Викторина "Загадки подводного мира"
методическая разработка по биологии (7, 8 класс)
Викторина "Загадки подводного мира" разработана для детей 7 - 8 классов для углубления знаний о водных обитателях естественных и искусственных экосистем рек, морей. океанов, аквариумов и аквапарков. Интересные вопросы и задания помогут ребятам развивать эрудицию, работать в команде и узнать много нового о подводном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_podvodnyy_mir.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Викторина
«Загадки подводного мира»
Разработала:
Лапина Татьяна Петровна,
методист высшей квалификационной категории
Новокузнецк, 2021
Викторина «Загадки подводного мира»
Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся в области биологии и экологии водных обитателей.
Задачи:
- Повысить уровень знаний учащихся по вопросам жизнедеятельности и видового разнообразия водных обитателей.
- Развивать умения анализировать информацию, умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы, формировать чувство ответственности за сохранение природных богатств Мирового Океана и водных объектов родного края.
- Воспитывать командный дух и волевое стремление к победе.
Ход мероприятия.
Приветственное слово:
«Дорогие ребята! Наша викторина будет состоять из нескольких станций. Задания каждого последующего этапа будут немного сложнее предыдущего. В нашей викторине много заданий на смекалку, поэтому победит та команда, которая не только много знает, но и умеет общими усилиями решать головоломки и отгадывать загадки. Сегодня вы узнаете и много нового из жизни водных обитателей. Приготовились! Игра началась!»
I. Конкурс «Закончите пословицы рыбах»
- Была бы рыба, а … (рыбак найдется).
- Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху).
- Рыба в реке – еще не … (в руке).
- Рыба мелка, да … (уха сладка).
- Щука умерла, а зубы … (остались).
- Карась сорвется, щука … (навернется).
- Ерш окуню не … (товарищ).
- Линь по дну, а щука по… (верху).
II. Конкурс «Собери название рыбы»
- ШУБА + РОГ = ГОРБУША
- РЕКА + СНОП +РАК = КРАСНОПЕРКА
- ВИД + АСТРА = СТАВРИДА
- ИЛ + ЛАПА +ПИР = ПРИЛИПАЛА
- РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА
- ЮШКА + КОЛ = КОЛЮШКА
- РЮША +КОЛ = КОРЮШКА
- ПУШКА + ЯР = РЯПУШКА
- СИР +УХА = ХАРИУС
- ЛЕСТЬ + РЯД = СТЕРЛЯДЬ
- ЮГ + АР + ВЕС = СЕВРЮГА
- ТРЕК + АС = ТРЕСКА
- АС + ПЛУТ = ПАЛТУС
- БАЛ + КАМА = КАМБАЛА
- ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА
- ВАТА + СИДР = СТАВРИДА
- ЛОТ + ЛОБ + СТОИК = ТОЛСТОЛОБИК
- ТЕС + РАК = ТРЕСКА
- ПИЛА + ИЛ + ПАР = ПРИЛИПАЛА
- ТЕНЬ + МАЙ = ТАЙМЕНЬ
III. Конкурс «Загадки морских обитателей»
1. Вопрос: какие морские беспозвоночные животные имеют наибольшее промысловое значение?
Ответ: на первом месте – разные виды моллюсков (65%), на втором месте – ракообразные (30%).
2. Вопрос: в каких странах люди используют медуз в пищу?
Ответ: в Китае заготавливают и едят в соленом виде медузу зонтик-колокол и мясистые части тела медузы аурелии, мясо медузы напоминает соленые огурцы.
3. Вопрос: какие морские животные способны излучать свет?
Ответ: Представители типа Простейшие – жгутиконосцы, радиолярии; представители типа Кишечнополостные – некоторые полипы, медузы, кораллы; представители типа Моллюски – брюхоногие моллюски и головоногие, а также некоторые представители Иглокожих, разных классов червей и рыб.
4. Вопрос: какой кит ныряет глубже всех?
Ответ: кашалот ныряет до глубины 2200 метров и может оставаться под водой почти 2 часа.
5. Вопрос: какую водоросль называют «зеленый морской салат»?
Ответ: водоросль ульву из отдела зеленых водорослей, которая напоминает лист салата и может использоваться человеком в пищу в свежем виде.
6. Вопрос: какая черепаха служила надежным источником пищи для мореходов и китобоев?
Ответ: зеленая, или суповая, черепаха, которая в отличие от других морских черепах – хищных и ведущих одиночный образ жизни – зеленая черепаха растительноядная. Держится большими группами на мелководье, где черепах легко ловить. Именно из зеленой черепахи готовят знаменитый черепаховый суп.
7. Вопрос: какие иглокожие животные питаются моллюсками?
Ответ: морские звезды могут открывать своими лучами раковины моллюсков, если добыча слишком крупная, звезда обволакивает ее своим желудком и переваривает наружно.
8. Вопрос: у какой рыбы самые крупные икринки?
Ответ: у китовой акулы длина икринки может достигать 67 см. в диаметре – 40 см. Акула может отложить только 1-2 икринки за один нерест. Икринки содержат большое количество питательных веществ для развития зародыша. Из икринки выходит сформировавшаяся молодая акула.
IV. Конкурс «Тайны рыб»
1. Вопрос: какие рыбы глотают пищу не целиком, а предварительно измельчают ее в глотке?
Ответ: представитель Карпообразных – сазан, карась, плотва, лещ.
2. Вопрос: назовите отряд рыб, наиболее пострадавший из-за неконтролируемого вылова, мясо рыб этого отряда отличается особенным вкусом, также высоко ценится и икра. По этим причинам виды этого отряда рыб в настоящее время находятся на грани полного исчезновения. Назовите отряд.
Ответ: Осетровые.
3. Вопрос: назовите подвид атлантической сельди, которая широко заселила Балтийское море и прилегающие водоемы.
Ответ: Салака.
4. Вопрос: из печени каких рыб добывают жир, богатый витаминами А и D?
Ответ: Трескообразные.
5. Вопрос: назовите другое название балтийской кильки, из которой изготавливают всем известные консервы – копченые тушки рыбок в масле?
Ответ: шпроты.
6. Вопрос: какая известная всем рыба меняет окраску под цвет дна?
Ответ: Камбала.
V. Конкурс шифровальщиков
Задание: переставьте в словах буквы таким образом, чтобы получились названия рыб.
- ТАПВОЛ (Плотва)
- ЗНААС (Сазан)
- ЕГМАС (Семга)
- ТОРЕС (Осетр)
- АЛГБЕУ (Белуга)
- Секрат (Треска)
- Бовал (Вобла)
- МЛИНА (Налим)
VI. Конкурс «Волшебные тайны рыб»
1. Вопрос: в какую рыбу можно смотреться, как в зеркало?
Ответ: в зеркального карпа.
2. Вопрос: на какой рыбе ездит водяной в русских народных сказках?
Ответ: на соме.
3. Вопрос: какие сказочные рыбы способны выполнять человеческие желания?
Ответ: щука и золотая рыбка
4. Вопрос: каким орудием лова рыбы пользовался старик в сказке А.С. Пушкина про золотую рыбку?
Ответ: неводом.
5. Вопрос: какая рыба помогает чистить бутылки?
Ответ: ерш.
6. Вопрос: какие рыбы способны плавать в вертикальном положении?
Ответ: морские коньки.
7. Вопрос: какая игра часто заканчивается «рыбой»?
Ответ: домино.
8. Вопрос: как звали человека-амфибию в книге русского писателя фантаста Александра Беляева?
Ответ: Ихтиандр.
9. Вопрос: какая рыба носит человеческое имя?
Ответ: Карп.
10. Вопрос: какая рыба в праздничные дни одевает «шубу»?
Ответ: сельдь.
VII. Конкурс «Интеллектуальный лабиринт»
1. Вопрос: какая хрящевая рыба носит то же название, что и инструмент кузнеца?
Ответ: акула-молот.
2. Вопрос: какие части жабр рыбы называются так же, как и части цветка?
Ответ: жаберные лепестки и тычинки.
3. Вопрос: какая рыба называется так же, как морское судно?
Ответ: парусник.
4. Вопрос: какая рыба называется так же, как и цирковой артист?
Ответ: рыба клоун.
5. Вопрос: какая рыба называется так же, как и птица, которая служит нам «живым будильником»?
Ответ: петух (морской петух).
6. Вопрос: какая рыба называется так же, как и инструмент землекопа?
Ответ: рыба-лопата.
7. Вопрос: какая рыба называется так же, как и инструмент плотника?
Ответ: рыба-пила.
8. Вопрос: Какая рыба называется так же, как и инструмент портного?
Ответ: рыба-игла.
9. Вопрос: какая рыба называется так же, как и вид лошадей, и разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход?
Ответ: рыба-зебра.
10. Вопрос: какие рыбы носят название холодного оружия?
Ответ: рыба-меч, рыба-сабля, рыба-нож.
11. Вопрос: какая рыба носит название самого известного императора Франции?
Ответ: Наполеон.
12. Вопрос: широко распространенная аквариумная рыбка и обитающая в Америке певчая птица семейства овсянковых с ярко-красным оперением имеют одинаковое название. Какое?
Ответ: Кардинал.
13. Вопрос: как называют рыбу, живущую в коралловых рифах, и тропическую птицу с ярким оперением?
Ответ: рыба-попугай.
14. Вопрос: какая рыба носит такое же название, что и страна, расположенная на западе Южной Америки?
Ответ: Аргентина.
15. Вопрос: какая рыба называется так же, как и орган растения?
Ответ: рыба-лист.
16. Вопрос: какая аквариумная рыбка называется так же, как астрономический прибор?
Ответ: телескоп.
17. Вопрос: какая мелкая рыбка, которая встречается в реках Южной Америки и в наших аквариумах, называется так же, как химический элемент?
Ответ: неон.
18. Вопрос: какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру?
Ответ: морской конек.
19. Вопрос: какая крупная хищная рыба с плоским и острым хвостом называется также, как и пологий спуск?
Ответ: скат.
20. Вопрос: какая рыба называется так же, как спортсмен-легкоатлет?
Ответ: прыгун.
VIII. Подведение итогов конкурса.
IХ. Заключительное слово учителя.
Литература
- Боброва, Т.А., Гуфельд, И.М. Ботаника. Зоология: Учеб. Пособие. / Под общ. Ред. Л.А. Панфиловой. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999. – 640 с.
- Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост.С.М. Курганский. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
- Кочетов, А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991. – 384 с.
- Махлин, М.Д. Путешествие по аквариуму. – М.: Колос, 1993. – 303 с.
- Полная энциклопедия аквариумиста / авт.-сост. Н.В. Белов. – Минск: Современный литератор, 2008. - 639, [1] с.
- Степура, А.В. Мир животных пяти континентов / А.В. Степура. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 832 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час на тему "Подводные камни интернет-мира"
Интернет-зависимость - проблема, занимающая одно из первых мест в мире. Материал классного часа не только познакомит подростков с "подводными камнями" интернета, но и поможет их обойти....
«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»
Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПРЦель: развитие лексико-грамматического строя речиЗадачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о ...
"Тайны подводного мира"
Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой ин...
"Тайны подводного мира"
Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой ин...
Урок 2 класс Постройки и реальность. Обитатели подводного мира
Урок изобразительного искусства для 2 классов в форме урока-путешествие...
Рисование подводного мира на основе концентрического круга
Нарисовать подводный мир с множеством различных обитателей. Расширение и углубление геометрических представлений учащихся об изученных понятиях: «окружность», «круг», «овал» «центр окружности (к...
Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе "Обитатели подводного мира"
Конспект ООД в средней группепо окружающему миру«Обитатели морей и океанов» Цель: расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:Образователь...
- Мне нравится (1)