Изготовление куклы-Масленица
методическая разработка на тему
Методическая разработка урока на тему "Изготовление куклы-Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_izg_kukly_maslenitsa.docx | 35.17 КБ |
prazdnik_maslenitsa.pptx | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Усть-Янская СОШ им. С.В. Горохова»
Методическая разработка по внеурочной деятельности в основной школе.
Составитель: Барабанская Н.Н., учитель технологии, педагог дополнительного образования.
Технологическая карта занятия.
1 | Тема занятия | «Изготовление «Куклы-масленица» |
2 | Форма проведения урока | Творческая-мастерская |
3 | Цель работы мастерской | Изготовить куклу-масленицу, ознакомление с историей русского народного праздника «Масленица». |
4 | Задачи |
|
5 | Тип занятия | Урок открытия нового знания |
6 | Планируемые результаты | Предметные: - умение анализировать технологию изготовления куклы; - умение грамотно организовывать индивидуальную и групповую деятельность. Метапредметные результаты: - умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся; - умение спланировать этапы технологии куклы Масленица на основе наглядных образцов; - овладеть технологией изготовления куклы с использованием разных материалов. Личностные результаты: - создание авторской куклы своими руками. |
7 | Оборудование, пособия, материалы для учителя | Презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран, картинки кукол, книги с изображением кукол, колонки. |
8 | Методы |
|
9 | Материалы для обучающихся | Пряжа для вязания, лоскутки разноцветной ткани, тесьма, лента, карандаш, бумага, ножницы, вата, нитка, |
Ход занятия.
Этап урока | Методы | Деятельность учителя | Деятельность детей | Универсальные УУД |
1.Организационный | Само- и взаимо-диагностика | Приветствие Здравствуйте ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на уроке, и, надеюсь, что мы все будем дружно работать. Проверка посещаемости - Все ли присутствуют сегодня к нашему занятию? Проверка готовности к уроку - Чтобы проверить, готовы ли вы к уроку давайте сыграем в одну игру: - Если я произнесу название инструмента, вы хлопаете в ладоши, а если услышите названия материалов - топайте ногами. Начнем. Ткань, бумага, ножницы, игла, проволока, вязаная пряжа, карандаш. | Приветствуют учителя и гостей. Отвечают на перекличку Проверяют готовность к занятию. Играют в игру. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место. |
2. Актуализация | Индивидуальная и коллективная проектная деятельность | Индивидуальные проектные задания для создания диалоговой ситуации. - Ребята я для вас одно прочту стихотворение и вы с помощью этого стихотворения должны узнать сегодняшнюю нашу тему. - «Нынче проводы зимы С пирогами да блинами, В шуме милой кутюрьмы. С горки саночки летят, очи девичьи горят, Песни, пляски и гулянья Уж который день подряд. Молодым искать не лень Нареченных целый день: Женихов – девчатам И невест – ребятам, А у тещи на блинах Зять довольно крякнул: - Ах! Съел, наверно, штук под сорок – То-то праздничный размах! Это - ______________?» - Основываясь в приведенном стихотворении, ответьте пожалуйста, о каком празднике идет речь? - Тогда как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема? - Да он рассказывает о народном русском празднике «Масленица». - Масленица – это праздник, который возвещает об окончании зимы и начале весны. - Масленицу отмечают целую неделю – с понедельника по воскресенье – и неделя называется «Масленичная». | Аргументация своей точки зрения. | Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: - самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели. |
3. Освоение нового материала | Исследовательская деятельность Самостоятельное изучение технологии | Задания для возникновения художественного мышления: - Для того чтобы вы еще больше погрузились в атмосферу праздника давайте посмотрим презентацию «Масленица». Слайд 2. Масленица – это старинный славянский праздник – проводы зимы, во время которого пекут блины и устраивают различные увеселения. Длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Слайд 3. В древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица долгое время была встречей Нового года! Слайд 4. Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами. Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ - Главное угощение праздника? - Что с собой олицетворял этот праздник? - В древней Руси как называли Масленицу в народе? - Как вы думаете, в древности для чего использовались куклы? - Ребята сейчас мы поиграем в одну замечательную игру. - Давайте разделимся на две группы. - Та группа, которая больше знает пословиц и поговорок о празднике Масленица та и выигрывает игру. - Готовы? Поехали | Реализация исследовательской деятельности Называют различные пословицы, поговорки о масленице | Личностные: Познавательные: - развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения; - упорядочение объектов по выделенному основанию; Регулятивные: - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
4. Закрепление знаний | Поэтапное формирование практических действий | Коллективное выполнение задания. - В практической части нашего занятия мы будем учиться изготавливать «Куклу-масленицу» - Ребята, а давайте вместе вспомним правила работы с ножницами. Отвечайте по одному, не выкрикивайте, для ответа поднимите руку. - А сейчас приступим к изготовлению «Куклы-масленицы». - Когда мастер приступает к работе, превращая материалы в изделия, он выполняет технологические операции в определенном порядке. Давайте повторим эти операции. 1. Определить замысел (кукла- Масленица) 2. Выбрать материалы, инструменты. Нам понадобятся: кусочки ткани, ножницы, палочка, вата, пряжа, тесьма, лента. 3. Продумать конструкцию изделия. 4. Изготовление изделия 5. Наметить композицию отделки изделия. - А для того чтобы в нашем классе парила праздничная атмосфера включу композицию «Времена года» П.И. Чайковского. - Наша работа будет состоять из нескольких этапов: Этапы изготовления:
3. К палочке привязываем пучок лыка. 4. Для рук берём пучок лыка и обвязываем его с двух сторон нитью. 5. Оборачиваем руки из лыка тканью. 6. Перевязываем руки с двух сторон ниткой. 7. Привязываем руки ниткой крест - накрест к телу «Масленицы». 8. Делаем грудь нашей «Масленице». Для этого берём квадратный лоскут ткани. Скатываем комочек из ваты. 9. Комочек из ваты обтягиваем тканью и перевязываем ниткой. 10. Привязываем грудь крест-накрест к телу «Масленицы». 11.Привязываем юбочку. 12. Рубашка. Для рубашки берём прямоугольный лоскут ткани. Делаем отверстие для головы и небольшой разрез спереди, чтобы прошла голова куколки. Рубашку надеваем на «Масленицу». 13. Рубашку под грудью перевязываем нитью. 14. Берём три яркие полоски ткани и заплетаем косу. 15. Концы косы обматываем, закрепляем ниткой. 16. Косу укладываем вокруг головы «Масленицы». Повязываем платок. 17. Привязываем передник. Повязываем 18. Каждый родственник в семье может дать «Масленице» задание на год. Для этого на ручках куколки завязываем ленточки. - Ребята посмотрите, какая красивая Масленица получилась. Яркая, разноцветная, веселая, как и сам праздник. - А вы знаете, дети на праздник не только водили хоровод, но и заклички кричали, песни пели. - Все дружно повторяем за мной. «Широкая масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Масленица, Масленица, Блинами попеканщица, Приходи раненько, Встретим хорошенько, Сыром, маслом и блином И румяным пирогом». - Вот, все молодцы! | Составление алгоритма решения практической задачи. Обсуждение технологии изготовления куклы. Самостоятельная работа – изготовление «куклы-масленицы». Повторяют закличку. | Познавательные: - закрепление полученных знаний; Личностные: - умение самостоятельно справляться с поставленными задачами; - самоконтроль; Регулятивные: - осуществление контроля и оценки процесса и результата своей деятельности; |
5. Рефлексия | Само- и взаимодиагностика. Подведение итогов. | - Наше занятие подходит к концу. - Много ли нового вы сегодня узнали? - Что больше всего вам понравилось на занятии? - Теперь вы сами можете дома сделать такие куклы и подарить друзьям, родственникам. - Оцените свою работу. Если вы довольны своей работой на уроке и результатом своего труда – похлопайте себе. - Сейчас поиграем с вами игру «Бубенцы». - Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое детей – один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют: «Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон?» После этих слов «жмурка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увертывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман ,он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока. - Спасибо ребята за прекрасный праздник! Но он не закончился. Ваши родители подготовили для нас вкусный подарок. Они пришли к нам не с пустыми руками, а самым главным атрибутом Масленицы с солнечными блинами. Чаепитие всем классом и родителями. | Использование полученных знаний. Самоанализ проделанной работы. Играют в игру. Подготовка к чаепитию | Личностные: - умение проводить самоанализ и самооценку действий |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Масленица – это старинный славянский праздник – проводы зимы, во время которого пекут блины и устраивают различные увеселения. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища , во второй — блины, в третий — блинцы , в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки , в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица долгое время была встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности , всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения.
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы. Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. Вторник — заигрыш . Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Четверг — широкий, разгуляй-четверток . В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.
На Руси на Масленицу делали куклы двух видов. Чучело Масленицы в человеческий рост символизировал переход из одного времени года в другое, а Домашняя Масленица находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Это была обрядовая кукла, оберег, берегиня . Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать. Обрядовая кукла — не игрушка. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Руки куклы символизируют обращение к солнцу, а особым образом собранная юбочка символизирует солнцеворот. Оберег делается на год, на следующем празднике сжигается или пускается по воде.
Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. По легенде Масленица была дочкой Деда Мороза и жила на Севере. Хрупкая девочка Масленица встретила человека. Он увидел ее, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил помочь уставшим от долгой зимы людям — согреть и развеселить их. Согласилась Масленица и, превратившись в здоровую, румяную бабу, хохотом, плясками и блинами заставила род человеческий позабыть о зимнем ненастье.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что имея выражения лица, кукла приобретает душу и теряет свои свойства. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу. «Домашняя Масленица» – это обережная тульская куколка. Такая куколка оберегает жилище и выполняет заветы хозяев. Куколку делали в канун празднования масленицы, и она хранилась в доме целый год. Жила она в «красном углу» или у входа в горницу. «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту. Когда тёща ждала молодых на блины, то она выставляла эту куколку в окно или на перила крыльца. «Масленица» – куколка обережная , поэтому при изготовлении её используются красные нитки. Ткань не резали, а отрывали руками. При изготовлении «Масленицы» используется солома или лыко, олицетворяющее буйную силу растительности. Одежда у куколки яркая, с растительным орнаментом.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец»
На занятии учащиеся в игровой форме узнают о ручном способе изготовления шерстяных ниток. Знакомятся с русскими народными традициями и учатся изготавливать куклу "Крестец"...
Кукла Масленица
Мастер-класс по изготовлению куклы из подручных материалов....
Мастер-класс кукла Масленица
Мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы...
Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла - Масленица Домашняя"
Стоит знать, что обрядовое чучело уходящей зимы на празднике Масленица, которую также называют Масленица, и образ обереговой куклы Масленицы Домашней, хранящейся в доме до следующего праздника - ...
Презентация "Обрядовая кукла - Масленица"
Материал для ознакомления с традициями праздника - Масленица...
Мастер-класс "Кукла масленица"
Мастер класс о кукле "масленице" посвящен весенней кукле оберега. изготовление куклы было настоящим таинством , которому подходили со всей серьезностью и ответственностью. куклу масленицу изготавлив...
Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Масленицы (среди девочек 7-9 классов)
Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии...