Воспитательный потенциал духовной музыки.
статья на тему
В статье обсуждается актуальная для современной России проблема - формирование духовности. Произошедшая ее утрата до сих пор отзывается в людях. Попытка рассмотреть возможности духовной музыки,как один из путей преодоления недостаточности духовности в растущем человеке, представлена в предлагаемом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_duhovnoy_muzyki_fragment.doc | 57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал духовной музыки
(фрагмент статьи от 2014 г.)
С.В.Леонтьева
Духовность — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
Каждый педагог, учитель, преподаватель должен знать и понимать, что дело его не только в развитии ума, памяти, наблюдения, а в пробуждении и укреплении духовности в воспитанниках.
Мы живём в очень интересное и трудное время. Мир не стоит на месте. На наших глазах жизнь на земле принимает новый облик. Развитие цивилизации движется вперед, прогресс предоставляет человеку многообразные возможности. Однако, одновременно с этим, утрачиваются духовные ценности. Особенно заметны утраты духовности у молодого поколения.
Каким же образом в современных условиях способствовать сохранению духовности человека, помочь формированию духовности у молодежи, подростков и детей?
Возможности формирования духовности были и будут всегда. Один из ключевых - культура; одно из направлений культуры - классическая музыка (русская и западноевропейская); а в области музыкальной культуры - духовная музыка, сохраняющая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания.
Музыкальная культура многообразна: это симфоническая, фортепианная и инструментальная музыка, а также вокальная и хоровая. Хоровая музыка - это не только народное и песенное творчество, истоки ее в той культуре, что пришла на Русь вместе с христианством в конце X века. Христианизация, начавшаяся более 1000 лет назад, полностью изменила облик Руси, сформировала новые основы ее культуры. В течение последующих веков русская архитектура, живопись, литература, музыка были тесно связаны с церковью, верой, становлением православия.
Музыка русской православной церкви - это достояние нашей отечественной культуры, ее весомый вклад в мировую музыкальную культуру. Исторически сложилось так, что всеобщая хоровая культура неотделима от многовековой церковной певческой традиции. Русская хоровая вокальная школа имеет корни, уходящие вглубь веков, к истокам Православия на Руси. Песнопения Православной Церкви, с их необыкновенной мелодикой, несимметричным ритмом древних напевов, богатой подголосочной полифонией, неповторимым своеобразием гармонии - национальное богатство, духовно - насыщенное достояние.
Русская Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки - она принципиально a'capella. Поэтому русская духовная музыка - один из наиболее интересных разделов хорового репертуара. Говоря о (ней) русской духовной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство. Более того, русская духовная музыка - это уникальная школа хорового пения а'capella, которая базируется на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания.
На протяжении нескольких веков само понятие "музыка" в сознании народа было прочно связано с исполнением церковных молитв. Церковное пение всегда было любимо на Руси, в его мелодиях всесторонне выразился художественный гений русского народа
Появление в России в XVIII веке светской культуры привело к образованию её особого направления – духовной музыки, представленной многочисленными произведениями, ставшими шедеврами мирового значения. Именно тогда сложилось совершенно новое отношение к духовной музыке, как предмету эстетической ценности. Почти все русские композиторы-классики, известные своими вокальными и инструментальными сочинениями, обращались к созданию церковной музыки, рассматривая ее как музыкально-художественное явление отечественной культуры.
Князь В.Ф. Одоевский, еще в середине 19 в., писал, что русская духовная музыка - искусство "самобытное, не похожее ни на какое другое, имеющее свои особые законы, свой отличительный характер и высокое, как историческое, так и художественное значение" (Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие.: М., 1956., с.35)
Несколько слов об истории духовной музыки. Духовная музыка - это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как один из компонентов культового ритуала, эта музыка входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма культовой духовной музыки в иудаизме и у христиан связана с пением псалмов.
Ранне-христианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе исторически преобладающим было григорианское пение, на Руси — знаменный роспев. Многоголосие в духовной музыке западной традиции складывалось в IX—XIII вв., это григорианский хорал; на Руси — в XVII в. сформировалось строчное и партесное пение. В западной духовной музыке с конца XV—XVI вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом. Русская духовная музыка - исключительно вокальная, a'capella…
Как в западноевропейской, так и русской духовной музыке выделяется церковная, звучащая в храме как богослужебные песнопения, и светская, которая исполняется в концертах или в домашней обстановке. Если раньше обращение к духовной музыке было нормой жизни, быта всех слоев общества, то теперь эта традиция практически утрачена. К сожалению, светская духовная музыка почти перестала развиваться. А церковная музыка для новых поколений россиян остается, в большинстве своем, неизвестной. Однако, с 90-тых годов прошлого века в нашем обществе проснулся интерес к истории Православия, а вместе с ним и к духовной музыке.
Путь развития русского национального музыкального искусства длителен и значителен. От древних церковных распевов, которые пришли из Византии вместе с Христианством, и многоголосных крестьянских песен, до великих опер Глинки, Мусоргского, хоровых полотен Рахманинова, ораторий Свиридова. В этих произведениях чувствуется не только бесконечное русское пространство, но и величие исторической судьбы России, выраженное соборным, поистине всенародным пением.
Хоровое пение – основа музыкального искусства России. Пение – это душа, красота, величие земли русской. С другой стороны, хоровое пение несет образовательный и воспитательный потенциал, напрямую отражая не только дух родного народа, его эмоциональные переживания, но и исторические события, им пережитые.
Русская музыкой в целом и духовная музыка, как ее часть, (во многом) тесно связаны с народной песней. Русская музыка, в особенности хоровая, обладает распевностью, певучестью, широтой, как и большинство народных песен. Эти ее качества как нельзя лучше способствует развитию вокальных навыков, певческого дыхания, чистоты интонации. Русские народные традиции наиболее полно выражены в музыке русского средневековья - в знаменных роспевах и раннем многоголосии, которые, по своей сути и ритмике, напоминают былины. Подчеркнем, одна из отличительных особенностей древнерусского пения — спокойствие, самоуглубленность и акцентирование внимания на тексте.
Несколько слов в сторону… Музыкотерапия - целительное воздействие музыки на человека известно с древних времен и сейчас используется в медицинской практике. Применяется музыка медитативная, духовная и классическая. Проведенные с водой исследования показали, что ее молекулярная структура под влиянием определенной музыки, в частности, духовной, формируется в кристаллы правильной формы. Молекулярная структура воды полностью разрушается под воздействием громких, резких, дребезжащих, агрессивных и беспорядочных звуков в стиле Rap или Rock…
Подобные процессы происходят с биоэнергетическими полями человека под воздействием разной по характеру музыки. Звук - это сила, выраженная в вибрациях, а музыка - это сочетание звуковых вибраций, звуковых волн. Когда частота вибраций в музыкальном произведении совпадает с частотой вибраций нашего организма, он реагирует, настраиваясь физически, психически, духовно. Звуком можно как разрушить, так и исцелить! Классическая и духовная музыка, колокольный звон, как сочетание звуковых волн, вибраций, гармонизируют окружающие вибрации, попадающие в поле действия звучащей музыки…
Музыка по своей природе является инструментом познания и самопознания, средством общения и ценностной ориентации, источником наслаждения и способом духовно-практического преобразования человека. Классическая и духовная музыка развивают мозг и облагораживает чувства, воспитывают художественный вкус.
Репертуарная политика в хоровом коллективе – другой важный аспект, связанный с организацией его деятельности. От репертуара в значительной степени зависит, каким вырастет хор, какими будут хористы, какие взгляды на искусство, художественные приоритеты будут у них сформированы. И самое главное - какие нравственные ориентиры, идеалы, ценности разовьются у ребят за годы пения. Репертуар хорового коллектива - это не просто произведения для исполнения, это своего рода библиотека.
В каждом доме (или почти в каждом) есть шкаф с книгами. Посмотрите на корешки книг, сразу становиться понятно, каков владелец шкафа. Одни читают И. Бунина, С. Есенина, Т. Манна, Ф. Достоевского, другие - читают "глянцевые" журналы или фентези, детективы или псевдо литературу непонятного содержания. Так и репертуар хора - либо он наполнен интеллектом, духовностью, патриотизмом и направлен на сохранение культурных традиций, либо это ширпотреб, безликая музыка, не несущая в себе ничего, кроме набора звуков. Репертуар хора - это и своего рода лакмусовая бумажка, которая отражает художественно-эстетические взгляды руководителя, дирижера.
Процесс становления сознания, личности довольно длительный. А процесс изменения сознания - это совершенно особый период. У одних он проходит гладко и последовательно; у других - это борьба, метания; у третьих все происходит в одно мгновение, как это было с Апостолом Павлом. Главное, что это возможно - направить сознание и внутренний мир человека к свету, добру, красоте.
И еще один важный аспект исполнения духовной музыки необходимо рассмотреть: воздействие музыки не только на душу и сознание человека, но и на организм человека в целом. Мы говорим об исполнении духовной музыки, следовательно, о вокале. О том, что пение может исцелять, было известно давно. Об этом писали Платон и Демокрит, они предлагали лечить хоровым пением некоторые психические заболевания. В Древнем Египте пением лечили бессонницу, в китайской медицине отмечалось огромное влияние музыки и пения на способность восстанавливать гармонию человека с Природой. В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определенные наборы звуков – мантры, которые до сих пор практикуются в йоге.
Поистине, мы мало знаем возможности организма. Оказывается, наши голосовые связки могут стать инструментом исцеления, и это называется вокалотерапия.
Вокалотерапия – это научно обоснованная медицинская методика. Серьезное изучение лечебных свойств музыки и пения в нашей стране началось в начале ХХ века. Еще в 1913 году, по инициативе выдающегося исследователя В.М. Бехтерева, был основан комитет по изучению музыкально-терапевтических эффектов. В него входили ученые и музыканты. Проведенные опыты подтвердили положительное влияние музыки на разные системы человеческого организма. У каждого органа, у каждой клетки, есть собственная частота «звучания». У крупных органов она способна замедляться или, наоборот, ускоряться. Правильное чистое пение воздействует на ослабленные органы и может вернуть им здоровую вибрацию, настроить разладившиеся системы организма. В процессе пения всего 15–20% излучаемых человеком звуковых волн уходят во внешнее пространство и воспринимается слушателями, остальные поглощаются внутренними органами исполнителя, вызывая в них резонанс. Происходит мощное воздействие на собственный организм - человек поющий не только слышит эти вибрации, он находится внутри них, производя эти вибрации голосом. Более того, замечено, что правильное пение, и, в особенности, хоровое пение, способствуют нормализации биохимических процессов в организме. Человек поющий выглядит моложе, сохраняет бодрость физическую и духовную.
Вместо заключения. Всему сущему свойственно развитие, преобразование или деградация. Процесс развития общества предполагает сохранение и передачу накопленных знаний, традиций, ценностей, духовности. Путь к возрождению России, несомненно, лежит через возрождение её духовности, приобщение молодых к истории русской культуры, ее глубинам. У нашей культуры свой голос, язык, свои неповторимые черты. Только опора на культурные традиции может предотвратить деградацию нашего общества.
Видимо, тут очень уместно вспомнить, что "только искусство, дополняя науки естественные и гуманитарные, проецируя весь мир человека, только оно и может сообщить целостность восприятия мира современному человеку. Искусству замены нет. Функции гуманитарной части образования, включая искусство, должны расти, если человечество желает сохранить здоровье..." (Е. Фейнберг).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика
В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....
Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...
Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников
Материалы научно-практической конференции "Формирование жизненных ценностей средствами литературы и искусства"...
Духовно-нравственный воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями – совесть, гуманность, порядочность, патриотизм, чувство дол...
Воспитательный потенциал урока музыки в общеобразовательной школе.
Статья "Воспитательный потенциал урока музыки в общеобразовательной школе" рассказывает о важности этого предмета искусства в современной школе. Раскрывает различные аспекты урока музыки, ко...
«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»
Выступление на методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...
Воспитательный потенциал образовательной организации по духовно-нравственному развитию в контексте обновленных ФГОС
Презентация для конференции...