Эксперементальная работа "Возрождение самобытного ремесла через обучение художественной росписи по дереву»
опыты и эксперименты на тему
Отчет по экспереметальной площадки
по теме
«Возрождение самобытного ремесла через обучение художественной росписи по дереву»
Для организации инновационной работы в доме детского творчества педагогическим коллективом были обеспечены следующие организационно-педагогические мероприятия:
1. Изучены нормативно методические документы (федерального, регионального, муниципального уровня) по вопросам организации экспериментальной площадки.
2. Заключен договор о сотрудничестве с НП «Центром здоровьесберегающих педагогических технологий» на 2010 – 2012 уч.год,
3. Разработана программа по эксперементальной площадке на тему «Возрождение самобытного ремесла через обучение художественной росписи по дереву»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Ветлужский районный дом детского творчества
Отчет по экспереметальной площадки
по теме
«Возрождение самобытного ремесла через обучение художественной росписи по дереву»
Ветлуга 2010 год
Пояснительная записка
Наши мечты и надежды обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое.
Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно – прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка. Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.Проблема модернизации художественно – эстетического образования в настоящее время остается одной из актуальных.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Культура любого человека невозможна без развития эстетического образования, приобщения людей к серьезному вдумчивому творчеству. Это развитие должно начинаться с раннего детства – развитие нравственных качеств ребенка на общение с природой и любыми видами искусств. В современных условиях крайне важной становится задача: сохранение в человеке человеческого. Необходимо формировать сознание детей так, чтобы они могли осмысливать свой жизненный путь во всей сложности жизненных, трудовых, этических и художественных взаимосвязей. Человек должен уметь чувствовать прекрасное во всем: в природе, в вещах, создаваемых людьми, в самом себе. Значение искусства в том, что оно является путем к познанию жизни и ее преобразованию. Отражение жизни в художественных образах, то есть эстетическое отражение действительности, - особенность, присущая всем видам искусства: в художественной литературе, в живописи, рисунке, архитектуре, скульптуре, прикладному и декоративно – прикладному искусству. Приобщение детей к искусству стимулирует потребность к самостоятельному творчеству и выражению, оказывает огромный воспитательный эффект. Красота – идеал, который не подвергался сомнению.
Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.
Издавна сложившиеся способы художественной обработки материала, специфика трактовки образов и характера изделий развиваются современными мастерами. Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее:
- народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
- в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
- произведения народного и изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) способствует формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. Совсем недавно мы стали свидетелями всплеска поистине всенародной любви к искусству изготовления различных изделий из бисера. Примерно в тоже время возникло увлечение росписью ткани, батиком. Сейчас же более пристальное внимание привлекает к себе искусство росписи по дереву. Техника росписи по дереву имеет древнюю историю.
Возрождением её истории, былой славы, красоты и очарования ,как самобытного ремесла, считаю крайне актуальным.
На основании приказа управления образования и социально-правовой защиты детства администрации города Ветлуги № 2037 от 07.10.2010 г на базе МОУ ДОД Ветлужского районного дома детского творчества определена городская экспериментальная площадка по теме «Возрождение самобытного ремесла через обучение художественной росписи по дереву»
Руководитель экперементальной площадки - педагог дополнительного образования - Подгурская Оксана Викторовна.
Для организации инновационной работы в доме детского творчества педагогическим коллективом были обеспечены следующие организационно-педагогические мероприятия:
1. Изучены нормативно методические документы (федерального, регионального, муниципального уровня) по вопросам организации экспериментальной площадки.
2. Заключен договор о сотрудничестве с НП «Центром здоровьесберегающих педагогических технологий» на 2010 – 2012 уч.год,
3. Разработана программа по эксперементальной площадке на тему «Возрождение самобытного ремесла через обучение художественной росписи по дереву»
4. На основании приказа директора дома детского творчества № 64 – О от 21.10 2010 г
была создана творческая группа педагогов в составе:
Педагог 1 категории Подгурская О. В.. – руководитель группы
Педагог 1 категории Щербакова М.Г.
Методист дома детского творчества, педагог 1 категории Медведева М.Н.
5. Определены сроки проведения эксперимента:
- 1 этап - 2010 – 2011 уч.год - подготовительный - создание материально-технических условий, адаптирование программ и технологий.
- 2 этап - поисково преобразующий
- 3 этап - заключительный – научно-методическое обеспечение инноваций, оперативное внедрение ППО, мониторинг результатов деятельности.
Цель эксперимента: Разработка, апробация и внедрение программы по изучению художественной росписи по дереву, новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно – методических комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательном учреждении.
Задачи:
- Обучить педагогические кадры использовать технику художественной росписи и технологиям педагогического взаимодействия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в художественной деятельности.
- Создать психолого-педагогические условия развития творческого и познавательного потенциала детей в доме детского творчества на краеведческом материале с учетом актуальных тенденций в развитии общества и единого образовательного пространства на современном этапе.
- Сформировать систему знаний у школьников о народном промысле - росписи по дереву.
- Выявить содержания, критериев, показателей и этапов развития творческих способностей детей в процессе освоения ими ценностей традиционной культуры (с учетом возрастной динамики детей школьного возраста.
Для решения поставленных задач используется социально-педагогическое пространство МОУ ДОД ВРДДТ, а также сотрудничество с другими организациями города и района.
Обучение строится с учётом возрастных критерий.
При планировании работы учитывались , городские , областные, всеросийские мероприятия , связанные с юбилейными и государственными датами, положения о городских , областных, всеросийских конкурсах.
Для реализации задач 1 этапа эксперимента творческой группой был разработан и утвержден план работы экспериментальной площадки.
Руководитель группы Подгурская О.В. была направлена в местный краеведческий музей на подготовку по теме «Краеведение» (история возникновения промысла — росписи по дереву на Нижегородской земле.
Педагогами дома детского творчества были изучены, -программа эксперементальной площадки " Возрождение самобытного ремесла через обучение художественной росписи по дереву", разработанная педагогом дополнительного образования Подгурской О. В., учебно — методические комплексы и пособия, а также экспериментальные материалы, разработанные кафедрой культорологии по трем направлениям:
1.Человек в истории и культуре
- «Жили-были нижегородцы» - учебное пособие, рассказы для чтения.
- «Очерки истории» - книга для чтения – адаптированные рассказы для
младших школьников о жизни первобытных людей.
- «Тайны земляной книги» - серия конспектов по естествознанию и
познавательному развитию(сведения об археологии)
- «Нижегородские открытия купца Абу-Хамида» - цикл познавательных занятий по ознакомлению с Нижегородским кремлем и Нижегородской ярмаркой.
2. Развитие ребенка в изобразительной деятельности
- «Традиционные кустарные промыслы» - серия конспектов занятий по изо –деятельности и познавательному развитию (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Семенов)
- «Как жили и одевались люди в Нижегородском крае»-конспекты
познаватальных бесед и занятий по художественно-творческой
деятельности и практические материалы по макетированию традиционной русской усадьбы.
3. Материалы по художественно-эстетическому и музыкальному развития школьника на материале фольклорных и обрядовых праздников Нижегородской области.
- «Жили-были нижегородцы», «Страницы потешной летописи», «Хоть игрушка и детская забава, да вам придется по нраву»
2 этап:
Параллельно с изучением методических пособий. Творческой группой были проанализированы условия их внедрения в практику работы дома детского творчества. Исходя из проведенного анализа, педагоги сочли возможным определить 1 экспериментальную группу для апробации циклов занятий по учебным теме:
Развитие творческих способностей детей на занятиях по художественной росписи на материалах традиционных кустарных промыслов. Группа № 1- педагоги Подгурская О. В. Медведева М. Н.
Занятия включали в себя поэтапное обучение по разделам программы:
1. Изучение основ цветоведения.(Цветовой круг, гармония, контраст, смешение цветов.)
2. Предметное изучение истории росписи.
3. Осваивание кистевых и графических приёмов росписи.(нажим, наклоны и повороты кистью)
4. Детальное ,поэтапное изучение элементов росписи.
5. Составление композиций росписи.
6 .Роспись изделия.
Комплексы занятий, предложенные в перечисленных учебных пособиях включались педагогами творческой группы в учебный процесс на своей возрастной группе. Полученные результаты фиксировались в виде детских работ, записи детских рассказов, записей контрольных бесед, наблюдений педагога за деятельностью обучающихся.
В ноябре 2011 г в группах №"2, №3 было проведено педагогическое наблюдение по выбранным направлениям, были использованы рекомендации технологии «12 месяцев» и контрольные вопросы к занятиям, предложенные в апробируемых учебных пособиях. Результаты исходного педагогического наблюдения показали:
- знания детей о кустарных нижегородских промыслах отрывочны, поверхностны ( не могут перечислить, не соотносят конкретный образец или элемент с техникой росписи)
- слабо владеют навыками декоративного рисования (42%)
(не регулируют силу нажима, неправильно держат кисть, нарушена зрительная ориентация на листе бумаги)
- отсутствует мотивация к использованию предметов промыслов в игровой или самостоятельной художественной деятельности.
- дети (64%), родители (48%) затрудняются в назывании народных праздников, понимании смысла и сути, 36%(дети), 22% (родители) не знакомы с обрядовыми праздниками Нижегородского края, выделяют только Пасху и Масленицу.
В ходе работы над вышеперечисленными учебными пособиями возникла необходимость в насыщении развивающей среды групп наглядным материалом по заданной тематике.
Совместно с детьми были изготовлены следующие пособия:
- подобрана серия иллюстраций «Нижегородские промыслы»
- альбомы с образцами детских творческих работ.
- изготовлены шаблоны и трафареты для самостоятельной художественно-творческой деятельности
- Закуплены образцы народных игрушек, собраны подлинные образцы предметов народного быта.
- Расширена зона выставки изделий обучающихся в кабинете для занятий, дополнена сменной выставкой художественных образцов народных промыслов.
Основной результат работы творческой группы по данному направлению создание макета (пробного экземпляра) прописи с творческими заданиями для школьников по ознакомлению с бытом нижегородцев, народным творчеством, закреплению навыков декоративного рисования и подготовки руки к письму.
Данную разработку можно использовать и в качестве материала для анализа уровня сформированности навыков декоративного рисования.
В марте 2012 года в группах №1, №2 было проведено педагогическое наблюдение по результатам практического освоения программы.
анализ детских работ показал:
- Знание цветоведения(умения смешивать цвета, получать сложные, холодные и тёплые, контрастные и гармоничные)-80%
- Знание истории происхождения изучаемой росписи-91%, дети хорошо запоминили георафические названия городов , сел рек, место, возникновения промысла, этому способствовали увлекательные занятия педагогов, с привлечением работников местного краеведческого музея, просмотр музейных экспозиций посвящённых народным промыслам, музыкальные занятия с использованием народных песен и стихов, экскурсионные походы в детскую библиотеку, просмот цветных альбомов и книг о промыслах земли Нижегородской.
- Освоили терминологию применяемой в живописи, росписи по дереву - 97%
- Освоили кистевые и графические приёмов росписи.(нажим, наклоны и повороты кистью) 90%
- (не регулируют силу нажима, неправильно держат кисть, нарушена зрительная ориентация на листе бумаги) - 10%
- Освоили элементы изучаемой росписи - 97%
- Освоили композиционные принципы, научились составлять типовую композицию в заданном формате - 97%
- Расписали деревянное изделие -97%
3 этап:
Анализ детских работ в конце учебного года показал, что работа по методическому пособию «Традиционные кустарные промыслы» и программе экперементальной площадки "Возрождение самобытного ремесла, через обучение художесвенной росписи по дереву" дала возможность получить положительную динамику в развитии навыков декоративного рисования, стимулировать развитие творческих проявлений в работах детей, повышение общего уровня интеллектуального развития ребенка.
Творческие работы созданные детьми на занятиях под руководством педагогов и материал познавательных занятий по кустарным промыслам использовались для оформления выставок, стендов, украшения танцевального зала к тематическим праздникам.
Особенно удачно прошла тематическая «Масленичная неделя», подробно, пошагово познакомившая детей и родителей с особенностями и ритуалами этого праздника.
Своеобразным творческим отчетом педагогов об экспериментальной работе стал праздник «Нижегородская ярмарка приглашает», который объединил в себе выставку –продажу детских работ, костюмированное представление, сюжетно-ролевые миниатюры, музыкально-фольклорные композиции: хороводы, заклички, игры.
В ходе реализации экспериментальной работы педагоги столкнулись со следующими проблемами:
1. Для подготовки к занятию педагогам необходимо освоить большой объем незнакомого ему информационного материала, педагог пользуется конспектами или зачитывает отрывки рассказов.
2. Затруднено пользование методическими пособиями, так как они не изданы книгой, а предоставлены на электронном носителе.
3. Проведение занятий по развитию творческих способностей через ознакомление с традиционными кустарными промыслами требовало достаточно длительного времени для освоения технических приемов росписи, возможно проведение занятий только с подгруппой детей (не более 5-7 человек). При отсутствии специалиста по данному направлению, было бы сложно сложно выделить для подгрупповой работы столько времени в режиме дня.
5. Материалы предложенные к апробации по теме «Человек в истории и культуре» вызвали у педагогов наибольшее затруднение, так как, не имея достаточного уровня знаний, без прохождения курсовой подготовки.
В летнее время коллектив дома детского творчества планирует продолжить работу по выбранному направлению. Разрабатывается , согласовывается система поездок-экскурсий в г.Нижний Новгород в Музей народного быта (Щелковский хутор), в салон «Художественные промыслы», Музей прикладного творчества, на фабрику Городецкой игрушки.
Намечен план сотрудничества с детской художественной школой г. Ветлуга, детской библиотекой, краеведческим музеем города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Пропаганда здорового образа жизни среди участников образовательного процесса через обучение основам математики» на 2010-2012 учебные годы
Программа по здоровье сбережению на уроках математики....
Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).
Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...
Методическое объединение школьных библиотекарей «Читательское развитие через обучение»
Предлагаю методическое объединение школьных библиотекарей на тему «Читательское развитие через обучение», где говорится о деятельности библиотекаря по формированию активного читателя,...
Повышение качества образования через обучение аудированию с помощью песен
Презентация Повышение качества образования через обучение аудированию с помощью песен. О роли и месте современной музыки в обучени иностранным язкам...
Эстетическое воспитание подростков в процессе обучения работы с деревом.
Главный источник этого развития – деятельность: познавательная, трудовая, игровая, а в особенности художественная.В процессе деятельности активизируются чувства, воображение, творческие силы ребенка, ...
Опыт практических достижений профессиональной деятельности на тему: "Возрождение самобытного ремесла"
https://yadi.sk/i/8rZOOx0OfR98i...
Занятие по эксперементальной деятельности в средней группе «Знакомство со свойствами дерева и металла»
Цель: Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла. Задачи:Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;Развивать познавательные ...