ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

В статье представлены результаты исследования творческого потенциала педагогического коллектива ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга, как фактора готовности педагогов принимать участие в инновационной деятельности по теме опытно-экспериментальной площадки "Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tvorcheskiy_potentsial.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Валерия Александровна Зиновьева

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Московского района, Санкт-Петербург

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ФАКТОР

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проводимые в разных странах, в том числе и в России, исследования убедительно показывают, что одной из ключевых характеристик личности выступает его креативность. Оценивая образ специалиста, работающего с детьми, авторы подчеркивают значимость его творческого потенциала. Сопоставляя существующие определения, Н.В. Мартишина (2015) обращает внимание на их диапазон: от сведения творческого потенциала к способности творчески мыслить и познавать окружающую действительность до понимания его как сложного личностного феномена, включающего многообразие биологических, психических, социальных и иных характеристик; от рассмотрения творческого потенциала как качества личности до признания его знаковой личностной структурой.

Творческий потенциал всегда является открытой системой для всех инноваций в области педагогики и психологии. Он во многом зависит и от личности человека: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации профессиональной деятельности (В.Н. Иванченко, 2010; А.А. Деркач, 2014; К.В. Миронова, 2017 и др.).

Существенный интерес представляют работы, рассматривающие творческий потенциал в ракурсе профилактики психологических предпосылок профессиональных деформаций лиц, работающих с детьми. Так, по мнению О.Б.  Поляковой (2015), для предупреждения профессиональных деформаций необходимо развитие творческого потенциала психологов и педагогов, а также формирование качеств, необходимых для успешности этого процесса (творческой активности, оригинальности, способности и стремления к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению, мобилизации сил и прошлого опыта, развитого воображения и эмоциональной отзывчивости).

Таким образом, творческий потенциал специалиста, работающего с детьми (к числу которых относятся педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи),  предстает как совокупность его возможностей не только для инновационных решений разноплановых задач, связанных с развитием обучающихся, организацией образовательного процесса, профессиональным сотрудничеством, но и обеспечением здоровой позитивной атмосферы профессионального общения.

Для оценки творческого потенциала в  исследовании использовалась модифицированная методика Л.Э. Уортмена «Каков ваш творческий потенциал?». Модификация включала анализ вопросов, предполагающих высокий уровень валидности для данной исследовательской выборки, и соответствующую коррекцию шкалы оценки полученных результатов. В исследовании участвовали 15 специалистов ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга.

Исследование показало, что при достаточно большом диапазоне индивидуальных проявлений творчества (рис. 1), большинство респондентов демонстрируют средний уровень, предполагающий сочетание креативности с рациональностью. К разряду творческих личностей, в соответствии с результатами тестирования, можно отнести трех участников исследования.

Рис. 1. Индивидуальные индексы творчества специалистов Центра

Анализ средних показателей ответов на вопросы специалистами ЦППМСП свидетельствует о том, что большинство ответов лежит в диапазоне «согласен», «не знаю» и «не согласен». Ответы «решительно несогласен» и «совершенно согласен» встречаются не очень часто. Есть специалисты, которые ни разу не продемонстрировали уверенную позицию и у них наиболее  популярный ответ был «не знаю». Так, 2 специалиста дали 18 ответов «не знаю» из 30 зачетных вопросов.  

Результаты, полученные в исследовании, показывают, что только часть коллектива склонны к изменению профессиональной деятельности и принятию инноваций, остальные сотрудники более склонны к консервативной позиции. Это можно объяснить особенностью деятельности специалистов, где непроверенные инновации в оказании психологической помощи  могут быть особенно опасны.  

Вопросы

Бессмысленно спрашивать, если не надеешься получить ответ

Лучший метод решения проблемы – последовательность логических ходов

Чувствую, что могу внести вклад, сделать что-то новое в этом мире

Временами я способен чрезмерно увлекаться

Мои лучшие идеи приходят в часы досуга

В ходе решения проблем полагаюсь на интуитивные догадки и «чутье»

Мне нравятся хобби, связанные с коллекционированием

Дневные грезы дали толчок моим многим начинаниям

Я скорее согласился бы стать врачом, чем путешественником

У меня высокая эстетическая восприимчивость

Интуитивные догадки – ненадежные путеводители при решении проблемы

Важнее додуматься до хорошей идеи, чем «продать» ее другим

При оценке информации источник для меня больше значит, чем содержание

Люблю, чтобы каждая вещь имела свое место и находилась на нем

Люди, которые забавляются «сумасшедшими идеями» - непрактичны

Люблю забавляться новыми идеями, даже если от них нет практической пользы

Если подход к проблеме неудачен, я быстро переключаюсь на другой

Не люблю задавать вопросы, свидетельствующие о моем невежестве

Мне легче изменить свои интересы,, чем переменить место работы

Я часто заранее предвосхищаю решение своих проблем

К метафорам и аналогиям прибегают те, которые не умеют строго мыслить

Мне случалось  восхищаться изобретательностью плута,

Я часто начинаю работать над проблемой, которую чувствую, но не могу сформулировать

Я часто забываю имена людей, название улиц и населенных пунктов

Для меня очень важно, чтобы меня считали полезным членом коллектива

Умею сдерживать свои внутренние порывы

Целиком полагаюсь на своего руководителя

Не люблю ничего неопределенного и непредсказуемого

Плохо, что многие люди все принимают слишком всерьез

Меня привлекает загадка жизни

Рис. 2. Средние показатели результаты ответов на вопросы специалистами ЦППМСП

В заключение следует отметить, что творческий потенциал педагога-психолога как интегративная характеристика личности, выражающаяся в  потребности постоянного саморазвития, самоактуализации для выхода на новый профессиональный уровень, стремление к реализации инновационных проектов. Это особенно актуально в современных условиях включения специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в различные виды сетевого взаимодействия.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что на данным этапе для формирования интереса к деятельности в новом формате сетевого взаимодействия требуется специально организованным работа с педагогическим коллективом.

Литература

  1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – Воронеж: МОДЭК, 2014. – 752 с.
  2. Иванченко В.Н. Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. – 210 с.
  3. Мартишина Н.В. Творческий потенциал педагога: теория и опыт развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. - № 8. – С. 29-35.  
  4. Миронова К.В. Развитие творческого потенциала личности педагога как условие профессиональной успешности // Образование: традиции и инновации: матер. науч.-практ. конф. – Прага, 2017. - С. 100-103.
  5. Полякова О.Б. Творческий потенциал как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 2. - С. 238-245.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме"Коррекционная направленность уроков труда"

В творческой разработке раскрывается урок по теме"Нарезание наружной резьбы в ручную" длч обучающихся 7 класса специальной коррекционной школы....

Выявление стратегии выполнения творческих работ на уроках технологии (направление «Обслуживающий труд»)

Рассматривается необходимость исследования индивидуальных познавательных стратегий школьников при выполнении любых видов работ, а особенно работ творческих, в ходе которых учащиеся проявляют свою инди...

Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"

    Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины »  направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...

Развитие творческих способностей младших школьников в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формиированию основ коммуникативной компетенции младших школьников....

Программа дополнительного образования детей 12-18 лет "Творческая мастерская "ВАСИЛИСА""социально - педагогической направленности

программа «Творческая мастерская «Василиса»  в отличие от традиционных программ предполагает комплексное изучение швейного дела и видов декоративно-прикладного искусства, выражение творческой инд...

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).

Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...