Программа танцевальная по ФГОС 5-8 классы
рабочая программа на тему

Кадерова Наталья Алексеевна

Программа танцевальная

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Пояснительная записка

        Возрастная образовательная программа по внеурочной деятельности  соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования   и составлена на основе программы учебно-методическое пособие для педагогов Колодницкий Г.А.,«Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» для младших подростков «Акварельки» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней  общеобразовательной школы №5  (2012-2016 учебный год) 1 час в неделю; 5 класс — 35 часа в год, 6 класс — 35 часа в год, 7 класс — 35 часа в год, 8  класс — 35 часа в год.

   Программа рассчитана на работу с детьми младшего подросткового возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Она посвящена процессу овладения детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры,  предметом обучения в средней школе является двигательная активность с обще-развивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших подростков не только совершенствуется физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность, мышечная память. Позволяет не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка, приобщение к традиционным культурным ценностям.

     

Предлагаемая программа характеризуется направленностью:

1. на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (хореографического кабинета);

2. на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;

3. на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого, к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

4. на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области танцевальной культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

5. на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений, упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий ритмическими упражнениями;

6. региональный компонент, в строенный в базовый курс.

Цель программы: укрепление физического и психологического здоровья, привитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры.

Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:

  • дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
  • способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
  • привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
  • гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
  • дать представление о танцевальном образе;
  • развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
  • воспитание культуры поведения и общения;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание умений работать в коллективе;
  • развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
  • развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста;
  • развития эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности;
  • воспитание организованной, гармонически развитой личности;
  • выявление творческих способностей в области искусства танца;
  •  приобретение навыков хореографического движения;
  • ознакомление с жанровыми и стилистическими особенностями искусства танца.

Психолого-педагогические принципы:

 Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а)  Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

Межпредметные связи

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.

«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.

Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.  

Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

- проведение открытых уроков для родителей;

- организация танцевальных конкурсов;

- участие в праздничных программах, концертах;

- проведение итогового занятия в конце учебного года.

Учебно-тематический план

(1-й уровень, 5 класс)

Цель: иметь представление о выворотности как средстве выразительности историко-бытового танца, диско-танцы, народного танца, эстрадного танца. Освоить простейшие приемы в исполнении движений и уметь исполнять упражнения в соответствии с музыкальным сопровождением. Познакомить: с историей развития «Белого танца», с  танцевальными  произведениями и творческим путём  балетных танцоров.

№ п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Методы контроля

Общее

 кол-во

Теория

Прак-

тика

Танцевально-хореографическая работа

1.

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

2.

Основные танцевальные правила. Построение, перестроение.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

3.

История белого танца.

1

0,5

0,5

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

4.

Падеграс.

3

0,5

2,5

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

5.

Бранль.

2

2

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

6.

Пин Блюз.

2

2

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

7.

Менуэт.

2

  2

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

8.

Медленный вальс.

4

4

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

Ние

9.

Дроби, хлопушки, трюки  и комбинации русского народного танца.

10

10

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

10.

Хороводы – народов мира.

4

4

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

11.

Викторина «В ритме танца». Танец на почтовых марках.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

12.

Движения танцев коренных малочисленных народов Севера.

2

2

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

12.

Один день из жизни балетного танцовщика.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

11.

Творческий путь Игоря Моисеева.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

Итого:

35

2

33

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам первого уровня реализации программы

     Иметь представление о выворотности как средстве выразительности историко-бытового танца, диско-танцы, русского народного танца. Освоить простейшие приемы в исполнении движений.

К концу года обучения учащимися должны быть освоены: освоить простейшие приемы в исполнении движений историко-бытового танца, народного танца, эстрадного танца. Знать:  историю развития «Белого танца»,  творческий путь  балетных танцоров, творческий путь Игоря Моисеева, элементарные движения танцев коренных малочисленных народов Севера.

Учебно-тематический план

(2-й уровень, 6-7 класс)

Цель: Закрепление знаний и навыков, полученных в 5-м классе. Постановка корпуса, ног, рук, головы в процессе усвоения основных движений, развитие элементарных навыков устойчивости, координации движений. Дальнейшее изучение элементов историко-бытового, диско-танцы, народных танцев. Положение учащихся в паре. Изучение положения  в комбинациях, шагах и позах. Освоение новых комбинаций, этюдов, танцев.

№ п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Методы контроля

Общее

 кол-во

Теория

Прак-

тика

Танцевально-хореографическая работа

1.

Вводное занятие. Правила по ТБ.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

2.

Основные танцевальные правила. Постановка корпуса.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

3.

Упражнения на растяжку.

3

3

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

4.

Медленный вальс.

6

6

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

5.

Русский народный танец. Дроби,  хлопки, выстукивание, трюки, ходы, проходки.

10

10

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

6.

Работа над основными танцевальными движениями.

5

5

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

7.

Кроссворд «Основы знаний классического танца»

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

8.

Йога-терапия.

5

5

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

9.

Элементы коренных малочисленных народов Севера.

3

3

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

Итого

35                                                                                                                    

2

33

(2-й уровень, 7 класс)

Цель: Закрепление знаний и навыков, полученных в 6-м классе. Продолжение работы над постановкой корпуса, развитие элементарных навыков устойчивости, координации движений. Дальнейшее изучение элементов историко-бытового, диско-танцы, народных  танцев. Положение учащихся в паре. Изучение положения epaulement (croisee и effacee) в комбинациях, шагах и позах. Освоение новых комбинаций, этюдов, танцев.

№ п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Методы контроля

Общее

 колво

Теория

Прак-

тика

Танцевально-хореографическая работа

1.

Вводное занятие. Правила по ТБ.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

2.

Основные танцевальные правила.  Построение, перестроение.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

3.

Упражнения на растяжку.

5

5

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

4.

Элементы русского народного танца.

10

10

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

5.

Кроссворд «Основы знаний классического танца»

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

6.

Работа над основными танцевальными движениями.

4

4

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

7.

Вальс.

10

10

8.

Русские народные костюмы.

2

2

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

9.

Творческий путь А.Я. Вагановой

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

Итого

35                                                                                                                    

3

32

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам второго уровня реализации программы

Ученики должны знать правильную постановку корпуса,  позиции ног, рук, положения головы в процессе усвоения основных движений. Знать правильное положение рук в паре в данной композиции, которая была проучена в период учебного года.

    Следить за постановкой корпуса, держать апломб. Формировать умение слушать музыку, понимать настроение, её характер; развить эмоциональную отзывчивость при музыке. Уметь правильно распределять вес тела с ноги на ногу.

        К концу учебного года учащимися должны быть освоены следующие этюды: Этюд коренных малочисленных народов севера; народный этюд.

Учебно-тематический план

(3-й уровень, 8 класс)

Цель: Основной задачей 8-го класса является  продолжение работы над постановкой корпуса, ног, рук, головы в процессе усвоения основных движений, развитие элементарных навыков устойчивости, координации движений, слушать и понимать музыку. Дальнейшее изучение элементов историко-бытового, диско-танцы, народных  танцев. Положение учащихся в паре. Изучение положения epaulement (croisee и effacee) в комбинациях, шагах и позах. Освоение новых комбинаций, этюдов, танцев.

№ п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Методы контроля

Общее

 кол-во

Теория

Прак-

тика

Танцевально-хореографическая работа

1.

Вводное занятие.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

2.

Основные танцевальные правила. Развитие музыкальности. Построение, перестроение.

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

3.

Йога-терапия

5

5

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

4.

Викторина «В ритме танца»

1

1

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

5.

Амурчики.

15

15

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

9.

Упражнения на растяжку

4

4

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

10.

«Бал XIX века» на основе полонеза, французской кадрили и вальса.

8

1

7

Групповое/

Подгруппой

Наблюде-

ние

Итого

35                                                                                                                    

3

32

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам второго уровня реализации программы

Ученики должны знать правильную постановку корпуса,  позиции ног, рук, положения головы в процессе усвоения основных движений. Знать правильное положение рук в паре в данной композиции, которая была проучена в период учебного года.

    Следить за постановкой корпуса, держать апломб. Формировать умение слушать музыку, понимать настроение, её характер; развить эмоциональную отзывчивость при музыке. Уметь правильно распределять вес тела с ноги на ногу.

        К концу учебного года учащимися должны быть освоены следующие этюды: элементы  народного танца, диско, элементы коренных малочисленных народов Севера, вальс.

Результатом   реализации   программы  является:

 - знание элементарных   основ   классического, эстрадного и  народного  танца;

 -  во  владении   методикой  и  техникой   исполнения;

 -  в  осознании  воспитанниками  важной   роли  хореографии в  эстетическом  воспитании  личности;

  • в   готовности   принимать   участие   в  концертах, конкурсах, фестивалях  и   других мероприятиях    районного, городского  и  областного  уровня.

Для   отслеживания   уровня   усвоения  содержания   программы    и  своевременного   внесения   коррекции   используются  следующие   формы  контроля:

1.Занятие  контроля  знаний  (текущий  контроль);  

2.Творческие   отчеты  (конкурсы, фестивали   и  концерты  различного  уровня).

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

‒ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений о значении танцевальной культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о танцевальной культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность;

– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (выворотности, прыгучести, силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

– взаимодействие со сверстниками по правилам игры и т.д.;

– выполнение простейших ритмических, танцевальных и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Планируемые результаты

По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:

– планировать занятия ритмическими упражнениями в режиме дня, использовать средства танцевальной культуры в проведении своего отдыха и досуга;

– излагать факты истории развития танцевальной культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;

– использовать ритмическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели танцевального развития и развития основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;

– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий ритмической культурой;

– организовывать и проводить занятий ритмической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них ритмические упражнения, или комбинации и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеризовать ритмическую нагрузку по показателю частоты пульса;

– выполнять простейшие упражнения и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;

  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

 Литература

1.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л., 1983г.

2. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 2000г.

3. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 1959.

4. Ваганова А. Основы классического танца. - С.-П.,2002г.

5.Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному танцу. -
Курган, 1997г.

6. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для руководителей
хореографических коллективов. - Курган, 2000г.

7. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев.- Ростов на Дону.: Феникс, 2005

8. Джазовые танцы./ Авт.-сост. Е.В. Диниц.-М.: АСТ, 2002.

9. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2003.

10. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. - Челябинск, 1996г.

11. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для         детей.- М.: Гном-Пресс, 2000г.

12. Латиноамериканские танцы./ Авт.-сост. О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2003

13. Левин М.В. Гинастика в хореографической школе. - М., 2001г.

14. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971г.

15. Лисицкая Т.А. Хореография в гимнастике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1993.

16. Народные танцы./  Авт.-сост. О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2007.

17. Никитин Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. – М., 2006г.

18. Панферов В. Основы композиции танца.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001.

19. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М., 1985г.

20. Полетков С.С. Основы современного танца. - Ростов- на - Дону, 2005г.

21. Прутова Т.В., Беликова A.M., Кветная О.В. Учите детей танцевать. - М.,2003г.

22. Современный бальный танец. Учебное пособие. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М.: Просвещение, 1977.

23. Устинова Т. Н. Избранные русские танцы. – М.: ВЛАДОС, 1996.

24. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс.- С-П.,2007г.

25. Шевлюга С, Горяинова О. Самоучитель испанских и цыганских танцев. Фламенко. – Ростов - на - Дону,2005г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (ФГОС) 5 -8 класс

Рабочая программа создана на основе программы "Технология" В.Д. Симоненко ивключает  проектную и творческую деятельность учащихся по разделам...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  5-6  класс. Учебно-методический  комплект  серии  "Линия ...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 8 класса ОУ "СО А-школы им.Д.И.Менделеева" на 2014 – 2015 уч.год

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.Программа рассчитана на 165 часов и п...

Рабочая программа по физкультуре ФГОС 2-4 классы В.И. Лях

Рабочая программа по физкультуре ФГОС 2-4 классы В.И. Лях с УУД...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...

Программа танцевального кружка "Калейдоскоп" 2-4 класс

Программа танцевального кружка "Калейдоскоп" 2-4 класс...