учебная группа является двухпрофильной, комплексной, работает по звеньям, по заданию института, музея или организации; в учебной группе с учащимися могут заниматься родители.
Чтобы провести беседу с учащимися, педагог должен заранее продумать план беседы, обратить внимание ребят на то, что занятия в учреждении помогут каждому в самоопределении, в подготовке и выборе будущей профессии; где могут применяться знания и умения, которые они получат в процессе обучения; в каких учебных заведениях они могут продолжить учебу, на каких предприятиях и в каких организациях работать.
Затем педагог знакомит учащихся с их правами и обязанностями и напоминает, что ребята могут использовать знания и умения, полученные в учреждениях ДО, работая инструктором в школе, в летнем оздоровительном лагере, помогая педагогу в работе с младшими школьниками.
Школьникам среднего и старшего возраста можно предложить сначала самим сформулировать права и обязанности члена учебной группы, а затем сравнить с памяткой учреждения. В беседе с детьми младшего возраста необходимо выяснить, как ребята понимают значение, и смысл какого-либо правила или положения, отдельных слов и понятий.
Педагог может обратить внимание ребят на возможность использовать базу учреждения ДО для организации своего свободного времени: посещение спектаклей Театра кукол, тематических мероприятий, праздников; библиотеки, потренировать свою смекалку и проявить находчивость в игротеке и т. п.
Педагог должен рассказать о требованиях, предъявляемых к внешнему виду, форме одежды (рабочей, спортивной), познакомить ребят с расписанием занятий, с необходимостью предупреждать педагога об опоздании или пропуске занятия. Педагог может организовать «цепочку», то есть установить договоренность между учащимися о том, кто кому звонит в тех случаях, когда необходимо оперативно сообщить важную информацию или быстро собрать учебную группу.
В целях формирования бережного отношения к оборудованию, материалам и инструментам педагог может сообщить учащимся о стоимости технических средств, приборов и инструментов; о средствах, затраченных на приобретение и ремонт оборудования; рассказать об организации самообслуживания в учебной группе.
Педагог должен также познакомить ребят с правилами организации труда: с требованиями к рабочему месту, к тетради для записей; назвать инструменты и материалы, учебники и книги, которые необходимо приобрести для занятий; порекомендовать газеты и журналы по профилю деятельности учебной группы.
Особое внимание учащихся надо обратить на соблюдение правил техники безопасности, правил поведения в учреждении ДО, правил дорожного движения.
В проведении первых занятий учебной группы могут принять участие выпускники; ребята, занимающиеся второй год или несколько лет; инструкторы объединения.
На первую встречу с учащимися можно пригласить гостей: специалистов в области образования, родителей. Если учащиеся примут участие в выполнении научно-исследовательского, поискового, производственного задания, то можно провести встречу с представителями института, музея, предприятия.
Рассказ педагога об дополнительной общеобразовательной программе может сопровождаться показом выставки изделий и творческих работ учащихся (рефератов, докладов, проектов); стенгазеты, рукописного журнала; летописи дел коллектива; рисунков и плакатов; фотографий, слайдов, кинофильмов (видеофильмов); знаков отличия учащихся (удостоверений, значков); наград коллектива; выставки книг и периодической печати.
Ребята впервые пришли на занятие, они, конечно, хотят получить информацию друг о друге, о педагоге, этот период психологи называют «периодом информационного голода».
Педагогу рекомендуется использовать различные формы знакомства, которые помогут создать атмосферу непринужденности и доброжелательности позволят увидеть в каждом учащимся те лучшие качества характера, помогут выявить каждому способности и интересы.
В учебной группе можно провести разговор «Расскажи мне о себе», игру-знакомство «Снежный ком», «Мое самое любимое».
Игра-знакомство «Снежный ком» поможет быстро запомнить имена ребят, занимающихся в учебной группе. Все участники игры располагаются по кругу: первый участник называет свое имя, второй называет имя первого участника и свое имя, третий называет имена двух предыдущих участников и свое имя и т. д. В игре участвуют группы по 5-7 человек.
Для проведения разговора «Расскажи мне о себе» ребята располагаются по кругу. В руках у педагога предмет-эстафета (какая-либо поделка, кораблик, еловая шишка), который будет передаваться из рук в руки. Тот, к кому предмет попадет в руки, рассказывает о себе. Первым рассказывает о себе педагог (педагог может рассказать о своем образовании, профессии, семье, увлечениях). Затем он просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать, где учится, какой школьный предмет больше всего любит, какую профессию хотел бы получить в будущем, как узнал об учебной группе (коллективе), что ждет от занятия в учреждении ДО, чему бы хотел здесь научиться, что умеет делать, чем любит заниматься в свободное время, какое интересное дело мог бы предложить. Ребята по очереди рассказывают о себе, если возникает необходимость, педагог тактично направляет разговор, приходит рассказчику на помощь, задает ему вопросы.
Чтобы лучше узнать об интересах и увлечениях ребят, можно провести игру-анкету «Мое самое любимое».
Ребята вновь располагаются по кругу. На столе в центре лежит конверт (коробка), в котором находятся карточки с названиями различных областей науки, техники, искусства, спорта. Например, любимая книга (стихотворение, поэт, писатель, газета, журнал); любимый композитор (песня, певец, ансамбль, музыкальный инструмент); любимый вид спорта, игра, время года, домашнее занятие и т. д.
Ребята по очереди вынимают из конверта одну из карточек и отвечают на вопрос. Ответы могут сопровождаться исполнением стихотворения, песни, показом игры, сценки, пантомимы.
Игру-анкету «Мое самое любимое» можно проводить в двух вариантах. Первый вариант: один участник игры отвечает на вопрос первой карточки, другой - на вопрос второй карточки и т. д. Второй вариант: все участники игры по очереди отвечают на вопрос первой карточки, затем на вопрос второй карточки и т. д.
На втором занятии учебной группы проводится экскурсия по учреждению и организационное собрание, на котором вырабатываются нормы взаимоотношений в коллективе, распределяются поручения между учащимися, выбираются органы самоуправления, определяются общие задачи коллектива.
Педагогу необходимо учитывать закономерности и условия, которые способствуют развитию личности ребенка. Так, психологами установлено, что в коллективе, где создана атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, где радуются успехам друг друга, способности детей раскрываются быстрее и ярче по сравнению с коллективом, где не ставится задача организации активного общения, коллективной творческой деятельности. В коллективе, где дети чувствуют себя незащищенными от унижения своего человеческого достоинства, от насмешек над своими недостатками и ошибками, наблюдается торможение развития способностей и умений ребенка, поэтому с первых занятий педагогу надо начинать работу по формированию нравственного и положительного психологического климата в коллективе.
Известно, что ребенку тогда интересно в коллективе, когда он сам участвует в организации его жизни, когда с ним советуются, когда он является активным участником всех дел коллектива.
Выработать у ребенка активную позицию, помочь ему приобрести навыки коллективной жизни, когда каждый член коллектива участвует в планировании, выполнении и подведении итогов работы.
Самоуправление в коллективе позволит каждому попробовать себя и в роли руководителя, и в роли подчиненного, приобрести опыт организаторской работы, а главное - продвинуться на пути к самопознанию, в поиске ответа на вопросы: какой я, что я могу, как я отношусь к людям? - поэтому педагогу надо максимально использовать воспитательные возможности самоуправления.
Первая часть собрания включает «стартовую беседу», обсуждение и принятие законов и правил (заповедей) коллектива; Устава (Положения) объединения учащихся,
«Стартовая беседа» - это разговор педагога с учащимися о том, зачем ребята собрались, какие вопросы должны обсудить, каким будет порядок проведения собрания.
Затем педагог знакомит ребят с законами и правилами (заповедями); Уставом (Положением) организует их обсуждение, в ходе которого ребята вносят свои дополнения и изменения в Устав (Положение), голосуют за их принятие.
Во второй части собрания проводится формирование микроколлективов (подгрупп, бригад, звеньев) и коллективное планирование работы учебной группы.
Для того чтобы в проведении собрания, в планировании работы коллектива активно участвовал каждый, формируются звенья по 3-5 человек, выбираются их руководители.
До начала работы группы педагог просит ребят назвать важнейшие события года, выясняет, что они знают о социальных программах, об общественных движениях, напоминает о традиции коллектива учреждения своими делами приносить пользу и радость окружающим людям.
Затем на общем собрании проводится «защита» предложений, выбираются наиболее удачные, определяются сроки проведения намеченных мероприятий, создаются советы из 3-5 человек, желающих быть организаторами того или иного мероприятия.
Работу с микрогруппами педагог может использовать на занятиях учебной группы в течение года, особенно эффективна работа с микрогруппами при применении активных методов и приемов обучения: конкурсы, коллективные разработки проектов, выполнение коллективных заданий, изготовление коллективных моделей и конструкций.
Такая форма работы, как сменяемые по группам традиционные поручения, поможет привлечь учащихся к подготовке и проведению занятий, осознать себя помощником педагога и организаторами занятия учебной группы, почувствовать ответственность за его подготовку и проведение.
Вот как примерно могут быть распределены поручения между группами на месяц: одна группа готовит сообщение или практическую работу по теме занятия, другая группа - обзор научно-популярной литературы, материалов периодической печати, третья - творческое мероприятие (конкурс, игру, викторину). На следующий месяц поручения меняются.
Третья часть собрания - выборы органов самоуправления.
Выборы органов самоуправления рекомендуется проводить на втором занятии, в конце собрания, чтобы у ребят и педагогов была возможность во время первого занятия и в ходе собрания увидеть, кто из учащихся проявил инициативу и организаторские качества, кто может повести ребят за собой.
На собрании ребята выбирают совет кружка в составе 3-5 человек или совет руководителей микрогрупп. Педагог знакомит ребят с правами и обязанностями дежурного члена учебной группы, составляет график дежурства в учебной группе на ближайшее время.
Затем проводится экскурсия по учреждению ДО.
Во время подготовки к экскурсии необходимо разработать ее маршрут.
К проведению экскурсии по учреждению можно привлечь учащихся второго года обучения, учащихся-экскурсоводов.
В первые дни начала учебного года проводится собрание родителей учащихся. На собрании родители заполняют анкету, ответы на вопросы которой помогут педагогу получить информацию о ребенке и его семье.
Вместе с родителями педагог обсуждает дополнительную общеобразовательную программу учебной группы, а также участие родителей в ее реализации, планирует совместные дела с учащимися; выявляет возможности родителей по оказанию помощи в профориентации учащихся; в проведении экскурсий, поездок, походов; в работе по благоустройству учебного помещения и укреплению ее материальной базы.
Педагог информирует родителей об организации занятий, о правилах работы в группе, о требованиях к каждому учащемуся; сообщает о проведении дней открытых дверей и открытых занятий; о творческих отчетах коллектива перед родителями, планом проведения праздников и Клубов выходного дня; советует, как можно использовать базу учреждения для совместных занятий с детьми техническим и художественным творчеством; знакомит родителей с их правом участия в педагогическом совете, в работе педагогического коллектива учреждения ДО. На собрании может быть выбран совет родителей, который будет организатором совместной работы родителей, педагогов и учащихся.
Если учебная группа работает на базе филиала в общеобразовательной школе, педагогу необходимо встретиться с директором школы, заместителями директора по учебной и воспитательной работе, чтобы согласовать расписание и место занятий учебной группы; познакомиться с планом общешкольных дел, в которых учебная группа может принять участие. О работе учебной группы сообщается учителям-предметникам, родителям на собрании школы. Информация о работе учебной группы наглядно отражается на специальном стенде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению открытого занятия
Методические рекомендации по проведению открытого занятия...
Методические рекомендации по проведению музыкальных занятий в МДОУ
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Необхо...
Методические рекомендации по проведению первых практических занятий по обучению основным положениям, ударам, защитам
Исследованию техники защитных и ударных действий, методике обучения ей, посвящено большое количество работ, а такой раздел техники бокса, как обучение основным положениям, остался мало изученным.Предл...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Учебная дисциплина: ОУД.07 «Информатика» По профессии: 09.03.01 Мастер по обработке цифровой информации
Учебная дисциплина «Информатика» относится к общеобразовательному циклу программы среднего общего образования. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи студента...
Методическая разработка «Рекомендации по проведению первых занятий в творческих объединениях» (для педагогов дополнительного образования)
Как встретить детей? Чем завлечь? Как понравиться ребёнку? Очень часто такими вопросами задаются педагоги при первом занятии в кружках. В данном материале вы можете найти ответы на свои вопросы....
Методические рекомендации по проведению первых практических занятий по обучению основным положениям, ударам, защитам
Методы обучения движениямВ теории и методике физического воспитания различают целостный и расчлененный методы. Какой метод применять, целиком зависит от степени сложности изучаемого упражнения. Если з...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...