Эссэ "Мотивация и личность"
материал на тему
Рассматриваются психологические аспекты мотивации деятельности личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психологические аспекты мотивации деятельности личности | 211.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
ЭССЭ
по программе профессиональной подготовки
«Методист дополнительного образования»
Тема:
«Абрахам Маслоу. Мотивация и личность»
ЭССЭ подготовила:
Шевченко Лариса Николаевна
Должность:
Руководитель отделения дополнительного образования
Место работы:
ГБОУ СОШ № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга
Номер и дата договора:
№ 2017.03-42-01, от 25 января 2017 года
27 февраля 2017 год
г. Санкт-Петербург
Одним из наиболее интересных подходов к исследованию мотивационной сферы личности является теория, разработанная американским психологом, одним из ярких представителей гуманистического направления в психологии – Абрахамом Маслоу. Его теория относительно проста, универсальна и охватывает весь комплекс личностной мотивации.
Концепция мотивации и личности Абрахама Маслоу основывается на ряде идей о потребностях человека:
- Потребности человека не имеют логического завершения. Как только удовлетворяется одна потребность, тут же появляется другая.
- Для формирования у человека мотива к действию имеют значение только неудовлетворенные потребности. Если потребность удовлетворена, действие не предпринимается.
- Потребности человека имеют свойство выстраиваться в определенном порядке в соответствии с предпочтениями конкретной личности. Есть потребности самые главные, менее главные, второстепенные, неважные.
Потребности в соответствии с концепцией мотивации и личности Абрахама Маслоу объединяются в пять групп:
- потребности тела и физиологии: удовлетворения голода, жажды, сексуальный инстинкт и другие базовые потребности;
- потребности в безопасности: физической и эмоциональной;
- потребность принадлежности и любви: платоническая привязанность, духовное единение, дружба;
- потребность в самоуважении: достижение успеха, автономии, признания;
- потребность в самоактуализации: стремление к росту, самореализации, самовыражению, креативности.
Эти пять групп составляют пирамиду потребностей, выстраиваются снизу-вверх (см. рисунок 1). В соответствии с этим порядком происходит удовлетворение потребностей человека.
Рисунок 1 Пирамида потребностей
Очевидно, что мотивация поведения человека в каждый конкретный момент определяется какой-либо потребностью. Удовлетворяя потребности низшего уровня, человек осознает потребности второго уровня, удовлетворив их, он переходит к потребностям следующего уровня и так далее до пятого уровня («Особо следует подчеркнуть, что процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, о медленном пробуждении и активизации. Например, если потребность А удовлетворена только на 10%, то потребность В может не обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25%, то потребность В "пробуждается" на 5%, а когда потребность А получает 75% удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50% и так далее». А. Маслоу).
Для того, чтобы уяснить, как все это работает на практике, приведу следующий условный пример.
Допустим, человек испытывает потребность в еде, он не может в это время думать ни о чем, только об удовлетворении голода, и, соответственно, он мотивирован на поиск пищи. Поев (удовлетворив физиологическую потребность первого уровня), человек переходит к следующему уровню: ему необходимо ощущать безопасность и его действия будут направлены на поиск безопасного места. Важно, что пока человек не удовлетворит эту потребность, он не сможет перейти к следующему уровню мотивации. Но вот у человека есть крыша над головой, и он может не опасаться за свое здоровье. Далее, находясь в покое, человек чувствует потребность в сочувствии и сопереживании, в другом человеке, с которым можно войти в контакт. Человек начинает искать себе компанию. Найдя компанию (удовлетворив потребность третьего уровня), человек начинает испытывать потребность в самоуважении, в том, чтобы компания признала его статус, уделила ему внимание. После того как человек получает уважение других людей, у него появляется самая высокая потребность – потребность в самоактуализации, к реализации себя и своих потенциальных возможностей: производство, ремесло, творчество, все, что угодно. Мотивации на пятом уровне потребностей имеют бесконечное количество вариантов, поэтому достигая уровня самоактуализации, человек начинает бесконечно реализовывать свой внутренний потенциал в тех или иных формах.
Основным вкладом концепции мотивации и личности Абрахама Маслоу является доказательство того, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется какими-либо доминирующими потребностями.
Одно из главных качеств хорошего психолога, как и серьезной психологической теории, – реализуемость на практике с целью помощи людям («Психолог обязан понимать, что противоположный подход к науке, попытки трактовать ее как автономное и саморегулирующееся образование, как механический пасьянс, успех которого определяется лишь раскладом карт в бесконечной колоде знания, - нереалистичен, ложен и даже антиэмпиричен». А. Маслоу). Хорошо иллюстрируют данный пример отзывы людей, которые обращались за помощью к психотерапевтам разных категорий по вопросу лечения зависимостей: алкоголизма, игромании, курения. Многие психотерапевты для избавления от подобных трудностей используют методику замещения, согласно которой одну зависимость может заместить только другая – в данном случае, более продуктивная. Минуя одну или две ступени пирамиды Маслоу, они рекомендуют своим пациентам замещать зависимость, начав заниматься самореализацией («Именно догматизм подталкивает многих психологов и социологов снова и снова пользоваться апробированными, чаще всего изжившими себя методиками, вместо того, чтобы направить свои усилия на разработку новых методов, более отвечающих насущным требованиям нынешнего этапа развития психологии, далеко ушедшей от проблем естественных наук»). Неудовлетворенные потребности низшего уровня, почему-то, все же дают о себе знать: у бывшего алкоголика или казановы очень слабо получается «заместить» свою зависимость другими занятиями, скажем, бисероплетением. Да и как может зависимый понять, какое именно дело займет место на вершине его потребностей, пока не удовлетворены его нужды в любви, уважении, сочувствии, дружбе, теплых эмоциональных связях с людьми?
Итак, в каждый момент времени поведением управляют неудовлетворенные потребности. И чаще всего они никогда не бывают удовлетворены до конца. Именно поэтому людей, достигших в своей жизни уровня самоактуализации, около 2 %, как говорится в книге Маслоу «Мотивация и личность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."
В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.
«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...