Воспитание любви к родине у учащихся на уроках фортепиано в ДМШ
статья
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы воспитания чувства любви к родному краю, своей родине у учащихся ДМШ. В изложении их автор опирается на свой практический опыт работы в музыкальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.i.biktimerova._statya_vospitanie_lyubvi_k_rodine.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к родине у учащихся
на уроках фортепиано в ДМШ
А.И. Биктимерова
МБУДО «ТДМШ №32» г. Казани
В наши дни формирование чувства патриотизма, особенно у молодёжи, воспитание любви к родине, интереса к её истории, традициям своего народа приобретают особо важное значение. Как отмечают учёные, политики, общественные деятели, во многом это связано с факторами, происходящими в современном обществе – всемирной глобализацией, деидеологизацией и отсутствием ясных идейных установок, смещением интересов в материальную сферу.
Формировать чувство патриотизма необходимо с детства, сочетая обучение с воспитанием, используя взаимодействие коллективных и индивидуальных форм обучения. Большую роль в этом играют детские музыкальные школы, сочетающие различные формы работы, связанные с музыкальным искусством, обладающим сильным эмоциональным воздействием. В полной мере это относится и к обучению в классе фортепиано.
Цель работы – показать возможности формирования чувства патриотизма у учащихся на уроках фортепиано в ДМШ с использованием интеграции искусств, опираясь на теоретические положения, существующий и авторский опыт.
Патриотическое воспитание понимается широко, так как включает любовь к большой и малой родине, интерес к истории, традициям, культуре народа, любовь к родной природе, поэтому тесно связано с другими направлениями воспитания. В связи с этим наиболее эффективным может быть комплексный подход к нему.
Характер занятий в классе фортепиано, разнообразие учебного репертуара, использование различных методов работы позволяет на практике осуществить такой комплексный подход. Так, например, патриотическое воспитание органично может сочетаться с нравственно-эстетическим, художественным, экологическим воспитанием и др.
Пути воспитания патриотизма на уроках фортепиано разнообразны. Среди многих выделим два основных направления: 1) выбор репертуара; 2) использование интеграции искусств.
Одно из ведущих значений в музыкальном обучении имеет репертуар. Как известно в музыкальной школе изучаются произведения разных жанров, стилей, национальностей. Большое место занимают программные произведения, наиболее доступные и понятные детям, связанные с природой, танцами и т.д. Особенно это характерно для младших и средних классов.
К музыкальным произведениям, способствующим формированию чувства патриотизма можно отнести следующие:
- произведения, посвящённые родине, родному краю, героическим образам;
- произведения, связанные с образами природы родного края, птиц и животных, живущих в нём;
- пьесы, посвящённые национальным традициям – народным праздникам и танцам и др.
Учитывая региональный компонент, воспитание чувства патриотизма у учащихся на уроках фортепиано целесообразно осуществлять с помощью музыкальных произведений композиторов данного региона (Н.Жиганова, А.Ключарёва, Р.Яхина, Ю.Виноградова и др.).
Для достижения большей эффективности в воспитании патриотизма целесообразно использовать на уроках фортепиано произведения других видов искусств - живописи, поэзии, литературы. Благодаря этому происходит всестороннее воздействие на развитие учащихся. Важную роль в этом процессе играют образные ассоциации, позволяющие объединять эти искусства.
Специальные исследования учёных-педагогов показывают, что эффективность патриотического воспитания значительно возрастает, если педагоги умело воздействуют одновременно на формирование сознания, чувств, правильных способов общения. Это подтверждает необходимость комплексного воздействия, чему может способствовать интеграция искусств и активизация творческого воображения учащихся.
Понятие патриотизма сложное и связано с мыслями и чувствами. Поэтому важно, чтобы учащиеся, не только понимали, как данный конкретный образ в музыке связан именно с ним, с его родиной, но и эмоционально его прочувствовали. В этом могут помочь различные методические приёмы, среди которых можно выделить некоторые основные:
- вербальные (словесные) методы – пояснения, применение образных ассоциаций, метафор и поэтических сравнений;
- художественные - использование на уроке взаимодействия разных видов искусств;
- современные аудиовизуальные средства.
Учитывая интерес детей к компьютерным технологиям, широкое распространение в образовании и в повседневной жизни, необходимо использовать их и в контексте проблемы патриотического воспитания.
Все эти приёмы используются в комплексе в зависимости от содержания произведений и конкретных задач уроков.
Рассмотрим кратко на нескольких музыкальных примерах возможности практической реализации этого принципа с применением некоторых из перечисленных приёмов.
Ярким примером отражения в музыке национальных традиций является пьеса Рондо «На празднике» Р.Яхина, посвящённая народному празднику Сабантуй. В ней показаны традиционные для Сабантуя образы – скачка коней, танец юношей и девушек. Для лучшего понимания учениками характера пьесы и её образов необходимо помимо словесных пояснений, использовать наглядный материал (картины и фотографии праздника), обратить внимание учащихся на яркие национальные костюмы, разнообразные игры и музыкальные инструменты (курай, гармонь). При этом важно не только дать ученикам представление о празднике, но главное вызвать у них эмоциональный отклик. Необходимо также кратко познакомить детей с творчеством композитора Р.Яхина, который жил и творил в Казани.
К этой группе можно также отнести произведения, посвящённые сказочным персонажам, так как у каждого народа есть свои национальные герои и образы. Например, фортепианная сюита «Шурале» Ф.Яруллина из его одноимённого балета.
В наше время большое внимание уделяется спорту, что находит отражение в разных искусствах, включая и музыку. Так, например, композитор Р.Калимуллин создал цикл фортепианных пьес, посвящённых Казанской Универсиаде - «Казань спортивная». Каждая пьеса цикла посвящена отдельным видам спорта – футболу, плаванию, бегу и т.д. Используя это сочинение можно формировать чувство патриотизма у учеников через спорт, напомнив им, что в Казани наши спортсмены завоевали много призовых мест, тем самым вызвать гордость за свою страну, нашу Республику.
На примерах произведений, посвящённых образам родной природы, важно воспитывать у детей любовь и бережное отношение к ней. Примерами могут быть: циклы пьес Р.Яхина «Летние вечера», «Времена года», «Таң атканда» («Утренняя песня») в обр. Р.Яхина, А.Ключарёва «Родные просторы», пьеса М.Музафарова «По ягоды» где даётся образ природы и девушек, собирающих ягоды. Для наглядности можно использовать картины и фотографии природы родного края, подчёркивая её красоту и многообразие.
В целях воспитания интереса к истории своей страны, наряду с обязательной программой, необходимо включать в репертуар переложения для фортепиано песен военных лет. Эти произведения можно активно использовать в классах музицирования, фортепианного ансамбля. Связь с поэтическим текстом будет способствовать лучшему пониманию учениками содержания произведений.
В народной музыке образы животных и птиц, явления природы нередко носят символичный характер. Например, ласточка является символом семьи и семейного благополучия, образ реки символизирует течение жизни. Многие музыкальные произведения посвящены цветам, где они символизируют какое-либо чувство или сравниваются с красотой девушки.
Например, татарская народная песня «Былбылым» («Мой соловей») в обр. для фортепиано М.Музафарова. Эта лирическая пьеса, имеющая символичное значение. Соловей – небольшая птичка, известная своим мелодичным пением. В пьесе с одной стороны передано доброе и нежное отношение к этой птице, с другой, через её образ выражена глубокая печаль, вызванная расставанием с родным краем. Применение при изучении пьесы фотографий с изображением соловья, поэтического текста, вокального произведения в записи, поможет ученикам лучше понять содержание пьесы, почувствовать её характер.
Таким образом, мы видим, что занятия в классе фортепиано позволяют осуществлять широкий спектр воспитательного воздействия, в том числе и патриотического воспитания. Но для этого необходим тщательный подбор музыкальных произведений с опорой на принцип интеграции искусств и использование разнообразных методических приёмов.
В заключение хочется подчеркнуть, что поскольку музыка – это самое эмоциональное искусство, то и в патриотическом воспитании необходимо добиваться не только понимания музыкальных образов, но и яркого эмоционального отклика учащихся.
___________
* Статья опубликована в сборнике материалов V Открытых Алишевских педагогических чтений (Казань, 2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.
Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка. Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...
Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры
Теоретические сведения о морально-волевых качествах (краткая формулировка, способы развития) подкреплены примерами из реальных жизненных ситуаций.(уроков физкультуры)...
«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»
Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....
ИКТ технологии как средство воспитания экологической культуры у учащихся на уроках биологии
В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разруше...
Доклад "Воспитание навыков самостоятельности у учащихся на уроках профессионального трудового обучения"
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин, ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к ...
Методический доклад : «Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке фортепиано»
Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-рит...