Рабочая программа дополнительное образование 4-5 лет
рабочая программа на тему
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Речецветик»
Социально-педагогическая направленность
Вводный уровень программы
4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rechetsvetik_2017_4-5_let.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
_______________
Дзамоева И.Р.
_______________________2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Речецветик»
Социально-педагогическая направленность
Вводный уровень программы
Автор-составитель программы: Абдрахимова Е.А. педагог
дополнительного образования.
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Москва, 2017 г.
.
Лист согласования
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Речецветик»
Принята на заседании
педагогического совета ОДО
Протокол № ______________
от «___»_____________20__ г.
Согласовано
Методист __________________
Ф.И.О. методиста
«___»_______________20__ г.
Раздел 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Вводный уровень программы
Актуальность программы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания.
Для достижения целевых ориентиров необходима профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.
Педагогическая целесообразность
Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи большое значение имеет ранняя диагностика и своевременное оказание им педагогической помощи. К группе риска относятся дети 4 лет, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
За основу взята: Образовательная программа речевого развития детей дошкольного возраста «По дороге к азбуке» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.
Отличительные особенности программы
При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни. К сожалению, год от года, процент детей пяти лет с речью - норма уменьшается.
Данная адаптированная программа, включает в себя современные методики, способствующие более быстрому и правильному освоению речи детьми дошкольного возраста. Программа дополнена играми на развитие мелкой и общей моторики, артикуляции и дыхания.
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
Данная программа дополнена играми, развивающими звуковую сторону речи ребенка дошкольного возраста.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Цель программы: Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Обучающие задачи:
- Привлечение внимания детей к собственной речи.
- Формировать практические навыки словообразования и словоизменения;
- Знакомство со звуками родного языка;
- Расширять словарный запас детей.
Развивающие задачи:
- Развивать понимание речи;
- Развитие речевого аппарата;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие фонематического слуха;
- Развивать слуховое восприятие и внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
Возраст обучающихся по программе: дети дошкольного возраста 4-5 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Форма обучения – очная.
Формы и виды занятий: подгрупповые
Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут. 8 занятий в месяц.
С октября по апрель. 57 занятий в год.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате овладения программы достижения ребенка выражаются в следующем:
К концу учебного года дети должны
уметь:
- вступать в общение;
- отвечать на вопросы;
- пользоваться всеми частями речи;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- использовать навыки словообразования и словоизменения;
- делать артикуляционную гимнастику и упражнения на выработку воздушной струи;
- услышать заданный звук в слове.
знать:
- что такое звук;
Раздел 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы работы. Темы | Часы | Итого | |
Теория | Практика | |||
Раздел №1. Лексический строй речи | ||||
1 | Обогащение словарного запаса по лексическим темам (семья, игрушки, одежда, обувь, мебель, мясные продукты, хлебные продукты, молочные продукты, овощи, фрукты, посуда, птицы, звери, домашние животные, транспорт, цветы, насекомые, зима, весна, лето, осень, профессии) | 3 | 6 | 9 |
2 | Формирование обобщающих понятий по изучаемым лексическим темам. | 1 | 2 | 3 |
Раздел№ 2. Грамматический строй речи. | ||||
1 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | 1 | 2 | 3 |
2 | Согласование глаголов с существительными в роде и числе. | 1 | 2 | 3 |
3 | Согласование притяжательных местоимений с существительными. | 1 | 2 | 3 |
4 | Согласование числительных с существительными. | 1 | 2 | 3 |
5 | Образование существительных в косвенных падежах. | 1 | 2 | 3 |
6 | Образование множественного числа существительных в именительном падеже. | 1 | 2 | 3 |
7 | Образование уменьшительно-ласкательных существительных. | 1 | 2 | 3 |
Раздел№ 3. Фонематические процессы. | ||||
1 | Дифференциация речевых и неречевых звуков. | 0.1 | 1 | 1.5 |
2 | Дифференциация гласных звуков. | 0.1 | 1 | 1.5 |
3 | Дифференциация согласных звуков. | 0.1 | 1 | 1.5 |
4 | Дифференциация слов, сходных по звучанию. | 0.1 | 1 | 1.5 |
Раздел №4. Связная речь. | ||||
1 | Рифмование слов и словосочетаний. | 0.5 | 1 | 1.5 |
2 | Составление предложений по картинкам. | 0.5 | 1 | 1.5 |
3 | Пересказ текста с помощью логопеда со зрительной опорой. | 0.5 | 1 | 1.5 |
4 | Простые формы сюжетного анализа | 0.5 | 1 | 1.5 |
Раздел №5. Общие речевые навыки. | ||||
1 | Координация речи с движением. | 0.5 | 1 | 1.5 |
2 | Развитие высоты, силы, звучности голоса. | 0.5 | 1 | 1.5 |
3 | Развитие речевого дыхания. | 1 | 2 | 3 |
4 | Развитие артикуляторной моторики. | 1 | 2 | 3 |
5 | Развитие мелкой моторики. | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО | 57 часов | |||
Календарно- тематический план | ||||
№ | Дата проведения | Тема занятия | Форма контроля | |
Диагностика | ||||
1 | 02.10.2017 | Игрушки | Наблюдение | |
2 | 04.10.2017 | Развитие слухового внимания. | ||
3 | 09.10.2017 | Части тела | Наблюдение | |
4 | 11.10.2017 | Неречевые звуки | ||
5 | 16.10.2017 | Осень | Наблюдение | |
6 | 18.10.2017 | Речевые звуки | ||
7 | 23.10.2017 | Овощи. | Наблюдение | |
8 | 25.10.2017 | Звук А | ||
9 | 30.10.2017 | Фрукты | Наблюдение | |
10 | 01.11.2017 | Звук О | ||
11 | 06.11.2017 | Овощи-фрукты | Наблюдение | |
12 | 08.11.2017 | Лес. Деревья | Наблюдение | |
13 | 13.11.2017 | Звук У | Наблюдение | |
14 | 15.11.2017 | Дом | Наблюдение | |
15 | 20.11.2017 | Мебель | Наблюдение | |
16 | 22.11.2017- открытое занятие для родителей | Мебель | Наблюдение | |
17 | 27.11.2017 | Электрические приборы | Наблюдение | |
18 | 29.11.2017 | Звук И | ||
19 | 04.12.2017 | Рабочие инструменты | Наблюдение | |
20 | 06.12.2017 | Головные уборы | Наблюдение | |
21 | 11.12.2017 | Одежда | Наблюдение | |
22 | 13.12.2017 | Обувь | Наблюдение | |
23 | 18.12.2017 | Зима | Наблюдение | |
24 | 20.12.2017 | Звери | Наблюдение | |
25 | 25.12.2017 | Звук Э | ||
26 | 27.12.2017 | Новый год. | Наблюдение | |
27 | 10.01.2018 | Зимовье зверей. | Наблюдение | |
28 | 15.01.2018 | Домашние животные | Наблюдение | |
29 | 17.01.2018 | Звук Ы | ||
30 | 22.01.2018 | Птицы | Наблюдение | |
31 | 24.01.2018 | Звук Н | ||
32 | 29.01.2018 | Животные жарких стран | Наблюдение | |
33 | 31.01.2018 | Рыбы | Наблюдение | |
34 | 05.02.2018 | Хлебные продукты | Наблюдение | |
35 | 07.02.2018 | Молочные продукты | Наблюдение | |
36 | 12.02.2018 | Мясные продукты | Наблюдение | |
37 | 14.02.2018 | Наземный транспорт | Наблюдение | |
38 | 19.02.2018 | Водный транспорт | Наблюдение | |
39 | 21.02.2018 | Воздушный транспорт | Наблюдение | |
40 | 26.02.2018 | Город | Наблюдение | |
41 | 28.02.2018 | Звук Д | ||
42 | 05.03.2018 | Музыкальные инструменты | Наблюдение | |
43 | 07.03.2018 | Звук П | ||
44 | 12.03.2018 | Спорт | Наблюдение | |
45 | 14.03.2018 | Звук Б | ||
46 | 19.03.2018 | Профессии | Наблюдение | |
47 | 21.03.2018 | Звук М | ||
48 | 26.03.2018 | Весна | Наблюдение | |
49 | 28.03.2018 | Звук Х | ||
50 | 03.04.2017 | Садовые цветы | Наблюдение | |
51 | 04.04.2018 | Полевые цветы | Наблюдение | |
52 | 09.04.2018 | Ягоды | Наблюдение | |
53 | 11.04.2018 | Звук К | ||
54 | 16.04.2018 | Лето | Наблюдение | |
55 | 18.04.2018 | Звук Т | ||
56 | 23.04.2018- | Насекомые | Наблюдение | |
57 | 25.04.2018 Открытое занятие для родителей | Насекомые | Наблюдение | |
Диагностика | ||||
ИТОГО | 57 занятий |
Раздел 3.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В основу методики проведения занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
На занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, развитием связной речи, обогащением и активизацией словарного запаса, развитию фонематического восприятия с учетом возможностей каждого ребенка.
Артикуляционные упражнения связаны с определенной темой, например «Птицы», «Звери», или игрой. Одновременно ведется работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверят и т.д., и, таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая и пальчиковая мускулатура.
Формы работы | Методическое обеспечение программы | Формы оценки качества знаний | Материальное обеспечение |
Беседа, выполнение упражнений, ответы на вопросы, наблюдение, рассматривание картин и рисунков, занятия-игры, речевые игры. | Предметные картинки, сюжетные картинки по различным лексическим темам; разрезные картинки по разным лексическим темам. Раздаточный материал для развития речевого дыхания, Настольные логопедические игры («Прятки», «Сначала и потом», «Слоговички», «Звуковой поезд», «Лабиринты») дидактические игры, тематические подборки методических материалов для проведения занятий, пальчиковый театр, методические разработки занятий, картотека упражнений и игр на развитие интонационной выразительности речи (по методике Л.И. Вансовской), картотека игр и упражнений для координации речи сдвижением (по методикам Г.А. Волковой,Т.С, Овчинниковой). «Речедвигательная ритмика»/А.Я.Мухина. | Метод наблюдения за коммуникативной активностью детей, особенностями спонтанной речи. Анализ фонетической стороны речи детей с использованием подобранного речевого материала в игровой форме | Книги, иллюстративный материал, индивидуальные зеркала, набор игрушек для пальчикового театра по различным сказ- кам; дидактический и наглядный материал. «Бегемот» Игрушка-имитатор артикуляционного аппарата. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы требуется просторное помещение. Стульчики по количеству детей. Проектор, компьютер.
Педагог проводящий занятия должен иметь логопедическое образование.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ (АТТЕСТАЦИИ)
В ходе реализации программы проводится входная диагностика и итоговая диагностика. Проводится она вне занятия. Педагог в группе общается с ребенком, определяя, на сколько ребенок коммуникабелен. Может ли отвечать на вопросы развернутым предложением. Педагог определяет состояние активного и пассивного словаря.
Итоговая диагностика так же проводится вне занятия. Оцениваются те же параметры что и на входной диагностике.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Перечень учебно-методического обеспечения:
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе « Школа 2100», под научной редакцией А.А. Леоньтьева- М.: Баласс, Изд. Дом РАО 2010.
Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке» («Лесные истории»). Методические рекомендации для воспитателей. Под науч. Ред. Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой.-М.: Баласс, 2006
Наглядный материал часть1/ Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.-М.: Баласс, 2006.
Кислова Т.Р. Методические рекомендации для воспитателей «По дороге к азбуке» (Лесные истории)
Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности речевого развития.
Наглядный и раздаточный материал по развитию речи для самых маленьких ( карточки и схемы) часть1/ Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.-М.: Баласс, 2006.
Пособие по развитию речи «По дороге к азбуке» (Лесные истории) для самых маленьких (3-4г.) /Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова- М. : Баласс,2012.
Г.Г.Агаян. Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры,-Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.
С.Н.Анищенкова. Пальчиковые игры.
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Морозова. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика.- Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб, Паритет, 2003.
Т.А. Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей. –М., Книголюб, 2000.
Массаж лицевых мышц для малышей. –М., Книголюб, 2000.
ного возраста.4-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение,1982г.
Е.А, Бабенко. Подвижные игры.
И.А. Лыкова. Дидактические игры и занятия.
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов Москва 2003
Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
Приложение
Входная и итоговая диагностика.
Изучение сформированности грамматического строя речи.
1. Изменение слов по числам и падежам.
Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации, а затем рассказать о том, что на них изображено (используются уточняющие вопросы).
- Что у девочки в руках? (кукла)
- С чем играет девочка? (с куклой)
- Какую игрушку отдает одна девочка другой? (куклу)
- С чем играют девочки? (с куклами)
2. Употребление в речи существительных с предлогами: в, на, за, под, около.
Педагог с помощью игрового оборудования создает ситуации для использования детьми в речи предлогов.
- Матрешка стоит на полянке.
- Матрешка спряталась за домиком.
- Матрешка зашла в дом.
- Матрешка спряталась под деревом.
- Матрешка стоит около дома.
3. Употребление слов, обозначающих животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации с изображением животных и их детенышей, а затем назвать их.
Собака- щенок собаки-щенята
Корова-теленок коровы-телята
Кошка – котенок Кошки – котята
4. Использование в речи существительных в форме множественного числа родительного падежа.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации с изображением различных предметов, затем закончить предложенную педагогом фразу.
- Это глаза. Много…(глаз). – Это гнездо. Много …(гнезд).
- Это яблоко. Много …(яблок).
- Это книги. Много…(книг).
- Это груши. Много…(груш).
5. Составление предложений с однородными членами.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрации, а затем предлагает ему рассказать о том, что на них изображено. Педагог может использовать уточняющие вопросы.
Например:
- Девочка поставила на полку куклу, зайку, пирамидку.
- Мальчик упал со стула и плачет.
Оценка результатов.
Каждое задание оценивается отдельно по пятибалльной шкале.
5 баллов - ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно.
4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно; допущенные ошибки исправляет при небольшой помощи педагога.
3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого; допущенные ошибки может исправить самостоятельно или совместно с взрослым; уровень сформированности представлений соответствует стандарту.
2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; уровень сформированности представлений частично соответствует стандарту.
1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога; уровень сформированности представлений не соответствует стандарту.
Для выявления итогового уровня необходимо суммировать баллы, полученные за выполнение каждого задания.
Итоговый уровень
25 – 20 баллов – высокий уровень
19-15 баллов - выше среднего
14 – 13 баллов - средний уровень
12 -8 баллов - ниже среднего уровень
менее 8 баллов – низкий уровень.
Формирование словаря
1. Словарь предметов.
Педагог предлагает ребенку на выбор два упражнения. Оценивается выполнение одного из них.
Игровое упражнение «Украсим платье».
Педагог предлагает ребенку украсить платье различными деталями (воротником, длинными рукавами, карманами, пуговицами, оборкой). В процессе работы ребенок, помещая деталь в определенное место, называет ее словом (дается силуэт платья с различными деталями).
Игровое упражнение «Отремонтируем машину».
Педагог предлагает ребенку отремонтировать машину. Для этого необходимо на данный силуэт наложить детали машины, называя каждую из них.
2. Словарь обобщений.
Материал: 25 картинок с изображением игрушек, одежды, обуви, посуды, мебели (на каждое понятие по 5 картинок).
Педагог показывает ребенку картинки одной серии, предлагая назвать каждый из предметов, а затем подобрать для них одно общее слово.
3. Словарь признаков.
В предварительной работе педагог с подгруппой детей рассматривает разнообразные предметы, обращая особое внимание на их цвет, форму, размер, материал изготовления в сравнении друг с другом.
Игровое упражнение « Похвали зайчишку».
Ребенку предлагается похвалить зайчишку (подобрать как можно больше определений). При затруднениях детей педагог может им помогать вопросами: «Какой зайчик по цвету, размеру? Какая у него шерстка?, Как про него можно еще сказать?
Оценка результатов
При выполнении задания №1 и №2баллы выставляются за целиком выполненные задания.
5 баллов – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно.
4 балла - ребенок выполняет задание самостоятельно; допущенные ошибки исправляет при небольшой помощи взрослого.
3 балла - ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого; допущенные ошибки может исправить самостоятельно или со взрослым; уровень сформированности представлений соответствует стандарту.
2 балла - ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; уровень сформированности представлений частично соответствует стандарту.
1 балл - ребенок не выполняет задание даже при непосредственнойпомощи педагога; уровень сформированности представлений не соответствует стандарту.
При оценке задания №3
1 балл ставится, если ответ отсутствует или он не соответствует семантическому полю предъявляемого слова;
2 балла - ребенок при непосредственной помощи называет 1-2 определения;
3 балла - ребенок самостоятельно подбирает 1-2 определения;
4 балла - ребенок подбирает более 2-х определений с незначительной помощью педагога;
5 баллов - ребенок подбирает более 2-х определений самостоятельно.
Итоговый уровень
15 -12 баллов – высокий уровень
11 – 9 баллов – выше среднего
8 - 7 баллов – средний уровень
6 - 5 баллов – ниже среднего
менее 5 баллов- низкий уровень
Сформированность грамматического строя речи | ИТОГ | Формирование словаря | ИТОГ | ||||||||||||||||||
Изменение слов по числам и падежам | Употребление предлогов в, на, за, под, около | Детёныши животных в ед. и мн. числе | Употребление сущ. мн. ч, Р.П | Составление предложений по картинке | октябрь | апрель | Словарь предметов | Словарь обобщений | Словарь признаков | Октябрь | Апрель | ||||||||||
окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | ||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||
Сформированность грамматического строя речи | ИТОГ | Формирование словаря | ИТОГ | ||||||||||||||||||
Изменение слов по числам и падежам | Употребление предлогов в, на, за, под, около | Детёныши животных в ед. и мн. числе | Употребление сущ. мн. ч, Р.П | Составление предложений по картинке | октябрь | апрель | Словарь предметов | Словарь обобщений | Словарь признаков | Октябрь | Апрель | ||||||||||
окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | окт | апр | ||||||
17 | |||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||||
27 | |||||||||||||||||||||
28 | |||||||||||||||||||||
29 | |||||||||||||||||||||
30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...