Программа школьного театра "Ревю"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Данная программа способствует развитию интереса к языку и литературе, а также искусству вообще, потому что театр-это синтетический вид искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_teatr_revyu-2010.docx | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе школьного театра «Ревю»
Данная программа:
- реализует принципы художественной направленности воспитания.
- составлена на основе программы преподавателя кафедры основ актерского мастерства Санкт -Петербургской государственной академии театрального искусства Е.Р. Ганелина;
- по содержанию: общеразвивающая и общепрофессиональная, так как ребенок познает окружающий мир с основным углублением знаний в художественно-эстетической области;
- по целям и задачам: комплексная, так как художественно-педагогическая деятельность состоит из изучения нескольких предметов (русский язык, литература, сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство);
- по возрастным особенностям: программа разновозрастного коллектива (в театре 3 группы подростков разного возраста от 11 до 16 лет);
- по длительности обучения: программа рассчитана на 3 года . За это время обучающиеся должны пройти по следующим ступеням учебно-воспитательного процесса:
Определение временных рамок
1-ый год обучения – занятия 3 раза в неделю по 2 часа
2-ой год обучения - занятия 3 раза в неделю по 2 часа
3-ий год обучения - занятия 2 раза в неделю по 3 часа
Концепция школьного театра
- развитие интереса к языку и литературе, а также
к искусству вообще, потому что театр – это синтетический вид искусства;
- развитие фантазии, памяти, внимания;
- развитие чувства пространства и времени;
- обогащение внутреннего мира подростка, обогащение
мира его эмоций, нравственных чувств, формирование нравственно-эстетичеких оценок, повышения самостоятельности и обоснованности суждений;
- подготовка ученика как читателя драматического произведения, а также и как грамотного зрителя;
- развитие творческих способностей школьника;
- выработка правильной, ясной, богато интонированной речи;
- развитие чувства слова, развитие речевой культуры школьников…
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели: развитие индивидуальных способностей обучающихся, развитие личности, речевой культуры, расширение кругозора, приобщение к общекультурным ценностям, формирование дружного коллектива.
Реализация данных целей должна идти через решение следующих задач:
- формирование интереса подростка к русскому языку, литературе, театру, театральному искусству;
- воспитание трудолюбия, чувства ответственности и товарищества;
- формирование основных навыков сценической речи, сценического движения, актерского мастерства,
- развитие творческих способностей и склонностей подростков, выявление талантов (писательского, режиссерского, дизайнерского);
- воспитание партнерской этики и зрительской культуры.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Если подросток, заинтересовавшись занятиями в литературном театре, осваивает знания и умения, направленные на конкретные цели,
то он разовьет внимание и память, избавится от телесных комплексов и зажимов, приобретет друзей, сможет проявить свои таланты, развить свои творческие способности. Желаемый результат работы – это трудолюбие, умение работать в коллективе, применение полученных в театре знаний на занятиях в школе по определенным предметам, умение анализировать литературное произведение, творчество и самореализация.
Критериями оценки является подготовка спектакля или концертных программ, согласно плану работы. Критериями творческого развития подростка является рост мастерства (по сравнению с самим собой), развитие памяти, внимания, расширение кругозора.
Содержание программы:
Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение трех лет, т.е. с учащимися 7 и 11 классов.
I раздел « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
III раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
IV раздел «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Тема | Формируемые качества | Механизм отслеживания |
1.Разминка Культура и техника речи | Настрой на занятие, приподнятость настроения, формирование группового ритма работы, разминка тела, развитие внимания и памяти. | Правильно и синхронно сделанный комплекс упражнений, педагогическое наблюдение. |
2.Хореография Ритмопластика | Формирование осанки, походки, эстетики движений, постановка танца для спектакля. | Выявление танцующих подростков, педагогическое наблюдение. |
3.Пластика Ритмопластика | Развитие гибкости, умения пластически выразить характер, владение телом. | Применение пластических сцен в спектакле, педагогическое наблюдение. |
4.Сценическое движение Ритмопластика | Умение строить мизансцену, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены. | Практическая работа при постановке спектакля и его показе. |
5.Сценическая речь Культура и техника речи | Формирование силы голоса, четкой речи, интонационной окраски слов, развитие словарного запаса. | Беседа, практические занятия, чтение стихов, выразительность речи. Пед. наблюдение. |
6.Актерское мастерство Основы театральной культуры | Умение войти в образ, найти смысл участия героя в действии, развитие внимания, снятие психологических комплексов | Понять и прочувствовать роль и ситуацию, разыгранную в спектакле. Анализ работы. Педагогическое наблюдение. |
7.Этика Основы театральной культуры | Формирование достойного поведения на сцене, за кулисами и в зале. Воспитание уважения к окружающим. | Практическое применение. |
8.Творчество Подготовка спектакля | Выявление писательских, режиссерских, дизайнерских, художественных талантов. Умение создавать костюмы и реквизит. Подбор репертуара. Написание сценариев. | Самостоятельное написание сценариев, постановка праздников. |
Учебно-тематический план
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Общее понятие о театре | 2 часа | Театр как здание и как явление общественной жизни. | |
2 | Страницы истории театра | 10 часов | Древняя Греция- родина театра. Античный театр. | |
3 | Азбука театра. Театральные понятия и термины. | 6 часов | Театр, зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, актер. | |
4 | Театральная игра. Упражнения на память физических действий, на сохранение красивой позы. | 16 часов | Формирование критерия «верим – не верим», «кривляется – по правде». | Переход из позиции исполнителя в позицию зрителя. Придумыва-ние историй, выполнение этюдов. Развитие внимания, воображе-ния, мышления, воли, памяти. |
5 | Голос и речь. Понятие о сценической речи. | 10 часов | Понятие о сценической речи. | Игра со словом. Работа с таблицей гласных. |
6 | Актер – главное чудо театра. Выразительный язык актера – поведение, действие. Жест, мимика, движение, речь – слагаемые действия. | 10 часов | Понятие о событии как определенном задании исполнителю, требующем определенной логики поведения, т.е. особой последовательности действий. | Работа над «вежливыми действиями». |
7 | Этюды | 26 часов | Как и что играет актер. | Работа над этюдами – распределе-ние функций сочинителя, режиссера, актера, художника |
8 | Знакомство с работой актера в театре, его разными ролями. | 4 часа | Представление о перевоплощении как феномене театрального искусства. | Посещение томских театров, просмотр спектаклей, встреча с профессио-нальными актерами |
9 | Работа с баснями и стихами как чтецким и драматургическим материалом. | 12 часов | Вариативность трактовки и оформления басни. | Работа над выразитель-ным чтением. |
10 | Инсценирование басен (песен, стихов, сказок) Работа актера над ролью. Вспомогательные постановочные цеха театра. Работа с фонограммой. | 98 часов ------ 80часов 12 часов 6 часов | Репетиции. Создание костюмов, декораций, реквизита. Шумовое и музыкальное оформление. | |
11 | Выступления перед зрителями | 10 часов | Спектакли | |
12 | Восприятие целостного образа спектакля. | 10 часов | Понятие «что» и «как» в театральном искусстве | Просмотр и обсуждение спектаклей профессио-нальных театров. |
13 | Анализ проделанной работы. | 2 часа | Аналитическая работа. | Беседа, анализ |
ИТОГО | 216 часов |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Страницы истории театра. История одной пьесы. Костюмные пьесы. | 10 часов | Театр и связь времен. Понятие о жанре. | Чтение, беседа. |
2 | Азбука театра. Театральные понятия и термины. | 4 часа | Мизансцена, репертуар, амплуа, монолог, диалог, реплика, костюм театральный. | |
3 | Образ героя. Характер и отбор действий. Слово как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Игра в разные сочетания одного действия по различным текстам. | 20 часов | Образ героя. Текст. Подтекст. | Игра со словом, текстом, подтекс-том, с разными словесны-ми действи-ями. Развитие навыка воссозда-вать за произносимым словом картину, за текстом- подтекст. |
4 | Правда переживаний и условность игры в театре. | 8 часов | ||
5 | Сценическое движение. Осанка, походка, бой, падение. | 20 часов | Динамика и стремительность в театре. | Этюды по пьесе, фрагмен-ту, эпизоду. |
6 | Костюм и логика поведения. Костюмерный цех театра. | 12 часов | Работа над эскизами. | |
7 | Подготовка спектакля. Выбор пьесы. Замысел, распределение ролей. Работа с актером. Работа с музыкантом, художником, хореографом. | 120 час.
90 час. 22 часа | Чтение, обсужде-ние. Репетиции | |
8 | Выпуск спектакля. Премьера. | 10 час. | Премьера. | Работа со зрителем. |
9 | Просмотр и обсуждение спектаклей профессиональных театров и самодеятельных коллективов. | 10 час. | ||
12 | Анализ проделанной работы. | 2 часа | Беседа. | |
ИТОГО | 216 час. |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Обмен впечатлениями о прочитанных произведениях и увиденных спектаклях. | 3 часа | Беседа . | |
2 | Страницы истории театра. Драматурги мира и их творения ( Шекспир, Островский, Метерлинк) | 9 часов | Конфликт, события, характеры. Понятие о композиции (завязка, перипетии, кульминация, развязка) | |
3 | Сценическая речь. | 6 часов | Упражне-ния | |
4 | Подготовка новогоднего спектакля. Выбор пьесы. Замысел. Распределение ролей. Работа с актером над ролью. Работа с художником, музыкантом, хореографом. Премьера. Работа со зрителем. | 90 час 81 час. 9 час | Чтение пьесы. Репетиции. Изготовле-ние костюмов, реквизита. | |
5 | Просмотр и обсуждение спектаклей томских театров. | 12 часов | Обсужде-ние | |
6 | Подготовка литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы. Чтение и обсуждение материала. Составление сценария. Работа с актером над ролью. Мизансцены. Выпуск спектакля. Работа со зрителем. | 90 часов 78 часов 12 часов | Репетиции | |
7 | Выступление на отчетном концерте | 3 часа | ||
8 | Анализ проделанной работы за год. | 3 час | ||
ИТОГО | 216 часов |
К концу первого года занятий учащийся
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
В конце второго года занятий учащийся
Знает
1. Что такое выразительные средства.
2. Фрагмент как составная часть сюжета.
3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕЕТ:
1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
1. О рождении сюжета произведения.
2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
3. О сверхзадаче и морали в произведении.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
3. Анализировать последовательность поступков.
4. Простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на подростков от 10 до 16 лет, с разным уровнем интеллекта, природных психических и физических возможностей, предполагает трехгодичный цикл, но может быть и менее долгосрочной.
Формы проведения занятий различные и зависят от этапа и конкретной цели, задачи, а также возрастных, психологических особенностей подростков.
На первом этапе – это коллективно-групповая форма, далее – работа в подгруппах, а также индивидуальные занятия.
Необходимые материально-технические условия
- Оборудованный для занятий и репетиций кабинет.
- Актовый зал со сценой, местами для зрителей.
- Аудиотехника, фонограммы.
- Оргтехника для обеспечения детей текстами сценариев.
- Театральный реквизит.
Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:
Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении. Программа рассчитана на 9 часов в неделю.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир
Глоссарий.
Театр - учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве.
Основными видами деятельности театра являются:
- подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений;
- организация гастролей, концертов;
- проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;
СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) - произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом (актеры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр. т-ре режиссером-постановщиком.
МИМИКА (от греч. - подражательный)- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, гнева и т. п. В отличие от непроизвольного характера бытовой М., не требующей никакой подготовки, М. в т-ре предопределяется большим предварительным творч. трудом актера, требует от него постоянного и внимательного изучения окружающей действительности, изучения человеческих характеров.
РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссера. В процессе Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного ее исполнения по отдельным сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые для создания целостного по своему идейному и художеств. решению спектакля.
МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение одного действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя вслух в моменты, когда он остается один, иногда речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю. М. позволяет исполнителю раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его мировоззрения, сложность характера
МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.
Сюжет (от — предмет) — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения.
КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная) - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи.
ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы, балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или акта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-9 классах: Практическая методика. Книга для учителя. М., Просвещение, 2001.
- Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. Пособие для учителей. М., Просвещение,1982.
- Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Учебное пособие для студентов пединститутов, учителей лицеев, колледжей, гимназий и средних школ. - М.,АО «Аспект Пресс», 1993.
- Кошелев В.А. Об одном театре – и не только о нем./ Литература в школе, 1991,№3.
- Маранцман В.Г. Театр и школа. /Литература в школе, 1991, №1
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. М., Просвещение, 2000..
- Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А.Б. – М., Гуманит. издат. центр ВЛАДОС,2000.
- Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей русской филологии.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Содержание программы.
- Пояснительная записка.
- Содержание.
- Учебно –тематический план.
- Условия реализации программы.
- Методическое обеспечение.
- Глоссарий.
- Список литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа школьной секции по волейболу.
Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...
Программа школьного кружка литературного творчества
Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с уч...
Программа " Школьный театр"
Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....
Программа школьного музея
Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...
Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"
Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...
Программа "Школьный музей"
Программа "Школьный музей" направлена на формирование гражданской идентичности обучающихся и включает содержание по истории родного края....
Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"
+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Учащиеся Людмилы Владимировны
Учащиеся Людмилы Владимировны,ученики 5 а класса, стали активными участниками замечательных театральных постановок на сцене МАОУ "Средней школы №8" города Когалыма под руководством Брусинской Людмилы Владимировны. Тот энтузиазм, вдохновение, минуты и счастливые часы общения друг с другом и с Людмилой Владимировной останутся в их памяти на долгие годы и обогатили их внутренний мира через поток положительных эмоций.У талантливых детей- талантливый учитель! Дальнейших профессиональных успехов Вам, Людмила Владимировна!