Конспект занятия "Цветок счастья"
план-конспект на тему

Григорьева Татьяна Александровна

На занятии в объединении "Художественная роспись" дети научатся писать городецкий розан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetok_schastya.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в группе 1-2 года обучения объединения

  «Художественная роспись»

Тема « Цветок счастья».

Цель: формирование графических умений и навыков при написании «розана» - элемента городецкой росписи.


Задачи:
1.Закрепить знания воспитанников по истории  развития городецкой росписи.
2. Научить рисовать кистью основной элемент цветочного узора -  розан.

3. Развивать у воспитанников потребность в творческой деятельности.

4. Воспитывать  любовь к народному искусству.

Оборудование: компьютерная презентация, наглядные пособия.

Зрительный ряд: произведения художественных промыслов Городца. Карточки для учащихся с изображением последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи, схемы узоров.

 Материалы и инструменты: альбомы, карандаш, гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на работу.
Объявление темы занятия.

Тема нашего занятия - «Цветок счастья». А почему именно так она называется вы узнаете чуть позже.

  1. Повторение пройденного.

Какую роспись мы с вами начали изучать? Какие элементы росписи вы уже изучили?

Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

 Народные промыслы — это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла.


- А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель — художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы.

Глядя на эти изделия представляешь будто ты на ярмарке.
Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам, сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров — художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги — реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки — традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

Яви же щедрость молодецкую -
Как в первый и последний раз,
Купи мне прялку городецкую -
Я буду нить живую прясть.
Не говори, что все распроданы,
Не говори, что нам не впрок
И кони черные, и розаны,
И нежный аленький цветок.
Не привози орехи грецкие,
И к серьгам, кольцам что за страсть?
Купи мне прялку городецкую,
Я судьбы наши буду прясть.
М.Котомцева


Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это так кажется.  

Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами — красным и синим, и их оттенками — розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски.
Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами.

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других -  Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.

И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях,  действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет,  говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но  лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья. Вот и решили городецкие мастера изображать на своих изделиях эти цветы.

- А вы хотели бы сегодня побыть в роли мастеров и научиться писать главный цветок городецкой росписи?

(Физкультминутка)

Основная часть. Изучение нового материала.

- Мы с вами  тоже выполним цветок счастья. Рассмотрим основные формы цветов, которые рисуют городецкие мастера и попробуем сразу кистью выполнить главный элемент цветочной росписи: розан. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана.

 Педагог демонстрирует выполнение розана на доске.

- Какого цвета розаны?

- С чего начнете рисовать?

- Как показать, что цветок живой?

К анализу привлекаются дети.

IV. Практический этап. Самостоятельная работа учащихся.


V.
Итоговый этап. Выставка работ учащихся.


- Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?
- На доске — выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально выполнены розаны. А какая оживка! Прекрасные получились работы!


VI
. Рефлексивный этап.


- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился
полностью и остался доволен своей работой?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими элементами городецкой росписи?
Молодцы! Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися....

Конспект классного часа «Право на счастье»

Данный классный час был проведён в рамках конкурса "Самый классный классный"  2011 года.  Материал подобран с учётом возрастных особенностей детей. Рассматриваются следующие понятия: "право"...

Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста "многоликое счастье"

Многоликое счастье.   Пожелания счастья, счастливой жизни стало будничным и обыденным, дежурной фразой каждого праздника. Что значит быть счастливым, как стать счастливым, что включает...

План-конспект урока по теме "Человек- искатель счастья" в 10 классе (углубленное изучение) учебник"English X" авт. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева,

Урок построен по технологии деятельностного метода. Деятельностной целью является формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках обозначенной темы. Содержательная цель- актуализировать зна...

Конспект внеклассного мероприятия "Моя семья-мое счастье"

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы,          воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям,...