Беседа на тему: "Знаю ли я себя?"
план-конспект по теме
Тема : «Знаю ли я себя?»
Цель тренинга: актуализация проблемы самопознания личности - совокупности всех представлений воспитанника о себе и самооценка, изучение себя.
Задачи тренинга:
Ø Знакомство с темой, целями и задачами .
Ø Принятие правил работы группы.
Ø Формирование у учащихся интереса к внутреннему миру человека, к собственному внутреннему миру.
Ø Стимулирование потребности разобраться в особенностях людей и в самих себе, в своем характере.
Форма деятельности: психологический тренинг, аудиальная психокоррекция, рефлексия.
Ход занятия:
Приветствие «Улыбка»
Принятие улыбки как приема привлечения внимания и создания положительного эмоционального настроя членов группы на занятие.
Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». (Прослушивание отрывка песни). Поприветствуйте всех участников группы доброй улыбкой.
Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?
. Тренинг «Какой Я?»
Цель: анализ своего внутреннего мира. Взгляд на себя со стороны.
Время:
Материалы: цветные фломастеры и листы бумаги.
Тема нашей практики – развитие Я-концепции. Что же это такое Я – концепция? (отвечают суворовцы, затем обобщает психолог). Это совокупность всех представлений человека о себе и их самооценка.
Нет более плодотворного занятия,
Как познание самого себя.
(Р.Декарт)
Вот и пришло это время вопросов к самому себе. Они волнуют и мучают, заставляют заглянуть в самого себя, и невозможно однозначно ответить на эти вопросы только «нет» или только «да». Вам рассказывают о замечательных людях прошлого и настоящего, показывают красоту их жизни, оценивают их ум, характер, отношение к окружающим. Похожие черты вы находите в близких людях, тогда, естественно, появляется вопрос «А какой я сам?». Какими вы видите себя сами в действительности? Не противоречит ли ваше «Я» тем оценкам, которые дают вам окружающие? В равновесии ли находятся понятия «что Я есть» и «чем Я хочу и должен стать?»
Живет во мне семь Я – целая семья.
Когда один говорит: «Да», второй говорит: «Нет»,
третий – дает совет, четвертый – спит,
пятый - мух считает, шестой седьмого ожидает,
а седьмой - рассказывает сказку. Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я – целая семья.
Когда один говорит: «Пойдем пешком»,
Второй говорит «Поскачем верхом»,
Третий говорит: «На машине поедем»,
Четвертый: «На велосипеде», Пятый: «На санях»,
Шестой: «Не сегодня, а на днях»,
А седьмой – рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я – целая семья.
Когда один плачет, второй – хохочет,
третий – знать ни о чем не хочет,
четвертый задает за вопросом вопрос,
пятый – во все сует нос,
шестой – снова ждет ответа седьмого,
А седьмой рассказывает сказку. Кого мне слушать?
(Виктор Лунин)
Обсуждение: А сколько же «Я» в вас на самом деле?
Упражнение «Я – это…» и «Какой я?»
Воспитанникам дается задание написать на листе 10 предложений «Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем – 10 предложений «Какой Я?», дав ответ в виде 10 прилагательных. Затем проводится обсуждение. Следует сделать акцент на достоинства каждого ребенка, не обсуждая недостатки.
В структуре Я-концепции выделяют:
· Я реальное (представление о себе в настоящем)
· Я идеальное (каким хочешь быть)
· Я прошлое (представление о своем Я в прошлом)
· Я будущее (представление о своем Я в будущем)
Обсуждение. А теперь разделите лист на две колонки и запишите в них ваше «Я-реальное» и «Я-идеальное». Обсуждение.
Упражнение «Рисованное письмо оловянному солдатику»
Воспитанники должны нарисовать рисунок – «Письмо оловянному солдатику», в котором бы содержалась информация о них в аллегорической форме.
Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.
Обсуждение рисунков.
(Рисунки психолог может использовать впоследствии для анализа внутреннего мира суворовца).
Диагностика уровня притязаний и самооценки воспитанников.
Цель: анализ уровня своих притязаний и самооценки
Время:
Необходимые материалы:
Воспитанникам предлагается на листах нарисовать солнце с семью лучами. Лучи подписываются, как: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе. Затем на каждом луче этого солнышка они отмечают черточкой, как они оценивают развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком (х) надо отметить, при каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя.
Обсуждение. После выполнения задания воспитанники по желанию показывают свои рисунки остальным и рассказывают о своей самооценке.
Тренинг «Ваш характер»
Цель: определить черты своего характера
Время:
Материалы: цветные фломастеры и листы бумаги.
Знаете ли вы свой характер? Интересно узнать? Характером называют индивидуальный склад человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они постоянно проявляются в различных ситуациях, стали устойчивыми свойствами, качествами. Знание характера позволяет предсказывать поведение человека в тех или иных ситуациях.
Анкета «Ваш характер»
Оцените некоторые ваши поступки и действия по тому, как часто они проявляются, сделайте заключение, являются ли они качествами характера.
Проявления | Никогда | Иногда | Часто | Всегда | Черта характера |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Я заканчиваю то, что начал | Настойчивость | ||||
Мне интересны люди | Жизнелюбие, оптимизм | ||||
Я охотно помогаю, если могу это сделать | Щедрость, чуткость | ||||
Я стараюсь сделать то, что я запланировал | Целеустремленность | ||||
Я стремлюсь руководить другими | Лидерство | ||||
Я верный друг | Верность | ||||
Я всегда добиваюсь своего | Воля | ||||
Я стараюсь выглядеть лучшим образом | Честолюбие | ||||
Я зависимый человек | Комфортность | ||||
Я принимаю решения без колебаний | Решительность | ||||
Меня нелегко отговорить | Упрямство | ||||
Я могу организовать свое время | Рационализм | ||||
Я выполняю поручения по дому | Исполнительность | ||||
Я делаю свои дела сам | Самостоятельность | ||||
Я люблю физическую работу | Трудолюбие | ||||
Я не боюсь оставаться один | Смелость | ||||
Я слушаю других | Внимательность | ||||
Я всегда на людях, с людьми | Экстравертность | ||||
Я способен принять критику | Объективность |
Просмотрите, пожалуйста, список черт характера в анкете «Ваш характер». Выберите ту из них, которую вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах. Запишите ее около схемы «Я – характер» под номером 1. Затем выберите следующую по значимости и запишите под номером 2 и т.д. Получится наглядная картина вашего Я в сфере качеств характера.
« Я Положительные черты Отрицательные черты
Характер» - целеустремленность - переменчивый
- трудолюбивый - ленивый
- настойчивый - уступчивый
- волевой - безвольный
- лидер - ведомый
- самостоятельный - несамостоятельный
- общительный (экстраверт) - замкнутый (интроверт)
- оптимист - пессимист
Стендаль называл характером человека совокупность его моральных привычек. Составьте самохарактеристику. Она позволит определить вам свои полезные и вредные привычки.
Задайте себе следующие вопросы:
- С какими привычками я не смог бы расстаться или даже подумать о том, чтобы расстаться?
- Есть ли у меня вредные привычки?
Под знаком (+) напишите полезные привычки, под знаком (-) вредные. Отнеситесь предельно самокритично.
Ответьте на вопросы:
- откуда появились эти привычки?
- что они делают с вами и чем поддерживаются?
(Здесь важно увидеть, что привычки, вместо того чтобы реально помочь, фактически мешают развитию)
Проанализируйте. Приведите примеры, когда знания о себе, своем внутреннем мире, своем характере помогали вам приобрести уверенность в различных ситуациях и обстоятельствах.
Самого себя строить трудно, но не надо погружаться в самокопание. Четко определите свои цели в жизни, сформируйте план и творчески подойдите к составлению собственного сценария жизни. Необходимы ежедневные наблюдения, надо мыслить, давать оценку ситуациям и не забыть о самооценке. Так вы научитесь понимать себя, слушать свой внутренний голос – Я. Вы обогатите себя психологическим анализом, с помощью которого сможете закалить Волю, развить Ум, выковать Характер. Результатом этой большой работы будет достойная Самореализация.
Заполнение бланка. Обсуждение результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_znayu_li_ya_sebya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО ЦВР Кашарского района
Беседа на тему:
«Знаю ли я себя?»
Педагог дополнительного образования
Полякова Виктория Ивановна
С. Кашары
2016г.
Тема : «Знаю ли я себя?»
Цель тренинга: актуализация проблемы самопознания личности - совокупности всех представлений воспитанника о себе и самооценка, изучение себя.
Задачи тренинга:
- Знакомство с темой, целями и задачами .
- Принятие правил работы группы.
- Формирование у учащихся интереса к внутреннему миру человека, к собственному внутреннему миру.
- Стимулирование потребности разобраться в особенностях людей и в самих себе, в своем характере.
Форма деятельности: психологический тренинг, аудиальная психокоррекция, рефлексия.
Ход занятия:
Приветствие «Улыбка»
Принятие улыбки как приема привлечения внимания и создания положительного эмоционального настроя членов группы на занятие.
Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». (Прослушивание отрывка песни). Поприветствуйте всех участников группы доброй улыбкой.
Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?
. Тренинг «Какой Я?»
Цель: анализ своего внутреннего мира. Взгляд на себя со стороны.
Время:
Материалы: цветные фломастеры и листы бумаги.
Тема нашей практики – развитие Я-концепции. Что же это такое Я – концепция? (отвечают суворовцы, затем обобщает психолог). Это совокупность всех представлений человека о себе и их самооценка.
Нет более плодотворного занятия,
Как познание самого себя.
(Р.Декарт)
Вот и пришло это время вопросов к самому себе. Они волнуют и мучают, заставляют заглянуть в самого себя, и невозможно однозначно ответить на эти вопросы только «нет» или только «да». Вам рассказывают о замечательных людях прошлого и настоящего, показывают красоту их жизни, оценивают их ум, характер, отношение к окружающим. Похожие черты вы находите в близких людях, тогда, естественно, появляется вопрос «А какой я сам?». Какими вы видите себя сами в действительности? Не противоречит ли ваше «Я» тем оценкам, которые дают вам окружающие? В равновесии ли находятся понятия «что Я есть» и «чем Я хочу и должен стать?»
Живет во мне семь Я – целая семья.
Когда один говорит: «Да», второй говорит: «Нет»,
третий – дает совет, четвертый – спит,
пятый - мух считает, шестой седьмого ожидает,
а седьмой - рассказывает сказку. Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я – целая семья.
Когда один говорит: «Пойдем пешком»,
Второй говорит «Поскачем верхом»,
Третий говорит: «На машине поедем»,
Четвертый: «На велосипеде», Пятый: «На санях»,
Шестой: «Не сегодня, а на днях»,
А седьмой – рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я – целая семья.
Когда один плачет, второй – хохочет,
третий – знать ни о чем не хочет,
четвертый задает за вопросом вопрос,
пятый – во все сует нос,
шестой – снова ждет ответа седьмого,
А седьмой рассказывает сказку. Кого мне слушать?
(Виктор Лунин)
Обсуждение: А сколько же «Я» в вас на самом деле?
Упражнение «Я – это…» и «Какой я?»
Воспитанникам дается задание написать на листе 10 предложений «Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем – 10 предложений «Какой Я?», дав ответ в виде 10 прилагательных. Затем проводится обсуждение. Следует сделать акцент на достоинства каждого ребенка, не обсуждая недостатки.
В структуре Я-концепции выделяют:
- Я реальное (представление о себе в настоящем)
- Я идеальное (каким хочешь быть)
- Я прошлое (представление о своем Я в прошлом)
- Я будущее (представление о своем Я в будущем)
Обсуждение. А теперь разделите лист на две колонки и запишите в них ваше «Я-реальное» и «Я-идеальное». Обсуждение.
Упражнение «Рисованное письмо оловянному солдатику»
Воспитанники должны нарисовать рисунок – «Письмо оловянному солдатику», в котором бы содержалась информация о них в аллегорической форме.
Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.
Обсуждение рисунков.
(Рисунки психолог может использовать впоследствии для анализа внутреннего мира суворовца).
Диагностика уровня притязаний и самооценки воспитанников.
Цель: анализ уровня своих притязаний и самооценки
Время:
Необходимые материалы:
Воспитанникам предлагается на листах нарисовать солнце с семью лучами. Лучи подписываются, как: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе. Затем на каждом луче этого солнышка они отмечают черточкой, как они оценивают развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком (х) надо отметить, при каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя.
Обсуждение. После выполнения задания воспитанники по желанию показывают свои рисунки остальным и рассказывают о своей самооценке.
Тренинг «Ваш характер»
Цель: определить черты своего характера
Время:
Материалы: цветные фломастеры и листы бумаги.
Знаете ли вы свой характер? Интересно узнать? Характером называют индивидуальный склад человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они постоянно проявляются в различных ситуациях, стали устойчивыми свойствами, качествами. Знание характера позволяет предсказывать поведение человека в тех или иных ситуациях.
Анкета «Ваш характер»
Оцените некоторые ваши поступки и действия по тому, как часто они проявляются, сделайте заключение, являются ли они качествами характера.
Проявления | Никогда | Иногда | Часто | Всегда | Черта характера |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Я заканчиваю то, что начал | Настойчивость | ||||
Мне интересны люди | Жизнелюбие, оптимизм | ||||
Я охотно помогаю, если могу это сделать | Щедрость, чуткость | ||||
Я стараюсь сделать то, что я запланировал | Целеустремленность | ||||
Я стремлюсь руководить другими | Лидерство | ||||
Я верный друг | Верность | ||||
Я всегда добиваюсь своего | Воля | ||||
Я стараюсь выглядеть лучшим образом | Честолюбие | ||||
Я зависимый человек | Комфортность | ||||
Я принимаю решения без колебаний | Решительность | ||||
Меня нелегко отговорить | Упрямство | ||||
Я могу организовать свое время | Рационализм | ||||
Я выполняю поручения по дому | Исполнительность | ||||
Я делаю свои дела сам | Самостоятельность | ||||
Я люблю физическую работу | Трудолюбие | ||||
Я не боюсь оставаться один | Смелость | ||||
Я слушаю других | Внимательность | ||||
Я всегда на людях, с людьми | Экстравертность | ||||
Я способен принять критику | Объективность |
Просмотрите, пожалуйста, список черт характера в анкете «Ваш характер». Выберите ту из них, которую вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах. Запишите ее около схемы «Я – характер» под номером 1. Затем выберите следующую по значимости и запишите под номером 2 и т.д. Получится наглядная картина вашего Я в сфере качеств характера.
« Я Положительные черты Отрицательные черты
Характер» - целеустремленность - переменчивый
- трудолюбивый - ленивый
- настойчивый - уступчивый
- волевой - безвольный
- лидер - ведомый
- самостоятельный - несамостоятельный
- общительный (экстраверт) - замкнутый (интроверт)
- оптимист - пессимист
Стендаль называл характером человека совокупность его моральных привычек. Составьте самохарактеристику. Она позволит определить вам свои полезные и вредные привычки.
Задайте себе следующие вопросы:
- С какими привычками я не смог бы расстаться или даже подумать о том, чтобы расстаться?
- Есть ли у меня вредные привычки?
Под знаком (+) напишите полезные привычки, под знаком (-) вредные. Отнеситесь предельно самокритично.
Ответьте на вопросы:
- откуда появились эти привычки?
- что они делают с вами и чем поддерживаются?
(Здесь важно увидеть, что привычки, вместо того чтобы реально помочь, фактически мешают развитию)
Проанализируйте. Приведите примеры, когда знания о себе, своем внутреннем мире, своем характере помогали вам приобрести уверенность в различных ситуациях и обстоятельствах.
Самого себя строить трудно, но не надо погружаться в самокопание. Четко определите свои цели в жизни, сформируйте план и творчески подойдите к составлению собственного сценария жизни. Необходимы ежедневные наблюдения, надо мыслить, давать оценку ситуациям и не забыть о самооценке. Так вы научитесь понимать себя, слушать свой внутренний голос – Я. Вы обогатите себя психологическим анализом, с помощью которого сможете закалить Волю, развить Ум, выковать Характер. Результатом этой большой работы будет достойная Самореализация.
Заполнение бланка. Обсуждение результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью
Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...
Внеклассное мероприятие по теме "Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!"
Правила поведения на дороге - очень актуальная тема. Уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться высоким. Участником каждого третьего происшествия на дороге становитс...
Родительское собрание по теме "Знаю ли я друзей своего ребенка?"
Родительское собрание с презентацией "Знаю ли я друзей своего ребенка?" для 7 класса....
Классный час на тему : «Знай правила дорожного движения»
Классный час разработан с целью систематизации и совершенствования знаний правил дорожного движения...
Классный час по ПДД для 5-6 классов на тему: «Знай, помни, выполняй!»
Классный час "Знай, помни, выполняй!" предназначен для учащихся 5-6 классов. Главная его цель - выработать у детей навыки осознанного использования правил дорожного движения в повсе...
Сценарий проведения внеклассного мероприятия отрядом объединения «Клуб ЮИД» викторины на тему: «Знай правила движения, как таблицу умножения»
Викторина на тему: «Знай правила движения, как таблицу умножения»...
Внеклассное мероприятие по теме: "Знай свои права"
Разработка внеклассного мероприятия по теме: "Знай свои права"ПредметСитуационный классный часТемаЗнай свои праваКласс6Место мероприятия в системе воспитательной работыДанное мероприятие вхо...