Программа танцевальная по ФГОС 5-8 классы
рабочая программа на тему
Программа танцевальная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа танцевального коллектива "Акварельки" по ФГОС 5-8 классы | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Возрастная образовательная программа по внеурочной деятельности соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и составлена на основе программы учебно-методическое пособие для педагогов Колодницкий Г.А.,«Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» для младших подростков «Акварельки» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 (2012-2016 учебный год) 1 час в неделю; 5 класс — 35 часа в год, 6 класс — 35 часа в год, 7 класс — 35 часа в год, 8 класс — 35 часа в год.
Программа рассчитана на работу с детьми младшего подросткового возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Она посвящена процессу овладения детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры, предметом обучения в средней школе является двигательная активность с обще-развивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших подростков не только совершенствуется физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность, мышечная память. Позволяет не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка, приобщение к традиционным культурным ценностям.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
1. на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (хореографического кабинета);
2. на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
3. на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого, к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
4. на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области танцевальной культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
5. на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений, упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий ритмическими упражнениями;
6. региональный компонент, в строенный в базовый курс.
Цель программы: укрепление физического и психологического здоровья, привитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
- привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
- гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
- дать представление о танцевальном образе;
- развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
- воспитание культуры поведения и общения;
- развитие творческих способностей;
- воспитание умений работать в коллективе;
- развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
- развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста;
- развития эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности;
- воспитание организованной, гармонически развитой личности;
- выявление творческих способностей в области искусства танца;
- приобретение навыков хореографического движения;
- ознакомление с жанровыми и стилистическими особенностями искусства танца.
Психолого-педагогические принципы:
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Межпредметные связи
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- проведение открытых уроков для родителей;
- организация танцевальных конкурсов;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итогового занятия в конце учебного года.
Учебно-тематический план
(1-й уровень, 5 класс)
Цель: иметь представление о выворотности как средстве выразительности историко-бытового танца, диско-танцы, народного танца, эстрадного танца. Освоить простейшие приемы в исполнении движений и уметь исполнять упражнения в соответствии с музыкальным сопровождением. Познакомить: с историей развития «Белого танца», с танцевальными произведениями и творческим путём балетных танцоров.
№ п/п | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | Методы контроля | |||||
Общее кол-во | Теория | Прак- тика | |||||||
Танцевально-хореографическая работа | |||||||||
1. | Вводное занятие. Правила ТБ. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
2. | Основные танцевальные правила. Построение, перестроение. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
3. | История белого танца. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | |||
4. | Падеграс. | 3 | 0,5 | 2,5 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | |||
5. | Бранль. | 2 | 2 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
6. | Пин Блюз. | 2 | 2 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
7. | Менуэт. | 2 | 2 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
8. | Медленный вальс. | 4 | 4 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- Ние | ||||
9. | Дроби, хлопушки, трюки и комбинации русского народного танца. | 10 | 10 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
10. | Хороводы – народов мира. | 4 | 4 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
11. | Викторина «В ритме танца». Танец на почтовых марках. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
12. | Движения танцев коренных малочисленных народов Севера. | 2 | 2 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
12. | Один день из жизни балетного танцовщика. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
11. | Творческий путь Игоря Моисеева. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
Итого: | 35 | 2 | 33 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам первого уровня реализации программы
Иметь представление о выворотности как средстве выразительности историко-бытового танца, диско-танцы, русского народного танца. Освоить простейшие приемы в исполнении движений.
К концу года обучения учащимися должны быть освоены: освоить простейшие приемы в исполнении движений историко-бытового танца, народного танца, эстрадного танца. Знать: историю развития «Белого танца», творческий путь балетных танцоров, творческий путь Игоря Моисеева, элементарные движения танцев коренных малочисленных народов Севера.
Учебно-тематический план
(2-й уровень, 6-7 класс)
Цель: Закрепление знаний и навыков, полученных в 5-м классе. Постановка корпуса, ног, рук, головы в процессе усвоения основных движений, развитие элементарных навыков устойчивости, координации движений. Дальнейшее изучение элементов историко-бытового, диско-танцы, народных танцев. Положение учащихся в паре. Изучение положения в комбинациях, шагах и позах. Освоение новых комбинаций, этюдов, танцев.
№ п/п | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | Методы контроля | |||
Общее кол-во | Теория | Прак- тика | |||||
Танцевально-хореографическая работа | |||||||
1. | Вводное занятие. Правила по ТБ. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
2. | Основные танцевальные правила. Постановка корпуса. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
3. | Упражнения на растяжку. | 3 | 3 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
4. | Медленный вальс. | 6 | 6 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
5. | Русский народный танец. Дроби, хлопки, выстукивание, трюки, ходы, проходки. | 10 | 10 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
6. | Работа над основными танцевальными движениями. | 5 | 5 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
7. | Кроссворд «Основы знаний классического танца» | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
8. | Йога-терапия. | 5 | 5 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
9. | Элементы коренных малочисленных народов Севера. | 3 | 3 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
Итого | 35 | 2 | 33 |
(2-й уровень, 7 класс)
Цель: Закрепление знаний и навыков, полученных в 6-м классе. Продолжение работы над постановкой корпуса, развитие элементарных навыков устойчивости, координации движений. Дальнейшее изучение элементов историко-бытового, диско-танцы, народных танцев. Положение учащихся в паре. Изучение положения epaulement (croisee и effacee) в комбинациях, шагах и позах. Освоение новых комбинаций, этюдов, танцев.
№ п/п | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | Методы контроля | |||
Общее колво | Теория | Прак- тика | |||||
Танцевально-хореографическая работа | |||||||
1. | Вводное занятие. Правила по ТБ. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
2. | Основные танцевальные правила. Построение, перестроение. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
3. | Упражнения на растяжку. | 5 | 5 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
4. | Элементы русского народного танца. | 10 | 10 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
5. | Кроссворд «Основы знаний классического танца» | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
6. | Работа над основными танцевальными движениями. | 4 | 4 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
7. | Вальс. | 10 | 10 | ||||
8. | Русские народные костюмы. | 2 | 2 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
9. | Творческий путь А.Я. Вагановой | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||
Итого | 35 | 3 | 32 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам второго уровня реализации программы
Ученики должны знать правильную постановку корпуса, позиции ног, рук, положения головы в процессе усвоения основных движений. Знать правильное положение рук в паре в данной композиции, которая была проучена в период учебного года.
Следить за постановкой корпуса, держать апломб. Формировать умение слушать музыку, понимать настроение, её характер; развить эмоциональную отзывчивость при музыке. Уметь правильно распределять вес тела с ноги на ногу.
К концу учебного года учащимися должны быть освоены следующие этюды: Этюд коренных малочисленных народов севера; народный этюд.
Учебно-тематический план
(3-й уровень, 8 класс)
Цель: Основной задачей 8-го класса является продолжение работы над постановкой корпуса, ног, рук, головы в процессе усвоения основных движений, развитие элементарных навыков устойчивости, координации движений, слушать и понимать музыку. Дальнейшее изучение элементов историко-бытового, диско-танцы, народных танцев. Положение учащихся в паре. Изучение положения epaulement (croisee и effacee) в комбинациях, шагах и позах. Освоение новых комбинаций, этюдов, танцев.
№ п/п | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | Методы контроля | |||||
Общее кол-во | Теория | Прак- тика | |||||||
Танцевально-хореографическая работа | |||||||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
2. | Основные танцевальные правила. Развитие музыкальности. Построение, перестроение. | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
3. | Йога-терапия | 5 | 5 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
4. | Викторина «В ритме танца» | 1 | 1 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
5. | Амурчики. | 15 | 15 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
9. | Упражнения на растяжку | 4 | 4 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | ||||
10. | «Бал XIX века» на основе полонеза, французской кадрили и вальса. | 8 | 1 | 7 | Групповое/ Подгруппой | Наблюде- ние | |||
Итого | 35 | 3 | 32 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам второго уровня реализации программы
Ученики должны знать правильную постановку корпуса, позиции ног, рук, положения головы в процессе усвоения основных движений. Знать правильное положение рук в паре в данной композиции, которая была проучена в период учебного года.
Следить за постановкой корпуса, держать апломб. Формировать умение слушать музыку, понимать настроение, её характер; развить эмоциональную отзывчивость при музыке. Уметь правильно распределять вес тела с ноги на ногу.
К концу учебного года учащимися должны быть освоены следующие этюды: элементы народного танца, диско, элементы коренных малочисленных народов Севера, вальс.
Результатом реализации программы является:
- знание элементарных основ классического, эстрадного и народного танца;
- во владении методикой и техникой исполнения;
- в осознании воспитанниками важной роли хореографии в эстетическом воспитании личности;
- в готовности принимать участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня.
Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции используются следующие формы контроля:
1.Занятие контроля знаний (текущий контроль);
2.Творческие отчеты (конкурсы, фестивали и концерты различного уровня).
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
‒ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении танцевальной культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о танцевальной культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность;
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (выворотности, прыгучести, силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
– взаимодействие со сверстниками по правилам игры и т.д.;
– выполнение простейших ритмических, танцевальных и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия ритмическими упражнениями в режиме дня, использовать средства танцевальной культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития танцевальной культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать ритмическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели танцевального развития и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий ритмической культурой;
– организовывать и проводить занятий ритмической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них ритмические упражнения, или комбинации и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать ритмическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие упражнения и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Литература
1.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л., 1983г.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 2000г.
3. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 1959.
4. Ваганова А. Основы классического танца. - С.-П.,2002г.
5.Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному танцу. -
Курган, 1997г.
6. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для руководителей
хореографических коллективов. - Курган, 2000г.
7. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев.- Ростов на Дону.: Феникс, 2005
8. Джазовые танцы./ Авт.-сост. Е.В. Диниц.-М.: АСТ, 2002.
9. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2003.
10. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. - Челябинск, 1996г.
11. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.- М.: Гном-Пресс, 2000г.
12. Латиноамериканские танцы./ Авт.-сост. О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2003
13. Левин М.В. Гинастика в хореографической школе. - М., 2001г.
14. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971г.
15. Лисицкая Т.А. Хореография в гимнастике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1993.
16. Народные танцы./ Авт.-сост. О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2007.
17. Никитин Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. – М., 2006г.
18. Панферов В. Основы композиции танца.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001.
19. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М., 1985г.
20. Полетков С.С. Основы современного танца. - Ростов- на - Дону, 2005г.
21. Прутова Т.В., Беликова A.M., Кветная О.В. Учите детей танцевать. - М.,2003г.
22. Современный бальный танец. Учебное пособие. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М.: Просвещение, 1977.
23. Устинова Т. Н. Избранные русские танцы. – М.: ВЛАДОС, 1996.
24. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс.- С-П.,2007г.
25. Шевлюга С, Горяинова О. Самоучитель испанских и цыганских танцев. Фламенко. – Ростов - на - Дону,2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (ФГОС) 5 -8 класс
Рабочая программа создана на основе программы "Технология" В.Д. Симоненко ивключает проектную и творческую деятельность учащихся по разделам...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 5-6 класс. Учебно-методический комплект серии "Линия ...
Рабочая программа по информатике ФГОС 5-9 класс
Тематическое планирование...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 8 класса ОУ "СО А-школы им.Д.И.Менделеева" на 2014 – 2015 уч.год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.Программа рассчитана на 165 часов и п...
Рабочая программа по физкультуре ФГОС 2-4 классы В.И. Лях
Рабочая программа по физкультуре ФГОС 2-4 классы В.И. Лях с УУД...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...
Программа танцевального кружка "Калейдоскоп" 2-4 класс
Программа танцевального кружка "Калейдоскоп" 2-4 класс...