Программа школьного театра "Ревю"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Брусинская Людмила Владимировна

Данная программа способствует развитию интереса к языку и литературе, а также искусству вообще, потому что театр-это синтетический вид искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_teatr_revyu-2010.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                         к программе школьного театра «Ревю»

 

Данная программа:

  • реализует принципы художественной направленности воспитания.
  • составлена на основе  программы преподавателя кафедры основ актерского мастерства Санкт -Петербургской государственной академии театрального искусства Е.Р. Ганелина;  
  • по содержанию: общеразвивающая и общепрофессиональная, так как ребенок познает окружающий мир с основным углублением знаний в художественно-эстетической области;
  • по целям и задачам: комплексная, так как художественно-педагогическая деятельность состоит из изучения нескольких предметов (русский язык, литература, сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство);
  • по возрастным особенностям: программа разновозрастного коллектива (в театре 3 группы подростков разного возраста от 11 до 16 лет);
  • по длительности обучения: программа рассчитана на 3 года . За это время обучающиеся должны пройти по следующим ступеням учебно-воспитательного процесса:

Определение временных рамок

1-ый  год обучения – занятия 3 раза в неделю по 2 часа

2-ой год обучения  - занятия  3 раза в неделю по 2 часа

3-ий год обучения -  занятия   2 раза в неделю по 3 часа

 Концепция школьного театра      

  •  развитие интереса к языку и литературе, а также

к искусству вообще, потому что театр – это синтетический вид искусства;

  •  развитие фантазии, памяти, внимания;
  •  развитие чувства пространства и времени;
  •  обогащение внутреннего мира подростка, обогащение

мира его эмоций, нравственных чувств, формирование нравственно-эстетичеких оценок, повышения самостоятельности и обоснованности суждений;

  •  подготовка ученика  как читателя  драматического произведения, а также и как грамотного зрителя;
  •  развитие творческих способностей школьника;
  •  выработка правильной, ясной, богато  интонированной речи;
  •  развитие чувства слова, развитие речевой культуры  школьников…

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основные цели: развитие индивидуальных способностей обучающихся, развитие личности,  речевой культуры, расширение кругозора, приобщение к общекультурным ценностям, формирование дружного коллектива.

Реализация данных целей должна идти через решение следующих задач:

  1. формирование интереса подростка к русскому языку, литературе, театру, театральному искусству;
  2. воспитание трудолюбия, чувства ответственности и товарищества;
  3. формирование основных навыков сценической речи, сценического движения, актерского мастерства,
  4. развитие творческих способностей и склонностей подростков, выявление талантов (писательского, режиссерского, дизайнерского);
  5. воспитание партнерской этики и зрительской культуры.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Если подросток, заинтересовавшись занятиями в литературном театре, осваивает знания и умения, направленные на конкретные цели,

то он разовьет внимание и память, избавится от телесных комплексов и зажимов, приобретет друзей, сможет проявить свои таланты, развить свои творческие способности. Желаемый результат работы – это трудолюбие, умение работать в коллективе, применение полученных в театре знаний на занятиях в школе по определенным предметам, умение анализировать литературное произведение, творчество и самореализация.

Критериями оценки является подготовка спектакля или концертных программ, согласно плану работы. Критериями творческого развития подростка является рост мастерства (по сравнению с самим собой), развитие памяти, внимания, расширение кругозора.

Содержание программы:

Программа состоит из четырех  разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение трех лет, т.е. с учащимися 7 и 11 классов.

 

I раздел « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

 

II раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

 

III раздел  «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

 

IV раздел  «Подготовка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.

Тема

Формируемые качества

Механизм отслеживания

1.Разминка Культура и техника речи

Настрой на занятие, приподнятость настроения, формирование группового ритма работы, разминка тела, развитие внимания и памяти.

Правильно и синхронно сделанный комплекс упражнений, педагогическое наблюдение.

2.Хореография

Ритмопластика

Формирование осанки, походки, эстетики движений, постановка танца для спектакля.

Выявление танцующих подростков, педагогическое наблюдение.

3.Пластика

Ритмопластика

Развитие гибкости, умения пластически выразить характер, владение телом.

Применение пластических сцен в спектакле, педагогическое наблюдение.

4.Сценическое движение

Ритмопластика

Умение строить мизансцену, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены.

Практическая работа при постановке спектакля и его показе.

5.Сценическая речь

 Культура и техника речи

Формирование силы голоса, четкой речи, интонационной окраски слов, развитие словарного запаса.

Беседа, практические занятия, чтение стихов, выразительность речи. Пед. наблюдение.

6.Актерское мастерство

Основы театральной культуры

Умение войти в образ, найти смысл участия героя в действии, развитие внимания, снятие психологических комплексов

Понять и прочувствовать роль и ситуацию, разыгранную в спектакле. Анализ работы. Педагогическое наблюдение.

7.Этика

Основы театральной культуры

Формирование достойного поведения на сцене, за кулисами и в зале. Воспитание уважения к окружающим.

Практическое применение.

8.Творчество

Подготовка спектакля

Выявление писательских, режиссерских, дизайнерских, художественных талантов. Умение создавать костюмы и реквизит. Подбор репертуара. Написание сценариев.

Самостоятельное написание сценариев, постановка праздников.

Учебно-тематический план

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема, раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Общее понятие о театре

2 часа

Театр как здание и как явление общественной жизни.

2

Страницы истории театра

10 часов

Древняя Греция- родина театра. Античный театр.

3

Азбука театра. Театральные понятия и термины.

6  часов

Театр, зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, актер.

4

Театральная игра.

Упражнения на память физических действий, на сохранение красивой позы.

16 часов

Формирование критерия «верим – не  верим», «кривляется – по правде».

Переход из позиции исполнителя в позицию зрителя. Придумыва-ние историй, выполнение этюдов. Развитие внимания, воображе-ния, мышления, воли, памяти.

5

Голос и речь. Понятие о сценической речи.

10 часов

Понятие о сценической речи.

Игра со словом. Работа с таблицей гласных.

6

Актер – главное чудо театра. Выразительный язык актера – поведение, действие. Жест, мимика, движение, речь – слагаемые действия.

10 часов

Понятие о событии как определенном задании исполнителю, требующем определенной логики поведения, т.е. особой последовательности действий.

Работа над «вежливыми действиями».

7

Этюды

26 часов

Как и что играет актер.

Работа над этюдами – распределе-ние  функций сочинителя, режиссера, актера, художника

8

Знакомство с работой актера в театре, его разными ролями.

4 часа

Представление о перевоплощении как феномене театрального искусства.

Посещение томских театров, просмотр спектаклей, встреча с профессио-нальными актерами

9

Работа с баснями и стихами как чтецким и драматургическим материалом.

12 часов

Вариативность трактовки и оформления басни.

Работа над выразитель-ным чтением.

10

Инсценирование басен (песен, стихов, сказок)

Работа актера над ролью.

Вспомогательные постановочные цеха театра.

Работа с фонограммой.

98 часов

------

80часов

12 часов

6  часов

Репетиции.

Создание костюмов, декораций, реквизита.

Шумовое и музыкальное оформление.

11

Выступления перед зрителями

10 часов

Спектакли

12

Восприятие целостного образа спектакля.

10 часов

Понятие «что» и «как» в театральном искусстве

Просмотр и обсуждение спектаклей профессио-нальных театров.

13

Анализ  проделанной работы.

2 часа

Аналитическая работа.

Беседа, анализ

ИТОГО

216 часов

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема, раздел

Кол-во  часов

Теория

Практика

1

Страницы истории театра.

История одной пьесы.

Костюмные пьесы.

10 часов

Театр и связь времен.

Понятие о жанре.

Чтение, беседа.

2

Азбука театра. Театральные понятия и термины.

4  часа

Мизансцена, репертуар, амплуа, монолог, диалог, реплика, костюм театральный.

3

Образ героя. Характер и отбор действий.

Слово как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера.

Игра в разные сочетания одного действия по различным текстам.

20 часов

Образ героя. Текст. Подтекст.

Игра со словом, текстом, подтекс-том, с разными словесны-ми действи-ями.

Развитие навыка воссозда-вать за произносимым словом картину, за текстом- подтекст.

4

Правда переживаний и условность игры в театре.

8 часов

5

Сценическое движение.

Осанка, походка, бой, падение.

20 часов

Динамика и стремительность в театре.

Этюды по пьесе, фрагмен-ту, эпизоду.

6

Костюм и логика поведения.

Костюмерный цех театра.

12 часов

Работа над эскизами.

7

Подготовка спектакля.

Выбор пьесы.

Замысел, распределение ролей.

Работа с актером.

Работа с музыкантом, художником, хореографом.

120 час.

  1. Часа
  1. часов

90 час.

22 часа

Чтение, обсужде-ние.

Репетиции

8

Выпуск спектакля.

Премьера.

10 час.

Премьера.

Работа со зрителем.

9

Просмотр и обсуждение спектаклей профессиональных театров и самодеятельных коллективов.

10 час.

12

Анализ проделанной работы.

2  часа

Беседа.

                 ИТОГО

216 час.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема, раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Обмен впечатлениями о прочитанных произведениях и увиденных спектаклях.

3 часа

Беседа .

2

Страницы истории театра.

Драматурги мира и их творения ( Шекспир, Островский, Метерлинк)

9  часов

Конфликт, события, характеры.

Понятие о композиции (завязка, перипетии, кульминация, развязка)

3

Сценическая речь.

6 часов

Упражне-ния

4

Подготовка новогоднего спектакля.

Выбор пьесы.

Замысел. Распределение ролей.

Работа с актером над ролью.

Работа с художником, музыкантом, хореографом.

Премьера. Работа со зрителем.

90 час

81 час.

9  час

Чтение пьесы.

Репетиции.

Изготовле-ние костюмов, реквизита.

5

Просмотр и обсуждение спектаклей томских театров.

12 часов

Обсужде-ние

6

Подготовка литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы.

Чтение и обсуждение материала.

Составление сценария.

Работа с актером над ролью.

Мизансцены.

Выпуск спектакля.

Работа со зрителем.

90  часов

78 часов

12 часов

Репетиции

7

Выступление на отчетном концерте

3 часа

8

Анализ проделанной работы за год.

3 час

                 ИТОГО

216 часов

К концу первого года занятий учащийся

ЗНАЕТ:

1.      Что такое театр

2.      Чем отличается театр от других видов искусств

3.      С чего зародился театр

4.      Какие виды театров существуют

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных технических средствах сцены

2.      Об оформлении сцены

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1.      Направлять свою фантазию по заданному руслу

2.      Образно мыслить

3.      Концентрировать внимание

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками)

2.      Элементарного актёрского мастерства

3.      Образного восприятия окружающего мира

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5.      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 

В конце второго года занятий учащийся

Знает

1.      Что такое выразительные средства.

2.      Фрагмент как составная часть сюжета.

3.      Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

УМЕЕТ:

1.      Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

2.      Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

3.      Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

4.      Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:

1.      О рождении сюжета произведения.

2.      О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

3.      О сверхзадаче и морали в произведении.

ИМЕЕТ НАВЫКИ:

1.      Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

2.      Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

3.      Анализировать последовательность поступков.

4.      Простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на подростков от 10 до 16 лет, с разным уровнем интеллекта, природных психических и физических  возможностей, предполагает трехгодичный цикл, но может быть и менее долгосрочной.

        Формы проведения занятий различные и зависят от этапа и конкретной цели, задачи, а также возрастных, психологических особенностей подростков.

        На первом этапе – это коллективно-групповая форма, далее – работа в подгруппах, а также индивидуальные занятия.

        Необходимые материально-технические условия

  • Оборудованный для занятий и репетиций кабинет.
  • Актовый зал со сценой, местами для зрителей.
  • Аудиотехника, фонограммы.
  • Оргтехника для обеспечения детей текстами сценариев.
  • Театральный реквизит.

Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:

 Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении. Программа рассчитана на 9 часов в неделю.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей  детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир

Глоссарий.

Театр - учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве.

Основными видами деятельности театра являются:
- подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений;
- организация гастролей, концертов;
- проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;

СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) - произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом (актеры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр. т-ре режиссером-постановщиком.

МИМИКА (от греч.  - подражательный)- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, гнева и т. п. В отличие от непроизвольного характера бытовой М., не требующей никакой подготовки, М. в т-ре предопределяется большим предварительным творч. трудом актера, требует от него постоянного и внимательного изучения окружающей действительности, изучения человеческих характеров.

РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссера. В процессе Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного ее исполнения по отдельным сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые для создания целостного по своему идейному и художеств. решению спектакля.

МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение одного действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя вслух в моменты, когда он остается один, иногда речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю. М. позволяет исполнителю раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его мировоззрения, сложность характера

МОРАЛЬ  (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.

Сюжет (от  — предмет) — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения.

КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная) - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи.

ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы, балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или акта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-9 классах: Практическая методика. Книга для учителя. М., Просвещение, 2001.
  2. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. Пособие для учителей. М., Просвещение,1982.
  3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Учебное пособие для студентов пединститутов, учителей лицеев, колледжей, гимназий и средних школ. - М.,АО «Аспект Пресс», 1993.
  4. Кошелев В.А. Об одном театре – и не только о нем./ Литература в школе,  1991,№3.
  5. Маранцман В.Г. Театр и школа. /Литература в школе, 1991, №1
  6.  Программы общеобразовательных учреждений. Литература. М., Просвещение, 2000..
  7. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А.Б. – М., Гуманит. издат. центр ВЛАДОС,2000.
  8. Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей русской филологии.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание.
  3. Учебно –тематический план.
  4. Условия реализации программы.
  5. Методическое обеспечение.
  6. Глоссарий.
  7. Список литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Программа школьного музея

Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...

Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"

Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...

Программа "Школьный музей"

Программа "Школьный музей"  направлена на формирование  гражданской идентичности обучающихся  и включает содержание по истории родного края....

Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"

+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...


 

Комментарии

Занкович Алена Владимировна

Учащиеся Людмилы Владимировны,ученики 5 а класса, стали активными участниками замечательных театральных постановок на сцене МАОУ "Средней школы №8" города Когалыма под руководством Брусинской Людмилы Владимировны. Тот энтузиазм, вдохновение, минуты и счастливые часы общения друг с другом и с Людмилой Владимировной останутся в их памяти на долгие годы и обогатили их внутренний мира через поток положительных эмоций.У талантливых детей- талантливый учитель! Дальнейших профессиональных успехов Вам, Людмила Владимировна!