рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_shahmatam1-4_kl_shatova_m.v.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44 ИМЕНИ С.Ф.БАРОНЕНКО
Копейского городского округа
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей начальных классов _________________________ Протокол № 1 от «12» октября 2016 г. | Согласовано: зам. директора по УВР ……… __________________________ « » ___________ 20 ___г. | Утверждаю: директор МАОУСОШ №44 С.В. Типушков Приказ № ____ от «___»__________20___ г. |
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«шахматы»
(направление общеинтеллектуальное)
1-4 классы
Разработала: Шатова Мария Вадимовна
учитель физической культуры первой квалификационной категории
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Программа начального общего образования МАОУ СОШ № 44 им. С.Ф. Бароненко предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты освоения программы курса:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса:
Регулятивные УУД:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД:
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса:
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности обучающихся |
1 класс: - шахматная доска - шахматные фигуры - начальная расстановка фигур - ходы и взятие фигур - цель шахматной партии - игра всеми фигурами из начального положения | Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок кружок | Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная |
2 класс - краткая история шахмат - шахматная нотация - ценность шахматных фигур - техника матирования одинокого короля - достижение мата без жертвы материала - шахматная комбинация | Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок | Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная |
3 класс: - основы дебюта | Кружок | Игровая, познавательная |
4 класс: - основы миттельшпиля - основы эндшпиля | Кружок Кружок | Игровая, познавательная Игровая, познавательная |
- Тематическое планирование
1 класс
Содержание курса | Количество часов |
1. Шахматная доска | |
Знакомство с шахматной доской | 1 |
Шахматная доска | 1 |
2. Шахматные фигуры. | |
Знакомство с шахматными фигурами | 2 |
3. Начальная расстановка фигур. | |
Начальное положение | 1 |
4. Ходы и взятие фигур. | |
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | 1 |
Ладья в игре. | 1 |
Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | 1 |
Слон в игре. | 1 |
Ладья против слона. | 1 |
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | 1 |
Ферзь в игре. | 1 |
Ферзь против ладьи и слона. | 1 |
Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | 1 |
Конь в игре. | 1 |
Конь против ферзя, ладьи слона. | 1 |
Знакомство с пешкой. | 1 |
Пешка в игре. | 1 |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 1 |
Знакомство с шахматной фигурой. Король. | 1 |
Король против других фигур. | 1 |
5. Цель шахматной партии. | |
Шах. | 2 |
Мат. | 2 |
Ставим мат. | 2 |
Ничья, пат. | 1 |
Рокировка. | 2 |
6. Игра всеми фигурами из начального положения. | |
Шахматная партия. | 1 |
Шахматная партия. | 1 |
Повторение программного материала. | 1 |
Итого 33 часа |
2 класс
Содержание курса | Количество часов |
Повторение изученного материала. | |
Повторение изученного материала. | 1 |
Повторение изученного материала. | 1 |
1. Краткая история шахмат. | |
Краткая история шахмат. | 1 |
2. Шахматная нотация. | |
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 |
Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 |
3. Ценность шахматных фигур. | |
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 |
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 |
Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | 1 |
Ценность шахматных фигур. Защита. | 1 |
4. Техника матования одинокого короля. | |
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | 1 |
Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | 1 |
Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | 1 |
Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | 1 |
5. Достижение мата без жертвы материала | |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 |
6. Шахматная комбинация. | |
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | 1 |
Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 |
Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 |
Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 |
Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | 1 |
Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | 1 |
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | 1 |
Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 |
Повторение программного материала | |
Повторение программного материала | 1 |
Повторение программного материала | 1 |
Повторение программного материала | 1 |
Итого 34 часа |
3 класс
Содержание курса | Количество часов |
Повторение изученного материала. | |
Игровая практика | 1 |
Повторение изученного материала. | 1 |
Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). | 1 |
ОСНОВЫ ДЕБЮТА. | |
Двух- и трехходовые партии. | 1 |
Решение задания “Мат в 1 ход” | 1 |
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | 1 |
Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | 1 |
Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | 1 |
Решение заданий | 1 |
“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | 1 |
Решение заданий | 1 |
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | 1 |
Решение задания “Выведи фигуру”.. | 1 |
Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 |
Повторение программного материала | |
Повторение программного материала | 1 |
Повторение программного материала | 1 |
Повторение программного материала | 1 |
Итого 34 часа |
4 класс
Содержание курса | Количество часов |
Повторение изученного материала. | |
Игровая практика | 1 |
Повторение изученного материала. | 1 |
ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. | |
Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | 1 |
Игровая практика | 1 |
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. | 1 |
Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | 1 |
Решение задания “Выигрыш материала”. | 1 |
Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
.Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | 1 |
Решение заданий. | 1 |
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | 1 |
Решение заданий. “Сделай ничью”. | 1 |
Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | 1 |
Решение заданий | 1 |
ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. | |
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | 1 |
Решение заданий | 1 |
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | 1 |
Решение заданий | 1 |
Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | 1 |
Решение заданий | 1 |
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. | 1 |
Решение заданий | 1 |
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | 1 |
Решение заданий | 1 |
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | 1 |
Решение заданий | 1 |
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. | 1 |
Повторение программного материала. | |
Решение заданий | 1 |
Итого 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...