Программа по созданию здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования
проект на тему

Фролова Ольга Федоровна

Создание здоровьсберегающей среды учреждений дополнительного образования является актуальной задачей образовательного процесса. Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса - с другой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  по созданию здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования

Актуальность программы

Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае, поддерживать у него

высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов, академик

Проблемы сохранения здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Особая роль в этом процессе системы дополнительного образования.

Система дополнительного образования рассматривается как совокупность взаимосвязанных образовательных программ, средств, методов и процессов, необходимых для развития личности детей и подростков. Дополнительное образование детей имеет свою особенность, так как ее деятельность строится на принципах свободы выбора той деятельности, которая отвечает интересам подростка, успешности взаимодействия его и педагога, удовлетворения потребностей ребенка в основных сферах его жизнедеятельности.

Создание здоровьсберегающей среды учреждений дополнительного образования является актуальной задачей образовательного процесса. Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании здорового образа жизни занимают ценностно-мотивационные установки, знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Программа несет в себе как оздоровительную, так и научно-исследовательскую функцию, раскрывая возможности учебно-воспитательного процесса для пропаганды, развития и сохранения здоровья подрастающего поколения. Программа построена на сотрудничестве педагогов, родителей, учащихся, медицинских работников, психологов, инспекторов  ПДН, сотрудников   УФСКН по КО.

 

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся  понимания значимости сохранения,   укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи программы:

  1. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
  2. Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей.
  3. Создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
  4. Развитие организационного, программного и материально - технического обеспечения дополнительного образования учащихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.
  5. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по поддержанию и развитию здоровья учащихся.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Условия реализации программы

1. Использование психолого-педагогических технологий здоровьесбережения

  • Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и упражнений,  досуговых программ, исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием,  также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость сделанного, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих приемов, которые вызывают неизменный интерес у учащихся, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

  • Создание благоприятного психологического климата  в общении ребенок – педагог, ребенок – ребенок.

Доброжелательная обстановка на занятии,  спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция  педагога, ведущего  на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность коллектива творческого объединения  заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

  • Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. Используются приемы: применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); индивидуальная работа с детьми с особыми возможностями; развитие регулятивных навыков, в частности рефлексии , обсуждение того, что получилось,  не получилось, почему, поиск путей исправления, улучшения и др.

2. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования

Увеличение числа реализованных социальных проектов, акций, направленных на формирование нравственного здоровья, а также числа их участников. Создание системы информационного обеспечения участников образовательного процесса по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе на основе Интернет-технологий. Пополнение информационно-методического банка здоровьесберегающих образовательных технологий, методик, методов, приемов. Проведение семинаров, мастер-классов, педсоветов по проблеме здоровьесбережения.

3. Система управления развития здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования

Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни. Контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с родителями, педагогами. Обеспечение необходимым оборудованием и инвентарем  

Основные направления деятельности по реализации программы

  • Организация воспитательной работы, направленной на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, потребности в активном содержательном досуге.

Традиционные досуговые дела Дома творчества (туристический слёт,  путешествие по экологической тропе, тематические викторины, конкурсы, игры-путешествия и др). Лектории  и клубные занятия для старших учащихся. Семейные спортивные и досуговые праздники, конкурсы, соревнования.

  • Конструктивное взаимодействие с семьями учащихся по вопросам охраны детского здоровья.

Индивидуальная работа с родителями; выпуск тематической печатной продукции; организация работы родительских клубов; включение родителей в досуговую и образовательную деятельность; организация группового и индивидуального психолого-педагогического консультирования.

  • Организация комфортной среды и благоприятного психологического климата в учреждении – основа для психологического благополучия и психического здоровья

Формирование сплочённых детских коллективов; дружественные отношения между всеми участниками образовательного процесса; создание для всех учащихся ситуаций успеха и эмоционально-положительных переживаний.

  • Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Система учёта детей, требующих особой педагогической поддержки. Работа психолога с такими учащимися (консультирование, диагностика, коррекционно-развивающие занятия).

  • Организация методического сопровождения для создания здоровьесберегающей среды.

Разработка методических пособий, обобщение опыта педагогов и представление его в педагогической прессе, мотивация к участию в  конкурсах методической культуры педагога.

Ожидаемые результаты программы

Оценка эффективности программы является важным этапом процесса реализации программы «Азбука здоровья». Информацию, полученную в результате оценки эффективности программы необходимо анализировать и возможно использовать при подготовки аналогичных программ в будущем. В основе оценки эффективности программы заложен мониторинг, который  позволяет  проследить обоснованность  применяемых мер по сохранении и развитию здоровья учащихся.  

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

  • Наличие в образовательном учреждении разработок, направленных на повышение уровня знаний детей, родителей, педагогов по здоровьесбережению.
  •  Наличие  знаний у учащихся в области формирования и  сохранения здорового образа жизни.
  •   Физическая подготовленность  учащихся.

\

Формы представления результатов программы

  • Ежегодные аналитические отчеты (мониторинг) о ходе реализации программы на  педагогическом совете.
  •  Разработка педагогами методических разработок по проблеме здоровьесбережения и их  защита.
  • Размещение материалов на сайте учреждения.

Список  литературы

  1. Антонова, Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Антонова. - М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 100 с.
  2. Бабенкова, Е. А. Настольная книга здоровьесбережения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Бабенкова. -  УЦ «Перспектива», 2013. – 201 с.
  3. Безруких, М. М. Основы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений [Текст]: учебное пособие / М. М. Безруких. – М.:  ООО «Вариант», 2012. – 203 с.
  4. Бутова, С. В.  Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С. В. Бутова // Начальная школа. - 2010. - .N 8. -  С. 98.
  5. Зенова,  Т. В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»  [Текст] / Т. В.  Зенова // Практика административной работы в школе. – 2013. - №1. - С.25-28.
  6.   Лукина,  Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами [Текст]: учебное пособие / Л.И. Лукина. - ТЦ «Сфера», 2010. – 213 с.
  7. Макеева, А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 9 класс  [Текст]:  методическое пособие для преподавателей / А. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
  8. Шапцева, Н. Н. Наш выбор – здоровье [Текст]:  досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 129 с.

Приложение 1

Циклограмма работы учреждения по здоровьесбережению

Ежедневно

Еженедельно

Ежемесячно

Один раз в

3 месяца

Один раз в полугодие

Один раз в год

1. Проведение  гимнастики (перед  занятиями).

2. Контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью  

  помещения.

 3. Проведение физкультминуток (на  занятии) и динамических пауз.

4. Фиточай.

1.Занятия  творческих объединений физкультурно-спортивной направленности.

2.Проведение подвижных и дидактических игр.

3.Прогулки.

1. Генеральная уборка  кабинетов.

2. Проведение спортивных соревнований, праздников.

3. Организация   дискуссий, бесед, викторин по здоровьесбережению  в творческих объединениях.

1. Конкурсы рисунков, выставка агитплакатов «Мы против наркотиков!»

 2. Организация экскурсий.

3. Проведение «Дня здоровья».

4. Обновление уголка здоровья.

1. Проведение мероприятий с приглашением медицинского работника.

2.Проведение родительских собраний.

3.Организация встреч детей и родителей для участия в спортивных соревнованиях 4.Проведение мониторинга.

1.Медицинский осмотр сотрудников.

2. Профилакти

ческие прививки.

3.Аналитический отчет  по программе.

4.Создание методических рекомендаций, памяток.

Приложение 2

Анкета для родителей «О здоровье всерьёз!»

  1. Каково состояние Вашего здоровья?

а) очень хорошее; б) хорошее;  в) нормальное; г) плохое.

      2.   Каково состояние здоровья Вашего ребёнка?

            а) хорошее; б) нормальное; в) плохое.

      3.   Когда в последний раз Вы проверяли состояние своего здоровья?

            а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году; г) более года назад;

            д) не помню.

      4.   Когда в последний раз проверяли здоровье ребёнка?

            а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году.

      5.   Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

            а) постоянно;  б) часто; в) очень редко; г) не занимаюсь.

      6.   Посещает ли Ваш ребёнок спортивную секцию?

            а) да; б) нет.

      7.   Если посещает, то какую?   ________________________

       8.   Если не посещает, то хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок посещал секцию?

            ______________________________________________

      9.   Есть ли в Вашем доме спортивные снаряды? а) да;  б) нет.

            Если есть, то какие?

             ___________________________________________________

  1. Делаете ли Вы с ребёнком дома утреннюю гимнастику?

а) да, регулярно; б) нерегулярно;  в) нет.

  1. Считаете ли Вы питание Вашей семьи рациональным?

а) да;  б) отчасти;  в) нет;  г) затрудняюсь ответить.

      12.  Установлен ли для Вашего ребёнка режим дня?

             а) да;  б) нет.

      13.  Соблюдает ли Ваш ребёнок правила личной гигиены?

             а) да;  б) нет;  в) не всегда.

      14.  Вы употребляете спиртные напитки?

             а) не употребляю;  б) очень редко;  в) часто употребляю.

      15.  Вы курите?

             а) нет;  б) очень редко;  в) часто;  г) бросил.

      16.  Как Вы проводите свой отпуск?

             а) на море;  б) дома;  в) в санатории;  г) когда как.

      17.  Как Ваши дети проводят досуг?

             а) гуляют на улице;  б) смотрят телевизор;  в) общаются с друзьями;

              г) читают книги.

      18.   Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?

              а) да;  б) нет;  в) затрудняюсь ответить.

      19.   Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

              а) из специальных книг;  б) из средств информации;  в) из беседы с врачом;

              г) другое.

      20.   Вы ведёте здоровый образ жизни?

              а) да;  б) отчасти;  в) нет;  г) затрудняюсь ответить.

      21.   Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

              а) да;  б) затрудняюсь ответить.

      22.   Если прививаете, то каким образом?

              а) с помощью бесед;  б) личным примером;  в) совместными занятиями с детьми;  

              г) прибегаю к услугам школы;  д) другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Реализация здоровьесберегающих технологий в учреждении дополнительного образования

В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем ук...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....

Хромотерапия, как метод здоровьесберегающей технологии в учреждении дополнительного образования.

Важнейшей социальной задачей современного общества является укрепление психофизического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Психофизическое здоровье является необходи...

Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей

В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации и...