Мини проект "Реки, моря, океаны"
статья на тему
Данный проект посвящен изущению воды: ее отображению в русской народной литературе, изучению влияния на структуру воды человеком, повторения понятия - круговорот воды в природе, проведения опытов с водой, сочинению синквейнов и сказок о воде. Материал рассчитан для детей 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proet_reki_morya_okeany.docx | 672.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Реки, моря, океаны, леса и поля,
Горы могучие, снеги и ветры лихие.
Это бескрайняя, это родная земля!
Это наш край и наш рай!
Это Россия!
(песня «Наш край Россия»,
ансамбль казачьей песни «Криница»)
Большую часть нашей планеты — 79 % — занимает вода, и даже если углубиться в толщу земной коры, то в трещинах и порах можно обнаружить воду. Кроме того, все известные на Земле минералы и живые организмы имеют в своем составе воду, именно поэтому, теме вода уделяется такое большое внимание при изучении игровой экологии на втором году обучения.
Велико значение воды в природе. Современные научные исследования воды дают возможность рассматривать её как уникальное вещество. Она участвует во всех физико-географических, биологических, геохимических и геофизических процессах, происходящих на Земле, является движущей силой многих глобальных процессов на планете.
Изучение такой удивительной темы «Вода» начинается с занятия «Сказки воды». С самого детства родители, бабушки читают детям различные сказки, в том числе и такие, в которых участвует вода, в различных ее состояниях. На занятии дети еще раз повторяют эти сказки («Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Сказка «об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Жар-птица и Василиса-царевна») к сожалению не все для них оказываются знакомыми. Например такие, как «Притворная болезнь», «Звериное молоко». В этих и других сказках упоминается о живой и мертвой воде. Вспоминая сказки, ребята пытаются понять, бывает ли живая и мертвая вода и с какими признаками это связанно. Попробовав это сами дети просматривают отрывки из фильма «Вода» ч.3 «Новое измерение», где ученые доступным языком объясняют, что такое вода и какое влияние может оказывать человек на структуру воды. Далее ребята рассматривают примеры для чего нужна вода. На занятии обращается внимание не только на русские народные сказки, но и на пословицы и поговорки о воде.
Закончи поговорку.
- Без воды ни туды и ……………………………..
- Бьется как ……………………………………….
- В воде не тонет, в……………………………….
- Ложкой моря не ………………………………..
- Мокрый – дождя ……………………………….
- Не зная броду ………………………………….
- Пар костей ……………………………………..
- Ожегся на молоке – на ………………………...
- Слезами горю ………………………………….
- Чтобы рыбку съесть , надо ……………………
- Решетом воду ………………………………….
В конце темы ребята понимают, насколько важно бережно относится к воде.
Не менее интересно проходят занятия по следующим занятиям этой темы. На занятиях по теме «Небесное путешествие капли» дети в игровой форме они повторяют, что вода вызвала на Земле такое явление, как круговорот воды — замкнутый, непрерывный процесс перемещения воды, охватывающий все важнейшие оболочки Земли. Обращается внимание, что движущей силой круговорота воды служит солнечная энергия, вызывающая испарение воды (с океанов в 6,6 раза больше, чем с суши). Поступившая в атмосферу вода переносится воздушными течениями в горизонтальном направлении, конденсируется и под действием силы тяжести падает на Землю в форме осадков. Одна часть их через реки поступает в озера и океан, а другая — идет на увлажнение почвы и пополнение подземных вод, которые принимают участие в питании рек, озер и морей. Полученные знания, ребята отображают на листе, где фиксируется весь процесс круговорота воды в природе.
В зависимости от подготовки детей возможно выполнение данного задания в технике аппликация:
Полеченные теоретические знания дети закрепляют на практике, проводя опыты по круговороту воды и заносят результаты в дневник наблюдений.
Дневник наблюдения
(домашнее задание)
Дни | Уровень воды уменьшился на: | Образовались первые капли конденсата | Выпали первые осадки | |
Для развития логического мышления, ребятам предлагается придумать синквейн. Для начала педагог вместе с детьми рассматривает схему построения синквейна:
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Предлагаются для примера готовые образцы синквейна.
Вода Чистая, светлая, святая. Напоит, умоет, вылечит. Надо её беречь. Это жизнь! | Роса Серебристая, хрустальная. Переливается, сверкает, блестит. Зеркало природы Красота! |
Речушка Тихая, тёплая. Течёт, бежит, манит. Рыбка плещется в воде. Родная природа. | Океан Мировой, великий, огромный. Волнуется, бушует, штормит. В нём вся сила природы. Начало жизни на Земле. |
Самостоятельно ребята пишут свои синквейны в подготовленной таблице.
Синквейн о воде
одно существительное, выражающее главную тему cинквейна | РЕКА | РОСА | ОКЕАН |
два прилагательных, выражающих главную мысль. | |||
три глагола, описывающие действия в рамках темы. | |||
фраза, несущая определенный смысл . | |||
заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). |
При изучение данной темы, ребята пробуют сами написать сказку или рассказ о воде.
В конце данной темы выполняется мини проект «Реки, моря, океаны». Сначала ребята дома самостоятельно составляют свой алфавит, состоящий из названий рек, морей и океанов. А затем на занятиях, все вместе, ребята составляют большой водный алфавит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 6 классе с презентацией по теме: "Океаны и моря" в коррекционной школе VIII вида
Сформировать представление об океанах и морях, о грозных явлениях на море и в океане, рассказать о значении морей и океанов для хозяйственной деятельности человека. Воспитывать любовь к родному краю,с...
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана.
конспект урока географии в 6 классе (VIII...
Урок географии в 6 классе по теме "Моря Северного Ледовитого океана" (конспект + презентация)
Технологическая карта урока...
«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...
Анализ урока по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Самоанализ урока с подробным разбором каждого этапа....
Урок географии в 5 классе Тема: Моря и океаны. Использование и охрана воды.
Цель урока: Повторить и закрепить знания уч-ся о пресных водоемах и обитателях пресных водоемов, их происхождении (естественные и искусственные водоемы); использование пресных вод...
8 класс. Урок географии на тему: Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого океана. Острова и полуострова.
ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить знания учащихся о географическом положении Евразии, из каких частей состоит материк, где проходит граница между Европой и Азией, какие океаны омывают материк Евразия. Познакомить...