План-конспект занятия "Этапы изготовления швейных изделий"
методическая разработка (7 класс) на тему
Цель занятия: "Знакомство с этапами изготовления швейных изделий средствами ролевой игры "Ателье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_igra_atele.docx | 484.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия
Педагог: Мирасова Н.С.
Направление: Художественное
Раздел программы: Технология швейных изделий.
Тема: «Этапы изготовления швейных изделий».
Тип урока: формирование новых знаний, умений.
Вид занятия: ролевая игра.
Методы обучения: словесные - инструктирование, рассказ, объяснение, наглядные - демонстрация пособий, образцов, презентация.
Методы учения: практические упражнения, устные ответы.
Методы контроля: фронтальный опрос, наблюдение, практические задания.
Методы воспитания: воспитывающая ситуация в процессе выполнения творческих заданий.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Возраст: учащиеся 7 класса.
Цель: Знакомство с этапами изготовления швейных изделий средствами ролевой игры «Ателье».
Задачи:
- формировать представления обучающихся о процессе изготовления одежды, познакомить с различными видами деятельности на занятиях объединения «Ателье»;
- развивать память, логическое мышление, эстетический вкус, креативность;
- формировать коммуникативные качества через умение работать в коллективе, воспитывать интерес к профессиям в области дизайна одежды.
Материально-техническое обеспечение:
- Для педагога: проектор, наглядные пособия: конспект занятия, манекен, оформленный тканью, конфекционная карта, инструкция по описанию модели, комплект образцов тканей.
- Для учащихся: ножницы, швейные иглы, булавки, сантиметровая лента, портновский мел, нитки, манекены, готовые изделия; бланки для задания № 1, бланки для задания № 1, № 2, № 3 по станциям; комплект образцов тканей, цветные карандаши, листы, клей, калька, ручки, 2 фотоаппарата.
Этапы занятия, время:
- Организационный момент – 2 мин.
- Актуализация опорных знаний – 5 мин.
- Введение в практическую часть – 10 мин.
- Практическая работа – 20 мин.
- Закрепление знаний учащихся. Подведение итогов – 5 мин.
Информационная карта занятия
Название этапа занятия | время | Содержание деятельности учащихся | Методический инструментарий | Результат деятельности учащихся |
Организационный момент | 2 | Принятие учащимися темы занятия, включение в учебный процесс. Отгадывание учащимися видов одежды. | Приветствие, сообщение темы занятия, создание благоприятного климата на занятии. | Самоорганизация и эмоциональный настрой на восприятие. |
Актуализация знаний | 5 | Ответы учащихся на вопросы по теме «Изготовление поясного изделия – юбки». | Постановка проблемных вопросов, стимулирование учебной деятельности. | Осмысление деятельности учащихся во время занятия. |
Введение в практическую часть | 8 | Мобилизация, настрой на усвоение и закрепление новых знаний. | Фронтальная форма работы. Постановка задачи, сообщение заданий для выполнения, стимулирование учебной деятельности. | Готовность к самостоятельной учебной деятельности. |
Практическая часть | 20 | Выполнение заданий по группам: разработка моделей на манекенах, выполнение эскиза и описание модели, подбор тканей для модели, обводка модели на кальку и вырезание деталей, сметывание деталей, пошив технологического узла, выполнение задания «Найди ошибки Снятие мерок с фигуры одноклассников. | Наблюдение, консультирование, коррекция деятельности учащихся. | Развитие мышления, памяти, расширение кругозора. Обогащение словарного запаса в области дизайна одежды. Развитие коммуникативных качеств через умение работать в группах, формирование интереса к шитью и профессиям в области дизайна одежды. Формирование навыков самостоятельной познавательный деятельности. |
Закрепление знаний учащихся. Подведение итогов | 5 | Ответы на вопросы по новой теме. Осмысление своей практической деятельности, самооценка. | Подведение итогов учащимися. Постановка вопросов на закрепление. Сообщение педагога о качественной работе группы. | Сформированность представления о многообразии деятельностей программы «Ателье» |
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Нурия Самиуллаевна. Вы попали в Ателье и сегодня я буду вашим руководителем, а вы моими сотрудниками – сотрудниками Ателье. Речь у нас с вами пойдет об одежде, мы будем знакомиться с этапами изготовления швейных изделий. А девиз нашего занятия будет такой: «Учение - путь к умению».
- Актуализация опорных знаний
Кто из вас знаком с работой Ателье, и что это такое - Ателье? (Ответы учащихся).
В толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова «Ателье» трактуется как мастерская занимающихся искусством или художественным ремеслом. (Ателье художника, Ателье фотографа, Ателье мод.) Мы с вами находимся в Ателье мод. Какие профессии работников Ателье мод вам известны? (Ответы учащихся).
Правильно: художник-модельер - занимается разработкой эскиза, закройщик - строит выкройку в соответствии с моделью и раскраивает изделие, портной – отшивает изделие.
Давайте ненадолго заглянем в историю и узнаем, как зарождались первые Ателье.
У истории Ателье мод долгий период развития. На разных этапах 20 века развитие имело и взлеты и падения.
Первым Ателье мод в России можно по праву считать Мастерскую Царициной - палаты. Там трудились девушки и парни над созданием одежды для царя и его семьи. Петр Первый - один из первых поклонников иностранной одежды обязал тогда всех носить платья немецкого и венгерского образца и русские портные постепенно начали перенимать опыт у своих европейских коллег. Однако, позволить шить одежду на заказ в ателье мод или у мастериц могла только знать, небогатые же люди приобретали только готовую одежду.
Расцвет эпохи Ателье пришелся на период Советского Союза. Ателье мод тогда было единственным источником качественной и оригинальной одежды. Пошить на заказ платье, как и во времена Петра Первого, было намного дороже, чем купить готовое, но у людей появлялась уникальная возможность выглядеть красиво и оригинально.
В настоящее время рынок перенасыщен одеждой. В Москве известные дома Моды, такие как Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин и другие создают и выпускают одежду под личным брендом. Маленькие же Ателье чаще всего занимаются ремонтом одежды и выполняют небольшие заказы от частных лиц и организаций.
- Введение в практическую часть
Листая следующий слайд, педагог обнаруживает в «электронной почте» письмо.
Коллеги, у нас в почте новое письмо. Посмотрим, что в нем. Прочитайте задание. (Учащийся читает письмо).
Письмо.
Здравствуйте, уважаемые дизайнеры. Я учусь в 7 классе. Я неплохо шью и мне предложили поучаствовать в конкурсе швейного мастерства. Мне нужно представить 4 модели: школьную форму, вечерний наряд, одежду для дома и одежду для улицы (повседневный костюм). Но у меня проблема. Я не могу определиться с тканями для моделей и с самими моделями. Помогите мне, пожалуйста.
Педагог: Коллеги, чем мы можем помочь нашему клиенту? (Подобрать ткань и придумать модели.)
Хорошо. Тогда приступим к работе. Заказ у нас сложный, поэтому давайте разделимся на две творческих команды. Кто сидит справа за столами – вы одна команда. Кто слева – другая команда.
Ребята, работать будем командами. Каждой команде дается по 2 манекена.
Задание для первой команды:
Подобрать ткань и придумать 2 модели:
- школьная форма
- одежда для дома
- готовые модели сфотографировать.
Задание для второй команды:
Подобрать ткань и придумать 2 модели:
- вечерний наряд
- одежда для улицы
- готовые модели сфотографировать.
Для работы у вас, ребята, имеется все необходимое: ткани на стенде; на столах иголки-булавки, аксессуары. Инструктирование по ТБ.
Пословица гласит: «Один в поле не воин». Поэтому вы должны помнить, что вы работаете в группе, и, что от работы каждого из вас будет зависеть конечный итог.
На выполнение задание вам дается 10 минут. Приступаем.
- Практическая работа
Учащиеся выполняют задание. Педагог наблюдает, при необходимости консультирует и корректирует деятельность учащихся.
Подведение итогов.
Какие вы молодцы, ребята, какие красивые и оригинальные наряды у вас получились! Давайте подведем итог. Мы выполнили заказ нашей клиентки? (Да). Какую работу мы провели? (Смоделировали изделия, подобрали ткань для костюмов). Какой можно дать совет девочке? (Приходить и учиться шитью к нам в Ателье, мы научим ее и ткани подбирать, и модели разрабатывать.)
Хорошо, коллеги. Вы поработали над начальным этапом создания одежды. Чтобы узнать, какие действия необходимо дальше выполнять, чтобы сшить изделие, проведем с вами практический семинар. Тема наша будет называться: «Этапы изготовления швейных изделий».
Давайте подумаем, какие этапы необходимо выполнить, чтобы сшить изделие:
1.Выбор модели – это этап «Художественное проектирование»
2.Снятие мерок и построение конструкции – этап «Конструирование и моделирование»
3. Пошив изделия – этап «Технология».
Хорошо. Вот эти этапы мы с вами сегодня и пройдем на практическом семинаре.
Условия игры.
Продолжим работать в командах.
Действующие лица каждого коллектива: художник-модельер, закройщик, портной.
Содержание игры включает работу команд на 3-х этапах-станциях: 1станция «Художественное проектирование», 2 станция «Конструирование и моделирование» и станция 3 станция «Технология». Последовательно, выполняя задания, вы переходите из одного этапа в другой.
Инструктирование по ТБ. Ребята, какие правила техники безопасности нужно соблюдать, работая в ателье мод? (Ножницы подавать острием к себе, не бросать; швейные иглы и булавки втыкать только в игольницу).
На каждом столе у вас находится все необходимое для работы на конкретном этапе.
Теперь подробнее о каждой станции и задании для нее.
- Станция «Художественное проектирование».
Задание: выполнить эскиз плечевого или поясного изделия, дать описание модели, подобрать для нее ткань.
- Станция «Конструирование и моделирование».
Задание: 1. Перевести на кальку модель изделия, вырезать. Затем готовый шаблон выложить на ткани, обвести и выкроить 2 детали. Не забудьте дать припуски на обработку – 3 мм. Помним, что выкройку (шаблон) на ткани нужно выкладывать рационально (экономно).
2. Снять мерки обхвата талии (От), обхвата бедер (ОБ) и измерить длину изделия для юбки. (Учащиеся снимают мерки друг у друга, записывают в карте).
- Станция «Технология».
Задание: Сметать детали изделия. При выполнении этого задания будьте аккуратны и внимательны.
На выполнение задания вам дается 20 минут. Я желаю вам успехов. Приступаем к работе.
Практическая работа.
Учащиеся выполняют задание. Педагог наблюдает, при необходимости консультирует и корректирует деятельность учащихся. Проверка работ по критериям.
6.Закрепление знаний учащихся. Подведение итогов.
Ну вот, друзья, наш рабочий день подходит к концу. Трудный день выдался в Ателье сегодня? (Да, нет, не очень) Понравился вам семинар? Заинтересовались ли вы деятельностью Ателье? Вы помните девиз нашего занятия? «Учение – путь к умению». Научились ли вы чему-нибудь новому сегодня, получили новые знания? (Ответы учащихся).
Вы показали, как дружно и слажено можете работать в коллективе, и я с удовольствием бы продолжила с вами сотрудничество. Если вы хотите выглядеть модно и оригинально и при этом еще сэкономить, приходите к нам в наш дружный творческий коллектив «Ателье». (Раздаются визитки.) Знания, которые вы получите в объединении, пригодятся вам во взрослой жизни. А в ближайшем времени вы уже сможете смастерить вот такие наряды и показать их родственникам и друзьям, как это делают наши воспитанницы. Показ дефиле.
Спасибо всем за работу. До новых встреч.
Приложение 1
Задание. Мое будущее изделие
Образец конфекционной карты
Творческая работа учащегося
Приложение 2
Критерии оценки творческих работ практикума
Критерии оценки художника-модельера | ||
1 | Подбор материала в соответствии с назначением модели | |
2 | Сложность | |
3 | Цветовое решение | |
4 | Качество исполнения | |
5 | Креативность | |
Критерии оценки закройщика | ||
6 | Соответствие конструкции изделия эскизу | |
7 | Прибавка на припуски | |
8 | Аккуратность | |
Критерии оценки портного | ||
9 | Самостоятельность в работе | |
10 | Качество исполнения | |
11 | Трудоёмкость | |
Итого: |
Шкала оценок:
Высокий уровень - В
Выше среднего - ВС
Средний - С
Приложение 3
Инструкция по измерению фигуры
Приложение 4
Инструкция по выбору ткани для модели
- Шелк - легкие блузы, платья, летних юбки.
- Хлопок - белье, футболки, рубашки, летняя одежда.
- Бархат, вельвет, велюр, габардин, букле, джерси, плюш, шотландка - костюмные ткани.
- Атлас, атлас-стрейч, гипюр, кожа-гипюр, гофре, жоржет, кружевное полотно, лайкра, органза, шелк (натуральный и искусственный), тафта - блузочные ткани.
- Хлопок, лен, шерсть, шелк, сатин, вискоза, лавсан, трикотаж, атлас, шифон, кружевное полотно - ткани для платья.
- Ткань для пальто. Для пошива теплого пальто лучше выбирать мягкие влагоустойчивые ткани, желательно с добавлением шерсти ламы, альпака или мохера. Пальтовая ткань может быть гладкой или буклированной, с коротким или длинным ворсом.
Описание внешнего вида модели
1. Наименование изделия____________________________________
2. Назначение_____________________________________________
3. Длина изделия__________________________________________
4. Модельные особенности _________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты для учащихся 5 класса Технология изготовления швейных изделий
Тест тематического обобщении и систематизации знаний учащихся по предмету, и призвано помочь учителям при организации самостоятельной работы с одарёнными учащимися....
Тесты для учащихся 6 класса Технология изготовления швейных изделий
Тесты предназначены для тематического контроля знаний учащихся...
Технология изготовления швейного изделия.
Презентация содержит основные понятия для изучения данного раздела в 5 классе....
Контрольная работа по теме "Технология изготовления швейного изделия"
Контрольная работа для проверки знаний по разделам "Материаловедение", "Машиноведение", "Конструирование и моделирование", "Изготовление швейного изделия". Контрольная работа дополнена спецификацией и...
Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».
Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...
План-конспект урока. «Последовательность изготовления швейных изделий. Моделирование фартука»
Комбинированный урок-урок практическая работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы проблемного изучения в конкретной теме. На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод ...
технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“
Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...