Воспитание любви к родине у учащихся на уроках фортепиано в ДМШ
статья

Биктимерова Алсу Исмаиловна

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы воспитания  чувства любви к родному краю, своей родине у учащихся ДМШ. В изложении их автор опирается на свой практический опыт работы в музыкальной школе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.i.biktimerova._statya_vospitanie_lyubvi_k_rodine.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к родине  у учащихся

на уроках фортепиано в ДМШ

                                                                                               А.И. Биктимерова

МБУДО «ТДМШ №32» г. Казани

В наши дни  формирование чувства патриотизма, особенно у молодёжи, воспитание любви к родине, интереса к её истории, традициям своего народа приобретают особо важное значение. Как отмечают учёные, политики, общественные деятели, во многом это связано с факторами, происходящими в современном обществе – всемирной глобализацией, деидеологизацией и отсутствием ясных идейных установок, смещением интересов в материальную сферу.

Формировать чувство патриотизма необходимо с детства, сочетая обучение с воспитанием, используя взаимодействие коллективных и индивидуальных форм обучения. Большую роль в этом играют детские музыкальные школы, сочетающие различные формы работы, связанные с музыкальным искусством, обладающим сильным эмоциональным воздействием. В полной мере это относится и к обучению в классе фортепиано.

Цель работы – показать возможности формирования чувства  патриотизма у учащихся на уроках фортепиано в ДМШ с использованием интеграции искусств, опираясь на теоретические положения, существующий и авторский опыт.

Патриотическое воспитание понимается широко, так как включает любовь к большой и малой родине, интерес к истории, традициям, культуре народа, любовь к родной природе, поэтому тесно связано с другими направлениями воспитания. В связи с этим наиболее эффективным может быть комплексный подход к нему.

Характер занятий в классе фортепиано, разнообразие учебного репертуара, использование различных методов работы позволяет на практике осуществить такой комплексный подход. Так, например, патриотическое воспитание органично может сочетаться с  нравственно-эстетическим, художественным, экологическим воспитанием и др.

Пути воспитания патриотизма на уроках фортепиано разнообразны. Среди многих выделим два основных направления: 1) выбор репертуара; 2) использование интеграции искусств.

Одно из ведущих значений в музыкальном обучении имеет репертуар. Как известно в музыкальной школе изучаются произведения разных жанров, стилей, национальностей. Большое место занимают программные произведения, наиболее  доступные и понятные детям, связанные с природой, танцами и т.д. Особенно это характерно для младших и средних классов.

К музыкальным произведениям, способствующим формированию чувства патриотизма можно отнести следующие:

- произведения, посвящённые родине, родному краю, героическим образам;

- произведения, связанные с образами природы родного края, птиц и животных, живущих в нём;

- пьесы, посвящённые  национальным традициям – народным праздникам  и танцам и др.

Учитывая региональный компонент, воспитание чувства патриотизма у учащихся на уроках фортепиано целесообразно осуществлять с помощью музыкальных произведений композиторов данного региона (Н.Жиганова, А.Ключарёва, Р.Яхина, Ю.Виноградова и др.).  

Для достижения большей эффективности в воспитании патриотизма целесообразно использовать на уроках фортепиано произведения  других видов искусств - живописи, поэзии,  литературы. Благодаря этому происходит всестороннее воздействие на развитие учащихся. Важную роль в этом процессе играют образные ассоциации, позволяющие объединять эти искусства.

Специальные исследования учёных-педагогов показывают, что эффективность патриотического воспитания значительно возрастает, если педагоги умело воздействуют одновременно на формирование сознания, чувств, правильных способов общения. Это подтверждает необходимость комплексного воздействия, чему может способствовать  интеграция  искусств и активизация  творческого воображения учащихся.

 Понятие патриотизма сложное и связано с мыслями  и чувствами. Поэтому важно, чтобы учащиеся, не только понимали, как данный конкретный образ в музыке связан именно с ним, с его родиной, но и эмоционально его прочувствовали. В этом могут помочь различные методические приёмы, среди которых можно выделить некоторые основные:  

- вербальные (словесные) методы –  пояснения, применение образных ассоциаций, метафор и поэтических сравнений;

-  художественные - использование на уроке взаимодействия разных видов искусств;

-   современные  аудиовизуальные средства.

Учитывая интерес детей к компьютерным технологиям, широкое  распространение в образовании и в повседневной жизни,  необходимо использовать их и в контексте проблемы патриотического воспитания.

Все эти приёмы используются в комплексе в зависимости от содержания произведений и конкретных задач уроков.

Рассмотрим кратко на нескольких музыкальных примерах возможности практической реализации этого принципа с применением некоторых из перечисленных приёмов.  

Ярким примером отражения в музыке национальных традиций является пьеса Рондо «На празднике» Р.Яхина, посвящённая народному празднику Сабантуй. В ней показаны традиционные для Сабантуя образы – скачка коней, танец юношей и девушек. Для лучшего понимания учениками характера пьесы и её образов необходимо  помимо словесных пояснений, использовать наглядный материал (картины и фотографии праздника), обратить  внимание  учащихся на яркие национальные костюмы, разнообразные игры и музыкальные инструменты (курай, гармонь). При этом важно не только дать ученикам представление о празднике, но главное вызвать у них эмоциональный отклик. Необходимо также кратко познакомить детей с творчеством композитора Р.Яхина,   который жил и творил  в Казани.

К этой группе можно также отнести произведения, посвящённые   сказочным персонажам, так как у каждого народа есть свои национальные герои и образы. Например, фортепианная сюита  «Шурале» Ф.Яруллина из его одноимённого балета.

В наше время большое внимание уделяется спорту, что находит отражение в разных искусствах, включая и музыку. Так, например, композитор Р.Калимуллин создал цикл фортепианных пьес, посвящённых Казанской Универсиаде - «Казань спортивная». Каждая пьеса цикла посвящена отдельным видам спорта – футболу, плаванию, бегу и т.д. Используя это сочинение можно формировать чувство патриотизма у учеников через спорт, напомнив им,  что в Казани наши спортсмены завоевали много призовых мест, тем самым вызвать гордость за свою страну, нашу Республику.

На примерах произведений, посвящённых образам родной природы,  важно воспитывать у детей любовь и бережное отношение к ней. Примерами могут быть: циклы пьес Р.Яхина «Летние вечера», «Времена года», «Таң атканда» («Утренняя песня») в обр. Р.Яхина, А.Ключарёва «Родные просторы», пьеса М.Музафарова «По ягоды» где даётся образ природы и  девушек, собирающих ягоды. Для наглядности можно использовать картины и  фотографии природы родного края, подчёркивая   её красоту и многообразие.    

В целях воспитания интереса к истории своей страны, наряду с обязательной программой, необходимо включать в репертуар переложения для фортепиано песен военных лет. Эти произведения можно активно использовать в классах музицирования, фортепианного ансамбля. Связь с поэтическим текстом будет способствовать лучшему пониманию учениками содержания произведений.

В народной музыке  образы животных и птиц, явления природы нередко носят символичный характер. Например,  ласточка является символом семьи и семейного благополучия, образ реки символизирует течение жизни. Многие музыкальные произведения посвящены цветам, где они символизируют какое-либо чувство или сравниваются с  красотой девушки.

Например, татарская народная песня «Былбылым» («Мой соловей») в обр. для фортепиано М.Музафарова. Эта лирическая пьеса, имеющая  символичное значение. Соловей – небольшая птичка, известная своим мелодичным пением. В пьесе с одной стороны передано доброе и нежное отношение к этой птице, с другой, через её образ  выражена глубокая печаль, вызванная расставанием с родным краем. Применение при изучении пьесы фотографий с изображением соловья, поэтического текста, вокального произведения  в записи, поможет ученикам лучше понять содержание пьесы, почувствовать её характер.

Таким образом, мы видим, что занятия в классе фортепиано позволяют осуществлять широкий спектр воспитательного воздействия,    в том числе и патриотического воспитания. Но для этого необходим тщательный подбор музыкальных произведений с опорой на  принцип интеграции искусств и использование разнообразных методических приёмов.

В заключение хочется подчеркнуть, что поскольку музыка – это самое эмоциональное искусство, то и в патриотическом воспитании необходимо добиваться не только понимания музыкальных образов, но и яркого эмоционального отклика учащихся.

       ___________

* Статья опубликована в сборнике материалов V Открытых Алишевских педагогических  чтений (Казань, 2014). 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.

Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка.    Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...

Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры

Теоретические сведения о морально-волевых качествах (краткая формулировка, способы развития) подкреплены примерами из реальных жизненных ситуаций.(уроков физкультуры)...

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....

ИКТ технологии как средство воспитания экологической культуры у учащихся на уроках биологии

В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разруше...

Доклад "Воспитание навыков самостоятельности у учащихся на уроках профессионального трудового обучения"

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин, ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к ...

Методический доклад : «Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке фортепиано»

Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-рит...