Программа «Развитие у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка»
учебно-методический материал на тему
Программа: «Развитие у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка»: разработана для организации работы с детьми по развитию познавательного интереса к Малой Родине посредством ознакомления с историей родного поселка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 14мая 2014г.) | Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с «Лучик» п. Коммунистический _________________В.Д.Зиньковская «14» мая 2014г. |
Программа
«Развитие у дошкольников познавательного интереса
к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка»
Естехина Е.В. , воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лучик»
п. Коммунистический
Советского района
ХМАО – ЮГРЫ
Тюменской области
Паспорт
Программ: «Развитие у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка»
Наименование: Программа «Развитие у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка».
Основной заказчик: Администрация муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Лучик» п. Коммунистический.
Программа «Развитие у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка» адресована:воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Исполнитель: Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лучик» п. Коммунистический.
Автор - разработчик:
Естехина Евгения Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лучик» п. Коммунистический.
Программа: «Развитие у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка»: разработана для организации работы с детьми по развитию познавательного интереса к Малой Родине посредством ознакомления с историей родного поселка.
Год разработки программы«Развитие у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка»: 2014 г.
Адрес:
628256, п. Коммунистический, Советского района, Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области, тел.: 4-64-04, 4-66-97.
Содержание
1 | Пояснительная записка…….………………………………… | 4 |
2 | Цель, задачи, новизна………………………………………... | 5 |
3 | Содержание программы……………………………………... | 5 |
4 | Принципы реализации программы……………..…………… | 6 |
5 | Особенности реализации программы……………………….. | 7 |
6 | Формы и методы работы с детьми……………………….….. | 7 |
7 | Формы и методы работы с родителями……………………... | 8 |
8 | Этапы реализации программы………………………………. | 9 |
9 | Этапы работы с родителями…………………………………. | 10 |
10 | Предполагаемый результат………………………………….. | 10 |
11 | Предполагаемый результат в работе с родителями………... | 10 |
12 | Мониторинг эффективности реализации программы…….. | 11 |
13 | Мониторинг эффективности взаимодействия с родителями | 11 |
14 | Условия реализации программы……………………………. | 11 |
15 | Нормативно – правовое обеспечение……….………………. | 12 |
16 | Информационно – методическое обеспечение…………….. | 12 |
17 | Материально – техническое обеспечение программы…….. | 12 |
18 | Технические средства обучения ……………………………. | 13 |
19 | Методическое обеспечение…………………………………. | 13 |
20 | Календарно – тематический план организации образовательной деятельности с детьми 5-6лет по развитию познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с родным поселком………………………….. | 14 |
21 | Календарно – тематический план организации образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по развитию познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с родным поселком………………………….. | 18 |
22 | Перспективно – тематический план по педагогическому просвещению родителей по развитию познавательного интереса к Малой Родине в процессе ознакомления с родным поселком детей в возрасте 5-6 лет. | 20 |
23 | Перспективно – тематический план по педагогическому просвещению родителейпо развитию познавательного интереса к Малой Родине в процессе ознакомления с родным поселком детей в возрасте 6-7 лет. | 21 |
24 | Литература | 22 |
25 | Приложение №1 | 23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности и должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека- дошкольного образования.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается и совершенствуется.
Местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество, природные особенности являются для дошкольников наиболее доступными средствами для развития познавательного интереса.
Познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса - сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний».
По результатам проводимогомониторинга развития детей подготовительной группы было выявлено, что большинство детей имеют недостаточные представления об истории родного края, дети не понимают значение слова «достопримечательности» и соответственно не могут назвать знаменательные места своего поселка, не знакомы дети с родом занятий жителей своей малой Родины.
По итогам анкетирования отмечается, что родители (законные представители) имеют отдельные, эпизодические представления о родном поселке, но как их передать детям и для чего это необходимо, они не осознают. Также наблюдалась низкая активность родителей в участии общественной жизни города (посещают праздничные и другие мероприятии, проводимые в поселке, всего 35% родителей), родители малоактивны в жизни поселка.
Наблюдается недостаточное программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса: отсутствует познавательная детская литература для дошкольников, нет методических разработок, которые бы помогли педагогам осуществлять подбор методов и приемов по знакомству детей с Малой Родиной.
Анализ общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» авторского коллектива Т.А. Алиева, Т.В. Антонова, А.Г. Арушанова, Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук показал, что не уделено должного внимания национально-региональному компоненту, существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем.
Можно предположить, что у детей возникнуть проблемы в школьном обучении, если не начать своевременное развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте, что и является на сегодняшний день актуальной проблемой.
Считаем, что успешность развития у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине возможна только при условии их знакомства с историей родного поселка, активно взаимодействия с окружающим миром, эмоционально практическим путём, то есть через экскурсии, игру, предметную деятельность, общение, труд. Ведь представления о Малой Родине формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией.
В связи с этим весьма актуальна разработка определенной системы работы с детьми по развитию представлений о Малой Родине в процессе ознакомления с историей родного.
Считаем, что данная программа позволит учитывать интересы дошкольников к познанию своей Малой Родины, построить образовательный процесс с учетом национально - региональных условий.
Цель:Развитие у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка.
Задачи:
1. Формировать представления у дошкольников об историческом, географическом, природно-экологическом своеобразии родного региона.
2. Приобщить детей к культуре и традициям жителей поселка.
3. Развивать интерес к познанию прошлого и настоящего родного поселка, умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе поисково-исследовательской деятельности.
4.Устанавливать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем вовлечения их в образовательную деятельность для расширения представлений детей.
5. Воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к своей Малой Родине на основе знакомства с объектами окружающего мира.
Новизна:
Новизна идеи состоит в том, что содержание разработанной достаточно обоснованной, системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию представлений о Малой Родине в процессе ознакомления с историей родногопоселка, включающей серию экскурсий, бесед, дидактических игр, мультимедийных презентаций, может успешно входить в формирующую часть основной образовательной программы дошкольного образования любого вида дошкольного образовательного учреждения.
Содержание программы
Содержание Программы по развитию у детей познавательного интереса к Малой Родинев процессе ознакомления с родным поселком разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации» (далее ФГОС ДО);
- Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН2.4.1.3049-13);
- Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лучик».
Программа опирается на национально – региональную программу Е.В.Гончаровой «Экология для малышей»разделы: «Где мы живем? Местоположение города. Климат», «Многообразие растительного и животного мира ХМАО», «Сезонные изменения в природе ХМАО», «Природа и человек в условиях ХМАО», ее фундаментальность: комплексное решение задач обучения и воспитания на основе знакомства с родным краем, амплификацию (обогащение) развития познавательного интереса на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
В структуру Программы входитблочно-тематическое планирование, что позволяет построить определенную систему работы с детьми по ознакомлению с родным краем.
Программа представлена из четырех блоков:
Первый блок «Мой поселок» посвящен знакомству детей с историей поселка, легендой его создания, с гербом поселка и его историей создания, проникали в прошлое путем сравнения фотографий местонахождения объектов поселка в прошлом и настоящем в мини – музее «Самзасс» муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека Советский район».
Второй блок «Улица, на которой я живу»направлен на знакомство детей с названиями и достопримечательностями улиц поселка, формирование представлений об адресе своего проживания; изучение месторасположенияродного поселкана географической карте.
Третий блок «Природа Севера» посвящен знакомству с многообразием растительного мира, с природными условиями болотистой местности, с жизнью животных Севера, как олень, бурый медведь.
Четвертый блок «Знаменитые люди поселка. Традиции поселка»знакомит детей с автобиографией и деятельностью людей,которые внесли вклад в развитие и создание родного поселка. Расширению представлений о семье путем создания совместно с родителями генеалогического древа своей семьи.
Принципы реализации Программы
При построении системы работы по расширению познавательных интересов посредством знакомства с родным поселком у дошкольников учитывались следующие принципы:
- принцип научной обоснованности и практической применимости -содержание форм работы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеется возможность реализации в массовой практике дошкольных образовательных учреждений;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач, в процессе реализации которых формируются представления, умения и навыки, направленные на непосредственное познавательное развитие детей;
- принцип доступности и индивидуализациипредполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принцип непрерывности: соблюдение преемственности в организации образовательной деятельности: от известного к неизвестному ; от простого к сложному;
- принцип дифференциациипредполагает организацию деятельности в соответствии со способностями, интересами, склонностями, уровнем развития и состоянием здоровья;
- принцип демократичности- вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки планирования , обеспечивая прозрачность действий;
- принцип интеграции образовательных областей (социально – коммуникативное , речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- принцип системности, представляет собой в программе целостную систему разнообразных формработы с участниками образовательного процесса, которые взаимосвязаны и взаимозависимы , направлены на решение единых задач;
- принцип культуросообразности – обеспечение учета национальных ценностей и традиций жителей поселка, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, рассматривание образовательного процесса как приобщение ребенка к культурному наследию жителей поселка;
- принцип развивающего образования,в котором развитие ребенка реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
Принципы отбора содержания Программы Развитие у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с историей родного поселка»связано с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой межобразовательных связей в областях:
- Познавательное развитие (Формирование представлений о природе ближайшего окружения,ее особенностях).Проводятся непосредственно образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
- Социально – коммуникативное развитие, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры,этические беседы.
- Художественно – эстетическое развитие (Изобразительное искусство, Художественное конструирование, Художественная литература и фольклор, Музыка), где используются произведения живописи о природе родного края, музыкальные и художественные произведения, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой образовательной деятельности. Проводятся выставки детского творчества, рассматривание экспонатов, иллюстраций, картинок, проводятся праздники (в том числе народные), фестивали, музыкальные игры.
- Физическое развитие, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.
Все принципы осуществляются в единстве.
Особенности организации Программы
Реализация программы «Развитие представлений о Малой Родине в процессе ознакомления с историей родного поселка» (далее – Программа) возможна в дошкольном образовательном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по проектной деятельности в возрасте от 5 до 7 лет.
Содержание Программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста. Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать развитие познавательной активности, формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях, и окружающем нас мире природы.
Практическая направленность Программы подкрепляется учебно-методическими пособиями, которые помогут педагогам дошкольного образования успешно реализовать задачи по ознакомлению ребенка – дошкольникас историей своего края, с культурой и традициями, с бытом и родом занятий жителей поселка.
Работа по реализации Программы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
В реализации Программы участвуют дети в возрасте от 5 до 7 лет (старшая, подготовительная группы).Программа составлена с учетом особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации Программы :2 года.
Формы и методы работы с детьми
В основу Программы положена организация активных действий детей с дидактическим материалом, направленных на ознакомление с историей, достопримечательностями родного поселка.
Развитиепознавательного интереса у дошкольников осуществляется в процессе совместной деятельности со взрослым (организация непосредственно образовательной деятельности , образовательная деятельность в режимные моменты), моделирующей взаимоотношения человека с окружающим предметным миром, природой и природными явлениями.
Использование диалогической формы общения с детьми, предполагает обсуждение разных вариантов решения проблемы, обеспечивает возможность детям учится друг у друга, осознавать, как свои маленькие собственные открытия, так и открытия своих товарищей, которые могли остаться незамеченными.
Чтение стихотворений, прослушивание отрывков из музыкальных произведений, рассматривание картин и иллюстраций способствует эмоционально- образному восприятию явлений окружающего мира, позволяет ребенку использовать накопленный познавательный опыт, воплощать свои представления, отношения, фантазии.
Основная особенность наблюдений, экскурсий определена их названием: это наблюдения, экскурсии обучающие. Экскурсия – это путешествие, на котором дети знакомятся практически с экспонатами мини – музея, достопримечательностями поселка. Для детей образовательное значение наблюдений, экскурсий не выступает открыто, а реализуется через моделирования проблемы, постановкой перед собой цели, поиск путей решения, выполнение игровых действий, разрешение проблемы.
Словесные, настольно-печатные и дидактические игры позволяют в интересной игровой форме упражнять детей в составлении описательного рассказа, закреплять представления о функциях и действиях тех или иных предметах и явлениях живой и неживой природы, развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, обогащают и активизируют словарь, а также дети учатся не только отвечать на вопросы, но и задавать их.
Иллюстративно – наглядный материал – фотографии, художественные картины, схемы. Рассматривая их, дети знакомятся с явлениями и предметами живой и неживой природы, сосредотачивают длительное на них внимание, что помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия.
Чтение художественной литературы народов Севера направлено на изучение традиции жителей Севера.
Подвижные игры помогают решать цель сохранения и возрождения национальной культуры, способствуют расширению познавательного кругозора.
Настольно - печатные игры помогают расширить у детей представления о поселке, об его предприятиях, о выпускаемой продукции и значении ее для жизни людей.
В поисково - исследовательских играх дети исследуют, изучают почву, воду, воздух, нашего окружения.
С помощью мультимедийные презентации и компьютерных развивающих игр формируется у детей представления о прошлом поселка, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию. Организуемые выставки творческих работ позволяют детям видеть результат своего труда и ощущать его важность и значимость.
Встречи с интересными жителями поселка позволяют ближе познакомиться со знаменитыми людьми поселка.
Организация досугов и праздников направлена на привитие детям интереса к поселку, семье, профессиональной деятельности родителей.
Разнообразие форм и методов, наглядность осуществляемых связей и зависимостей обеспечивают доступность понимания детей и оказывают существенное влияние на совершенствование их познавательной активности. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. У ребенка повысится интерес к своей Малой Родине.
Формы и методы работы с родителями
Одним из основных направлений деятельности по развитию познавательных интересов к Малой Родине посредством знакомства с родным поселкому детей в возрасте от 5 до 7 лет является работа с родителями. Данная проблема решается «всем миром»: семья, детский сад, общественность.
Задачи работы с родителями:
-повышение педагогической культуры родителей.
-изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
-вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через консультации, семинары.
-включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Перспективно – тематический план по педагогическому просвещению родителей предполагает:
- принцип сотрудничества и взаимодействия;
- общность взглядов, средств, методов;
- взаимное доверие;
- открытость;
-целенаправленность;
-дифференцированный подход к работе с учетом многоаспектной специфики семьи;
-участие родителей в мероприятиях, предусмотренных планом, в качестве добровольных помощников;
Формы работы с родителями:
-проведение родительских собраний, конференций, семинаров–практикумов, консультаций.
-анкетирование родителей.
-беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
-организация совместных дел.
Этапы реализации Программы
1 этап – Организационный(май 2014года)
Основная цель: создание условий для определения уровня деятельности.
- Индивидуальная психолого- педагогическая диагностика развития дошкольников.
- Изучение и подбор методической литературы.
- Разработка программы по развитию у детей познавательного интереса к Малой Родине в процессе ознакомления с родным поселком.
- Обогащение развивающей предметно- пространственной среды в группе.
2 этап – Внедрение (сентябрь 2014 – апрель 2016 года)
Основная цель: систематизированное решение проблемы
- Реализация программы по развитию у детей познавательного интереса к Малой Родине в процессе ознакомления с родным поселком.
- Промежуточный мониторинг индивидуального развития детей.
3 этап – Результативный (май 2016 года)
Основная цель: подведение итогов эффективности реализации модели по формированию у детей представлений об окружающих предметах и природе через организацию проектной деятельности и определение перспектив.
- Определение эффективности реализации Программы.
- Определение перспектив дальнейшего развития у дошкольников познавательного интереса.
- Мониторинг эффективности реализации Программы.
Этапы работы с родителями
I этап –Организационный (май 2014года)
Задачи:
- Изучение педагогической компетентности родителей в области развития у детей познавательного интереса.
- Разработка перспективно – тематического плана работы с родителями.
II этап – Внедрение (сентябрь 2014– 2016 года)
Задачи:
- Реализация перспективно- тематического плана работы с родителями.
- Проведение промежуточного мониторинга по выявлению эффективности работы с родителями.
3 этап: Результативный (май 2016года)
Задачи:
- Определение эффективности работы с родителями по решению выявленной проблемы и определение перспектив дальнейшей деятельности.
- Подготовка проекта перспективно- тематического плана на следующий период работы с родителями .
Предполагаемый результат
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру (к своей Малой Родине), к разным видам труда жителей поселка, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями в природе родного края, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, проживающих в поселке; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
-Имеет представление о родном поселке, символике, достопримечательностях;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- любит родной край, уважительно относится к коренным народам;
- знает животный и растительный мир своего родного края;
- овладел универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Повысится у родителей:
- заинтересованность в совместном решении выявленной проблемы;
- уровень знаний об истории , достопримечательности родного поселка.
- активность участия в образовательном процессе дошкольников.
Мониторинг эффективности реализации Программы
Мониторинг индивидуального развития детей в процессе реализации Программы основывается на психолого – педагогической диагностике, проводимой педагогом – психологом и воспитателем.
Целью мониторинга является:сбор информации об эффективности реализации Программы по развитию у детей представлений о Малой Родине через ознакомление с родным поселком.
Мониторинг включает в себя следующие психолого – педагогические методики:
-«Нормативные карты возрастного развития дошкольников» Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов;
-«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» О.А.Сафонова. «Экспресс –
диагностика готовности к школе» Е.К.Вархотова, Н.В.Дяткова, Е.В.Сазонова.
Периодичность мониторинга – два раза в год: сентябрь, май. На начало учебного года с целью выявления у детей уровняинтеллектуального развития; на конец учебного года с целью сравнения полученного и желаемого результатов.
Выделяют следующие направленияпсихолого – педагогического обследования:
- определения уровня сформированности представлений обистории народной культуры и традиций жителей поселка;
-определения уровня сформированности представлений о достопримечательностях поселка;
- определения уровня сформированности представлений о географическом и природном расположении родного края;
- определения уровня сформированности представлений о взаимосвязях и взаимодействии животных родного края со средой обитания.
Результаты мониторинга оформляются в протокол, где отмечается динамика уровня познавательного развития детей, и представляются в виде трехуровневой шкалы: низкий, средний, высокий.
Низкий – представляет собой тот факт, когда ребенок не всегда справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью взрослого.
Средний – выполняет задание с небольшой помощью взрослого.
Высокий – ребенок самостоятельно выполняет предложенное задание.
Мониторинг эффективности взаимодействия с родителями
Один раз в год отслеживается эффективность взаимодействия с родителями в форме проведения анкетирования, рефлексии каждого проведенного мероприятия с заполнением листов отзывов, опросов.
Показателями эффективности проведенной работы будет повышение численности посещений и активности родителей в проводимых мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности используемых форм работ и технологий.
Условия реализации программы
Программа «развитие познавательного интереса к Малой Родине через ознакомления с родным поселком» реализуется на базе муниципальногобюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Лучик» п. Коммунистический.
Нормативно – правовое обеспечение
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ( №124 – ФЗ от 24.07.1998г.)
-Конвенция дошкольного воспитания (16.06.1989г.)
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации» (далее ФГОС ДО);
- Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН2.4.1.3049-13);
- Письмо МО РФ № 65/23 – 16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лучик».
Информационно - методическое обеспечение
Предметно – развивающая среда.
Для развития у детей познавательного интереса к Малой Родине в процессе ознакомления с родным поселкомнеобходимо в группе оформить такой интерьер, который будет направлен на развитие познавательного интереса детей. Для этого вгруппе предполагается создание мини – музея родного поселка.
Мини-музей является частью образовательного пространства группы, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.
Построение музейной экспозиции требует соблюдения некоторых принципов:
1.Научности – любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию, т. е. объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
2.Предметности – основу экспозиции составляют предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей.
3.Коммуникативно – информационный – дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.
4.Интеграции – отражение разных сторон нашей деятельности, что способствует реализации интегрированного подхода в обучении.
5.Гуманизации – создание условий для новых отношений в системе «ребенок – педагог» и перехода на диалогическую форму обучения.
6.Экологичности – важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы.
7.Безопасности – не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини – музея. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т. п.
8.Динамичности и вариативности – периодически меняется по тематике, экспонатам. Одни экспонаты можно убирать, а другие – выставлять.
Выделенный комплекс принципов организации мини – музеев может быть дополнен другими принципами, сформулированными педагогами дошкольного образовательного учреждения.
Технические средства обучения
Для успешного усвоения и повышения интереса к знаниям, расширения зрительных, музыкальных и слуховых образов, объединения их в целостную картину используются технические средства обучения (музыкальный центр) и информационно-коммуникативные (компьютер, принтер, интернет, цифровой фотоаппарат, мультимедийное оборудование).
Методическое оснащение
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.- М.: 2006г.
- Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты ит. д.- Волгоград: 2007г.
- Бабина Н.В.100 как и почему для детей.- М.: 2010г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия в детском саду. – Воронеж.:2002г.
- Васильева М. В. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: 2006г.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей родины.- М.: 2000г.
- Гладышева Н. Н. Формирование представлений у дошкольников о культуре и истории человека через музейную педагогику.- М.: 2011г.
- Гончарова Е.В. Экология для малышей: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. – Ханты – Мансийск: Полиграф, 2005г.
- Земскова – Названова Л. Люби и знай родной свой край.- М.: 2006г.
- Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду.- М.: 2010г.
- Иванова А.И. Мир растений.- М.: 2010г.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.- М.: 2005г.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: 2003г.
- Тихонов А.Животные Севера.- М.: 2007г.
- Трухина В.И. Истоки. Книга для воспитателей детских дошкольных учреждение. - С. Пб.: издательства «Дрофа», 2003г.
Календарно – тематический план
организации образовательной деятельности с детьми 5-6лет по развитию познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с родным поселком.
Блоки | Месяц прове-дения | Образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого с детьми в разных режимных моментах | ||
Тема | Программное содержание | ||||
«Мой поселок». | Октябрь | 1. Экскурсия в мини - музей поселковой библиотеки г.п. Коммунистический | Познакомить детей с историей поселка. Развивать умение ценить и беречь историю поселка. Воспитывать гордость за родной поселок, его достижения и победы. | Оформление фотовыставки «Я живу в Коммунистическом» | |
Ноябрь | 2. «Символика г.п. Коммунистический». | Формировать представление детей о знании герба, как символа поселка, умение использовать при составлении рассказа о гербе лексику, связанную с символикой. Развивать умение детей использовать трафареты, шаблоны в форме герба, силуэтов животных, растений и т.д. Воспитывать у детей патриотические чувства. | Создание и представление герба поселка. | ||
Декабрь | 3. Экскурсия «Прошлое и настоящее». | Продолжать формировать представление детей о прошлом родного поселка. Развивать умение сравнивать объекты (здания) прошлого и настоящего времени. Воспитывать интерес к истории родного поселка. | Создание папки – ширмы «Прошлое и настоящее». | ||
«Улица, на которой я живу». | Февраль | 1. Я - «Юный гражданин». | Расширять и обогащать знания детей оистории родного поселка, его достопримечательностях. Формировать представление о географическом местонахождении нашего поселка. Развивать интерес и любовь к родному краю, поселку, дому, улице, участку детского сада и умение отображать это в рисунках. | Коллективное изготовление коллажа «Достопримечательности г.п. Коммунистического ». | |
Февраль | 2. «Вот моя улица». | Формировать представление детей о том, что в поселке много разных улиц и переулков, каждая имеет своё название. Развивать умение детей определять адрес детского сада, родного дома, библиотеки. Воспитывать | Составление карты поселка с улицами, переулками. | ||
Февраль | 3. Викторина «Азбука родного поселка». | Закрепить с детьми представления о родном поселке, используя геральдику поселка, обобщить полученные знания о гербах и флагах их значении. Развивать умение пользоваться элементарные правилами поведения на улицах поселка. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к достопримечательностям нашего поселка. | Создание альбома: «Азбука родного поселка». | ||
«Природа севера» | Март | 1. «Олень - житель леса». | Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае (об олене: внешнем виде, образе жизни, какую пользу приносит для людей живущих на севере, чем питается). Расширить представления о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Развивать умение детей выполнять поделку из пластилина, природного материала. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. | Конструирование из природного материала поделку «Олень». | |
Март | 2. «Белка» | Продолжать формировать представления о жизни животных проживающих в тайге (с белкой: месте обитания, чем питается, как добывает себе пищу). Развивать умение использовать нетрадиционную технику рисования модели животного. Воспитывать интерес к животному миру нашего края и бережного отношения к нему. | Нетрадиционная техника рисования красками в рисунке «Белка». | ||
Март Март | 3. «Медведь». | Продолжать формировать представления о жизни животных проживающих в тайге: с медведем (его повадками, месте обитания, чем питается, как добывает себе пищу, как относятся к нему народы ханты и манси). Развивать умение использовать для описания схему-модель «Животные», работать с искусственным мехом. Воспитывать интерес к животному миру нашего края и бережного отношения к нему. | Аппликация из меха «Медведь». | ||
4. «В гостях у северных животных». | Продолжать формировать детей с животными Севера. Закрепить представления о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Развивать умение различать животных по внешнему виду, месту обитания. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. Воспитывать любовь и понимание к животным и желание им помочь в трудное время. | Викторина «В гостях у северных животных». | |||
Апрель | 5. Экскурсия в лесничество г.п. Коммунистический «Тайны необыкновенных листьев». | Формировать умение детей дифференцировать хвойные породы деревьев - сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Развивать навыки исследовательской деятельности детей. Упражнять в схематической зарисовке «тайн» хвоинок. Воспитывать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы. | Сравнительные зарисовки особенностей хвоинок ели и сосны. | ||
Апрель | 6. «Как рождаются кедровые шишки, «Орешки» и кедры». | Формировать представление детей о сосне сибирской (кедровой), как цветущем и масличном дереве. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в природе. Воспитывать осознанное отношение детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них. | Проведение опыта дляопределения наличия масла в ядре. | ||
Апрель | 7. «Ягодка – брусничка». | Формировать представление детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Продолжать формировать умение детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой брусникой. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления. Продолжать воспитывать осознанное отношение детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них. | Рисование ягодки- бруснички. | ||
«Знаменитые люди поселка. Традиции поселка». | Май | 1. «Традиции поселка». | Формировать представление детей об образе жизни ханты и манси, о традициях и культуре разных народов, проживающих в поселке, о том, что хантыйский дом делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и обязанности у них разные (Какую работу выполняет по дому женщина? Какую работу выполняет мужчина? Можно ли обойтись друг без друга?). Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем поселке. | Проведение праздника «День рождения поселка». | |
Май | 2. «Знаменитые люди поселка». | Формировать представление детей о деятельности людей,которые внесли вклад в развитие и создание родного поселка через знакомство их автобиографии. Развивать умение запоминать интересные факты из истории создания поселка. Воспитывать уважение к людям, подарившим нам поселок. | Встреча с интересными людьми поселка. | ||
Май | 3. «Профессии». | Формировать представление детей о промышленности поселка на примере труда родителей (других взрослых), о профессии лесной промышленности и охраны леса: водитель по вывозке леса, оператор валочных машин, тракторист, лесник. Развивать умение определять по трудовой деятельности профессию. Воспитывать уважение к труду. | Создание папки – ширмы «Профессии родителей». |
Календарно – тематический план
организации образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по развитию познавательного интереса к Малой Родине через ознакомление с родным поселком.
Блоки | Месяц прове-дения | Образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого с детьми в разных режимных моментах | ||||||
Тема | Программное содержание | ||||||||
«Мой поселок». | Сентябрь | 1. Экскурсия в г.п. Коммунистический | Формировать комплексное представление о своем поселке, местностях, расположенных на его территории. Развивать умение ориентироваться по плану поселка. Воспитывать | Коллективная аппликация «Мой поселок». Беседа «Как появился поселок Коммунистический» Чтение стихотворения о поселке местного автора Соколова . | |||||
Октябрь | 2. «Прошлое и настоящее». | Продолжать формировать представление детей о прошлом родного поселка. Развивать умение сравнивать объекты (здания) прошлого и настоящего времени через изображение в своих рисунках. Воспитывать интерес к истории родного поселка. | Создание альбома рисунков «Прошлое и настоящее». | ||||||
«Улица, на которой я живу». | Октябрь | 1. Поселок глазами детей». | Расширять и обогащать знания детей о истории родного поселка, его достопримечательностях. Формировать представление о географическом местонахождении нашего поселка. Развивать интерес и любовь к родному краю, поселку, дому, улице, участку детского сада. | Коллективное изготовление макета «Поселок будущего». | |||||
Октябрь | 2. «Улицы поселка». | Формировать представление детей о том, что в поселке много разных улиц и переулков, каждая имеет своё название. Формировать представление об истории развития поселка, первых улицах. Развивать умение детей определять адрес детского сада, родного дома, библиотеки, ориентироваться по плану улицы, на которой расположен детский сад. | Беседа «Улицы родного поселка». Экскурсия на близлежащую улицу. Графическое изображение плана знакомой улицы. | ||||||
Октябрь | 3. Викторина «Все о родном поселке». | Закрепить с детьми представления о родном поселке, используя геральдику поселка, обобщить полученные знания о гербах и флагах их значении. Развивать умение пользоваться элементарные правилами поведения на улицах поселка. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к достопримечательностям нашего поселка. | Создание альбома: «Родной поселок». | ||||||
«Природа севера» | Ноябрь | 1. «Медвежий праздник». | Продолжать формировать представление детей о животных Севера. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. Приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси. Показать детям отношение народов севера к медведю, как к священному животному, их веру в могущество и силу этого животного. | 1) Викторина: «Северный край». 2) Рисование медведя. 3) Чтение хантыйской сказки «Хозяин тайги». | |||||
Ноябрь | 2. «Священные животные коренного населения Сибири». | Формировать представление детей на примере народных традиций особое отношение этих людей к некоторым животным. Развивать умение понимать то, что все традиции направлены на сохранение природы и почитаются коренными жителями. | 1) Рассматривание фотоальбома «Животные Югры». 2) Рассматривание книги «Красная книга». | ||||||
Декабрь | 3. «В гостях у северных животных – норка». | Продолжать знакомить детей с животными Севера. Закрепить представления о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Развивать умение различать животных по внешнему виду, месту обитания. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. Воспитывать любовь и понимание к животным и желание им помочь в трудное время. | Викторина«В гостях у северных животных – норка». | ||||||
Декабрь | 5. Растительный мир Югры. | Продолжать формировать представления детей о том, что лес-это сообщество разных растений и животных. Формировать представление о понятии «растение», как части живой природы, об условии произрастания, строении растений. Развивать умние детей производить опыты и делать выводы. | 1)Составление макета «Растительный мир Югры». 2) Просмотр слайдов с изображением тайги. 3) Чтение произведения Л.Кошиль «Чудо природы». 4) Рассматривание иллюстраций деревьев, трав, кустарников нашей местности. | ||||||
Январь | 6. «Пихта». | Формировать представление детей о пихте- хвойном растении, которое занесено в Красную книгу. Развивать умение устанавливать причинно-следственных связей между явлениями в природе. Воспитывать осознанное отношение детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них. | 1) Рисование пихты. 2) Рассматривание фотоальбома «Наши хвойные красавицы». | ||||||
Февраль | 7. «Полезные свойства клюквы». | Формировать представление детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Развивать умение детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой клюквой. Воспитывать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления. | Рисование кустика с клюквой нетрадиционной техникой рисования. | ||||||
«Знаменитые люди поселка. Традиции поселка». | Март | 1. «Традиции коренных жителей Югры». | Формировать представление детей о традициях и культуре разных народов, проживающих в поселке и коренных жителей Югры. Развивать умение пользоваться календарем традиций поселка. Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем поселке. | Создание календаря традиций поселка. Проведение праздника «День рождения мини – музея поселка «Самзасс». | |||||
Апрель | 2. «Знаменитые люди поселка». | Формировать представление детей о деятельности людей, которые внесли вклад в развитие и создание родного поселка через знакомство их автобиографии. Развивать умение запоминать интересные факты из истории создания поселка. Воспитывать уважение к людям, подарившим нам поселок. | Встреча с интересными людьми поселка. | ||||||
Май | 3. «Профессии лесной промышленности». | Формировать представление детей о промышленности поселка на примере труда родителей (других взрослых), о профессии лесной промышленности и охраны леса: водитель по вывозке леса, оператор валочных машин, тракторист, лесник. Развивать умение определять по трудовой деятельности профессию. Воспитывать уважение к труду. | Встреча с людьми профессий лесной промышленности. Создание папки – ширмы «Профессии лесной промышленности». |
Перспективно – тематический план по педагогическому просвещению родителей по развитию познавательного интереса к Малой Родине в процессе ознакомленияс родным поселком детей в возрасте 5-6 лет.
месяц | Содержание работы |
сентябрь | 1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о семье?» 2. Индивидуальная работа с родителями о продолжении кружковой работы «Югорский край – люби и уважай» (родительское собрание). |
октябрь | 1. Привлечь родителей к сбору атрибутов по теме «Утварь коренных народов севера». 3. Фотоконкурс «Счастливое детство Югры» |
ноябрь | 1. Привлечь родителей к участию в выставке «Национальный орнамент». 2. Конкурс детских рисунков «Я рисую свою семью» |
декабрь | 1. Привлечь родителей к помощи в изготовлении карты г.п. Коммунистический. 2. Изготовление стенда «Как знакомить детей с достопримечательностями нашего поселка». 3. Конкурс рисунков среди родителей «Мой дом - Югра». |
январь | 1. Совместно с родителями создать фотоальбом «Быт коренных народов Севера» 2. Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с государственной символикой и символикой округа» |
февраль | 1. Консультация для родителей «Ознакомление с методическими рекомендациями по ознакомлению старших дошкольников с родным краем». |
март | 1. Анкетный опрос родителей: «Что мы знаем о жителях крайнего севера? » 2. Информация для родителей в стенд «План работы с детьми по теме «Мой родной край». 3. Семинар-практикум для родителей «Уроки Евдокии Ерныховой» (урок 1 - вышивка на ткани) |
апрель | 1. Консультация для родителей «Ханты и Манси – кто они? » 2. Информация в папку для родителей «Традиции, обычаи и обряды народов Севера». 3. Выставка рисунков, поделок детей, родителей, фотографий «Я живу в Коммунистическом» |
май | 1. Информация в папку для родителей «Культура, быт и промысел народов Ханты и Манси». 2. Привлечь родителей к сбору атрибутов для ручного труда (мех, кожа, бисер). 3. Изготовление памяток для родителей «Как вести себя в природе». 4.Организовать выставку детских работ (рисование, лепка, аппликация и ручной труд) за весь год. |
Перспективно – тематический план по педагогическому просвещению родителей по развитию познавательного интереса к Малой Родине в процессе ознакомления с родным поселком детей в возрасте 6-7лет.
месяц | Содержание работы |
сентябрь | 1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения и для мини-музея ДОУ. 2. «Дом, в котором я живу» Выставка рисунков, макетов, поделок. 3. Викторина совместно детей, педагогов и родителей: «Моя родина». |
октябрь | 1. Провести консультации на следующие темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу», «Куда повести малыша в выходной день». 2. Создание папки с помощью детей и их родителей: «Наши земляки». |
ноябрь | 1.Провести семинары-практикумы для родителей: «Родной свой край люби и знай!», «Знакомим детей с природой родного края». 2. Оформление выставки детских рисунков к празднику «Мой любимый край – Югра» 3. Провести консультации для родителей: «От любви к природе – до любви к Родине». |
декабрь |
|
январь | 1. Провести викторину «Что? Где? Когда?» (соревнуются команды детей подготовительной группы и родителей – кто лучше знает родной поселок, край, с вручением призов, дипломов). 2. Выставка-конкурс поделок из природного материала. 3. Выставка познавательной и художественной литературы для родителей: «Югра – моя малая Родина!» |
февраль | 1.Создание фотоальбома совместно с родителями « Дети знают о профессиях нефтяника, бурильщика, геолога, оператора по подземному ремонту скважин, газовика, строителя». 2. Консультация для родителей «Названия улиц города – откуда они взялись?». |
март | 1. Консультация для родителей: «Обряды и традиции коренных народов». |
апрель | 1. Консультация для родителей: « Историю возникновения родного поселка, как называется наш поселок, почему его так назвали, что означает это название». 2. Составление коллажа совместно с родителями: «Как мы отдыхаем в родном поселке». |
май | 1.Участие родителей в создании макета «Поселок будущего». |
Литература.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.- М.: 2006г.
- Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты ит. д.- Волгоград: 2007г.
- Бабина Н.В.100 как и почему для детей.- М.: 2010г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия в детском саду. – Воронеж.: 2002г.
- Васильева М. В. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: 2006г.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей родины.- М.: 2000г.
- Гладышева Н. Н. Формирование представлений у дошкольников о культуре и истории человека через музейную педагогику.- М.: 2011г.
- Гончарова Е.В. Экология для малышей: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. – Ханты – Мансийск: Полиграф, 2005г.
- Земскова – Названова Л. Люби и знай родной свой край.- М.: 2006г.
- Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду.- М.: 2010г.
- Иванова А.И. Мир растений.- М.: 2010г.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.- М.: 2005г.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: 2003г.
- Тихонов А. Животные Севера.- М.: 2007г.
- Трухина В.И. Истоки. Книга для воспитателей детских дошкольных учреждение. - С. Пб.: издательства «Дрофа», 2003г.
Приложение 1
Мониторингиндивидуального развития детей
Задания для определения уровня сформированности представленийо достопримечательностях поселка у детей 6 – 7 лет.
Задание 1. «Родной поселок»
Цель: Определить уровень представлений о родной поселке, крае: знать название своего округа, района, поселка, домашний адрес, называть достопримечательности поселка, знаменитых людей поселка.
Методы: Беседа, игра с детьми.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать общественные здания и обозначить фишкой на карте его местонахождение. Игра «Кто, чем славится?»
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название округа, района, поселка, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности поселка, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, знаменитых людей.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности поселка. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного поселка»
Цель: Определить уровень сформированности характерных представлений о гербе, флаге округа, района, родного поселка.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба, флага округа, района, поселка.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе. Может объяснить символику герба, проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о флаге, символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба, флаге. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности представлений о культуре и традициях
жителей поселка.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту. Знает название народных праздников, их значение. Правильно называет народности, определяя по одежде.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить, например национальности.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах своего края; об историко-географическом расположении родного поселка.
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении поселка, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному поселку»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в поселке?
- Что интересного о родном поселке ты запомнил, посещая музеи нашего поселка?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Оценка общего уровня развития:
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название поселка, края, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного поселка, 4-5 улиц, площади. Знает и узнает флаг, герб, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, чем славится поселок, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название поселка, свой домашний адрес, герб, флаг; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы даёт без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия поселка, не может объяснить символику родного поселка, района, округа. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.
Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ К «МАЛОЙ РОДИНЕ!» ЧЕРЕЗ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ.
Из опыта работы...
Воспитание любви к малой Родине через организацию внеклассных мероприятий
В этой статье я хочу поделиться опытом воспитания любви к своей малой Родине....
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются ...
Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.
Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...
Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"
Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание дошкольников 4-5 лет через ознакомление с природой родного края»
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина это...