Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников
статья на тему
Материалы научно-практической конференции "Формирование жизненных ценностей средствами литературы и искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_pritch.odt | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников
Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к докладу, прочитать вам одну современную притчу, которая называется «Напрасный урок».
Напрасный урок
Как-то инспектор из Министерства образования пришел с проверкой уровня подготовки педагогов младших классов в одну среднюю школу. Он зашел в первый попавшийся кабинет и застал там странную картину: учительница что-то искала на своем заваленном столе, у нее был замученный, расстроенный вид, дети были предоставлены сами себе, они бегали, прыгали, шумели, одним словом – хаос.
– Простите, я инспектор, у вас какие-то проблемы? – решил представиться проверяющий.
– Я устала, господин инспектор, я уже не знаю, что делать с этими детьми. Я удручена, нет табличек для рисования, министерство не присылает дидактический материал, у меня нет ничего нового показать детям…
Среди беспорядка, царившего на столе учительницы, инспектор увидел пробку. Он взял ее в руку, вытянул перед собой, чтобы ребятам было хорошо видно, и обратился к классу:
– Что это?
– Пробка! – ответили хором заинтересованные дети.
– Хорошо, откуда она взялась?
– Из бутылки! Из дерева! Их делает специальная машинка, – последовали разные ответы.
– А что еще делают из дерева? – продолжал инспектор.
– Стулья, стол, корабль.
– Хорошо! У нас уже есть корабль. Кто может его нарисовать? Кто может на доске нарисовать карту и определить наш корабль в ближайший порт? А какие еще порты и на каких реках вы знаете? А каким странам они принадлежат? Может, вы знаете какого-нибудь популярного певца из этой страны или поэта?
И начал урок географии, истории, музыки, литературы одновременно. Учительница остолбенела. Только после звонка она обрела дар речи:
– Огромное спасибо, господин инспектор. Я никогда не забуду урока, который вы мне преподали. Большое спасибо!
Прошло время. Инспектор вернулся в ту же школу и разыскал ту же учительницу. И застал ту же картину: учительница была замучена, раздражена и искала что-то на своем столе, заваленном кучей ненужных вещей. Ученики все так же прыгали, бегали, шумели…
– Что случилось, что с вами? Вы меня помните?
– Да, инспектор, конечно же помню, как же мне вас забыть? Как хорошо, что вы приехали! Представляете, не могу найти пробку! Куда она подевалась?
Если мы будем ждать, что кто-то придет и подарит нам формулу успеха, то никогда ничего не добьемся. Нужно пробуждать собственное воображение, фантазировать, представлять. Реализовать наши задачи и мечты можем только мы сами.
Рождаясь, человек не обладает какими-либо социальными качествами. Но с первых минут жизни его приобщают к человеческому обществу. Взрослея, он постепенно включается в различные общности людей, начиная с семьи, коллектива сверстников и кончая социальным классом, нацией, народом. В процессе социализации индивид осваивает знания и ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Так он становится личностью, представляющей собой неповторимый ансамбль общественных отношений.
Государственные документы об образовании ставят перед учителем глобальные воспитательные задачи. В связи с этим проблема воспитания в процессе обучения в последние годы обсуждается весьма активно. О причинах этого факта говорить не стоит — поводов быть озабоченными воспитанностью человека сегодня предостаточно.
Жизненные ценности человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь. Жизненные ценности не возникают за один день. Они – результат нашего опыта. Жизненные ценности человека формируются с самого детства. Огромную роль в этом процессе играют наши родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем. Жизненные ценности человека оказывают непосредственное воздействие на формирование мировоззрения.
Среди основных жизненных ценностей человека можно выделить следующие:
- Счастливая семейная жизнь.
Наличие хороших друзей.
Материально обеспеченная жизнь.
Любовь.
Свобода.
Здоровье.
Интересная работа.
Активная деятельная жизнь.
Красота природы и искусства.
Творчество.
Познание.
Уверенность в себе.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Детям бывает нелегко ориентироваться в мире своих переживаний, мыслей и взаимоотношений. Современный мир рождает поток негативной информации, который выливается на наших детей, и никакие запреты и заслоны не оградят детей от примеров жестокости. Только любовь, мудрость, вера и доброта могут противостоять насилию. Притчи учат детей этим качествам.
В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.
Немного из истории. Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.
В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам («Притчи Соломоновы», «евангельские притчи» и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к «высокому штилю». К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник».
В таких лаконичных историях заключены и малые, и большие законы человеческого мира. Притчи как жанр переживают настоящее возрождение. Оказалось, что именно сейчас возникла необходимость в чтении небольших историй, которые легко отвечают на вопросы, на которые не могут ответить ни философия, ни наука, ни религия, каждая из которых по силе воздействия равна серьезному роману. На первый взгляд простые рассказы на самом деле могут совершить чудесное превращение в каждом.
Суть притч заключается в том, что « в них резюмируется мораль либо прямым текстом, либо очевидным намеком». Притчи лечат душу и духовно обогащают ее. Каждая притча построена на мудром изречении. Мудрость в притче оживает и поддерживает читателя своей глубиной и красотой. Она словно алмаз, вставленный в прекрасное украшение, которое мы незримо можем носить всю жизнь.
Многие опытные классные руководители и воспитатели считают, что главное в воспитании «не потерять высший смысл мелочей, проживаемых ежедневно».
Я полностью поддерживаю эту мысль и считаю, что ни грандиозные проекты, ни планы, составляемые нами сразу на учебный год, ни задачи, заявляемые в начале года, не являются основой воспитания. Воспитывают так называемые «мелочи жизни», изо дня в день, из четверти в четверть, из года год. И человек, находящийся рядом с ребенком, хочет он этого или нет, являет собой и орудие воспитания, и пример воспитания. Дети на уровне интуиции чувствуют, как к ним относишься, их не обманешь. Для них очень страшно равнодушие старших. Контакт начнется или не начнется с того момента, как мы (взрослые) поздороваемся. И как только «есть контакт», автоматически включается процесс воспитания. Ведь никто не станет оспаривать, что
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Вадим Шефнер.
Конечно, мы работаем на результат, цель которого - самореализация, самоопределение ребенка. И я уверена, он будет положителен, если ребенок будет понимать и чувствовать, что к его деятельности и состоянию души неравнодушны окружающие.
Итак, контакт найден. Что дальше?
Существует широкий выбор методов, средств и форм воспитания. Но жизнь неподвластна методикам. Тогда только один выход – «жить с ребятами одной жизнью, в которой есть творчество, успехи, удачи и неудачи, праздники и будни, радости и огорчения, а порой – боль и одиночество. Значит, главное – быть рядом и оказаться рядом». Тогда и средства найдутся, и методики сработают.
Наши дети постоянно стремятся познать новое, им интересно все загадочное и неизведанное. Но разобраться в сложных жизненных вопросах часто бывает нелегко. В притчах же заложена вековая мудрость поколений, философские размышления и полезные советы. Простой сказочный язык будет понятен детям, так как ещё с древних времен притчи служили средством нравственного и культурного воспитания.
Секрет популярности притч кроется не только в специфических особенностях их содержания и художественной формы, но и в доступности к пониманию для любого слушателя. Язык притч прост, безыскусен, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует ясности и точности смысла. В притче нет указаний на место и время действия. Как правило, нет характеров. Действующие лица обычно безымянны, схематичны, не имеют ни внешних черт, ни «характера». Притча не изображает, а скорее сообщает. В самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель для себя и дать ответ на поставленный вопрос.
Эти небольшие по объему рассказы заставляют не только детей, но и взрослых задуматься о своих поступках, совести, о вечных ценностях. Истории помогают развивать мышление, память и восприятие, являясь, по сути, учителем, воспитывающим в детях любовь, порядочность, миролюбие — духовную красоту. Главное — притчи рассказывают о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации.
Приходит сын к отцу и говорит: «Папа, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил,…что мне делать?».
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости. «Что изменилось?» - спросил он. «Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде» - ответил сын. «Нет, - сказал отец, - это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут». «А кофе?» – спросил сын. «О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации».
Умелый подбор текстов из сокровищницы народного творчества является мощным средством воспитания формирующей личности. Интересные беседы на основе включенных в них текстов и разговорных тем могут сыграть положительную роль в формировании личности школьника, его нравственно-эстетического воспитания. С этой точки зрения представляется несомненной необходимость использования текстов из сокровищницы народного творчества.
Слушайте, добрые люди, что случилось когда - то!
Древним сказаньям внимая, последуйте верным примерам:
Каждый, рожденный для жизни, быть может и смелым, и трусом;
Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала!
Процесс воспитания – это процесс передачи от учителя к ученику, от воспитателя смыслов и идеалов. Педагог, ведущий с детьми откровенный разговор об их внутреннем мире, о душе, о человеческих ценностях, передает им в общении свои собственные идеалы и смыслы. Речь учителя, который естественно использует мудрые высказывания, намного глубже, красивее и убедительнее. В этом учителю могут очень помочь притчи. Они же могут стать ключом к доверительному общению с детьми и их родителями, придать ему особый смысл, теплоту и значимость, помочь задуматься над, казалось бы, уже привычными для нас вещами. Учитель может не только прочитать детям притчу, но и обсудить ее.
Магическая сила притчи заключается в том, она создает вокруг человека ауру психологической защищенности, позволяет увидеть в своей жизни позитивные перспективы, закрепить веру и надежду, найти жизненные ресурсы. Эффективность использования притч заключается как раз в отсутствии прямых воспитательных воздействий. При этом учитель может использовать притчу для того, чтобы ненавязчиво преподнести свою точку зрения, обозначить педагогическую позицию, вызвать к ней интерес. Притча позволяет удивить, дает возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.
Возможные формы использования притч в деятельности учителя ограничены только фантазией самого педагога. Вот лишь некоторые способы применения притч:
• ее можно рассказать в качестве примера во время свободного общения;
• так как содержание ее представлено обычно в аллегорической форме, ее можно представить как бы иллюстрацией той или иной нравственной идеи;
• применить как средство двухминутного отдыха во время урока;
• использовать для организации дебатов или дискуссии;
• написать на открытке и подарить ребенку, тем самым, отметить и закрепить его успех;
• записать в тетради ученика, чтобы поддержать, не позволяя отчаиваться в случае неудачи;
• рассказать в начале родительского собрания, формируя атмосферу взаимного доверия, способствуя установлению контакта;
• ею можно завершить день или неделю в летнем оздоровительном лагере, тем самым подвести своеобразный итог;
• ее можно вывесить на стенд в коридоре и дать ребятам возможность прочитать самостоятельно и т.п.
Рассказав или прочитав историю, нужно суметь воздержаться от высказывания собственной интерпретации. Не стоит спрашивать учащихся: «Вы поняли, о чем эта притча?». Нельзя сомневаться в интеллектуальных способностях своих подопечных и оскорблять их недоверием. Если ваши ученики совсем не поняли смысла (морали) повествования, то это скорее недоработка учителя: либо притча слишком сложная для данного возраста, либо педагог плохой рассказчик. Главное помнить, слушатель (и ребенок в том числе) из любого повествования будет извлекать собственный смысл. Будьте наблюдательны и помните, что подобрать притчу несложно, но важно отобрать среди них близкую и значимую для конкретного случая, чтобы ее рассказ помог состояться разговору с ребятами «по душам».
В жизни немало страниц
Мрачных, тяжелых, суровых.
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день,
Тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем
Теплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой,
Это любому понятно:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово!
Поэтому наши дети с самого раннего возраста должны знать, что мир, хотя в нем и существуют горести и печали, — прекрасен. И когда дети вырастут, они постараются сделать этот мир еще лучше, ведь они, воспитанные в любви и доброте, станут возвращать все это сторицей.
Я предлагаю вашему вниманию серию классных часов «Лепестки моей души» с использованием притч. Содержание разделов к классным часам может варьироваться в зависимости от возраста и проблем, которые существуют в классном коллективе. Ниже предлагается примерная тематика этих разделов:
I. Сила добра
- Джонни яблочное зёрнышко.
(Американская сказка).
Мелочь.
(Еврейская притча).
Добрый охотник.
(Легенда североамериканских индейцев).
Рассказ про голубя и птицелова
(Индийская сказка).
Кесар и Качнар
(Индийская сказка.
Добрый Дхир Синх
(Индийская сказка).
Чудесный сад
(Казахская сказка).
Доброе сердце
(Молдавская сказка).
II. Узы дружбы
- ПРО Царя и его сына
(Грузинская притча).
Что дороже
(Осетинская легенда).
Верные друзья Мовсур и Магомед
(Чеченская легенда).
- Сокровища семьи
Уважение к матери
МУДРЫЙ ОТЕЦ
Листья и корни
Чужая мать
Почему одному плохо?
Когда дети — счастье
Кто нежнее?
Холодные и теплые слова
Корни семьи
Как сирота нашел семью
У кого много недостатков?
Самое трудное дело
- Радость и горе
Где конец у радости?
Цветок радости
Где у человека болит?
Учись радоваться
Радость и гнев
Испытание или помощь?
Счастливый человек
Когда на сердце спокойно
- Упорство и сила воли
Умение подниматься
Зачем нужна сила воли?
Буря и капитан
Вера и надежда
Как победить страх?
- Трудолюбие и мастерство
Как перейти болото?
Что в работе главное?
Руки в мозолях
Когда поле дает урожай?
Сила согласия
Самые лучшие достижения
Как вы понимаете, данная тематика может определять тематику самих классных часов.
Предлагаю фрагмент классного часа на основе притчи «Близкая и далёкая цель».
1). Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.
Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи иногда умышленно не дается.)
Близкая и далекая цель
Два путника шли через пустыню. Один был учителем, другой — учеником. Они бежали от царского гнева и не успели взять достаточно воды и еды. Пришлось экономить каждый кусок и каждый глоток. На третий день все припасы кончились.
— Терпи, юноша, завтра мы придем в оазис. Там есть колодец, полный воды, — сказал учитель.
Ученик, услышав эти слова, приободрился и двинулся вперед. На следующий день путники не увидели оазиса, но им удалось утолить жажду с помощью кактуса.
— Я не учел, что мы идем слишком медленно. Завтра мы обязательно дойдем до оазиса и до колодца с водой, — спокойно сказал учитель.
Так учитель говорил в течение многих дней. Каждый раз он уверял юношу, что завтра они найдут колодец с водой. Иногда им удавалась собрать несколько капель росы с колючего кустарника или найти съедобный кактус. Но были дни, когда жажда отнимала все силы. Только слова учителя заставляли юношу идти вперед. Наконец они увидели долгожданный оазис. Хозяин оазиса был другом учителя и принял двух путников как дорогих гостей.
— Как долго ты сюда шел? — спросил хозяин учителя.
— Десять дней, как обычно. Моему ученику было тяжело без воды.
— Как же ты смог заставить его идти? — удивился хозяин оазиса.
— Каждый день я обещал ему, что завтра мы увидим колодец с водой. Жажда терпима — если колодец не высох. Юноша первый раз попал в пустыню. Он не смог бы дойти до колодца, который находится далеко, — объяснил учитель.
2). Вопросы и задания:
-Почему учитель не сказал юноше, что оазис находится далеко?
-Одни люди выбирают большую цель и долго трудятся, чтобы достичь ее, другие— выбирают маленькую цель, чтобы быстро достичь ее. К каким людям относитесь вы?
-Как бы вы поддержали друга в дальней дороге, если бы у него было мало сил?
-Подумайте, какой цели вы хотите достичь, и нарисуйте большими красивыми буквами слова: «Я СМОГУ». Чаще повторяйте эти слова, когда хотите чего-то достичь.
А закончить мне хотелось бы стихотворением Людмилы Константиновны Татьяничевой, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к нашей теме:
Откинув бремя повседневности,
В ночной целительной глуши
Перебираю драгоценности
Хранимые на дне души.
Их у меня не так уж много,
Но больше и не надо мне.
При подведении итогов
Они не падают в цене!
Литература:
- А. Лопатина, М. Скребцова. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках на родов мира . Т. 1. – М.: «Амрита-Русь», 2007. – 288 с. –(Серия «Образование и творчество»).
- А. Лопатина, М. Скребцова. Притчи для детей и взрослых. Кн. 1. Кн. 2. Кн. 3. — М. : Амрита-Русь, 2009.
- Л. Соловьева «Ежедневная Педагогика», «Классное руководство и воспитание школьников» №1, 2012.
- В. Пономарева, « Сказка за сказкой. Синтез-метод профилактики и коррекции», «Классное руководство и воспитание школьников» №2, 2012.
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.
- Г.Р. Рахимжанова. Вестник ПГУ № 4, 2010.
- «Классное руководство и воспитание школьников», №1-5,2012.
- Комаров А.С. The Concentrated Wisdom of the Raсe.Пословицы русского языка и их русские аналоги: учеб. пособие /А.С.Комаров.- М.: Флинта: Наука, 2008. - 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.
Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...
«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа диалога национальных культур) с 2002 года является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...
«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа диалога национальных культур) с 2002 года является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...
Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры
Роль этнопедагогики неоценима в формировании нравственных качеств ребенка. Программа воспитательной работы СОШ № 19 г. Улан-Удэ "Угайм сулдэ" направлена на развитие духовно-нравственного пот...
Учебное занятие "Притча как основа духовно-нравственного развития учащихся".
Учебное занятие "Притча как основа духовно-нравственного развития учащихся" было разработано с целью его проведения в рамках методического семинара....
Воспитательный потенциал образовательной организации по духовно-нравственному развитию в контексте обновленных ФГОС
Презентация для конференции...