Представление педагогического опыта
методическая разработка по теме
В современном обществе возрастает потребность в воспитании творческой
неординарно мыслящей личности. Основной ценностью становится сам человек, его внутренний мир. Современная система образования ориентируется на развитие творческих способностей и формирование культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщенный педагогический опыт
педагога дополнительного образования
Прохоровой Ольги Евгеньевны
«Развитие творческих способностей детей посредством усвоения образовательной программы «Радуга талантов».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В современном обществе возрастает потребность в воспитании творческой
неординарно мыслящей личности. Основной ценностью становится сам человек, его внутренний мир. Современная система образования ориентируется на развитие творческих способностей и формирование культуры личности.
Изменения в социально-экономической, нравственной и культурной среде вносят корректировки в понятие «творческая личность». Это личность способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных решений на поставленные задачи.
Целостность процесса формирования личности гармонизирует детское творчество. Значительной силой воспитательного воздействия обладает декоративно-прикладное искусство. Занятия декоративно- прикладным искусством имеют огромное значение в осуществлении эстетического, творческого и трудового воспитания детей. Поэтому актуально приобщение воспитанников к декоративно-прикладному искусству, народной культуре.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Традиционно формированием системы знаний общеучебных умений и навыков занимается система школьного образования. Дополнительное образование определяется как фактор развития склонностей, способностей, интересов, становления активной жизненной позиции подрастающего поколения. Инновационный характер педагогического опыта обусловлен тем, что он осуществляется в условиях модернизации образования, предполагающих внедрение ФГОС.
Методологическую основу педагогического опыта составляют системно-деятельный подход, развивающее обучение. Настоящий опыт реализуется в условиях интеграции дополнительного и общего образования на основе реализации образовательной программы «Радуга талантов». Решение задач образовательной программы невозможно без использования творческого подхода. Именно с позиции данного подхода у воспитанников закладываются основы специальной грамоты и мастерства, в полной мере раскрываются творческие возможности, как педагога, так и ребёнка.
Теоретическая база опыта.
В своей работе я делаю опору на современные педагогические теории Н.М.Таланчука, И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича. Авторы рассматривают новые подходы к решению проблемы, представляеют различные виды методической помощи, технологии и методики в системе дополнительного образования детей.
Периодические издания методической литературы, пособия по технологии пошива мягкой игрушки.
1. Вязаные игрушки. – М.: Изд-во «Газетный мир», 2009.
2. Валя-Валентина. Журнал ЗАО «Интер ОВА-Пресс», 2004-2009
3. Грунд-Торпе Х. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2006. – 64с.: ил.
4. Ильковская Ю.А. Игрушки своими руками. – М.: Изд-во «Мир книги», 2007. – 240с.: ил.
5. Коновалова И.Е. Салфетки и скатерти. Вязание крючком / И.Е. Коновалова. – М.: Эксмо, 2007. – 224с.: ил.
6. Руис С. Вяжем для кукол. 30 комплектов связанных крючком. Издательская группа «КОНТЭНТ», 2009. – 64с.: ил.
7. Семёнова Л.Н. Вязаные цветы. Ростов н/д: Феникс, 2006. -247с.: ил.
8. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. – 2-е изд.: Полымя,2000. – 192с.: ил.
Интернет- ресурсы.
9. История вязания http://www.myjane.ru/articles/text/?id=257
10. История вязания крючком: возникновение и развитие популярного рукоделия http://artminutka.ru/vyazanie-kryuchkom/istoriya-vyazaniya-kryuchkom-ot-nachala-19-veka-do-sovremennosti.html
11. Вязание крючком
https://ru.wikipedia.org/wiki
12. История возникновения вязания крючком http://www.justlady.ru/articles-128934-istoriya-vozniknoveniya-vyazaniya-kryuchkom
13. История вязания крючком http://uroki-vyazaniya.ru/istoriya-vyazaniya.html
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Данный опыт сформирован в результате обобщения опыта коллег, изучения теоретических и практических материалов, с учётом достижения результатов в работе с детьми.
Программа реализуется в объединении «Кудесница», где занимаются дети 8-13 лет.
Форма занятий в объединении –групповая и индивидуальная. Вид группы – профильный, состав – постоянный.
Количественный состав 10–12 человек, при наборе группы соблюдается принцип добровольности. И все же лучшие результаты получаются при работе в группах с меньшим количественным составом (подгруппе). Такая форма работы позволяет педагогу обратить внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка, т.к. в группе собираются дети с разным уровнем подготовки и способности восприятия. Это позволяет общаться наиболее доверительно и продуктивно.
В программе собраны теоретически обоснованные методы работы с детьми для раскрытия творческого потенциала воспитания и развития творческой личности
Технология опыта.
Ведущей педагогической идей опыта является развитие интереса воспитанников к декоративно-прикладному творчество. Для решения задач педагогический деятельности разработана образовательная программа "Радуга талантов". Структуру программы составили несколько техник: изготовление мягкой игрушки и вязание крючком. Весь процесс обучения направлен на овладения воспитанника необходимыми приёмами работы с разными материалами, изготовление поделок, игрушек, различных панно. Формированию эстетического и художественного вкуса, развитию познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, раскрытию индивидуальных способностей, мыслительной активности и интеллекта детей, так как работа в техниках декоративно-прикладного искусства развивает мелкую моторику рук.
Каждое занятие в объединении не возникает случайно, а является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы. Занятие является наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Представленный в программе материал, является актуальным, поскольку является вариативным комплексным.
В своей работе я использую педагогическую технологию поддержки детских инициатив, предметом которой является процесс совместного с ребенком определения его интересов, конкретизации целей, возможностей и путей преодоления препятствий и проблем, мешающих проявлению самостоятельности в достижении результатов в общении и саморазвитии.
В образовательном процессе, на начальном этапе обучения, я внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением). Это позволяет добиться технологической точности в изготовлении изделия.
Позже, происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль. На этой стадии применяются элементы проектно-конструкторского метода. На всех этапах этого метода я осуществляю консультативную помощь ученикам.
Моей целью при организации такой деятельности является приобретение учащимися основных исследовательских навыков: умение формировать и вычленять проблему исследования, производить и описывать изделие, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги.
Данный метод позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, применять полученные ими знания, умения, навыки на практике.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.
В работе с учащимися использую комплекс методов: беседа, диалог, импровизация, соревнование, игра, создание проблемных воспитывающих ситуаций, ситуаций творческого поиска.
Используется методика выявления исходного уровня владения умениями и навыками. Измерения проводятся с каждым ребенком, как в начале, так и в конце года.
Анализ результативности.
Основным результатом обучения по программе «Радуга талантов» является формирование творческой личности, умение работать в коллективе,
ценить свой труд и труд других людей. Каждому ребёнку предоставлена
возможность проявить свою творческую индивидуальность и добиться
определённых результатов. Свои работы дети демонстрируют на
тематических выставках, проводимых в школах и в учреждении. Учащиеся участвуют и занимают призовые места в конкурсах муниципального, республиканского уровня, в интернет-конкурсах.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Обучающиеся приходят в кружок по вязанию со слабыми руками, не умеют правильно держать крючок, иголку, нитки. Обучение происходит по принципу: «от простого к сложному» с учётом психомоторного развития воспитанников. При планировании занятий мною учитывается психомоторное развитие детей различных возрастов. В группах есть дети с более высоким психомоторным развитием. Им даются индивидуальные задания более сложного исполнения.
Но есть и проблемы- отсутствие средств на пополнение материальной базы кабинета. Не все учащиеся приносят материал необходимый для работы. Тогда приходится работать с материалом, бывшим в употреблении.
Адресные рекомендации.
Данный опыт может быть использован как педагогами со стажем, так и молодыми специалистами. Его можно использовать в учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных школах для использования во внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...