Все обо всем
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Экологический тренинг на тему: «Все обо всем»
Форма проведения: экологический тренинг
Цели:
- проверить правила поведения в природе;
- проверить умения сопоставлять, сравнивать и отгадывать загадки;
- развивать кругозор и познавательную активность уч-ся;
- развивать экологическую культуру.
Подготовительная работа: подготовить небольшие сообщения о животных.
Оборудование: ПК, презентация, карточки с заданиями, житоны-листочки.
Ход занятия
- Актуализация знаний
Есть одна планета - сад .
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- О какой планете идёт речь?
- Давайте определим ключевое слово нашего занятия.
- Назовите лекарственное комнатное растение, сок которого используется при простудных заболеваниях.(алоэ)
- Если к слову вол прибавить ещё одну букву, то получим название хищника.(волк)
- Не вода, не суша, на лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь. (болото)
- Какая птица изображена на гербе России? (орёл)
- Что строится без топора? (гнездо)
- Он есть у носорога (рог)
- При помощи них растения питаются, держатся за землю.(корни)
- Яд этих животных используют для приготовления мазей.(змея)
(отрезать последние буквы и составить слово)
Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что ее надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит о том, что уже в те далекие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов.
Позже Петр I впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 верст, а к берегам мелких — на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клены, вязы, лиственницы, а также сосны с поперечным сечением у основания более 12 вершков... Так начиналась российская экология.
Экология – это наука … (закончить правило)
- Я предлагаю вам проверить свои знания и вместе с Лесовичком побывать на экологических тропинках.
II. Экологический тренинг
- Тропинка «Правила вежливости»
Цель: проверить правила поведения в природе.
(если смысл предложения верный, дети встают, если не верен, то дети сидят)
- Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты цветов нарвать.
- Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет!
- Не ловите бабочек, они так нужны цветущим растениям.
- Хорошо летом разжечь в лесу костёр и поджарить корочку хлеба с салом.
- Диких животных нельзя приносить домой, ведь они не могу жить в неволе.
- Пришли в лес: не пугайте птиц и зверей, не разоряйте муравейники.
- Звери всякие нужны: у каждого из них своя роль в природе… (что произойдёт, если исчезает один вид)
- Тропинка «Угадал – найди ответ» (встать к карточке с нужным ответом)
Цель: проверить умения сопоставлять, сравнивать и отгадывать загадки.
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (берёза)
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много-много желудей.(дуб)
Весной растёт, Летом цветёт,
Осенью обсыпается, зимой отсыпается.
А цветок-то – медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)
В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила,
Платье снять забыла. (рябина)
Стоит зелёный кустик
В красный горошек.
А тронешь – укусит.(шиповник)
Стоят дома высокие, этажи несчётные,
Шпили колючие под тучами летучими.(ель и сосна)
- Тропинка «В мире животных»
Цель: развивать кругозор и познавательную активность уч-ся.
Сообщения уч-ся о животных.
- Тропинка «Знатоки природы» (исправить ошибки в тексте)
Цель: развивать любознательность, умение увидеть новое в знакомом мире.
Наступила осень. Животные не готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг – ласточки, грачи, воробьи, журавли, сороки. Лесные жители – заяц, ёж, белка, лиса – меняют шубки на более тёплые, яркие и густые. Деревья тоже готовятся к зиме – берёзы, осины, ели, и дубы сбрасывают листву, чтобы не замёрзнуть.
- Тропинка «Птичий подиум»
Цель: развивать творческую активность уч-ся.
(изобразить птицу по походке: утка, воробей, цапля)
VI.. Тропинка «Знаешь ли ты?»
Цель: формировать умение ориентироваться и по описанию называть животного.
(Вкладка к журналу «Начальная школа» №8, 2010 г. Стр.29)
- Тропинка «Экологические ситуации»
Цель: развивать экологическую культуру. Презентация. Стихотворение
III. Рефлексия «Признайся природе в любви».
(на каплях написать свои пожелания)
Клип «На свете все нужны»
«Важней всего погода в доме».
На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их «собрать». За быстроту – 1 балл, за правильность – 2 балла
В сентябре белые кучевые облака быстро увеличиваются и темнеют – к дождю.
В июне вечером усиливаются звуки и запахи – к дождю.
В январе к вечеру усилился мороз – к ясной погоде.
В феврале усилился ветер к вечеру – к осадкам.
«Прокомментируй пословицы».
Пока капитаны готовятся, проводится очередной конкурс со зрителями. Выслушиваются несколько вариантов ответов. За более полный и понятный ответ дается жетон, который можно передать команде, или приз.
На молодняк в лесу не поднимай руку, будет он служить тебе и внуку.
Лес без птицы и птица без леса не живут.
Разминка.
1. Какую часть обуви найдем у холма? (Подошву.)
2. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. ( Вода.)
3. Дерево – чемпион Сибири по скорости и роста. ( Тополь.)
4. Цветки какой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в прическе? ( Картофеля.)
5. Какой золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик.)
6. Вьют ли наши птицы гнезда на юге? (Нет.)
7. У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов.)
8. У собаки какой породы язык синего цвета? (Чау-чау.)
9. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)
10. Кругом вода, а с питьем беда. (Море.
А Л О Э В О Л К
О Р Ё Л Г Н Е З Д О
Р О Г З М Е Я
Б О Л О Т о
К О Р Н и
«Правила вежливости»
«Угадал – найди ответ»
«В мире животных»
«Знатоки природы»
«Птичий подиум»
«Знаешь ли ты?»
«Экологические ситуации»
1-й конкурс. Разминка.
1. Какую часть обуви найдем у холма? (Подошву.)
2. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. ( Вода.)
3. Дерево – чемпион Сибири по скорости и роста. ( Тополь.)
4. Цветки какой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в прическе? ( Картофеля.)
5. Какой золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик.)
6. Вьют ли наши птицы гнезда на юге? (Нет.)
7. У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов.)
8. У собаки какой породы язык синего цвета? (Чау-чау.)
9. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)
10. Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)
2-й конкурс. «Важней всего погода в доме».
На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их «собрать». За быстроту – 1 балл, за правильность – 2 балла
В сентябре белые кучевые облака быстро увеличиваются и темнеют – к дождю.
В июне вечером усиливаются звуки и запахи – к дождю.
В январе к вечеру усилился мороз – к ясной погоде.
В феврале усилился ветер к вечеру – к осадкам.
3-й конкурс. « Экологический букварь».
Участникам читаются формулировки экологических понятий и даются карточки с буквами (о, з, о, н / э, к, о, л, о, г. и, я / э, в, о, л, ю, ц, и, я), из которых они должны составить слова по теме «Экология»
4-й конкурс. «Музыкальный калейдоскоп».
Вспомните слова песни, где встречаются слова погода, снег, дождь, солнце, радуга. Спойте строчку песни. («Главней всего погода в доме», «У природы нет плохой погоды»; «Что мне снег, что мне зной»; «Снег кружится, летает, летает»; «От улыбки в небе радуга проснется».)
5-й конкурс. Проект «Город моей мечты».
Участникам команд предлагается выполнить рисунок «Город моей мечты». На задание дается 5 минут. Рисунок должен быть выполнен с точки зрения эколога.
Игры со зрителями.
Загадки. За правильный ответ зрители получают 1 балл, который они могут перевести на счет понравившейся команды.
Утреннее серебро на траве. (Роса.)
Что в пустыне дороже алмаза? (Вода.)
В роднике вода всегда, а откуда в нем она? (Из земли.)
Животное, гуляющее само по себе.( Кошка.)
Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц.)
«Правильно -не правильно».
Зрителям предлагаются утверждения, с которыми они могут согласиться или нет. Для поднятия настроения и снятия усталости можно использовать различные условные знаки. Например: «Да» – встать или поднять руки, «нет « - сесть или похлопать в ладоши.
Слон – хищное млекопитающее. (Нет.)
Гусь – самая дисциплинированная на свете птица. Она никогда не попадет под колеса автомобиля. (Да.)
Флора – имя древнеримской богини цветов, весны и юности. (Да.)
Экологическая цепочка – пищевые связи в живой природе, при которых растения создают свои клетки в результате фотосинтеза. (Да.)
6-й конкурс. Конкурс «Анаграммы».
Задание записано на листочках, которые вытаскивают капитаны команд; выполняется на время (10 – 15 секунд). После обсуждения в команде капитан называет ответ.
Анаграмма – загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила.)
Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Сосна – насос.)
Скрывается мой плод румяный
Тенистою листвой.
А буквы переставь,
Я окажусь рекой.
(Слива – Висла.)
7 – й конкурс. «Закончи рассказ
( конкурс капитанов).
На листочках написано начало рассказа, а капитанам предлагается его закончить. Задание дано с целью развить речь учащихся и закрепить экологические понятия.
На краю красивой маленькой речки стоял удивительный городок, с очень красивым названием Цветочный. И жили в нем коротышки. Но однажды на этот город налетела страшная туча, и пошел кислотный дождь.
Игра со зрителями «Прокомментируй пословицы».
Пока капитаны готовятся, проводится очередной конкурс со зрителями. Выслушиваются несколько вариантов ответов. За более полный и понятный ответ дается жетон, который можно передать команде, или приз.
На молодняк в лесу не поднимай руку, будет он служить тебе и внуку.
Лес без птицы и птица без леса не живут.
8 – й конкурс. «Закончи чистоговорку на экологическую тему».
Команде предлагаются последние звуки чистоговорки, а затем предлагается продолжить ее в рифму. После обсуждения команды читают ответы.
Ять- ять – ять ---------- Природу нужно охранять.
Ля – ля – ля ------------ Мы спасем тебя, Земля.
Упражнение "Природа в моей жизни"
Основные цели: Упражнение подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.
Ориентировочное время: 30-40 минут.
Материалы и подготовка: Лист бумаги, ручка.
Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифрыот1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня:" ("Природа в моей жизни:"). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.
В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участников тренинга:
"Природа в моей жизни - это:
- источник вдохновения;
- способ наслаждения;
- погружение в гармонию;
- проведение досуга;
- способ самореализации;
- сфера моего познавательного интереса;
- стимул для расширения моего кругозора;
- возможность восстановления душевного равновесия;
- предмет моей заботы;
- осознание моей ответственности перед ней".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
Урок по повести А.Платонова «Юшка». тема: " Любить «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...
Технология полного усвоения знаний "Всех учить всему" (Я.А. Каменский)
Презентация по "Технологии полного усвоения знаний"...
Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"
Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе ориентирована на учащихся 5-7 классов. Основные цели мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...
Хлеб всему голова!
Классный час о хлебе....
Внеклассное мероприятие "Всему начало - любовь"
Внеклассное мероприятие "Всему начало - любовь" интересно и с точки зрения воспитания ,и с точки зрения творческого развития детей одной или нескольких возрастных групп. Оно раскрывает многогранность ...
Собрание- практикум «Использование возможностей NetSchool для стимулирования новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса»
Это родительское собрание проводится с целью помощи родителям в овладении навыками работы с комплексной информационной системой NetSchool. Так же обозначен круг проблем, связанных с использованием ком...
Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики
Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...