Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе.
консультация на тему
Основой деятельности в сфере духовного воспитания, непосредственно связанной с преодолением духовного кризиса, может послужить интеграция идей православной и светской педагогики. Проблема духовного воспитания является одной из центральных в конфессиональной, в том числе в православной, педагогике.Нравственность – основа всех человеческих ценностей, основа духовного здоровья человека. Корни нравственности лежат в православной культуре. На протяжении сотен лет основной пласт культуры нашего народа создавался на основе православного христианского мировосприятия. Православная культура – нравственный стержень российской культурной традиции. Всё самое лучшее, что есть в русской истории, всё связано с православием, с христианским мировоззрением. Предмет "ОПК" может и должен способствовать формированию духовно богатой личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе.
Лариса Леонидовна Телегина,
учитель русского языка и литературы МБОУ «средняя школа №8»,
Почётный работник общего образования РФ,
г.Нижневартовск
(слайд) Святейший Патриарх Кирилл, XVIII Международные Рождественские чтения: «школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков»
(слайд) Духовность- это основа жизни. Формирование духовно – нравственных ценностей среди подрастающего поколения является одной из главных задач на современном этапе.
Озабоченность и внимание российского общества к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения объясняется широким распространением в молодежной среде негативных зависимостей, социальных пороков, разрушающих культурную самобытность, единство и целостность российского общества, препятствующих гражданской идентичности подрастающего поколения.
Особенно серьезный ущерб молодому поколению наносит деятельность различных религиозных сект, которые, воздействуя на неокрепшее сознание и психику молодых людей, используют их в своих корыстных целях. Обеспечить полноту и целостность духовно-нравственного воспитания современная школа, оторванная от факторов культуры, от опыта православной традиции в воспитании молодежи, оказывается не в состоянии. В то же время в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».
(слайд) Основой деятельности в сфере духовного воспитания, непосредственно связанной с преодолением духовного кризиса, может послужить интеграция идей православной и светской педагогики. Проблема духовного воспитания является одной из центральных в конфессиональной, в том числе в православной, педагогике.
(слайд) Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, является ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗОМ, а это значит, что оно является актуальным, важным, значимым.
(слайд) Нравственность – основа всех человеческих ценностей, основа духовного здоровья человека. Корни нравственности лежат в православной культуре. На протяжении сотен лет основной пласт культуры нашего народа создавался на основе православного христианского мировосприятия.
Православная культура – нравственный стержень российской культурной традиции. Всё самое лучшее, что есть в русской истории, всё связано с православием, с христианским мировоззрением. Предмет ОПК может и должен способствовать формированию духовно богатой личности.
На занятиях по ОПК учащиеся познакомятся с такими понятиями, как совесть и раскаяние, христианская семья и труд души, узнают о православных праздниках, о Библии и молитве, без чего немыслима жизнь человека.
«Ознакомление школьников (а также их родных и близких) с основами Православной культуры может способствовать лишь стабилизации морально – психологической обстановки в российском обществе»[1], - считает Василий (Фазиль) Ирзабеков, азербайджанец по национальности, принявший Святое Крещение и возглавивший Православный центр во имя св. Луки (Войно – Ясенецкого) в Москве. Русский язык и православная культура для него стали более чем родными. Об этом он с любовью рассказал в книге «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека», которую мы с учениками обсуждали. Автор считает, что без знаний об основах Православной культуры «просто невозможно, по меткому выражению Пушкина, «самостояние» русского человека…. Главная цель изучения основ Православной культуры видится мне в том,- утверждает автор книги, - чтобы пробудить в русском человеке национальное достоинство. Именно достоинство, а не чувство национального превосходства над кем-либо, как это пытаются порой интерпретировать…. История России неразрывно связана с Православной верой, и только в этой нераздельности подлежит как изучению, так и последующему научению»[2]. Эти слова очень важны, потому что их осмысленно говорит человек нерусский, но видящий именно в православии основу духовности человека.
(слайд) «Культура – это святыни народа, святыни нации», - писал академик Д.С.Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру, которая принадлежит всем людям. Духовная часть культуры – это всеобщее достояние. Пользоваться мудростью и глубиной духовной культуры сможет человек, владеющий хотя бы первоначальными знаниями о православной культуре. Нередко молодые люди, посещая Русский музей, Эрмитаж, Третьяковскую галерею, рассматривая росписи храмов, не понимают, кто изображен, и что это означает, читают стихи и не понимают значения слов и смысла, заложенного поэтом.
(слайд) Православная культура влияет на всю культуру в целом: на литературу, музыку, театр, архитектуру, историю, живопись, военное дело, законодательство, повседневную жизнь людей.
Через шедевры русского зодчества,
(слайд) иконописи,
(слайд) древней книжности,
(слайд) воплотивших в себя духовные и эстетические идеалы наших предков, мы раскрываем перед учениками, учителями и родителями нравственные идеалы нашего народа, обращаем внимание на эти примеры как на эталоны поведения, которые должны заставить задуматься о своей жизни.
(слайд) Государственные символы России так же содержат сакральный смысл:
Гимн - «Россия - священная наша держава. Хранимая Богом родная земля!»;
Герб – икона «Святой Георгий, побеждающий змея»;
(слайд) Флаг – белый цвет- цвет жизни, главный цвет,
голубой – небесный, цвет Богородицы – покровительницы России,
красный – цвет Пасхи, Воскресения Христова.
(слайд) Как бы не складывалась историческая судьба России (поддерживает официально государство религию или нет), люди все равно продолжают руководствоваться в воспитании главным евангельским принципом: поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы с тобой поступали.
(слайд) Все великие личности в истории нашего Отечества были православными людьми. Так, православная вера наполнила ум, сердце, душу поэта А.С.Пушкина. Она была его мировоззрением, стержнем его поэзии и мыслей. Даже в ребячливых проказах и художествах увлекающейся юности, в которых Пушкин потом горько раскаивался, чувствовалось, что в душе он оставался верующим православным человеком, и его крайности были мимолетным возрастным явлением. В его поэзии и прозе проглядывает особый христианской, православный слух. При всех вообразимых превратностях его судьбы Пушкин, даже если бы сбился с дороги, то обязательно отыскал бы правильный путь в жизни. Ведь его путеводным маяками были Православие, от которого он никогда не отрекался.[3]
(слайд) Известна знаменитая поэтическая переписка поэта со святителем Филаретом Московским, которому было адресовано следующее стихотворение:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Святитель Филарет, используя поэтическую форму пушкинского стихотворения, дал пастырский ответ на все поставленные в нём вопросы - о смысле жизни и смерти, о действующих в душе страстях и о пути избавления от них:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без Бога воли тайной
И на казнь осуждена.
Отзыв на стихи святителя был крайне важен для А.С.Пушкина, потому, что указал всю его дальнейшую судьбу добровольного выбора пути духовной жизни. По выражению Тютчева, Пушкин был «богов орган живой»: его произведения и в самом деле звучали и звучат как органная музыка Божия. По словам князя П.А.Вяземского, Пушкин, особенно «в последние годы жизни своей… имел сильное религиозное чувство: читал Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их». Но более всего он любил молитву святого Ефрема Сирина, которую опоэтизировал в стихотворении «Отцы – пустынники»:
Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой;
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья.
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи».
И Пушкин воистину сердцем взлетал «во области заочны», когда священник повторял в дни Великого поста эту умилявшую поэта мудрую молитву. Как всякая творческая личность, Пушкин воспринимал эту молитву как здравый совет о том, как следует жить.
К сожалению, в советский период это поэтическое произведение в школе не изучалось, зато сейчас оно включено в школьную программу по литературе в 10-м классе, а в учебнике «Русская литература XIX века» под ред. Ю. И. Лыссого дается задание учащимся сравнить тексты молитвы Ефрема Сирина и стихотворения А. С. Пушкина: «Какие отступления от текста молитвы есть в стихотворении? Что вносят эти отступления в смысл стихотворения?» Далее в учебнике предлагается текст молитвы Ефрема Сирина и различные суждения об этом стихотворении литературоведов, среди которых и слова В. С. Баевского: «В общем же стихотворение показывает предельно высокий уровень пушкинской этики, христианское сознание собственной греховности, гармонию добра и красоты, к которой пришел в конце жизни Пушкин».[4]
(слайд) Библейские сюжеты широко использовал Н.В. Гоголь. Он ежедневно читал Евангелие. «И судил Гоголь свои произведения именно в свете Евангелия». Образ лестницы (в церковнославянском – лествицы), соединяющий землю с небом, - один из любимейших у Гоголя. Он встречается уже в одном из самых ранних его произведений – в повести «Майская ночь, или Утопленница». «Ни один дуб у нас не достанет до неба,- сожалеет красавица Ганна.- А говорят, однако ж, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит временами в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником». «Нет, Галю, - отвечает ей козак Левко,- у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Её становят перед Светлым Воскресением святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав от земли и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле».
В православной святоотеческой литературе «лествица» - один из основных образов духовного возрастания. Он восходит к Библии, а именно к 28-й главе Книги Бытия (ст 10-17). Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника и делал из неё подробные выписки. В данной повести у Гоголя герои Левко и Ганна впитали в себя прекрасную христианскую мораль, они говорят о Боге, о прекрасной украинской ночи, здесь народные предания сливаются с Библейскими текстами.
(слайд) Ф.М. Достоевский постоянно обращался к Библии, один из её сюжетов - история воскрешения Иисусом Христом Лазаря дана в программном произведении «Преступление и наказание».
(слайд) М.В.Ломоносов знал наизусть всю Псалтирь. Д.И.Менделеев, учёный – химик, составитель периодической системы элементов, наш земляк, в письмах своих о посещении Тобольска пишет: «Посетил святую Софию, побывал на службе, посетил узников…».
(слайд) Знаменитые русские полководцы Суворов, Кутузов были верующими людьми.
(слайд) Адмирал русского флота Федор Ушаков, завершив карьеру военачальника, поселился рядом с Санаксарским монастырём, отдал все свои средства на монастырь.
Если бы пример их жизни изучали дети, то, возможно, в армии не было бы дедовщины, а её раньше и не было! Важно понять, что тысячелетняя традиция – православие – не навредила, а, напротив, обогатила духовный мир человека, наполнив его нравственным содержанием.
(слайд) Знание основ православной культуры поможет и укреплению семьи. А ведь школа обязана готовить своих учеников и к будущей семейной жизни. Ни для кого не секрет, что современная семья в настоящее время находится в глубоком кризисе.
(слайд) «Кризис семейных ценностей – это не только кризис социально – экономический, но и в большей степени кризис духовный, кризис нравственный, кризис воспитания», - сказал на Образовательных чтениях Уральского федерального округа «Духовно – нравственные ценности в российской школе» Владыка Димитрий, тогда ещё Архиепископ Тобольский и Тюменский. а ныне – митрополит. Конечно же, кризис семьи тесно взаимосвязан с кризисом современного российского общества. Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души. Ещё великий русский философ И.А.Ильин, православный человек по своему мировоззрению, писал о том, что «человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни, и если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад»[5]. Для преодоления кризиса необходимо знание иерархического устроения семьи и строгое его выполнение. А если наше общество на протяжении многих десятилетий было оторвано от своих корней, от православия, от веры, то не приходится удивляться тому, что иерархия семьи нарушена.
(слайд) Священное Писание свидетельствует о строгом иерархическом устроении семьи:
«Всякому мужу глава Христос; жене глава – муж» (1 Кор. 11,3),
«учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим.2, 12 – 13),
«мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3,19),
«мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет.3,7),
(слайд) Священное Писание
«жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5,22, 24),
«дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость» (Еф.6,1),
«дети, будьте послушны родителям во всем; ибо сие благоугодно Господу» (Кол.3, 20).
Решимость занять в семье Богом уготованное тебе место есть трудный, мученический, но и блаженный путь. Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев, ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Об этом нам постоянно напоминают рассказы из Библии о ветхозаветных патриархах.[6] Поэтому очень важно с ранних лет ребенка знакомить с рассказами из Библии и в доступной форме пояснять их. Это будет возможным при изучении ОПК.
(слайд) великий русский философ И.А.Ильин писал:
«Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно – нравственную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть первое родное место на земле - источник не только тепла и питания, но ещё и осознанной любви и духовного понимания. Сама идея «родины»- лона моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи».[7]
(слайд) Можно и нужно на занятиях ОПК познакомить учащихся с Семьёй последнего Русского царя Николая II, провести с детьми внеклассное мероприятие, эпиграфом которого взять слова Императрицы Александры Федоровны, супруги Императора Николая II, матери пятерых детей: «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть своё «я», посвятив себя другому»; «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». Познакомить ребят с традициями Царской семьи, рассказать о благочестивом воспитании детей в Царской семье, о глубокой и искренней любви всех членов Царской семьи друг к другу.
Необходимым долгом учителя, вступившего на путь православного воспитания детей, является четкое знание того, что есть духовное начало в человеке, что есть совесть, достоинство, честь, чувство ответственности, патриотизм. Нужно объяснить детям, в чем состоит смысл жизни человека на Земле, помочь уяснить детям значение понятия «человек создан по образу и подобию Божию.[8]
Всё это представляется возможным на занятиях ОПК.
(слайд) Изучение «Православной культуры» в школе носит культурологический характер (т.е. изучает историю православной культуры) и не предлагает религиозной практики: отправление религиозного культа, совершение богослужений, обрядов и т.д
(слайд) Цель курса ОПК:
- содействие гармоничному, духовному и физическому развитию личности ребёнка.
Задачи курса ОПК:
- знакомство младших школьников с основами православной культуры через развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия;
- воспитание школьников достойными гражданами России через формирование у них потребности усвоения общечеловеческих ценностей;
- формирование у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению путём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития;
- создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания детей.
Изучение данного модуля предполагает формирование у обучающихся целостного мировоззрения, что невозможно без опоры на духовные первоисточники, которые создавались предшествующими поколениями на протяжении многих столетий.
(слайд) Учебно-методическое обеспечение:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Т.А. Костюкова. – М.: Дрофа, 2013
- учебного пособия «Основы православной культуры», авт. А.В.Муравьёв: Просвещение, 2013.
(слайд) Что же представляет собой курс Светская этика?
Курс предполагает ознакомление учащихся с этической системой, основанной на внерелигиозных нравственных ценностях.
Курс представляется самым сложным с точки зрения наполнения содержания и предполагает наибольшие риски, поскольку подрывает сами основания нравственно-этических норм, подвергает сомнению абсолютность категорий добра и зла, добродетели и порока.
[1] Василий (Фазиль) Ирзабеков «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека».- М., Даниловский благовестник, 2007г., с.98
[2] Там же, с.99
[3] Там же.
[4] Русская литература XIX века. Учебник – практикум для общеобразовательных учреждений под ред. Ю. И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2004 г., с.53.
[5] И.А.Ильин. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993г., с.201
[6] Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998 г., с.475..
[7] И.А.Ильин. Собрание сочинений. – М., 1993 г. Т.3, с.152.
[8] В.М.Екименкова «Вера исцеляет сердца. Из опыта преподавания православной этики». – М.:Ковчев, 2001.-с.8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"
Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...
Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс
Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....
Справка об участии в областном семинаре " Современные подходы к преподаванию модуля " Основы православной культуры "
Справка об участии в областном семинаре "Современные подходы к преподаванию модуля "Основной православной культуры в основной школе""...
Презентация "Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе".
Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе. Духовность- это основа жизни. Формирование духовно – нравственных ценностей среди подрастающего п...