Рисование подводного мира на основе концентрического круга
план-конспект урока на тему
Нарисовать подводный мир с множеством различных обитателей. Расширение и углубление геометрических представлений учащихся об изученных понятиях: «окружность», «круг», «овал» «центр окружности (круга); введение понятия «концентрические окружности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_podvodnogo_mira_na_osnove_kontsentricheskogo_kruga.docx | 661.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Рисование подводного мира на основе концентрического круга»
Цель: нарисовать подводный мир с множеством различных обитателей. Расширение и углубление геометрических представлений учащихся об изученных понятиях: «окружность», «круг», «овал» «центр окружности (круга); введение понятия «концентрические окружности».
Задачи:
Предметные
- создать условия для обобщения и уточнения знаний об изученных понятиях: «окружность», «круг», «центр окружности (круга)» через сопоставление окружности, круга, выявление их сходств и различий;
- продолжать работу по совершенствованию навыков построения окружности;
- ввести понятие «концентрические окружности».
- сравнить мир геометрических фигур с миром подводных обитателей.
-закрепить знания детей о геометрических фигурах (знание фигур необходимо для развития логики, пространственного мышления и математических способностей;
Личностные универсальные учебные действия
- продолжать работу над формированием учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развивать умения адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- учить понимать причины успеха в учебной деятельности, определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
-процесс раскрашивания развивает мелкую моторику и учит ребенка усидчивости и аккуратности;
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
- продолжать работу над развитием умений принимать и сохранять учебную задачу;
- учить планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- учить осуществлять пошаговый и итоговый контроль по полученному результату под руководством учителя;
- продолжать работу над развитием умений анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
Познавательные универсальные учебные действия
- продолжать работу над развитием умений анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам, находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов, осуществлять синтез как составление целого из частей;
- формировать умения анализировать информацию, выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- продолжать развивать умения устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- продолжать работу над развитием умений учащихся принимать участие в совместной работе коллектива, координировать свои действия с действиями партнеров, осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- учить вести диалог, работая в парах, группах, допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение, корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- продолжать развитие умений задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- продолжать работу над совершенствованием математической речи учащихся, умением высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
-формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
-воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.
Оборудование:
- Бененсон Е.П., Итина Л.С. «Математика. Геометрия: Окружность и круг. Сфера и шар. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература». 2004. – 80 с.: ил. (рабочая тетрадь);
- предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни, имеющие форму круга: зеркало, металлическая крышка для консервирования, салфетка круглой формы, тарелка, часы с круглым циферблатом;
- листы нелинованной бумаги, кисти, гуашь;
- сопровождающий пакет компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point;
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Введение в тему занятия
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада видеть вас. Сегодня у нас присутствуют гости, поприветствуем их. Если вы готовы к работе, то кивните мне. (Дети выполняют предложенные действия). Я вижу ваши веселые лица, значит, настроение у нас отличное, а вот занятие нам сегодня предстоит необычное.
Рассмотрите расположенные на слайде предметы. Что общего вы заметили у этих предметов?
Дети рассматривают предметы: тарелка, колесо, пуговица, руль монета, сковорода.
Денис: Все предметы имеют круглую форму. Я бы так сформулировал тему: «Круг и предметы круглой формы».
Учитель: Разделите эти предметы на две группы. Что у вас получилось? По какому признаку вы делили? (Приведите примеры окружностей.)
Учитель: Итак, прозвучали два важных геометрических понятия: круг и окружность. (Записывает на доске эти понятия).
Понятия нам давно знакомые. Я прошу вас разделиться на 2 группы и выполнить задания на карточках.
Предположите задачи нашего занятия.
Сергей: Мы повторим определения данных понятий.
Ирина: Мы будем узнавать новое по теме окружности и круги, и рисовать их.
Учитель: Вы правы. По ходу занятия мы уточним задачи. А в конце занятия подведём итоги и вернёмся к выдвинутым предположениям.
2. Уточнение понятий.
Учитель: Мы с вами употребляем два понятия «окружность» и «круг», глядя на один и тот же чертёж или рисунок. Сделайте вывод и расскажите, что такое окружность и круг?
Марина: Круг – это часть плоскости внутри окружности.
Дима: Я думаю, что окружность - это только линия, а круг – это всё, что внутри самой линии.
Учитель демонстрирует вывод о различиях окружности и круга на слайде:
Здесь ты видишь окружность и круг.
Самое главное то, что окружность – вокруг.
Окружность может быть красная, синяя,
Но всё равно это ЛИНИЯ!
Игорь Шарыгин
- Создание условий для открытия новых знаний.
«Минутка воображения»
Учитель: А теперь представьте, что вы на берегу водоема. Тихий день. Легкий ветерок колышет прибрежные травы. Вода как зеркало: спокойная и гладкая. Вы берете камешек и бросаете его в воду. Представьте, что произойдет.
Дети: Я представил, что раздастся всплеск воды. Это нарушит тишину и поверхность воды. По воде пойдут круги.
- Камень коснется воды и упадет на дно. На воде я увижу круги.
- Все согласны!?
- Я думаю, на поверхности воды будут круги и окружности, потому что окружность - это граница круга.
3.1. Введение понятия «концентрические окружности».
Учитель: Рассмотрите иллюстрации. (рис.) Какой рисунок показывает, как будут расходиться круги на воде?
При обсуждении возникают разные мнения детей.
Учитель: Вспомните, ребята, ведь вам наверняка приходилось бросать камешки в воду. Закройте ещё раз глаза и представьте, как расходятся круги от брошенного камня. (правильным рисунком является изображение №4. )
Вывод: Изображение №4 является правильным ответом на поставленный вопрос.
Учитель: Обратите внимание, на что похож брошенный камень в понятиях геометрии?
Даша: Можно назвать это точкой.
Серёжа: Я думаю, что брошенный камень является центром. И этот центр – общий для всех кругов и окружностей.
Учитель: Есть ещё мнения? В математике, а точнее в геометрии, окружности, изображенные на нашем рисунке №4, называются концентрические (вывешивается карточка с новым понятием). Как вы думаете, почему?
Ира: В этом слове есть слово центр. Наверное, здесь и есть секрет.
Света: А кон-, может быть конус. Когда камень падает, образуется воронка – конус.
Серёжа: Я думаю, концентрическими называют окружности, которые имеют общий центр, ведь камень – это центр окружности.
Учитель: Интересные мнения. Давайте уточним понятие в словаре.
(КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ - имеющий с чем-либо общий центр; концентрические окружности - окружности разного радиуса с общим центром. Большой Энциклопедический словарь. 2000.)
Учитель: Итак, Даша предложила брошенный камень считать точкой, а Серёжа – центром окружности (круга). Мы прочитали определение понятия «концентрические окружности». Кто же прав?
Марина: Я думаю, что правы оба. Потому что центр окружности или круга - это точка.
- Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Как вы думаете над какой темой мы сегодня будем работать?
- Предположите на основании чего выполним наш рисунок?
Давайте уточним название темы нашего занятия: (открывается запись на слайде) ««Рисование подводного мира на основе концентрической окружности»
- Включение новых знаний в индивидуальный опыт учащихся.
Сначала нарисуем воду – фон для наших морских обитателей. Для того, что бы нарисовать фон, нам будет нужна широкая кисть. Затем выберите из красок все синие, голубые, фиолетовые оттенки, а так же белый, бордовый и изумрудный цвета.
Нарисуйте синей краской на листе три окружности разной величины. Располагаться они должны на разной высоте и ни в коем случае не на одной вертикальной линии.
Другим оттенком (как сделать другой оттенок?) синего цвета обведите круги, с внутренней стороны постепенно заполняя окружность к центру.
Поставьте ещё три пятна.
Для дальнейшей работы попробуем изменить синий цвет. Для этого воспользуемся палитрой. Попробуйте смешать синий цвет с белым. Получившимся оттенком обведите некоторые круги и точки ещё раз.
Далее пробуйте смешать синий с другими выбранными цветами. Дополняйте смешанные цвета другими оттенками. Желательно каждым новым цветом обводить не более трёх кругов
Учитель: Ребята! А может кто-то вспомнит, где в жизни вы сталкивались с концентрическими окружностями?
Серёжа: Я видел. Это мишень в тире.
Денис: А дарц. Там же такая же мишень. Концентрические окружности.
Учитель: Молодцы! Мальчики сразу узнали
По ходу работы над рисунком закрепляется понятие «концентрические окружности», осуществляется перенос знаний в практическую жизненную ситуацию.
Пока подсохнет наш фон мы рассмотрим расположенные на слайде предметы. Назовите, какая геометрическая фигура их объединяет?
Серёжа: все предметы овальной формы.
Учитель: Правильно – это овал.
Здесь я круглый круг искусно
Ну чуть-чуть всего приплюснул –
Получился вдруг овал.
Я его вам показал.
Мини- исследование
Учитель: А вы знаете, что общего между куриным яйцом и геометрией?
По латыне яйцо называется «ОВУМ» от слова *ОВУМ*ипроизошло название геометрической фигуры *ОВАЛ*.
- Отгадайте-кто является главным украшением подводного мира?
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми,
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям. (Рыбы)
– Давайте посмотрим, как можно обобщить формы морских обитателей и геометрические фигуры.
Любую геометрическую фигуру-треугольник, вытянутый овал, круг, широкий овал можно превратить в рыбку.
Нарисуйте в нижней левой части листа белым цветом круг, в двух других местах два круга поменьше - это будут морские обитатели. Сначала круги можно наметить тонкой полусухой кисточкой, а затем обвести их более толстой кистью. Дорисовать плавники, водоросли и другие части морских обитателей.
После того, как закончили работать белым цветом приступаем к украшению. Украшать начинаем с желтого цвета. Работать можно ватными палочками.
Затем добавляем оранжевый и красный цвет. Траву можно украсить зелёным.
После завершения работы, часть работ вывешивается на доске.
Учитель: Вот такие замечательные работы мы сегодня выполнили.
- Подведение итогов. Рефлексия
Игра «Концентрические окружности» (на слайде демонстрируется рисунок)
Учитель:
Скоро прозвенит звонок,
Пора нам подвести итог.
Круги и окружности сейчас
Спросят каждого из вас.
Дайте оценку работе. Поделитесь своими открытиями.
Учащиеся высказывают свои мнения по проведённому занятию, учитель направляет рефлексивный этап на проговаривание новых и закрепляемых понятий.
- Обсуждение тем для проектной и исследовательской работы.
Учитель: Мы можем продолжим наши открытия об окружностях и кругах , я предлагаю вам темы для исследования кругов и окружностей «Окружности и круги в орнаментах вышивки», «Съедобные круги и окружности», «Круги и окружности на наших улицах», «Круг в символах», «Проект ограды для детского сада»..
Учитель: Наше занятие завершается. Спасибо за работу! Для продолжения изучения темы вы можете выбрать и выполнить любой предложенный проект или исследование или придумать свою тему. Успехов! Спасибо всем!
- Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»
Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПРЦель: развитие лексико-грамматического строя речиЗадачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о ...
"Тайны подводного мира"
Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой ин...
"Тайны подводного мира"
Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой ин...
Урок 2 класс Постройки и реальность. Обитатели подводного мира
Урок изобразительного искусства для 2 классов в форме урока-путешествие...
Формирование единой картины мира на основе метапредметных связей
Особую популярность сегодня приобретает понятие «метапредметные связи». Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых образовательных стандартов.Многие предметы ш...
Викторина "Загадки подводного мира"
Викторина "Загадки подводного мира" разработана для детей 7 - 8 классов для углубления знаний о водных обитателях естественных и искусственных экосистем рек, морей. океанов, аквариумов и акв...
Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе "Обитатели подводного мира"
Конспект ООД в средней группепо окружающему миру«Обитатели морей и океанов» Цель: расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:Образователь...