Доклад по теме "Аспекты формирования креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема: «Аспекты формирования креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку»
Слайд 2 – эпиграф
У каждого из нас
Внутри талант таится
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться
Первые годы жизни ребенка – самые важные и ценные для его будущего, так как навыки и знания, которые человек приобретает в детстве, служат основой для всей его последующей жизни. Поэтому современные родители стремятся как можно полнее использовать возможности этого периода и все больше внимания уделяют раннему развитию детей. Причем речь идет не только об интеллектуальных и физических, но и о творческих способностях.
Слайд 3 Определение, что такое творчество и креативность.
Творчество – это деятельность, результвтом которой является создание новых материальных и духовных ценностей
Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Слайд 4
В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных решений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.
Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально свойственная каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Так что если вы хотите, чтобы ваши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать уже с дошкольного возраста.
Слайд 5 (критерии)
Критерии креативности:
- гибкость
- быстрота
- вариативность
Что такое креативное мышление? Креативное мышление является противоположностью шаблонности – узость выбора во время поиска вероятных решений, одинаково предвзято относится к разным проблемам.
Благодаря креотивности появляются необычные мысли, находятся новые решения прежних проблем, отходят в сторону избитые не интересные идеи, исчезает первичный взгляд на вещи.
Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.
Слайд 6
В основе креативности лежат фантазия и воображение. Если обращаться к терминологии, то под воображением обычно понимают способность представлять некий объект, удерживать его образ в сознании и манипулировать им.
Необходимо учитывать, что воображение во многом опирается на жизненный опыт, поэтому, чем старше мы становимся, тем больше материала и инструментов получает в свое распоряжении наша фантазия, а значит, и увеличиваются ее потенциальные возможности. Откуда же тогда взялось убеждение, что у детей воображение более развито, спросите вы?
Слайд 7
Все просто – ребенок легче принимает воображаемые искажения реальности (поэтому ему, в частности, проще поверить в сказки и сопереживать их героям), а, кроме того, у него больше поводов использовать воображение. Взрослые же люди, имея огромный запас знакомых образов и умея их комбинировать, в основном предпочитают использовать уже проверенные готовые решения для типичных задач.
Слайд 8
На моих занятиях для развития воображения и фантазии я использую такие методы:
- разучивание различных рифмовок, стихов, загадок, которые одна группа детей придумывает, а другая – отгадывает.
Слайд 9
- на каждом занятии проводятся артикуляционная гимнастика и фонетические упражнения, которые дают детям большой импульс для дальнейшего развития их воображения и фантазии
- большую роль играет такой метод, как аудирование. Детям предлагается текст о вымышленных или реальных героях, предметах и т.п. который дети слушая, должны понять, представить и придумать свой.
- прослушивание сказок и просмотр мультфильмов на английском языке стимулируют детскую фантазию
Слайд 10
Фантазию необходимо развивать через игру.
Игра для ребенка – это возможность узнать новое. Именно в увлекательной форме игры дети знакомятся с миром. Формируясь в процессе игры, воображение проникает и в другие сферы жизни, в первую очередь, в творчество.
Слайд 11
Лучшим возрастом для развития нестандартного, креативного мышления будет период, в который формируется воображение – то есть от трех до семи лет. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять ей. Это можно заметить даже по тому, как ребенок играет.
Слайд 12
Например, часто дети используют в игре реальные предметы для замены неких воображаемых вещей и объектов: так, швабра может стать быстроногим скакуном, фломастер – волшебной палочкой, а пустая картонная коробка – космическим кораблём.
При этом малышам 3-4 лет необходимо, чтобы заменяющий предмет был похож на замещаемый, а для детей более старшего возраста это сходство может быть достаточно условным. Постепенно необходимость в самом предмете сходит на нет, и ребенок учится манипулировать с воображаемым образом безо всякого подкрепления «извне».
Слайд 13
Еще одно изменение, которое происходит в процессе взросления – управление фантазией. Чем старше становится ребенок, тем более активно он учится пользоваться своим воображением. Так, младшие дошкольники не ставят перед собой цели что-то придумать, и их фантазия проявляется спонтанно. А вот дети постарше уже могут создавать образы целенаправленно. Это проявляется и в творчестве: занимаясь рисованием или лепкой из пластилина, малыши приступают к работе, еще не имея в голове образа законченной картинки или фигурки и придумывая детали «на ходу». С возрастом же они начинают заранее планировать, что именно им хочется вылепить или нарисовать, и подбирают материалы и цвета, необходимые для реализации этой идеи.
Слайд 14 (перечисление игр)
Приведу несколько названий игр, которые дети любят играть на занятиях.
«Тренеры и спортсмены»
«Как у тебя дела?»
«Сказочное превращение»
«Волшебный мешочек»
«Магазин»
«Школа»
«Зоопарк»
«Близнецы»
Отдельно стоит сказать про наборы для игры «в магазин»,
Слайд 15 (кубик-рубик)
«в чаепитие», «в школу» и так далее. Такие игрушки способствуют тренировке социальных навыков, так как дети учатся общаться друг с другом, договариваться и мирно решать споры, а кроме того, служат отличной тренировкой воображения. Дети моделируют игровую ситуацию, придумывают сюжет игры, решают, как персонаж должен поступить в том или ином случае... Придумывая и распределяя роли в игре, дети учатся держать во внимании некий образ и манипулировать им длительное время.
Для того, чтобы простимулировать воображение ребенка, достаточно ввести в игру элементы развивающего обучения.
Также можно предложить ребенку пофантазировать над какой-либо ситуацией, и с помощью наводящих вопросов помочь ему придумать историю.Полезны будут и задачи на логику – попросите ребенка объяснить, что общего у каких-либо предметов, или придумать как можно больше способов использования какого-нибудь простого предмета (карандаша, чашки, листка бумаги).
Слайд 16-17
Большой толчок для развития воображения дают инсценировки и элементы драматизации
Слайд 18-19
Традиционно ежегодно провожу занятия-праздники (Хэллоуин, Рождество по-английски, День Святого Валентина, для мам в Международный женский день).
Слайд 20
Об этом празднике хотелось бы сказать отдельно. Это совместный творческий проект трёх направлений группы «Калейдоскоп» (ИЗО-деятельность, театральные игры) и выступление детей перед родителями. Мы разучиваем песню «Будь счастлива» на английском языке. Сначала на русском языке каждый ребёнок придумывает пожелание, которое он хотел бы выразить своей маме, а затем мы разучиваем затем эти фразы на английском. И каждый ребёнок запоминает при этом не только свою фразу, но и фразы других детей и в случае отсутствии кого-либо из детей может его заменить.
Главное в работе с детьми при формировании креативной личности помнить ряд правил:
• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
Слайд 21
• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
- творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;
• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
• развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться.
Слайд 22
Работа в этом направлении будет эффективнее, если в ней принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Слайд 23
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие методики,как одно из средств формирования активного словаря детей дошкольного возраста.
В статье говориться о том, что логопедия - важное звено комплекса здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения экологии. Об этом свидетельствуют часто возникающи...

Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Презентация по теме: "Аспекты формирования креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку"
Данная презентация может использоваться для педагогов дополнительного образования...

Консультация для воспитателей «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
Консультация для воспитателей...