Определение уровня качества воспитательной деятельности через систему дополнительного образования
статья на тему

Абдурманова Лариса Владимировна

Обращение к проблеме о качестве воспитательной деятельности через систему дополнительного образования в настоящее вредя очень актуально.
В дополнительном образовании школы № 464 есть 2 направленности: физкультурно-спортивная и туриско-краеведческая.
Само собой разумеется, в воспитательных целях обеих направленностей наблюдаются как сходства, так и различия.
Предлагаю просмотреть основные тенденции физкультурно-спортивной направленности.
Воспитательная работа с обучающимися в обьеденениях  физкультурно-спортивной направленности  осуществляется преподавателем непосредственно  в ходе занятий соревновательно-игровой деятельностью, или подготовкой к разного рода мероприятиям.  
Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств. В туристско-краеведческой направленности упор в воспитательных целях делается на воспитание гражданской позиции, патриотизм, осознание места и роли России в мировом историческом процессе, формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого и способствованию формирования коммуникативной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

      Обращение к проблеме о качестве воспитательной деятельности через систему дополнительного образования в настоящее вредя очень актуально.  Через дополнительное образование ребенок вместе со своими родителями решает несколько вопросов. Это и проблема свободного времени, и выбор круга общения, а также утверждение ценности и ориентиров, включая самореализацию и саморазвитие. Современная система дополнительного образования у детей с педагогическими технологиями и вариативностью содержания не исключая кадрового творческого потенциала - все это создаёт условия  для «формирования и развития творческих способностей детей , для удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном , нравственном и физическом совершенствовании , формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Одним из важный критериев определения  результативности  образовательного процесса  в дополнительном образовании является  уровень воспитанности обучающихся, достигаемый ими в этом процессе. Согласно Аксельроду Владимиру Ильичу «итогом правильно выстроенного образовательного процесса в детских коллективах УДОД становится не только усвоение кружковцами знаний, умений, и навыков в выбранной ими предметной области, но и приобретение социального опыта, опыта коллективной творческой деятельности. Такой образовательный процесс создает условия для воспитания у обучающихся гражданственности патриотизма и культуры.»

  Каким же образом мы можем определить уровень качества воспитанности обучающихся?
В.И. Аксельрод предлагает в совей статье следующие методы:

  1. анализ воспитательных целей в образовательных программах
  2. наблюдение при посещении занятий и мероприятий за тем, в какой мере дети включены в коллективную и общественно- полезную деятельность.
  3. анкетирование, интервьюирование учащихся, родителей и педагогов ОДОДа
  4. наблюдение за судьбой( успехами, неудачами)  обучающихся детских коллективов

В дополнительном образовании школы № 464 есть 2 направленности: физкультурно-спортивная и туриско-краеведческая.
Само собой разумеется, в воспитательных целях обеих направленностей наблюдаются как сходства, так и различия.
Предлагаю просмотреть основные тенденции физкультурно-спортивной направленности.

В основном спортсмены преследуют в воспитательном плане следующие цели:

  1. формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности;
  2. воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;
  3.  воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
  4.  воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
  5.  воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
  6.  приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела.
  7. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.
  8. Развивать способность воспринимать звуковые образы, улавливать характер, настроение музыкального произведения в спортивных танцах и чувства переданные в нем.
  9. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
  10. Содействовать формированию коммуникативных качеств.
  11. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
  12. Формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье.
  13. Воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условии учебной, игровой и соревновательной деятельности.
  14. Способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Воспитательная работа с обучающимися в обьеденениях  физкультурно-спортивной направленности  осуществляется преподавателем непосредственно  в ходе занятий соревновательно-игровой деятельностью, или подготовкой к разного рода мероприятиям.  Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств.

В туристско-краеведческой направленности упор в воспитательных целях делается на следующие позиции.

- воспитать гражданскую позицию, патриотизм, осознание места и роли России в мировом историческом процессе.

        формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;

•        способствовать формированию коммуникативной культуры;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
  • формировать целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формировать основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;  формирование  ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формировать уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формировать эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развивать этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • формирование у школьников коммуникативной компетенции в иностранном языке, обеспечивающей основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся и возможность приобщения к культуре немецко-говорящих стран.
  • развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в команде, приобретение опыта проектной работы и других видов творческой деятельности.
  • Воспитывать и развивать художественный вкус, интерес к музыке
  • Обогащать внутренний мир ребёнка.
  • Воспитывать дисциплину в жизни и в творчестве формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
  • создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;
  • формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Итак, анализ воспитательных целей показывает,  на что обращают  постоянное и  еженедельное внимание педагоги дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание школьников через систему дополнительного образования

Система дополнительного образования создает условия для творчества детей, их гражданского становления, формирования активной жизненной позиции, воспитания у школьников любви к родному краю, ведет к по...

Статья "Профилактика безнадзорности детей «группы риска» через систему дополнительного образования в школе".

Статья на тему "Профилактика безнадзорности детей "группы риска" через систему дополнительного образования в школе....

Статья "Профилактика безнадзорности детей «группы риска» через систему дополнительного образования в школе".

Статья на тему "Профилактика безнадзорности детей "группы риска" через систему дополнительного образования в школе....

"Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей через вовлечение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования"

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлече...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования жизненно-необходимых навыков у детей через систему дополнительного образования

«Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя  и философа Китая Конфуция не утрачивает своей ...