ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
В статье представлены результаты исследования творческого потенциала педагогического коллектива ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга, как фактора готовности педагогов принимать участие в инновационной деятельности по теме опытно-экспериментальной площадки "Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tvorcheskiy_potentsial.doc | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Валерия Александровна Зиновьева
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Московского района, Санкт-Петербург
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ФАКТОР
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проводимые в разных странах, в том числе и в России, исследования убедительно показывают, что одной из ключевых характеристик личности выступает его креативность. Оценивая образ специалиста, работающего с детьми, авторы подчеркивают значимость его творческого потенциала. Сопоставляя существующие определения, Н.В. Мартишина (2015) обращает внимание на их диапазон: от сведения творческого потенциала к способности творчески мыслить и познавать окружающую действительность до понимания его как сложного личностного феномена, включающего многообразие биологических, психических, социальных и иных характеристик; от рассмотрения творческого потенциала как качества личности до признания его знаковой личностной структурой.
Творческий потенциал всегда является открытой системой для всех инноваций в области педагогики и психологии. Он во многом зависит и от личности человека: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации профессиональной деятельности (В.Н. Иванченко, 2010; А.А. Деркач, 2014; К.В. Миронова, 2017 и др.).
Существенный интерес представляют работы, рассматривающие творческий потенциал в ракурсе профилактики психологических предпосылок профессиональных деформаций лиц, работающих с детьми. Так, по мнению О.Б. Поляковой (2015), для предупреждения профессиональных деформаций необходимо развитие творческого потенциала психологов и педагогов, а также формирование качеств, необходимых для успешности этого процесса (творческой активности, оригинальности, способности и стремления к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению, мобилизации сил и прошлого опыта, развитого воображения и эмоциональной отзывчивости).
Таким образом, творческий потенциал специалиста, работающего с детьми (к числу которых относятся педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи), предстает как совокупность его возможностей не только для инновационных решений разноплановых задач, связанных с развитием обучающихся, организацией образовательного процесса, профессиональным сотрудничеством, но и обеспечением здоровой позитивной атмосферы профессионального общения.
Для оценки творческого потенциала в исследовании использовалась модифицированная методика Л.Э. Уортмена «Каков ваш творческий потенциал?». Модификация включала анализ вопросов, предполагающих высокий уровень валидности для данной исследовательской выборки, и соответствующую коррекцию шкалы оценки полученных результатов. В исследовании участвовали 15 специалистов ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга.
Исследование показало, что при достаточно большом диапазоне индивидуальных проявлений творчества (рис. 1), большинство респондентов демонстрируют средний уровень, предполагающий сочетание креативности с рациональностью. К разряду творческих личностей, в соответствии с результатами тестирования, можно отнести трех участников исследования.
Рис. 1. Индивидуальные индексы творчества специалистов Центра
Анализ средних показателей ответов на вопросы специалистами ЦППМСП свидетельствует о том, что большинство ответов лежит в диапазоне «согласен», «не знаю» и «не согласен». Ответы «решительно несогласен» и «совершенно согласен» встречаются не очень часто. Есть специалисты, которые ни разу не продемонстрировали уверенную позицию и у них наиболее популярный ответ был «не знаю». Так, 2 специалиста дали 18 ответов «не знаю» из 30 зачетных вопросов.
Результаты, полученные в исследовании, показывают, что только часть коллектива склонны к изменению профессиональной деятельности и принятию инноваций, остальные сотрудники более склонны к консервативной позиции. Это можно объяснить особенностью деятельности специалистов, где непроверенные инновации в оказании психологической помощи могут быть особенно опасны.
Вопросы | |
Бессмысленно спрашивать, если не надеешься получить ответ | |
Лучший метод решения проблемы – последовательность логических ходов | |
Чувствую, что могу внести вклад, сделать что-то новое в этом мире | |
Временами я способен чрезмерно увлекаться | |
Мои лучшие идеи приходят в часы досуга | |
В ходе решения проблем полагаюсь на интуитивные догадки и «чутье» | |
Мне нравятся хобби, связанные с коллекционированием | |
Дневные грезы дали толчок моим многим начинаниям | |
Я скорее согласился бы стать врачом, чем путешественником | |
У меня высокая эстетическая восприимчивость | |
Интуитивные догадки – ненадежные путеводители при решении проблемы | |
Важнее додуматься до хорошей идеи, чем «продать» ее другим | |
При оценке информации источник для меня больше значит, чем содержание | |
Люблю, чтобы каждая вещь имела свое место и находилась на нем | |
Люди, которые забавляются «сумасшедшими идеями» - непрактичны | |
Люблю забавляться новыми идеями, даже если от них нет практической пользы | |
Если подход к проблеме неудачен, я быстро переключаюсь на другой | |
Не люблю задавать вопросы, свидетельствующие о моем невежестве | |
Мне легче изменить свои интересы,, чем переменить место работы | |
Я часто заранее предвосхищаю решение своих проблем | |
К метафорам и аналогиям прибегают те, которые не умеют строго мыслить | |
Мне случалось восхищаться изобретательностью плута, | |
Я часто начинаю работать над проблемой, которую чувствую, но не могу сформулировать | |
Я часто забываю имена людей, название улиц и населенных пунктов | |
Для меня очень важно, чтобы меня считали полезным членом коллектива | |
Умею сдерживать свои внутренние порывы | |
Целиком полагаюсь на своего руководителя | |
Не люблю ничего неопределенного и непредсказуемого | |
Плохо, что многие люди все принимают слишком всерьез | |
Меня привлекает загадка жизни |
Рис. 2. Средние показатели результаты ответов на вопросы специалистами ЦППМСП
В заключение следует отметить, что творческий потенциал педагога-психолога как интегративная характеристика личности, выражающаяся в потребности постоянного саморазвития, самоактуализации для выхода на новый профессиональный уровень, стремление к реализации инновационных проектов. Это особенно актуально в современных условиях включения специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в различные виды сетевого взаимодействия.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что на данным этапе для формирования интереса к деятельности в новом формате сетевого взаимодействия требуется специально организованным работа с педагогическим коллективом.
Литература
- Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – Воронеж: МОДЭК, 2014. – 752 с.
- Иванченко В.Н. Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. – 210 с.
- Мартишина Н.В. Творческий потенциал педагога: теория и опыт развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. - № 8. – С. 29-35.
- Миронова К.В. Развитие творческого потенциала личности педагога как условие профессиональной успешности // Образование: традиции и инновации: матер. науч.-практ. конф. – Прага, 2017. - С. 100-103.
- Полякова О.Б. Творческий потенциал как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 2. - С. 238-245.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка по теме"Коррекционная направленность уроков труда"
В творческой разработке раскрывается урок по теме"Нарезание наружной резьбы в ручную" длч обучающихся 7 класса специальной коррекционной школы....
Выявление стратегии выполнения творческих работ на уроках технологии (направление «Обслуживающий труд»)
Рассматривается необходимость исследования индивидуальных познавательных стратегий школьников при выполнении любых видов работ, а особенно работ творческих, в ходе которых учащиеся проявляют свою инди...
Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"
Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины » направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...
Развитие творческих способностей младших школьников в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формиированию основ коммуникативной компетенции младших школьников....
Программа дополнительного образования детей 12-18 лет "Творческая мастерская "ВАСИЛИСА""социально - педагогической направленности
программа «Творческая мастерская «Василиса» в отличие от традиционных программ предполагает комплексное изучение швейного дела и видов декоративно-прикладного искусства, выражение творческой инд...
Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).
Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
Программа доп.образования для детей дошкольного возраста....