Программа секции "Первые шаги в робототехнику"
рабочая программа на тему

Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных роботов-  интеллектуальных механизмов, имеющих модульную структуру и обладающих микропроцессорами.  На занятиях по Робототехнике используются конструкторы серии LEGO Mindstorms. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon robototehnika.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Предмет робототехники  это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.

        Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов.

        Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.

        На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab.

        Во время занятий обучающиеся научаться проектировать, создавать и программировать  роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.

                

Для реализации программ «Робототехника» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO.

2. Наборы конструкторов:

- LEGO Mindstorm NXT 2.;

- программный продукт – по количеству компьютеров в классе;

- поля для проведения соревнования роботов ;

- зарядное устройство для конструктора .

- ящик для хранения конструкторов.

Сроки реализации программы 1 год.

Режим работы, в неделю 2 занятия по 2 часа Часовая нагрузка 140 часов.

Цель: развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования.  

Задачи:

Обучающие:

- дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;

- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.

Воспитывающие:

- формировать творческое отношение по выполняемой работе;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие:

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

Прогнозируемый результат:

По окончанию курса обучения ребята должны

ЗНАТЬ:

- теоретические основы создания робототехнических устройств;

- элементную базу при  помощи которой собирается устройство;

- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;

- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;

- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.

УМЕТЬ:

- проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов;

- создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

Способы определения результативности заключаются в следующем:

- результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов;

- проведение соревнований и выставок по робототехнике;

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

часы

всего

теория

практ.

1

Робототехника для начинающих, базовый уровень.

8

4

4

2

Технология NXT.

8

3

5

3

Знакомство с конструктором.  

12

4

8

4

Начало работы с конструктором.  

13

2

11

5

Программное обеспечение NXT.

20

5

15

6

Первая модель.

16

4

12

7

Модели с датчиками.

18

4

14

8

Составление программ.  

18

8

10

9

Алгоритмизация.

18

8

10

10

Показательные соревнования.

   10

2

   8

ИТОГО

140


3. Содержание программы

№ п.п.

Раздел программы

Содержание раздела

Теория

Практика

1.

Робототехника для начинающих, базовый уровень.

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России.

Показ видео роликов о роботах и роботостроении.

Правила техники безопасности.

- Основы робототехники.

- Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.

Алгоритм программы представляется по принципу LEGO. Из визуальных блоков составляется программа. Каждый блок включает конкретное задание и его выполнение. По такому же принципу собирается сам робот из различных комплектующих узлов (датчик, двигатель, зубчатая передача и т.д.) узлы связываются при помощи интерфейса (провода, разъемы, системы связи, оптику и т.д.)

2.

Технология NXT.

- О технологии NXT.

- Установка батарей.

- Главное меню.

- Сенсор цвета и цветная подсветка.

- Сенсор нажатия.

- Ультразвуковой сенсор.

- Интерактивные сервомоторы.

- Использование  Bluetooth.

NXT является «мозгом» робота MINDSTORMS. Это интеллектуальный, управляемый компьютером элемент конструктоа LEGO, позволяющий роботу ожить и осуществлять различные действия.

Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д.

3.

Знакомство с конструктором.  

- Твой конструктор (состав, возможности).

- Основные детали (название и назначение).

- Датчики (назначение, единицы измерения).

- Двигатели.

- Микрокомпьютер NXT.

- Аккумулятор (зарядка, использование)

- Как правильно разложить детали в наборе.

В конструкторе MINDSTORMS NXT применены новейшие технологии робототехники: современный 32 – битный программируемый микроконтроллер; программное обеспечение, с удобным интерфейсом на базе образов и с возможностью перетаскивания объектов, а так же с поддержкой интерактивности; чувствительные сенсоры и интерактивные сервомоторы; разъемы для беспроводного Bluetooth и USB подключений. Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д.

4.

Начало работы.  

- Включение \ выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение).

- Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики NXT).

- Тестирование (Try me).

- Мотор.

- Датчик освещенности.

- Датчик звука.

- Датчик касания.

- Ультразвуковой датчик.

- Структура меню NXT.

- Снятие показаний с датчиков (view).

Для начала работы заряжаем  батареи. Учимся включать и выключать микроконтроллер. Подключаем двигатели и различные датчики с последующим тестирование конструкции робота.

5.

Программное обеспечение NXT.

- Требования к системе.

- Установка программного обеспечения.

- Интерфейс программного обеспечения.

- Палитра программирования.

- Панель настроек.

- Контроллер.

- Редактор звука.

- Редактор изображения.

- Дистанционное управление.

- Структура языка программирования NXT-G

- Установка связи с NXT.

- USB.

- BT.

- Загрузка программы.

- Запуск программы на NXT.

- Память NXT: просмотр и очистка.

Моя первая программа (составление простых программ на движение).

Разъяснение и использование всей палитры программирования содержащей все блоки для программирования, которые понадобятся для создания программ. Каждый блок задает возможные действия или реакцию робота. Путем комбинирования блоков в различной последовательности можно создать программы, которые оживят робота.

6.

   Моделирование роботов

Инструкция в комплекте с комплектующими.

- Сборка модели по технологическим картам.

- Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ).

Первую модель собираем ShooterBot, являющейся продолжением модели «быстрого старта», находящегося в боксе.

7.

  Модели с датчиками.

- Датчик звука.

- Датчик касания.

- Датчик света.

- Датчик касания.

- Подключение лампочки.

- Сборка моделей и составление программ из ТК.

- Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ.

- Соревнования.  

Проводится сборка моделей роботов и составление программ по технологическим картам, которые находятся в комплекте с комплектующими для сборки робота. Далее составляются собственные программы.

8.

Составление программ.

При конструировании робота из данного набора  существует множество вариантов его изготовления и программирования, начинаем с программ, предложенных  в инструкции и описании конструктора.

   - Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам.

-  Соревнования.  

9.

Алгоритмизация.

Датчики цвета (сенсоры) являются одним из двух датчиков, которые заменяют роботу зрение (другой датчик - ультразвуковой). У этого датчика совмещаются три функции. Датчик цвета позволяет роботу различать цвета и отличать свет от темноты. Он может различать 6 цветов, считывать интенсивность света в помещении, а также  измерять цветовую интенсивность окрашенных поверхностей.

Датчик нажатия позволяет роботу осуществлять прикосновения. Датчик нажатия может определить момент нажатия на него чего-либо,  а так же момент освобождения.

Ультразвуковой датчик позволяет роботу видеть и обнаруживать объекты. Его также можно использовать для того, чтобы робот мог обойти препятствие, оценить и измерить рас стояние, а также зафиксировать движение объекта.

В каждый серво мотор встроен датчик вращения. Он позволяет точнее вести управление движениями робота.

- Составление простых программ по алгоритмам, с использованием ветвлений и циклов».

- Соревнования.

10.

Показательные соревнования.

Подведение итогов образовательной деятельности объединения «Робототехника».

День показательных соревнований по категориям.

Категории могут быть различными.

Категории соревнований заранее рассматриваем различные. Используем  видео материалы соревнований по конструированию роботов и повторяем их на практике. За тем применяем все это на соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА»

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно только с уметь раскрыть их и развивать. Робототехника вошла в мир в середине 20 века. Это было одн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Робототехника»

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Робототехника»...

Программа по внеурочной деятельности "Робототехника для всех"

Программа инновационной площадки "Робототехника для всех для образовательных учреждений Томского района...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Робототехника и лего конструирование»

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвали...

Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"

Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по информатике «Первые шаги в робототехнике»

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.Процессы обучен...

Итоговый тест к программе «Первые шаги в робототехнику»

Итоговый тест к программе  «Первые шаги в робототехнику»...