Праздник: Молодецкие забавы.
материал на тему
Цель: Активизация культурно- досуговой деятельности.
Задачи:
- Приобщение детей к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям нашего народа.
- Развивать желание участвовать в конкурсах, стремление побеждать.
- Воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Оборудование: Рушники, половики, льняные скатерти,самовар, прялка, ухват,глиняные кувшины,деревянные ложки, соломенное чучело Морены, кочерга, короб, рубель, валик, пяльца.
Помещение, где проводится праздник украшают предметами старины.
Участники команд в русских народных костюмах.
Уважаемые гости, родители, дети! Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить свою историю. Вспомнить о том, как жили наши предки, что ели, как веселились, как работали и как отдыхали. Наш праздник называется «Молодецкие забавы». Думаю, что сегодня мы и сами позабавимся, станем крепче духом.
Представление членов жюри и гостей.
1.Конкурс: «Что в имени тебе моем?»( максимальное количество баллов – 5)
Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого человека, его успехи и неудачи, достоинства и пороки…Эту мысль можно распространять далее, вспомнить о названии села, города. Вы согласны с тем, что прозвище жителей какого-нибудь посада, что раскинулось, там за рекой,могло ясно характеризовать темперамент, пристрастия, внешность его жителей. А вот что можно подумать о вас, дорогие мои, если услышать названия ваших команд.
2.Конкурс: «Хлеб - соль». (максимальное количество баллов 5).
Беллетрист Мария Семенова в своей книге «Мы - славяне» пишет: «Отношение наших предков к еде заслушивает особого разговора. Еда была не просто физическим насыщением – преломления хлеба за трапезой было сродни церковному причастию. Вкусившие одного хлеба, каши, земных плодов или дичи люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками.
Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла. Таким образом, хлеб-соль, которыми по русскому обычаю встречают гостей, в своей языческой сути- не что иное, как мировой договор между двумя высокими сторонами».
А сейчас команды познакомят нас со старинной русской кухней. (Участники команд представляют на суд жюри изготовленные по старинным русским рецептам русские блюда).
3.Конкурс: «Делу время, а потехе час». (Максимальное количество баллов -5).
Ну, вот мы и встретили гостей, накормили, напоили. А дальше что? Теперь их следует по-русски хорошенько потешить! Внимание, сцена предоставляется участникам команд, которые могут танцевать, петь, рассказывать байки и читать юмористические стихи. (Начинается веселый концерт соперничающих команд).
4.Конкурс: «По одежке встречают… ».(Максимальное количество баллов - 7).
Эта поговорка пришла к нам из глубокой старины. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, что бы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его положение в обществе. Многие ученые считают, что в те времена «гардероб» любителей покрасоваться тоже был весьма богат и разнообразен. Славились в старину наши мастерицы русской вышивкой и узором. Есть хорошие рукодельницы и в наше время. Приглашаем их на сцену. Они по представленным образцам должны вышить узор. А пока переходим к следующему конкурсу.
5. Конкурс «Делать было нечего» (Максимальное количество баллов-5)
А теперь команды должны разгадать «кроссворд».
На сцене выставлены предметы старины, к ним прикреплены таблички с номерами. Надо вспомнить, как называются эти предметы. Это и есть задание. (Таблички с номерами крепятся к ухвату, прялке, кочерге, коробу, рубелю, валику, пяльцам…Пока участники занимаются вышиванием и разгадыванием «кроссворда» переходим к следующему конкурсу).
6.Конкурс: «Один за всех и все за одного».(Это конкурс болельщиков.За каждый правильный ответ болельщик получает в качестве приза леденец на палочке, а команде начисляется 0,5 балла)
Предлагаю вопросы по дохристианской истории Руси. Речь о язычестве, о быте крестьянства.
Вопросы:
- Как звали жену Домового? (Большуха)
- Кто такой Перун? (Славянский Бог грома)
-Как звали богиню красоты и любви у славян? (Лада)
- Назовите имя славянского поэта-певца. Про него известно, что он был «велесовым» внуком. (баян)
- В каком мест е у славян не принято ставить дома? Какие вы знаете строительные приметы? (Воротами и окнами нежелательно ставить на север. Нельзя строить дома на перекрестках дорог, на окраинах, на болотах, эти места облюбованы нечистой силой. Хорошо ставить дома на возвышенности и на берегу чистого водоема).
- Есть ли в старинной деревенской избе символические уровни, выражающие идею построения вселенной? (Да, есть. Крыша, сруб и подвал символизируют соответственно: небо, землю и преисподнюю.Вот почему в подвале всегда чуть –чуть страшно.)
- Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого» дома? (Кошка петух.)
- Чего никогда не бывает в доме Бабы – Яги? (Того, чего она боится: дневного света и всего святого.В ее доме нет окон, нет креста и икон.)
- Предмет по которому стучать нельзя? (Стол.)
- По какому небесному светилу выстроили славяне свой календарь? (В первую очередь по солнцу, хотя и луна не исключалась из системы счета времени.)
- Именами языческих богов в славянском календаре называли отрезки времени – месяцы. Таким образом, год делился на соразмерные части. Назовите имена этих богов. (Ярила, Купала, Перун, Рожаницы, Макошь, Морена или Масленица.)
- В каком мире Баба – Яга была царицей? (В мире мертвых.)
- Могла ли она видеть живых из своих владений? И если да, то как? (Баба – Яга не могла видеть из своего темного царства живых людей. Считалось, что мертвые слепы относительно живых. Она была способна созерцать лишь свои владения.)
- А могла ли она выслать кого-нибудь понаблюдать за непослушными ребятами? (Самые известные посланцы Бабы – Яги – это гуси- лебеди.)
7. Конкурс: «Усек с полуслова».(Командам по очереди предлагается продолжить следующие пословицы и поговорки. При условии, что если одна из команд затруднится с ответом, то право ответа переходит к сопернику. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.)
Примерные вопросы:
- Дома солома едома… (а в гостях и овес не едят).
- Домашний теленок лучше… (заморской коровы).
- Дома и стены… (помогают).
- Дом вести - … (не лапоть плести или не рукавом трясти).
- Муж и жена - .. (одна сатана).
- На Бога надейся… (а сам не плошай).
- Не выбирай жених невесту…(выбери тещу).
- Один пашет, семеро… (руками машут).
- Каков поп - … (таков приход).
- Семь раз отмерь - … (один отрежь).
- Мал золотник… (да дорог).
- Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда).
- Баба с возу -… (кобыле легче).
- Один в поле … (не воин).
- Семь бед - …(один ответ).
- С мира по нитке - … (голому рубашка).
- Волка ноги … (кормят).
- Не плюй в колодец - … (пригодится воды напиться).
- Старость… (не радость).
- Незваный гость … (хуже татарина).
- По одежке встречают… (по уму провожают).
8. Конкурс: «Знай и умей».(Максимально – 5 баллов.)
От каждой команды вызывается по одному человеку. Им выдается мятый рушник, рубель и валик. Ребята должны показать, как с помощью этих инструментов можно выгладить белье. (В старину делали так: наматывали белье на валик и катали его по столу с помощью рубеля.)
Перед последним конкурсом подводятся предварительные итоги, в том числе и итоги конкурса «По одежке встречают»
9. Конкурс: «Эх, Петрович!».(Или «Эх, Степанович!» по отчеству самого уважаемого человека на празднике, т. е. ведущего. Максимальное количество баллов - 5).
Число «9» считается священным в славянской мифологии. Этим конкурсом под номером 9 мы и заканчиваем наши «молодецкие забавы» Это будет турнир частушечников! (Можно предложить «компьютерную тему».)
Далее следует подведение итогов. Награждаются победители и участники.
А закончить вечер хочется словами русского издателя Новикова: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kursy.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник
Тема: Молодецкие забавы.
Усова Елена Викторовна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД СЮТур г. Ногинск
Ногинск 2016 г.
Праздник: Молодецкие забавы.
Цель: Активизация культурно- досуговой деятельности.
Задачи:
- Приобщение детей к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям нашего народа.
- Развивать желание участвовать в конкурсах, стремление побеждать.
- Воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Оборудование: Рушники, половики, льняные скатерти,самовар, прялка, ухват,глиняные кувшины,деревянные ложки, соломенное чучело Морены, кочерга, короб, рубель, валик, пяльца.
Помещение, где проводится праздник украшают предметами старины.
Участники команд в русских народных костюмах.
Уважаемые гости, родители, дети! Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить свою историю. Вспомнить о том, как жили наши предки, что ели, как веселились, как работали и как отдыхали. Наш праздник называется «Молодецкие забавы». Думаю, что сегодня мы и сами позабавимся, станем крепче духом.
Представление членов жюри и гостей.
1.Конкурс: «Что в имени тебе моем?»( максимальное количество баллов – 5)
Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого человека, его успехи и неудачи, достоинства и пороки…Эту мысль можно распространять далее, вспомнить о названии села, города. Вы согласны с тем, что прозвище жителей какого-нибудь посада, что раскинулось, там за рекой,могло ясно характеризовать темперамент, пристрастия, внешность его жителей. А вот что можно подумать о вас, дорогие мои, если услышать названия ваших команд.
2.Конкурс: «Хлеб - соль». (максимальное количество баллов 5).
Беллетрист Мария Семенова в своей книге «Мы - славяне» пишет: «Отношение наших предков к еде заслушивает особого разговора. Еда была не просто физическим насыщением – преломления хлеба за трапезой было сродни церковному причастию. Вкусившие одного хлеба, каши, земных плодов или дичи люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками.
Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла. Таким образом, хлеб-соль, которыми по русскому обычаю встречают гостей, в своей языческой сути- не что иное, как мировой договор между двумя высокими сторонами».
А сейчас команды познакомят нас со старинной русской кухней. (Участники команд представляют на суд жюри изготовленные по старинным русским рецептам русские блюда).
3.Конкурс: «Делу время, а потехе час». (Максимальное количество баллов -5).
Ну, вот мы и встретили гостей, накормили, напоили. А дальше что? Теперь их следует по-русски хорошенько потешить! Внимание, сцена предоставляется участникам команд, которые могут танцевать, петь, рассказывать байки и читать юмористические стихи. (Начинается веселый концерт соперничающих команд).
4.Конкурс: «По одежке встречают… ».(Максимальное количество баллов - 7).
Эта поговорка пришла к нам из глубокой старины. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, что бы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его положение в обществе. Многие ученые считают, что в те времена «гардероб» любителей покрасоваться тоже был весьма богат и разнообразен. Славились в старину наши мастерицы русской вышивкой и узором. Есть хорошие рукодельницы и в наше время. Приглашаем их на сцену. Они по представленным образцам должны вышить узор. А пока переходим к следующему конкурсу.
5. Конкурс «Делать было нечего» (Максимальное количество баллов-5)
А теперь команды должны разгадать «кроссворд».
На сцене выставлены предметы старины, к ним прикреплены таблички с номерами. Надо вспомнить, как называются эти предметы. Это и есть задание. (Таблички с номерами крепятся к ухвату, прялке, кочерге, коробу, рубелю, валику, пяльцам…Пока участники занимаются вышиванием и разгадыванием «кроссворда» переходим к следующему конкурсу).
6.Конкурс: «Один за всех и все за одного».(Это конкурс болельщиков.За каждый правильный ответ болельщик получает в качестве приза леденец на палочке, а команде начисляется 0,5 балла)
Предлагаю вопросы по дохристианской истории Руси. Речь о язычестве, о быте крестьянства.
Вопросы:
- Как звали жену Домового? (Большуха)
- Кто такой Перун? (Славянский Бог грома)
-Как звали богиню красоты и любви у славян? (Лада)
- Назовите имя славянского поэта-певца. Про него известно, что он был «велесовым» внуком. (баян)
- В каком мест е у славян не принято ставить дома? Какие вы знаете строительные приметы? (Воротами и окнами нежелательно ставить на север. Нельзя строить дома на перекрестках дорог, на окраинах, на болотах, эти места облюбованы нечистой силой. Хорошо ставить дома на возвышенности и на берегу чистого водоема).
- Есть ли в старинной деревенской избе символические уровни, выражающие идею построения вселенной? (Да, есть. Крыша, сруб и подвал символизируют соответственно: небо, землю и преисподнюю.Вот почему в подвале всегда чуть –чуть страшно.)
- Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого» дома? (Кошка петух.)
- Чего никогда не бывает в доме Бабы – Яги? (Того, чего она боится: дневного света и всего святого.В ее доме нет окон, нет креста и икон.)
- Предмет по которому стучать нельзя? (Стол.)
- По какому небесному светилу выстроили славяне свой календарь? (В первую очередь по солнцу, хотя и луна не исключалась из системы счета времени.)
- Именами языческих богов в славянском календаре называли отрезки времени – месяцы. Таким образом, год делился на соразмерные части. Назовите имена этих богов. (Ярила, Купала, Перун, Рожаницы, Макошь, Морена или Масленица.)
- В каком мире Баба – Яга была царицей? (В мире мертвых.)
- Могла ли она видеть живых из своих владений? И если да, то как? (Баба – Яга не могла видеть из своего темного царства живых людей. Считалось, что мертвые слепы относительно живых. Она была способна созерцать лишь свои владения.)
- А могла ли она выслать кого-нибудь понаблюдать за непослушными ребятами? (Самые известные посланцы Бабы – Яги – это гуси- лебеди.)
7. Конкурс: «Усек с полуслова».(Командам по очереди предлагается продолжить следующие пословицы и поговорки. При условии, что если одна из команд затруднится с ответом, то право ответа переходит к сопернику. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.)
Примерные вопросы:
- Дома солома едома… (а в гостях и овес не едят).
- Домашний теленок лучше… (заморской коровы).
- Дома и стены… (помогают).
- Дом вести - … (не лапоть плести или не рукавом трясти).
- Муж и жена - .. (одна сатана).
- На Бога надейся… (а сам не плошай).
- Не выбирай жених невесту…(выбери тещу).
- Один пашет, семеро… (руками машут).
- Каков поп - … (таков приход).
- Семь раз отмерь - … (один отрежь).
- Мал золотник… (да дорог).
- Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда).
- Баба с возу -… (кобыле легче).
- Один в поле … (не воин).
- Семь бед - …(один ответ).
- С мира по нитке - … (голому рубашка).
- Волка ноги … (кормят).
- Не плюй в колодец - … (пригодится воды напиться).
- Старость… (не радость).
- Незваный гость … (хуже татарина).
- По одежке встречают… (по уму провожают).
8. Конкурс: «Знай и умей».(Максимально – 5 баллов.)
От каждой команды вызывается по одному человеку. Им выдается мятый рушник, рубель и валик. Ребята должны показать, как с помощью этих инструментов можно выгладить белье. (В старину делали так: наматывали белье на валик и катали его по столу с помощью рубеля.)
Перед последним конкурсом подводятся предварительные итоги, в том числе и итоги конкурса «По одежке встречают»
9. Конкурс: «Эх, Петрович!».(Или «Эх, Степанович!» по отчеству самого уважаемого человека на празднике, т. е. ведущего. Максимальное количество баллов - 5).
Число «9» считается священным в славянской мифологии. Этим конкурсом под номером 9 мы и заканчиваем наши «молодецкие забавы» Это будет турнир частушечников! (Можно предложить «компьютерную тему».)
Далее следует подведение итогов. Награждаются победители и участники.
А закончить вечер хочется словами русского издателя Новикова: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко-литературная игра-конкурс "Молодецкие забавы"
Содержит сценарий проведения игры-конкурса на знание пословиц, поговорок, загадок, народных песен, примет....
"Молодецкие Забавы"
Спортивный праздник "Молодецкие забавы" праводимый в рамках Всероссийской акции "Я выбираю спорт, как альтернативу вредным привычкам" среди учащихся 11-х классов и учителей....
День здоровья "Молодецкие забавы"
Сценарий проведения самой подвижной части Дня здоровья...
Сценарий спортивного праздника "Молодецкие забавы"
Цели и задачи:1. Укрепление здоровья детей.2. Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы.3. Пропаганда здорового образа жизни.4. Определение сильнейшей ком...
сценарий спортивного праздника "Молодецкие забавы"
Сценарий спортивного праздника "Молодецкие забавы" разработан для учащихся средней и старшей школы. где взяты русские народные забавы и игры....
Сценарий праздника "Молодецкие забавы"
Сценарий праздника "Молодецкие забавы" 2015 г. Сценарий проводов русской зимы...
Сценарий спортивного праздника "Молодецкие забавы"
Сценарий разработан на основе русских народных игр....