Виды фортепианной техники.
учебно-методический материал на тему

Останина Ольга Владимировна

Традиционно техника подразделяется на мелкую (пальцевую) и крупную. Мелкая – это гаммы, гаммаобразные пассажи, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции. К крупной технике относится: тремоло, октавы, аккорды, скачки. Однако, как правило, в мелкую технику постоянно включаются и приёмы крупной техники. Поэтому указанное подразделение надо понимать условно. Мелкая техника это не только умение быстро и чисто играть гаммаобразные и арпеджийные пассажи без учёта её выразительных качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_fortepiannoy_tehniki.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Виды фортепианной техники.

Традиционно техника подразделяется на мелкую (пальцевую) и крупную. Мелкая – это гаммы, гаммаобразные пассажи, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции. К крупной технике относится: тремоло, октавы, аккорды, скачки. Однако, как правило, в мелкую технику постоянно включаются и приёмы крупной техники. Поэтому указанное подразделение надо понимать условно. Мелкая техника это не только умение быстро и чисто играть гаммаобразные и арпеджийные пассажи без учёта её выразительных качеств.

Пальцевая техника весьма разнообразна по характеру звука и тембра и подразделяется на несколько видов:

∙ технику martellato,

∙ жемчужную (jeu perle),

∙ leggiero, - мелодическую,

∙ пальвое glissando.

Техника martellato. Этот вид техники применяется во всех случаях, когда нужен «плотный» звук и чёткость. Требуется взаимодействие всех звеньев руки, передающих вес и динамическую нагрузку приёмом толчка в крепко поставленные пальцы. Используются сопутствующие колебательные движения, размах кисти и предплечья, при поддержке руки мышцами плеча и плечевого пояса. Благодаря включению более мощных мышц эти движения, превращаясь во вспомогательные, помогают добиться нужной силы звука без лишнего напряжения. Этюды с техникой martellato, для освобождения руки и выработки точной смены напряжения и расслабления полезно поучить в медленном темпе крепкими пальцами, используя боковые колебательные движения.

Жемчужная техника. Эта техника свойственна не всем пианистам. Этот вид техники создаёт в звуке впечатление звонкости, округлости. Пальцы здесь боле самостоятельные, так как их силы достаточно для извлечения такого качества звука. Он достигается цепкими «хватательными» движениями скольжения пальцев под ладонь. Это является основным звеном в использовании данного вида техники. Другие части пианистического аппарата направляют руку по рисунку пассажей, регулируют меру и дозировку движений, создавая свободу и экономичность. Для достижения необходимой беглости, снятие нагрузки с пальцев и пястной части руки обязательно. Пассажи такого характера полезно учить приёмом «пальцевого» staccato. Следить, чтобы пальцы высоко не поднимались и после удара быстро «подбирались» под ладонь. Рука не должна опираться или давить на пальцы. Она «повисает» над клавиатурой, вес её поддерживается мышцами верхних частей руки и плечевого пояса. «Пальцевое» staccato вырабатывается в медленном темпе теми же движениями, которыми пианист пользуется в «жемчужной» техники в быстром темпе. Этот приём вырабатывает умение быстро снимать пальцы с клавиш и «подбирать» концы их под ладонь. Нередко ученики для освоения данного вида пальцевой техники ошибочно применяют приём «кистевого» staccato. Не нужно забывать, что кисти не приспособлены к быстрым повторным движениям.

Техника leggiero. Здесь не нужны «хватательные» движения, применяемые в «жемчужной» технике. Рекомендуются лёгкие удары менее закруглённых пальцев. Пальцы как бы слегка «похлопывают» по клавишам лёгкими размаховыми движениями. Вес руки не должен давить на пальцы, иначе пальцы потеряют возможность точно и быстро отпускать клавишу, что необходимо для создания в пассажах впечатления прозрачности. Все перемещения по клавиатуре производятся гибкими движениями кисти при поддержке верхних частей руки и плечевого пояса, помогающих пальцам свободно выполнять их тонкую филигранную работу. Эту технику можно выработать следующим приёмом: пальцы в медленном темпе совершают два быстрых движения одновременно. Тогда как один палец опускается на клавишу, следующий и остальные – подготавливаются, слегка поднимаясь над клавишами. Так при ударе вторым пальцем, одновременно с остальными поднимается третий палец (при движении вправо) и, наоборот, при опускании третьего пальца (при движении влево) одновременно поднимаются второй и другие пальцы. Такой прием значительно помогает быстроте пальцев. Для достижения высокого качества нужна неустанная слуховая проверка ровности звука и ритма, а также наблюдение за одинаковой высотой подъема пальцев, включая и первый палец.

Мелодический вид техники. Это такой вид техники, когда «поёт» не только сама мелодия, но и аккомпанемент. Характер певучего звука достигается «погружением» пальцев в клавиши с большим или меньшим нажимом, в зависимости от требуемой нюансировки. Чем скорее темп, тем легче должен быть нажим. Мера и дозировка связана со звуковыми задачами. Основным звеном являются верхние части руки. Мягким движением нажима они передают пальцам динамическую нагрузку, а гибкие боковые или вращательные движения кисти и предплечья способствуют более удобному положению пальцев на клавишах, создавая певучесть и пластичность в исполнении мелодических фигураций. Большое внимание следует уделять свободе и гибкости в запястья, следя, чтобы звук «переливался» из ноты в ноту.

Техника пальцевого glissando. Здесь не требуется отчетливости каждой ноты. Основной задачей является стремление к последней ноте пассажа, создающего впечатление glissando. Для такой техники лучше всего применять скольжение пальцев по клавишам без подъема и размаха. Рука, поддерживаемая в плече и плечевом поясе, ведет пальцы по направлению пассажного рисунка. Первый палец подкладывается плавно, без боковых движений кисти, без толчков и акцентов. От ловких движений первого пальца в большей степени зависит ровность и быстрота выполнения этого вида техники. Пальцы не поднимаются высоко, но и не нужно «подбирать» их под ладонь, как в «жемчужной» технике, так как на эти движения при требуемой быстроте не будет времени. Полезно учить такие пассажи в медленном темпе, ударяя клавиши с небольшим размахом пальцев. При этом, нужно слегка наклонить руку в сторону текущего пассажа, для чего пальцы ударяют по клавишам боком нижней фаланги. Следует избегать кистевых движений – в быстром темпе они будут заметны и помешают ровности в переходах, соединяющих позиционные группы.

Арпеджио. Арпеджио могут исполняться martellato, leggiero, быть мелодическими. Техникой glissando они невыполнимы. Виртуозное исполнение арпеджио требует не подкладывания первого пальца legato, а плавных, гибких переносов руки из позиции в позицию с минимальным поворотом локтя.

Двойные ноты. Двойные ноты представляют известную трудность. Сложность заключается в одновременном проведении двух голосов разными по строению и силе пальцами. Двойные ноты могут исполняться техникой martellato, мелодической и техникой leggiero. «Жемчужная» техника неосуществима. Двойные ноты могут быть прозрачными и певучими, в них выделяется то верхний, то нижний голос, в зависимости от художественных задач или требований голосоведения. Legato в двойных нотах сохраняется в одном из голосов. Это обеспечивается аппликатурой и используемыми скользящими движениями. При исполнении гамм двойными терциями для достижения legato А. Есипова рекомендовала при игре вверх связывать ноты в верхнем голосе, при игре вниз – в нижнем голосе, а Г. Г. Нейгауз – проиграть каждый голос отдельно, сохраняя аппликатуру двойных нот.

Трель. Трель условно относят к мелкой пальцевой технике. Она выполняется быстрыми ударами пальцев при вспомогательных колебательных движениях кисти, на поддержке веса руки крупными мышцами. Для усиления звука колебательные движения увеличиваются, превращаясь в размах. Основным источником энергии в этом случае будут не пальцы, а кисть и предплечье, передающие динамические усилия в пальцы. Аппликатуру в трели можно менять. Легкую tr в piano лучше исполнять вторым и четвертым пальцами, позволяющими вовлекать небольшие колебательные движения кисти. При усилении tr до forte целесообразно играть более сильными первым и третьим пальцами, при сопутствующих вспомогательных движениях руки. В длительной tr во избежание утомления следует менять пальцы со второго и четвертого на первый и третий и наоборот. В некоторых случаях может быть удобна смена пальцев с первого и третьего на второй и третий. Трель, по возможности, лучше не играть соседними пальцами – третьим и четвертым, четвертым и пятым, т.к. четвертый палец в известной мере ограничен в движениях. Трель учат в разных темпах, от медленного до быстрого, с постепенным ускорением и изменением силы звука от p до f и наоборот. Полезно учить с акцентом через ноту, по триолям, квартолям и т.д.

Украшения (мелизмы). Украшения (мелизмы) по характеру движений близки к мелкой пальцевой технике. При переходе от мелодии к украшению нужно уметь вовремя снять нагрузку с пальцев. Вес руки поддерживается верхними ее частями, а пальцы не должны «давить» на клавиши. Для четкости в исполнении форшлагов необходимо, чтобы «отыгравший» палец быстро снимался с клавиши. Перед форшлагом и мордентом можно рекомендовать небольшое замаховое движение пальцев. Этот замах мобилизует руку и создает готовность к требуемому движению. Высота замаха пальцев должна быть обязательно разной: палец, ударяющий первым, «замахивается» меньше, чем второй, который подготавливается с несколько большим «замахом»: одинаковое движение обоих пальцев привело бы к одновременному удару. В группетто, когда требуется акцент на первой ноте, также удобен небольшой замах.

Пальцевые репетиции. Пальцевые репетиции по движениям относятся ближе всего к «жемчужной» технике. Основным является скольжение пальцев под ладонь. Но при игре репетиций прибавляется ещё сопутствующее вращательное движение кисти, позволяющее пальцам быстро сменяться на клавише, причём в движение вовлекается и предплечье. Собранная форма пясти – обязательное условие исполнения репетиций. Плечо и плечевой пояс поддерживает вес руки. Движения вращения должно быть экономным, большой размах мешает скорости, ловкости подмены пальцев и превышает двигательные возможности запястья. Пальцы быстро снимаются с клавиш и не погружаются в них глубоко. Репетиции вырабатываются в разных темпах, начиная от относительно медленного до быстрого. Чем скорее темп, тем пальцы ближе к клавишам. Движение размаха уменьшается и заменяется скольжением концов пальцев под ладонь.

Тремоло. Тремоло уже нельзя отнести к пальцевой технике, хотя в движении есть сходство с трелью: основными, как в трели, являются колебательные движения кисти и предплечья, осуществляемые при поддержке руки сверху. Опора на пятый палец создаёт более удобное положение, благодаря участию одной из сильных мышц плеча – двуглавой. В piano тремоло выполняется меньшими размаховыми движениями, в forte большими. Во избежание зажима, создающегося в предплечье при длительной игре, необходимы чередующиеся движения кисти и предплечья вверх и вниз. Для большего удобства и свободы в игре рука должна, по возможности, сохранять форму свода, с выпуклыми пястными косточками; прогибание их или излишне поднятое запястье затрудняют движения. Тремоло можно учить с акцентами: то на первый палец, то на пятый (поочерёдно). Можно рекомендовать тренировку с изменением темпа: от медленного к быстрому с возвращением снова к медленному.

Октавы. Октавы относятся к крупной технике. Они могут быть лёгкие и стремительные, мелодические, певучие, октавы martellato. Октавы martellato выполняются крепко поставленными пальцами, при сохранении в руке формы «свода». Кисть немного приподнята для передачи динамической нагрузки от верхних частей руки на пальцы. Пальцы играют важную роль, за исключением тех случаев, когда в октавах необходимо piano, они служат опорой, способной выдержать вес, передаваемый не только от верхних частей руки, но иногда даже от корпуса. Пальцы в октавах не должны прогибаться и концы их, чтобы не были «распущенными», расслабленными. Лёгкие октавы исполняются невысокими размаховыми движениями кисти с поддержкой руки в плече и плечевом поясе. Во избежание появления зажимов положение кисти меняется с низкого на несколько более высокое и наоборот. Однако, слишком высокий «замах» кисти будет всегда нецелесообразным и утомительным. Выполнение октав в быстром темпе значительно облегчается разделением октавных пассажей на группы, которые легче охватить одним движением. Лёгкие акценты в начале каждой группы помогают сыграть следующие за акцентом октавы за счёт возникающих при акценте инерционных реактивных сил (толчка). При исполнении октав staccato, основным являются вибрационные движения кисти, которые в быстром темпе могут превысить двигательные возможности этого звена, создать зажимы и затруднить игру. В таких случаях нужно объединить октавы в группы обобщающим вращательным движением, также меняя положение кисти с высокого на низкое, что создаёт освобождение. Октавы мелодического характера связываются legato. Когда необходимо повторение одних и тех же пальцев, legato осуществляется скольжением. Небольшой нажим от предплечья помогает передать нагрузку в пальцы, и звук извлекается без удара и размаха. Играя октавные репетиции, следует менять положение кисти и предплечья с низкого на высокое, создавая отдых в нервно-мышечном аппарате. Начинать разучивание октав лучше всего с более удобных интервалов, например, с секст. И следить, чтобы концы пальцев были слегка загнуты, замах не был высоким, а локоть не приводился близко к туловищу.

Аккорды. Необходимо добиваться одновременного звучания всех нот. Для достижения стройного звучания аккорда целесообразно придать руке форму свода, не прогибая пястных косточек и не опуская запястье, чтобы не возникло напряжения. Рука освобождается на паузах или на группах, разделяющих аккордовые пассажи. Перестройка аппликатуры на новый аккорд осуществляется в момент переноса в воздухе. При медленном разучивании следить, чтобы пальцы, в момент перелёта на следующий аккорд, собирались, прежде чем «раскрыться» на новый аккорд. Это создаст ощущение освобождения и в быстром темпе, когда пальцы собраться уже не успевают. В некоторых случаях для достижения в звуке особого характера звонкости требуется приём «аккордовой хватки», хватательных движений цепких пальцев, подбирающихся под ладонь. При игре аккордов forte необходимо участие других частей руки и помощи корпуса. Но всё должно быть в меру. Очень часто ученики не прослушивают в аккордах басовые или средние голоса. В зависимости от художественной задачи и голосоведения нужно уметь «высветить» в аккорде на фоне «затемнённых» голосов тот голос, который является важным. Следует слушать не только соотношение силы звука, но и тембры голосов, составляющих аккорд. Надо помнить, что басы у фортепиано по тембру звучат глухо и для гармонической «опоры» они должны быть глубокими. Если верхний голос не ведёт мелодию, он не должен перекрывать другие голоса.

Скачки. Работа над скачками и переносами руки заключается в тренировке точных движений, объединяющих при скачке отправную точку и цель. Это движение по дуге, но чтобы рука не перелетала цель. В какой-то момент движение следует затормозить над целью. До момента торможения движение должно быть стремительным. Тренировка выполняется в медленном темпе при быстром переносе руки. Особо трудные скачки полезно учить закрытыми глазами, вырабатывая опору на «мышечное чувство». Развитие техники пианиста должно быть разносторонним.

Наряду с мелкой пальцевой техникой, следует вырабатывать и крупную. Для этого, помимо упражнений и этюдов, полезно использовать отдельные эпизоды разучиваемого художественного репертуара. Важно, чтобы у ученика постоянно были «в руках» многие виды техники, независимо от того, что он учит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы развития фортепианной техники в средних классах ДМШ

Основные методы развития фортепианной техники в средних классах ДМШ...

Методическая работа "Развитие фортепианной техники на примере сборника «Фортепианная техника в удовольствие»"

Методическая работа"Развитие фортепианной техники на примере сборника «Фортепианная техника в удовольствие»"...

Развитие фортепианной техники учащихся младших классов на этапе подготовки к техническому зачету.

В методической работе рассматриваются вопросы формирования  и развития технических навыков обучающихся младших классов ДШИ. Предложены различные методы работы над гаммовым комплексом и этюдами.Да...

"Работа над фортепианной техникой в старших класса ДМШ/ДШИ"

Машинообразной работой пальцев ничегонельзя достичь; механическое упражнениеостаётся тупым и бесцельным, если впервую очередь не участвует голова.Н. Рубинштейн....

Открытый урок «Работа над фортепианной техникой: игра приёмом репетиций пальцев»

Семинар – практикум преподавателей ДМШ и ДШИ города и области «Ступень мастерства» по теме «Актуальные вопросы развития технических навыков музыкального исполнительства»...

Работа над мелкой фортепианной техникой в детской музыкальной школе

Работа над развитием техники является важной частью обучения игое на фортепиано. Только обладая хорошей техникой возможно исполнить музыкальное произведение на высоком художественном уровне.  Рас...

Психолого-педагогические условия развития мелкой фортепианной техники у детей среднего школьного возраста.

При овладении игрой на музыкальных инструментах, особенно на фортепиано, возникают многие проблемы. Их разнообразие объясняется тем, что в отличие от обучения общеобразовательным предметам обучение фо...