Программа курса БДО «Шаг в науку» (Решение задач повышенной сложности по математике) 2017/2018
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы « Школы с углубленным изучением отдельных предметов №879» на 2016-2017 учебный год Программа курса БДО «Шаг в науку» (Решение задач повышенной сложности по математике) Возрастная категория: 9 - 11 класс учителя математики Архиреевой Людмилы Вячеславовны |
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса БДО «Шаг в науку» (Решение задач повышенной сложности по математике) составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014.
Предназначена для обучающихся 9-11 классов. Рассчитана на 34 часа учебного времени. Срок реализации программы – 1 год.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- в направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении:
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов творческого, нестандартного мышления, характерных для математической деятельности.
Цель данного курса состоит в:
- Создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
- Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.
- Предоставление ученику возможности реализовать свой интерес к математике и свои способности к решению нестандартных задач.
Задачи:
- Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников.
- Обучение учащихся приёмам решения нестандартных, олимпиадных задач.
- Получение конкретных представлений о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.
- Восприятие математики как важной части системы наук, культуры и общественной практики, понимание сути математизации наук и практики.
- Формирование мотивации и познавательного интереса учащихся.
- Создание условий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам.
- Общая характеристика курса «Шаг в науку» (решение задач повышенной сложности по математике)
Программа курса базируется на знаниях учащихся, полученных на уроках математики.
Содержание курса позволяет показать, как математические знания переходят из предмета изучения в средство обучения.
Тип курса – предметно-ориентированный, является дополнением к изучению учебного предмета «Математика».
Курс нацелен на создание адаптивной образовательной среды ученика для развития логического мышления, способствующей воспитанию у школьников активности и учебной самостоятельности. Курс способствует развитию у учащихся самостоятельности мышления и потребности к самообразованию и саморазвитию, стимулировать познавательный интерес.
В контексте образовательного результата, программа курса ориентирована прежде всего не столько на формирование предметных знаний, умений и навыков (область традиционного подхода в образовании), сколько на формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков, так называемых ключевых компетенций.
Курс разбит на 6 разделов, на изучение каждого из которых отводится несколько занятий, причем 2,3 из которых нацелены на самостоятельное решение задач, затем сравнение своих решений и результатов с приведенными в пособии, обсуждение и выбор оптимальных версий.
Обучающийся, закончивший курс, будет обладать более глубокими математическими знаниями и возможностями применения их для решения задач алгебраического, геометрического содержания, а также задач математического анализа, что, несомненно, повысит его шансы на успешную сдачу единого государственного экзамена по предмету «Математика», подготовит почву для осваивания математики на повышенном уровне на математических специальностях в ВУЗах и поможет в дальнейшем самоопределении.
Курс имеет линейную структуру.
Педагог выступает главным образом с позиции «информатора», «инструктора», «координатора» и «консультанта».
Технологии обучения: технология проблемного обучения, технология развития «критического» мышления, обучение в сотрудничестве, исследовательские методы в обучении, проектные методы в обучении.
Формы проведения занятий: Проблемный диалог, лекции, практикумы, защита проектов, презентация творческих работ, зачетные занятия по разделам.
Методы организации и осуществления деятельности учащихся: методы словесной передачи информации и слухового восприятия материала: беседа, лекция, сообщение ученика; методы наглядной передачи информации: иллюстрация, наблюдение; методы передачи информации с помощью практической деятельности: решение задач, конспектирование, составление таблиц, схем. А так же индуктивные и дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, и поисковые методы.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисковый, исследовательский, творческий. Главная деятельность учащихся – исследовательская, которая способствует актуализации знаний и стимулирует познавательную активность. Велика доля самостоятельной работы. Методы контроля уровня достижений учащихся и коррекции: устный контроль (оценивание проектов и творческих работ, обучающихся), взаимопроверка, самопроверка, рефлексия деятельности и работа над ошибками.
Система оценивания: зачтено / не зачтено.
Критерии оценивания: «Зачтено» ставится в случае, если обучающимся правильно решено не менее 60% задач в течение всего курса. «Не зачтено» ставится в противном случае.
- Описание места курса в учебном плане
- соответствии с учебным планом школы в 9-11 классах изучается курс «Шаг в науку» (решение задач повышенной сложности по математике), на изучение которого отводится всего 34 часа (1 час в неделю).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа курса позволяет добиваться следующих результатов освоения содержания курса:
личностные:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении нестандартных задач;
метапредметные:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения познавательных задач;
- развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
- умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умения пользоваться изученными математическими формулами;
- знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
- умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Основное содержание курса
Курс разбит на 6 разделов:
- Простая арифметика.
Отбрось лишнее. Эффект «плюс - минус один». Дополнение. Считай по частям. Включение – исключение. Одинаковые группы и умножение. Считай добавки. Арифметическая прогрессия. Умножение сумм и разностей.
2. Уравнения и неравенства.
Обратный ход. Подсчёт двумя способами. Уравнения. Простейшие свойства неравенств. Неравенства с целыми числами. Неравенства с дробями.
3. Делимость и остатки.
Разложение на множители. Признаки делимости. Чётность. Перебор по чётности. Десятичное разложение. Остатки. Действия с остатками. НОД и НОК. Делимость и алгебра.
4. Дроби, доли, средние.
Сокращать или нет? Запись и значение дроби. Пересчёт в целые. Доля целого. Проценты. Средние. Смеси и переливания.
5. Логика и перебор.
Можно или нельзя. Простой перебор. Логика. Полный перебор: составление списка. От противного. Сокращение перебора.
6. Задачи на максимум и минимум.
Простейший пример. Принцип Дирихле. Жадный алгоритм. Неравенства: от противного и перебор. Оценка. Оценка + пример.
- Тематическое планирование
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Простая арифметика (6 ч)
Отбрось лишнее. Эффект «плюс - минус один». Дополнение. Считай по частям. Включение – исключение. Одинаковые группы и умножение. Считай добавки. Арифметическая прогрессия. Умножение сумм и разностей.
Учатся приёмам быстрых рациональных вычислений без калькулятора, осваивают умение разбираться в связях внутри задачи и подбирать правильный вычислительный приём для её решения
Уравнения и неравенства (6 ч)
Обратный ход. Подсчёт двумя способами. Уравнения. Простейшие свойства неравенств. Неравенства с целыми числами. Неравенства с дробями.
Решают готовые уравнения и неравенства, учатся записывать условия нестандартных задач в виде уравнений и неравенств и затем применять их для решения этих задач, применяют простейшие свойства неравенств к решению нестандартных задач
Делимость и остатки (7 ч)
Разложение на множители. Признаки делимости. Чётность. Перебор по чётности. Десятичное разложение. Остатки. Действия с остатками. НОД и НОК. Делимость и алгебра. | Решают различные нестандартные задачи, применяя правила разложения на множители, деления с остатком, признаки и свойства делимости |
Дроби, доли, средние (5 ч)
Сокращать или нет? Запись и значение дроби. Пересчёт в целые. Доля целого. Проценты. Средние. Смеси и переливания.
Сокращают дроби, учатся отличать запись дроби от её значения, выполняют пересчёт в целых числах, находят долю целого, вычисляют проценты, средние, решают задачи на смеси и переливания
Логика и перебор (5 ч)
Можно или нельзя. Простой перебор. Логика. Полный перебор: составление списка. От противного. Сокращение перебора.
Осуществляют простой и полный перебор вариантов, отделяют нужные варианты от ненужных, делают логические умозаключения, строят логические цепочки, понимают суть рассуждения от противного и применяют этот метод для решения задач
Задачи на максимум и минимум (5 ч)
Простейший пример. Принцип Дирихле. Жадный алгоритм. Неравенства: от противного и перебор. Оценка. Оценка + пример.
Приводят конкретные примеры к задаче, выполняют оценку выполнимости того или иного условия, применяют принцип Дирихле для решения данных задач, строят сложные примеры с помощью простых шагов.
VI. Список рекомендуемой литературы
1. Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014.
2.Блинков, А.Д. Классические средние в арифметике и геометрии. М.: МЦНМО, 2012. (школьные математические кружки).
3.Вольфсон, Г.И. и др. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С6. Арифметика и алгебра. М.: МЦНМО, 2013.
VII. Планируемые результаты освоения курса
Наименование | Ученик научится | Ученик получит воз |
планируемых | можность | |
результатов | ||
Личностные | развивать: | |
- проявлять устойчивый познавательный | - критичность мышле- | |
интерес и становление смыслообразующей | ния, умение распозна- | |
функции познавательного мотива; | вать логически некор- | |
- развивать логическое и критическое | ректные высказывания, | |
мышление, культуру речи, способности к | отличать гипотезу от | |
умственному эксперименту; | факта; | |
- формировать у себя объективность, спо- | - представление о ма- | |
собность к преодолению мыслительных | тематической науке как | |
стереотипов, вытекающих из обыденного | сфере человеческой де- | |
опыта; | ятельности, об этапах ее | |
- воспитывать в себе качества личности, | развития, о ее значимо- | |
обеспечивающие социальную мобиль- | сти для развития циви- | |
ность, способность принимать самостоя- | лизации; | |
тельные решения; | - умение контролиро- | |
вать процесс и резуль- | ||
тат учебной математи- | ||
ческой деятельности; | ||
- развивать способность | ||
к эмоциональному вос- | ||
приятию математиче- | ||
ских объектов, задач, | ||
решений, рассуждений; | ||
- принимать участие в | ||
школьных и внешколь- | ||
ных математических | ||
мероприятиях | ||
Метапредметные | - излагать письменно свою мысль с соблю- | - развивать первона- |
дением норм оформления текста по задан- | чальные представления | |
ным образцам; | об идеях и о методах | |
- готовить план выступления на основе за- | математики как об уни- | |
данных целей, целевой аудитории и жанра | версальном языке науки | |
выступления; | и техники, о средстве | |
- следовать заданной процедуре группово- | моделирования явлений | |
го обсуждения; | и процессов; | |
- фиксировать итоговый продукт (резуль- | - применять индуктив- | |
тат) коммуникации | ные и дедуктивные спо- | |
- из представленной учителем информации | собы рассуждений, ви- | |
выбирать ту, которая необходима для ре- | деть различные страте- | |
шения поставленной задачи; | гии решения задач | |
- искать ответы на вопросы, сформулиро- |
пользовать приобретенные знания и уме-ния в практической деятельности и повсе-дневной жизни;
- решать уравнения и неравенства;
- применять свойства числовых неравенств при доказательстве числовых неравенств
соб;
- использовать матема-тические формулы, уви-деть примеры их при-менения для решения математических и прак-тических задач;
- овладеть специальны-ми приёмами решения уравнений и неравенств;
- уверенно применять аппарат уравнений и неравенств для решения разнообразных нестан-дартных задач из мате-матики, смежных пред-метов, практики
- составлять математи-ческие модели реальных ситуаций
Календарно – тематическое планирование
Задачи на максимум и минимум. (5 ч) | ||||||
Простейший пример. Принцип Дирихле. | Лекция, | Д6.1, Д6.3, | ||||
30-31 | практикум | Д6.16 | ||||
Жадный алгоритм. Неравенства от противного | Проблемный | Д6.9, Д6.11, | ||||
32-33 | и перебор. | диалог, прак- | Д6.6, Д6.12 | |||
тикум | ||||||
34 | Оценка. Оценка + пример. | Проблемный | Проекты | |||
диалог, прак- | решений С6. | |||||
тикум, зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-699697-1447265268.jpg)
Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"
Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-279696-1381250267.jpg)
Рабочая программа курса по выбору "Решение задач повышенной сложности по математике"
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/05/picture-1141672-1557063579.jpg)
Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»
Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/10/picture-1149925-1570696656.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по математике»
Рабочая программа элективного курса по математике для 7 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-807493-1471882905.jpg)
Решение задач повышенной сложности по математике
Рабочая программа внеурочной деятельности.Потребность в дополнительном математическом образовании есть всегда. В любом классе есть дети, интересующиеся математикой, выходящей за рамки школьной програм...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-692384-1445411453.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса.
Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/31/picture-1026970-1522511194.jpg)
Программа внеурочной деятельности по математике "Решение задач повышенной сложности по математике для учащихся 10 класса"
Рабочая программа адресована учащимся, проявляющим интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с ...