Мини проект "Реки, моря, океаны"
статья на тему

Птицына Светлана Михайловна

Данный проект посвящен изущению воды: ее отображению в русской народной литературе, изучению влияния на структуру воды человеком, повторения понятия - круговорот воды в природе, проведения опытов с водой, сочинению синквейнов и сказок о воде. Материал рассчитан для детей 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet_reki_morya_okeany.docx672.42 КБ

Предварительный просмотр:


Реки, моря, океаны, леса и поля,
Горы могучие, снеги и ветры лихие.
Это бескрайняя, это родная земля!
Это наш край и наш рай!
Это Россия!

(песня «Наш край Россия»,

 ансамбль казачьей песни «Криница»)

Большую часть нашей планеты — 79 % — занимает вода, и даже если углубиться в толщу земной коры, то в трещинах и порах можно обнаружить воду. Кроме того, все известные на Земле минералы и живые организмы имеют в своем составе воду, именно поэтому, теме вода уделяется такое большое внимание при изучении игровой экологии на втором году обучения.

Велико значение воды в природе. Современные научные исследования воды дают возможность рассматривать её как уникальное вещество. Она участвует во всех физико-географических, биологических, геохимических и геофизических процессах, происходящих на Земле, является движущей силой многих глобальных процессов на планете.

Изучение такой удивительной темы «Вода» начинается с занятия «Сказки воды». С самого детства родители, бабушки читают детям различные сказки, в том числе и такие, в которых участвует вода, в различных ее состояниях. На занятии дети еще раз повторяют эти сказки («Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Сказка «об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Жар-птица и Василиса-царевна») к сожалению не все для них оказываются знакомыми. Например такие, как «Притворная болезнь», «Звериное молоко». В этих и других сказках упоминается о живой и мертвой воде. Вспоминая сказки, ребята пытаются понять, бывает ли живая и мертвая вода и с какими признаками это связанно. Попробовав это сами дети просматривают отрывки из фильма «Вода» ч.3 «Новое измерение», где ученые доступным языком объясняют, что такое вода и какое влияние может оказывать человек на структуру воды. Далее ребята рассматривают примеры для чего нужна вода. На занятии обращается внимание не только на русские народные сказки, но и на пословицы и поговорки о воде.

Закончи поговорку.

  • Без воды ни туды и ……………………………..
  • Бьется как ……………………………………….
  • В воде не тонет, в……………………………….
  • Ложкой моря не ………………………………..
  • Мокрый – дождя ……………………………….
  • Не зная броду ………………………………….
  • Пар костей ……………………………………..
  • Ожегся на молоке – на ………………………...
  • Слезами горю ………………………………….
  • Чтобы рыбку съесть , надо ……………………
  • Решетом воду ………………………………….

 В конце темы ребята понимают, насколько важно бережно относится к воде.

Не менее интересно проходят занятия по следующим занятиям этой темы. На занятиях по теме «Небесное путешествие капли» дети в игровой форме они повторяют, что вода вызвала на Земле такое явление, как круговорот воды — замкнутый, непрерывный процесс перемещения воды, охватывающий все важнейшие оболочки Земли. Обращается внимание, что движущей силой круговорота воды служит солнечная энергия, вызывающая испарение воды (с океанов в 6,6 раза больше, чем с суши). Поступившая в атмосферу вода переносится воздушными течениями в горизонтальном направлении, конденсируется и под действием силы тяжести падает на Землю в форме осадков. Одна часть их через реки поступает в озера и океан, а другая — идет на увлажнение почвы и пополнение подземных вод, которые принимают участие в питании рек, озер и морей.  Полученные знания, ребята отображают на листе, где фиксируется весь процесс круговорота воды в природе.

C:\Users\011_proektor\Desktop\ФГОС\2 год\2 кл игровая\Занятие№15 Сказки воды\Безымянный.png    C:\Users\011_proektor\Desktop\ФГОС\2 год\2 кл игровая\Занятие№15 Сказки воды\89715339.jpg

В зависимости от подготовки детей возможно выполнение данного задания в технике аппликация:

C:\Users\011_proektor\Desktop\ФГОС\2 год\2 кл игровая\Занятие№15 Сказки воды\Урок-круговорот-воды-в-природе-4.jpg

Полеченные теоретические знания дети закрепляют на практике, проводя опыты по круговороту воды и заносят результаты в дневник наблюдений.

C:\Users\011_proektor\Desktop\ФГОС\2 год\2 кл игровая\КВ.png

Дневник наблюдения

(домашнее задание)

Дни

Уровень воды уменьшился на:

Образовались первые капли конденсата

Выпали первые осадки

Для развития логического мышления, ребятам предлагается придумать синквейн. Для начала педагог вместе с детьми рассматривает схему построения синквейна:

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Предлагаются для примера готовые образцы синквейна.

Вода

Чистая, светлая, святая.

Напоит, умоет, вылечит.

Надо её беречь.

Это жизнь!

Роса

Серебристая, хрустальная.

Переливается, сверкает, блестит.

Зеркало природы

Красота!

Речушка

Тихая, тёплая.

Течёт, бежит, манит.

Рыбка плещется в воде.

Родная природа.

Океан

Мировой, великий, огромный.

Волнуется, бушует, штормит.

В нём вся сила природы.

Начало жизни на Земле.

Самостоятельно ребята пишут свои синквейны в подготовленной таблице.

Синквейн о воде

одно существительное, выражающее главную тему cинквейна

РЕКА

РОСА

ОКЕАН

два прилагательных, выражающих главную мысль.

три глагола, описывающие действия в рамках темы.

фраза, несущая определенный смысл

.

заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

При изучение данной темы, ребята пробуют сами написать сказку или рассказ о воде.

В конце данной темы выполняется мини проект «Реки, моря, океаны». Сначала ребята дома самостоятельно составляют свой алфавит, состоящий из названий рек, морей и океанов. А затем на занятиях, все вместе, ребята составляют большой водный алфавит.

C:\Users\011_proektor\Desktop\ФГОС\2 год\Фото\IMG_1157 - копия.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 6 классе с презентацией по теме: "Океаны и моря" в коррекционной школе VIII вида

Сформировать представление об океанах и морях, о грозных явлениях на море и в океане, рассказать о значении морей и океанов для хозяйственной деятельности человека. Воспитывать любовь к родному краю,с...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

Урок географии в 5 классе Тема: Моря и океаны. Использование и охрана воды.

    Цель урока: Повторить и закрепить знания уч-ся о пресных водоемах и обитателях пресных водоемов, их происхождении (естественные и искусственные водоемы); использование пресных вод...

8 класс. Урок географии на тему: Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого океана. Острова и полуострова.

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить знания учащихся о географическом положении Евразии, из каких частей состоит материк, где проходит граница между Европой и Азией, какие океаны омывают материк Евразия. Познакомить...