Доклад по теме "Аспекты формирования креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку"
материал по теме

Забоева Галина Анатольевна

Текст  сообщения  к презентации педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_kreativnosti.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема: «Аспекты формирования креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку»

Слайд 2 – эпиграф

У каждого из нас

Внутри талант таится

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться

Первые годы жизни ребенка – самые важные и ценные для его будущего, так как навыки и знания, которые человек приобретает в детстве, служат основой для всей его последующей жизни. Поэтому современные родители стремятся как можно полнее использовать возможности этого периода и все больше внимания уделяют раннему развитию детей. Причем речь идет не только об интеллектуальных и физических, но и о творческих способностях.

Слайд 3 Определение, что такое творчество и креативность.

Творчество – это деятельность, результвтом  которой  является создание новых материальных и духовных ценностей

Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Слайд 4

В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных решений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.

Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально свойственная каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Так что если вы хотите, чтобы ваши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать уже с дошкольного возраста.

Слайд 5 (критерии)

Критерии креативности:

- гибкость

- быстрота

- вариативность

 Что такое креативное мышление? Креативное мышление является противоположностью шаблонности – узость выбора во время поиска вероятных решений, одинаково предвзято относится к разным проблемам.

Благодаря креотивности появляются необычные мысли, находятся новые решения прежних проблем, отходят в сторону избитые не интересные идеи, исчезает первичный взгляд на вещи.

Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.

Слайд 6

В основе креативности лежат фантазия и воображение. Если обращаться к терминологии, то под воображением обычно понимают способность представлять некий объект, удерживать его образ в сознании и манипулировать им.

     Необходимо учитывать, что воображение во многом опирается на жизненный опыт, поэтому, чем старше мы становимся, тем больше материала и инструментов получает в свое распоряжении наша фантазия, а значит, и увеличиваются ее потенциальные возможности. Откуда же тогда взялось убеждение, что у детей воображение более развито, спросите вы?

Слайд 7

 Все просто – ребенок легче принимает воображаемые искажения реальности (поэтому ему, в частности, проще поверить в сказки и сопереживать их героям), а, кроме того, у него больше поводов использовать воображение. Взрослые же люди, имея огромный запас знакомых образов и умея их комбинировать, в основном предпочитают использовать уже проверенные готовые решения для типичных задач.

Слайд 8

На моих занятиях для развития воображения и фантазии  я использую такие методы:

- разучивание различных  рифмовок, стихов, загадок, которые одна группа детей придумывает, а другая – отгадывает.

Слайд 9

-  на каждом занятии  проводятся артикуляционная гимнастика и фонетические упражнения, которые дают детям большой импульс для дальнейшего развития их воображения и фантазии

- большую роль  играет такой метод, как аудирование.  Детям предлагается  текст о вымышленных или реальных героях, предметах и т.п. который дети слушая, должны понять, представить и придумать свой.

- прослушивание сказок и просмотр мультфильмов на английском языке стимулируют детскую фантазию

Слайд 10

   Фантазию необходимо развивать через игру.

Игра для ребенка – это возможность узнать новое. Именно в увлекательной форме игры дети знакомятся с миром. Формируясь в процессе игры, воображение проникает и в другие сферы жизни, в первую очередь, в творчество.

Слайд 11

Лучшим возрастом для развития нестандартного, креативного мышления будет период, в который формируется воображение – то есть от трех до семи лет. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять ей. Это можно заметить даже по тому, как ребенок играет.

Слайд 12

 Например, часто дети используют в игре реальные предметы для замены неких воображаемых вещей и объектов: так, швабра может стать быстроногим скакуном, фломастер – волшебной палочкой, а пустая картонная коробка – космическим кораблём.

При этом малышам 3-4 лет необходимо, чтобы заменяющий предмет был похож на замещаемый, а для детей более старшего возраста это сходство может быть достаточно условным. Постепенно необходимость в самом предмете сходит на нет, и ребенок учится манипулировать с воображаемым образом безо всякого подкрепления «извне».

Слайд 13

Еще одно изменение, которое происходит в процессе взросления – управление фантазией. Чем старше становится ребенок, тем более активно он учится пользоваться своим воображением. Так, младшие дошкольники не ставят перед собой цели что-то придумать, и их фантазия проявляется спонтанно. А вот дети постарше уже могут создавать образы целенаправленно. Это проявляется и в творчестве: занимаясь рисованием или лепкой из пластилина, малыши приступают к работе, еще не имея в голове образа законченной картинки или фигурки и придумывая детали «на ходу». С возрастом же они начинают заранее планировать, что именно им хочется вылепить или нарисовать, и подбирают материалы и цвета, необходимые для реализации этой идеи.

Слайд 14 (перечисление игр)

Приведу несколько названий игр, которые дети любят играть на занятиях.

«Тренеры и спортсмены»

«Как у тебя дела?»

«Сказочное превращение»

«Волшебный мешочек»

«Магазин»

«Школа»

«Зоопарк»

«Близнецы»

Отдельно стоит сказать про наборы для игры «в магазин»,

Слайд 15 (кубик-рубик)

«в чаепитие», «в школу» и так далее. Такие игрушки способствуют тренировке социальных навыков, так как дети учатся общаться друг с другом, договариваться и мирно решать споры, а кроме того, служат отличной тренировкой воображения. Дети моделируют игровую ситуацию, придумывают сюжет игры, решают, как персонаж должен поступить в том или ином случае... Придумывая и распределяя роли в игре, дети учатся держать во внимании некий образ и манипулировать им длительное время.

Для того, чтобы простимулировать воображение ребенка, достаточно ввести в игру элементы развивающего обучения.

Также можно предложить ребенку пофантазировать над какой-либо ситуацией, и с помощью наводящих вопросов помочь ему придумать историю.Полезны будут и задачи на логику – попросите ребенка объяснить, что общего у каких-либо предметов, или придумать как можно больше способов использования какого-нибудь простого предмета (карандаша, чашки, листка бумаги).

 Слайд 16-17

Большой толчок для развития  воображения дают инсценировки и  элементы драматизации

 Слайд 18-19

Традиционно ежегодно провожу занятия-праздники (Хэллоуин, Рождество по-английски, День Святого Валентина, для мам в Международный женский день).

Слайд 20

Об этом празднике хотелось бы сказать отдельно. Это совместный  творческий проект трёх направлений группы «Калейдоскоп» (ИЗО-деятельность,  театральные игры)  и выступление детей перед родителями. Мы разучиваем песню «Будь счастлива» на английском языке. Сначала на русском языке каждый ребёнок придумывает пожелание, которое он хотел бы выразить своей маме, а затем  мы разучиваем затем эти фразы  на английском. И каждый ребёнок запоминает при этом не только свою фразу, но и фразы других детей и в случае отсутствии кого-либо из детей может его заменить.

Главное в работе с детьми при формировании креативной личности помнить ряд правил:

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

Слайд 21

• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

  • творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

• развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

      Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться.

Слайд 22

    Работа в этом направлении  будет эффективнее, если  в ней принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Слайд 23

Спасибо за внимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие методики,как одно из средств формирования активного словаря детей дошкольного возраста.

В статье говориться о том, что логопедия - важное звено ком­плекса здоровьесберегающих тех­нологий. Все систематически про­водимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, сре­ди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения экологии.  Об этом свидетельствуют  часто возникающи...

Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Презентация по теме: "Аспекты формирования креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку"

Данная презентация может использоваться для педагогов дополнительного образования...